Схема 112 км/ч
На 994-м километре трассы "Дон" находится Аютинский пост ДПС. На улице жара, но гаишник стоит на дороге и всматривается в поток. Вдруг он вскидывает жезл и направляет в светлую иномарку. Водитель трезв, ничего не нарушал, поэтому удивлён.
— А в чём дело?
— Добрый день, приготовьте документы, пройдём на пост — там и разберёмся.
На посту, где помимо инспектора сидит какой-то мужчина в штатском, водитель с удивлением узнаёт, что он нарушитель: ему показывают фото его автомобиля с камеры и скорость — 112 км/ч. Инспектор спрашивает, мол, почему нарушаем? Водитель судорожно пытается понять, что происходит:
— А где это было? Ведь трасса федеральная и разрешённая скорость здесь — 90–110 км/ч.
Мужчина в штатском устало поясняет: на одном из участков стоял временный знак с ограничением скорости в 50 км/ч. Начинает намекать, что нарушение тянет на лишение прав — на четыре месяца, а то и на полгода. Мол, либо решаем вопрос сейчас, либо отправляем материалы в суд.
Многие водители намёк понимают по-своему и тянутся за кошельком. Другие чувствуют себя невиновными и говорят, что готовы судиться. На форумах есть бедолаги, чьи материалы рассматривал местный суд, который чаще всего принимал сторону гаишников. Опытные автомобилисты говорят, что нужно просить отправить материалы в суд по месту регистрации. Это гаишникам очень не нравится. Обычно они отпускают водителя восвояси.
— Тоже попал! Хлопцы заработали 10 000 на мне. Роли у всех расписаны. Какой-то гражданский якобы составляет протоколы. Ни удостоверения, ни формы. Интересно, скоро ли они закончат как на Кущевском посту? Куда смотрит УСБ? — пишет на форуме Владимир.
— На посту есть специальная комната для вымогания. Церемония взятия денег отработана. Выключается свет, на столе раскрывается папка. Кладёшь туда деньги — получаешь права, — делится опытом Галина.
Обычно так описывают свои встречи с инспекторами Аютинского поста водители из разных регионов.
Если посмотреть отзывы об Аютинском посте, то чаще всего упоминается схема, когда на трассе установлены временные знаки с ограничением до 50 и 70 км/ч, однако после них больше нет отменяющих знаков. На таких участках и стоят камеры-ловушки. В большинстве случаев гаишники показывают нарушителям скорость в 112 км/ч. Видимо, это некий опознавательный знак для своих.
Ситуация на трассе хорошо известна общественникам.
— Жалобы про Аютинский пост поступают всё чаще, раньше такого не было. Например, недавно мне рассказали, что его сотрудники якобы требовали с водителя сдать анализ мочи прямо на месте — а это незаконно, можно только в медучреждении. Года три назад мне удалось привлечь внимание к Кущевскому посту, где было всё гораздо хуже. Сейчас нареканий к нему нет вообще. А сделали руководители полиции всего три вещи. Во-первых, полностью, а не точечно, поменяли всех сотрудников поста. Во-вторых, выделили средства на новые видеокамеры, чтобы вокруг поста не оставалось слепых зон. В-третьих, на Кущевском теперь дежурят не только гибэдэдэшники, но и сотрудники другого ведомства — Росгвардии. Уверен, эти меры универсальны и должны применяться ко всем проблемным постам, — заявил координатор движения "Общество синих ведёрок" Пётр Шкуматов.