148
Дело было давно, где- то аж в 2006 годе. Или году. А может- в 2007, не помню точно.
Вроде, всё закончилось нормально: причина неисправности авто благополучно найдена, меры приняты, ремонт обошёлся относительно небольшими деньгами, машинка снова бегает, как молодая...
Но, прах побери, как такое могло произойти- до сих пор непонятно. Может есть на ЯПе грамотные электрики, разгадают ребус?
По порядку: поиски замены Нексии закончились покупкой 3-х летней Киа Рио ещё той, старой, в самом первом кузове. Крупноагрегатная сборка в Калининграде, два WINа: бесполезный калининградский и рабочий- корейский, по которому и заказывались з/ч. Нормальная машинка, шустрая, надёжная да и рулится неплохо. Доволен. И ничто, как говорится не предвещало. Год отъездил- никаких проблем.
Летом спокойно еду с дачи, трасса позволяет держать скорость под сотню, поток приличный, благо- воскресенье.
Внезапно замечаю: стрелка указателя температуры потихоньку начинает движение, неумолимо приближаясь к верху шкалы. Останавливаюсь на обочине, открываю капот: всё на месте, уровень антифриза в норме. Завожу двигатель. Датчик температуры срабатывает, крыльчатка весело крутится, температура уходит в норму.
Пожимаю плечами, еду дальше. Всё повторятся. Как разгоняешься- температура растёт, сбавляешь скорость, толкаешься в "пробке", или просто встаёшь с заведённым двигателем- всё нормализуется. Нихренанепонятно.
Пару дней откатался по городу: вроде нормально, но стоило выехать на трассу и газануть- всё повторилось. Потом- лёгкий звук удара из- под капота, после которого температура приходит в норму за считанные минуты. Останавливаюсь, открываю капот... и извлекаю крыльчатку вентилятора. Центральная часть, которой она крепится к электродвигателю выломана наглухо и так и осталась прикрученной к фланцу.
Недоумевая разглядываю это ересь, не понимая причины. Потом просто пожимаю плечами и покупаю в Кореане новую крыльчатку.
Вторая крыльчатка отправилась вслед за первой где- то через неделю Опять трасса, непонятный рост температуры при максимально эффективном обдуве, бамс!, крыльчатка с выломанной центральной частью извлекается из- под капота, температура сразу нормализуется. На трассе. В городе- греется движок ощутимо, приходится остановки делать. Оно и понятно- "карлссона"- то нет.
Третья крыльчатка установлена, проверка... Сцуко, всё в норме. На стоящей машине с включённым двигателем всё срабатывает, датчик, вентилятор, крутится- охлаждает. Включился- выключился, включился- выключился. Норма. Не придраться.
Самая светлая мысль: может крыльчатка помпы на больших оборотах каким- то неведомым бесом не крутится, отсюда и перегрев? Меняю помпу. Ничего не меняется. Совсем. На скорости- двигатель греется, как дурной, ползёшь, как черепаха по городу- температура в порядке. Хотя, по идее, всё должно быть ровно наоборот.
В очередной раз стою возле машины, с заведённым мотором, нервно курю и прикидываю, кого первым вызывать для обрядов: батюшку, раввина, или уж сразу экзорциста...
И тут, каким- то верхним чутьём, подсознанием начинаю догадываться...
Вот, опять двигатель нагрелся, сработал датчик, "карлссон" закрутился, охлаждая... ВЫДУВАЯ горячий воздух из под капота вперёд наружу. Вместо того, что- бы засасывать через решётку и гнать вдоль двигателя по ходу движения.
Т.е. на трассе, на скорости, вентиль героически пытался преодолеть мощный поток набегающего воздуха, выдувая излишнее тепло ему навстречу. Итог: температура возрастала вместе с нагрузками, крыльчатка не выдерживала такого варварства и выламывалась. Всё, бл,,, просто. Ага. "Правильная диагностика- 70% ремонта."
Дальше- понятно. Покупаю новый "моторчик", устанавливаю, завожу... Всё номально, дует в нужную сторону, по ходу. Стрелка температуры стоит, как вкопанная. Проблема решена.
Это да, решена. Но. По порядку: в электрику я не лазал накануне. И не накануне. Совсем. Абсолютно. На 1001%. Разъём электродвигателя с фиксатором, захочешь- не подключишь по другому. Да и не трогал я его. Крыльчатку, как не тужься тоже по другому не воткнёшь.
Любопытство меня одолело и уже после замены подключал на разъём попеременно два электродвигателя вентилятора: старый и новый. И мрачно охреневал от увиденного. Они крутились В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ.
Как так- то? Старый хозяин 3 года откатался, я- год, всё в порядке было. А тут внезапно, за один миг- раз! и привет!
Единственная и всё объясняющая причина: электромотор самостоятельно поменял направление вращения на противоположное. Вот так. По- простому, без объявления войны. Без вмешательства извне. Захотелось так ему.
"Но как, Холмс?.."©