Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
27.01.2019 - 15:27
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
162
На стыке шестидесятых – семидесятых годов наши спортсмены на Москвичах в прямом смысле поразили мир, достойно выступив в нескольких тяжелейших марафонах Лондон-Сидней и Лондон-Мехико. Но еще одной моделью, получившей мировую известность, стала спортивная модификация тольяттинской «классики» – легендарная Lada VFTS.

В нашем сегодняшнем материале – история разработки, успеха и немеркнущей популярности этого культового в определённых кругах автомобиля.

32 фото via


Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:27
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
В 1975 году опытный советский раллист Стасис Брундза последним из сборной страны пересел с Москвича на Жигули. В связи с этим он занялся созданием нового спортивного автомобиля, на котором можно было бы достойно выступать на соревнованиях мирового уровня.

Обладая огромным опытом гонщика и квалификацией инженера, в качестве «заготовки» для будущего раллийного болида он не случайно взял Жигули, а не практически родной для него Москвич, ведь продукция АЗЛК и Ижмаша в середине семидесятых уже проигрывала ВАЗам по многим параметрам. Брундза как никто другой это отлично знал, проработав семь лет водителем-испытателем в бюро испытаний спортивных автомобилей на Ижевском автозаводе, и постоянно выступая на Москвичах.

Поэтому, уйдя с Ижмаша, литовский спортсмен сразу же перешел на автомобили Волжского автозавода, которые были легче, имели более современную конструкцию тормозов и подвески, обладали лучшим распределением веса и более широкими возможностями по форсировке двигателя.

Сначала в 1976 году на базе ЦК ДОСААФ Литовской ССР Брундза со Збигневом Кивертом и другими единомышленниками подготовил раллийный автомобиль «Лада-1600» (ВАЗ-2103), на котором сразу же смог занять второе место в своём классе и шестое место в абсолюте на международном ралли Акрополис в Греции, завоевав серебряную медаль.

Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:27
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
...ОСТРЫЕ КАМНИ, ГОРНЫЙ СЕРПАНТИН ДЕЛАЛИ СВОЁ ДЕЛО. ПЕРЕДНИХ ПОКРЫШЕК ЕДВА ХВАТАЛО НА 100 КМ, ЗАДНИХ ЕЛЕ-ЕЛЕ НА 60...
"Неожиданности за каждым поворотом", За Рулем, 1976 №9


Затем процесс подготовки тольяттинских машин вышел на качественно новый уровень. При поддержке Всесоюзного объединения «Автоэкспорт» в отдельном подразделении вильнюсского авторемзавода — Техническом центре по подготовке спортивных автомобилей — Стасис Брундза занялся доработкой ВАЗ-21011 для соответствия требованиям группы А. Правда, двигатель на «одиннадцатую» поставили самый мощный и объемистый — 1,6-литровый агрегат от ВАЗ-2106.



Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:28
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
В состав Вильнюсской Фабрики транспортных средств (а именно так расшифровывается аббревиатура VFTS!) общей площадью 1 500 м² входили экспериментальный цех, конструкторское бюро, а также испытательные лаборатории. Возможности фабрики по советским меркам были почти безграничными: в рамках отдельного предприятия, не имевшего прямого отношения к АвтоВАЗу, Стасис с использованием уникальных деталей собственного производства и импортных комплектующих силами 50 сотрудников фабрики превращал обычные Жигули в серьезный боевой автомобиль. Для этого было всё необходимое оборудование – координатно-расточной и копировально-шлифовальный станки, тормозной стенд и другая оснастка, которая позволяла изготавливать распределительные валы и механически обрабатывать даже сложные отливки головок цилиндров и картеров коробки передач.

В 1982 году, спустя несколько лет после выпуска «заряженных» Жигулей одиннадцатой модели, уже почти десятикратный чемпион СССР по ралли Брундза решается на создание новой вариации спортивных Жигулей. И, что совершенно логично, в качестве «заготовки-донора» он выбрал ВАЗ-2105 — самую новую модель Волжского автозавода, производство которой началось буквально за пару лет до этого.


Обратите внимание: на обложке октябрьского номера журнала «За Рулём» за 1982 год уже засветилась раллийная «пятёрка» – Lada VFTS!

Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:29
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Идея была очень амбициозной, ведь автомобиль строился в соответствии с требованиями группы Б по регламенту 1983 года Международной автомобильной федерации (FIA), что открывало довольно широкие возможности по доработке Жигулей и позволяло выжать из классической платформы максимум спортивного потенциала.


Cтасис Брундза, 1984 год (фото из архива Николая Титова)

Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:29
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
ИМЕННО «ПЯТЁРКА» ПРОИЗВОДСТВА ВФТС И СТАЛА ЕДИНСТВЕННЫМ СОВЕТСКИМ АВТОМОБИЛЕМ, ОМОЛОГИРОВАННЫМ ПОД №222 ПО ГРУППЕ Б, ХОТЯ ИЗ-ЗА ЗАДНЕГО ПРИВОДА И ОБЪЕМА МОТОРА СПОРТИВНЫЕ ЖИГУЛИ ПОПАЛИ В КЛАСС 10, А НЕ «БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ» 12-Й, ГДЕ ВЫСТУПАЛИ НАСТОЯЩИЕ МОНСТРЫ C ПОЛНЫМ ПРИВОДОМ И 300-СИЛЬНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ.

Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:29
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
К примеру, регламент этой группы допускал изменение колеи, из-за чего гоночная «пятёрка» стала ощутимо шире обычной, причем крылья стандартной формы получили оригинальные П-образные накладки, которые переходили в своеобразный аэродинамический обвес.

Лишенный бамперов кузов был также заметно облегчён и усилен, а за безопасность спортсменов отвечал мощный каркас. Для того чтобы силовая основа обычных Жигулей даже в облегченном виде смогла выдержать сумасшедшие нагрузки, характерные для ралли, подготовка машины начиналась, что называется, с голого кузова.

Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:30
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Интересно, что для выпускной системы в кузов вваривался отдельный тоннель, а многие кузовные панели были изготовлены из «крылатого металла» — алюминия. Как говорится, всё для спорта, всё для победы!




Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:30
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Но главный козырь был спрятан, конечно же, под капотом. Подготовленный на ВФТС двигатель с дополнительной опорой напоминает серийный «шестёрочный» мотор разве что формой головки и блоком, в то время как газораспределительный механизм и поршневая группа подверглись серьезным доработкам с применением элементов из титанового сплава.

Иной подъем клапанов и другие фазы впуска, увеличенная до 11,5 единиц степень сжатия и пара сдвоенных горизонтальных карбюраторов Weber 45 DCOE позволили Брундзе снять с жигулёвского мотора внушительные 160 л.с.! Более того, мощность отдельных экземпляров с «тонкой» настройкой достигала и 180 «лошадок».

Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:31
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
10

Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:31
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
11

Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:32
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Для презентации своей модели за рубежом «Автоэкспорт» подготовил англоязычный буклет с подробным описанием особенностей Lada VFTS


Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:32
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
ТИТАНОВЫЕ КЛАПАНЫ, КОВАНЫЕ ПОРШНИ, НОВЫЕ КОЛЕНВАЛ И ШАТУНЫ – ВСЁ ЭТО ПОЗВОЛЯЛО ВЫЖАТЬ ИЗ ДВИГАТЕЛЯ «ШЕСТЁРКИ» РОВНО ВДВОЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВЫДАВАЛ СТАНДАРТНЫЙ МОТОР.

«Переварить» такой потенциал обычная жигулёвская трансмиссия не могла. Поэтому на Lada VFTS появились так называемые кулачковые коробки передач с прямозубыми шестернями и без синхронизаторов. Существовало два варианта — обычная четырёхступенчатая КП и «пятиступка» с зеркальной схемой переключения передач.

В зависимости от условий соревнований можно было ставить одну из двух главных передач с соотношением 4,3 и 4,77. Довершал картину стальной облегчённый маховик, весящий всего чуть более 4 кг против 7 кг у стандартной детали.



Внутри раллийной «пятёрки» – ничего лишнего. Вместе с тем кокпит получился даже по-своему красивым

Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:32
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Подвеска также была доработана: спереди появился сдвоенный стабилизатор, а родные амортизаторы заменили на газонаполненные фирмы Bilstein.


Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:33
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Красивый облик машины на фирменных «автоэкспортовских» изображениях во многом связан с широкими дисками ATS Classic и шинами Pirelli или Dunlop размерностью 205/60 VR13.




Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:33
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
14

Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:33
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Правда, в «боевых» условиях обычно использовались и другие колёса, вплоть до стандартной вазовской штамповки.


Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:33
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Благодаря тому, что снаряженная масса 160-сильной машины составляла всего 980 кг, спортивная «пятёрка» по официальным данным «Автоэкспорта» набирала сотню с места за 8,4 секунды, а максимальная скорость достигала 192-195 километров в час в зависимости от передаточного числа главной передачи. На фоне показателей стандартной «классики» такие динамические возможности Lada VFTS казались просто фантастикой — особенно с учётом года постройки автомобиля и атмосферного мотора со стандартным блоком.



В 1985 году в «За Рулём» уделили немало внимания обзору советских раллийных автомобилей

Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:34
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Советские автолюбители знали, что такое ВФТС. Если, конечно, они читали журнал «За Рулём»


Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:34
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Описание LadaVFTS заняло целый разворот декабрьского номера «За Рулём». Но самое интересное – то, что автором статьи был сам Стасис Брундза!


Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:35
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Первую победу на «Ладе-2105-ВФТС» советские гонщики Валло Соотс и Тоомас Путмакер одержали уже в 1984 году, триумфально финишировав первыми на ралли «Балтика» в рамках Кубка «Дружбы» социалистических стран.

Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:35
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Годом позже на ралли СОЮЗ-1985 вышла очень необычная модификация Лада-ВАЗ 2105-Т16-ВФТС, оснащенная 1,8-литровым шестнадцатиклапанным карбюраторным (!) наддувным двигателем. Экспериментальный мотор развивал небывалые по «жигулёвским» меркам 240 л.с., но… получился крайне ненадёжным, поэтому в дальнейшем все «пятёрки» из Вильнюса собирали с проверенным и надежным восьмиклапанным двигателем.




Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:35
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
21

Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:35
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
Я ПОМНЮ, КОГДА НАМИ БЫЛА ПОСТРОЕНА ПЕРВАЯ ЛАДА С ТУРБОНАДДУВОМ. АВТОМОБИЛЬ ПОСТОЯННО БУКСОВАЛ ВЕДУЩИМИ КОЛЕСАМИ, НО РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ БЫЛА НЕСТАБИЛЬНОЙ, И ОН РАЗВАЛИЛСЯ НА ПЕРВОМ СПЕЦУЧАСТКЕ. НО И ЭТОГО ХВАТИЛО, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ЧТО ДАЖЕ ОЧЕНЬ БЫСТРЫЕ ПОВОРОТЫ МОЖНО ПРОХОДИТЬ С КОНТРОЛИРУЕМЫМ ЗАНОСОМ ЗАДНЕЙ ОСИ
С. Брундза
"Золотые трассы", 2007 год


Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
SESHOK
27.01.2019 - 15:36
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325678
На мощную и перспективную Lada VFTS тут же обратили внимание не только советские спортсмены из сборной по ралли, но и зарубежные гонщики. Ведь она позволяла «наказывать» конкурентов по соцлагерю — чешские Skoda 130 LR и польский FSO Polonez 2000C. Неудивительно, что В/О «Автоэкспорт» тут же наладило поставки Lada VFTS на экспорт, продавая каждый экземпляр примерно за 20 тысяч долларов, а чешская фирма MTX совместно с прибалтами выпускала Lada MTX, которая конструктивно и по начинке повторяла советский автомобиль.


Действительно боевая классика: как разрабатывали Lada VFTS, и почему их любят по сей день
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 33442
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх