После успешного запуска «восьмерки» и принятия решения о строительстве отдельного НТЦ на ВАЗе наступил период творческого воодушевления: вдруг начали думать о долгосрочной перспективе, взяли на работу много молодых конструкторов и дизайнеров, начали строить смелые макеты. Текущая работа никуда не делась, но как-то появились время и возможности для «чистого творчества», для экспериментов с формой и содержанием. Главный дизайнер ВАЗа Марк Демидовцев требовал от своих молодых коллег «полета фантазии», тем паче что целая когорта новых дизайнеров де-факто к процессу создания реальных автомобилей не допускалась — нужно было сначала наработать опыт.
Одним из таких «молодых» был Андрей Митин, художник-график, приехавший в Тольятти из Свердловска. Андрей уже был одним из героев нашей публикации (см. статью «Универсал на базе “восьмерки” (ВАЗ-2108): истории проектов»). Вот его и решили нагрузить каким-нибудь стратегическим проектом, чтобы посмотреть, как парень выкрутится. Тогда в автопроме модно было щеголять понятием «модульность». И на одном из вазовских техсоветов это слово прозвучало — применительно к автомобилям не такого и далекого XXI века.
Рассказывает Валерий Семушкин, бывший в 1989 году начальником бюро дизайна ВАЗа:
— Андрей Митин начинал работу в бюро у Ярцева. Затем работал года два-три у меня. Это я выдал ему задание на разработку «Платформы». По согласованию с Марком Демидовцевым я планировал создать группу из четырех-пяти человек, которые бы занимались только перспективными проектами, но найти достаточное количество «одержимых» не удалось. С Борей Кузьменко мы нарисовали схему развития модельного ряда автомобилей на 40 лет вперед, пытались создать хоть какое-то стилевое единство, но Марк как-то наорал: «Какой херней там у тебя Кузьменко и Митин занимаются?!». Хотя прекрасно знал, планы-то сам подписывал. И знал, что все равно ничего не будет выполнено в срок.
Понятно, да? Семушкин формулирует задание для молодого дизайнера, понимая, что никому оно не нужно, никто не оценит результат и хорошо, если вообще не уволят. Но Марк Васильевич хоть и был взбалмошным руководителем, любил покричать с толком и без, но отходил быстро и мог оценить реально прогрессивные идеи.
И Митин взялся за работу, имея только общее представление о сути проекта. Фактически он на ходу додумывал то, чего не было в задании.
Слово «платформа» тут же было креативно обыграно, разделено на два смысловых сегмента — «плат» и «форма». То есть «форма» накрывает шасси как «плат» (большой платок). А саму еще не нарисованную машину Андрей разделил на два независимых блока — платформу и капсулу. По его замыслу, между ними не должно быть никаких механических связей, кроме элементов крепления. Управление происходит исключительно по проводам.
Вот так Андрей Митин формулировал концепцию «Платформы» Это сообщение отредактировал seroff - 29.11.2018 - 09:38