За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:52
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
154
В продолжение темы С оглядкой на Европу: для чего создали первый советский лифтбек Иж-Комби

Успешно освоив заднеприводный лифтбек Иж-комби, о котором мы недавно рассказывали, конструкторы Ижмаша задумались о более прогрессивных конструкциях. В мире тогда быстро завоевывал популярность передний привод, как на модели Renault 12/Dacia 1300, и на стыке десятилетий в Ижевске построили свой концепт переднеприводника Иж-13. Увы, на тот момент в Минавтопроме СССР работали адепты классики – точнее, противники переднего привода. Советские чиновники поверили в передний привод несколько позже – уже в рамках сотрудничества с Porsche по проекту Гамма, ставшего впоследствии ВАЗ-2108.

36 фото via

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:53
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Новое на старых дрожжах

Расположенному в Удмуртии автозаводу новая модель была необходима еще и для того, чтобы не только номинально присутствовать, но и завоевать определенные позиции на внешних рынках. Ижи, равно как и заднеприводные Москвичи, на эту роль уже не очень годились.

При неизменной поддержке секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова удмуртскому предприятию все же удалось заполучить в 1975 году заветное техническое задание на новую модель – но, увы, по-прежнему классической компоновки.

Впрочем, после тщательного анализа различных компоновочных схем конструкторам стало очевидно, что проблема не столько в типе привода, сколько в самом кузове и конструкции подвесок. В мире оставалось достаточно прогрессивных автомобилей с задним приводом – например, те же немецкие BMW.

02

Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 14.11.2016 - 20:42

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:53
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
ВЫВОД НАПРАШИВАЛСЯ САМ СОБОЙ: ЕСЛИ ВВЕСТИ СОВРЕМЕННЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ВРОДЕ ПОДВЕСОК ТИПА МАКФЕРСОН И ОСИЛИТЬ ШИРОКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛЁГКИХ СПЛАВОВ И ПЛАСТИКА, ТО АВТОМОБИЛЬ С ПРИВОДОМ НА ЗАДНИЕ КОЛЕСА ПРОИГРАЕТ ПЕРЕДНЕПРИВОДНИКУ НЕ ТАК УЖ МНОГО.

Более того, уже на этапе первой проработки компоновочной схемы с использованием старых-добрых агрегатов от обычных Ижей оказалось, что по сравнению с прежними моделями можно выиграть достаточно много пространства. По первым расчетам выходило, что будущий Иж по наружным габаритам не сильно превосходил своих собратьев, зато по ширине и длине салона не особо уступал Волге! Звучит несколько нереально, но этому есть объяснение: из-за «уплотнённого» и сдвинутого вправо-вперёд силового агрегата салон как бы «наезжал» на моторный отсек, что и давало итоговый выигрыш по простору.

03. Для начала восьмидесятых годов даже ранние прототипы выглядели весьма актуально


За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:54
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
ИНТЕРЕСНО, ЧТО АВТОМОБИЛЬ УЖЕ НА УРОВНЕ РАННИХ ПРОТОТИПОВ СЕРИИ «Т» ОБРАЗЦА 1979 ГОДА ПОЛУЧИЛ СОВРЕМЕННЫЙ КУЗОВ ТИПА ХЭТЧБЕК, КОТОРЫЙ ПО ПРОПОРЦИЯМ И ОБЩЕЙ ПРОРАБОТКЕ НИЧУТЬ НЕ УСТУПАЛ НЕ ТОЛЬКО ВАЗОВСКИМ «КОНЦЕПТАМ» ТОЙ ПОРЫ, НО И ОБЩЕМИРОВЫМ ТЕНДЕНЦИЯМ В ДИЗАЙНЕ АВТОМОБИЛЕЙ ЭТОГО КЛАССА.

04

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:54
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Официально проект нового автомобиля именовался «Орбита» – по аналогии с таким же «космическим» Спутником из Тольятти. Опытные образцы будущего ижевского хэтчбека обозначались буквой О и порядковой цифрой серии.

05. От серии к серии прототипы Орбиты становились заметно круглее


За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:54
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Интересно, что по мере работы над компоновкой и технической частью постоянные изменения вносились и в дизайн. Если сначала Орбита была откровенно угловатой, как «зубила» от ВАЗа и Volkswagen, то впоследствии от резких граней отказались в пользу более плавных линий и округлых поверхностей, для чего прототипы даже отправляли во Францию – на доводку специалистами фирмы Renault совместно с представителями завода. Это должно было обеспечить улучшение аэродинамических качеств. Именно в ходе работы над прототипами серии О3 и была найдена внешность предсерийной машины, плавные линии которой в итоге оказались вне времени.

06

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:55
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Правда, судьба распорядилась так, что внешность серийных автомобилей все же несколько отличалась от того, что было задумано дизайнерами. Ведь многие детали (например, руль и передние фары ВАЗ-2108) пришлось заимствовать от уже выпускавшихся моделей. Разумеется, на цельности образа автомобиля это сказалось далеко не лучшим образом.

07. Что-то слышится родное: в интерьере сначала стояло рулевое колесо от ВАЗ-2108. Затем его заменили «десяточной» баранкой.

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:55
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
В процессе работы над техникой Орбиты пришлось отказаться и от столь перспективной схемы задней подвески рычажно-пружинной конструкции с А-образными рычагами, которую решили использовать ранее. Более того, существовало еще несколько вариантов задней подвески оригинальной конструкции, однако в итоге в серию пошла подвеска уже хорошо проверенного на Жигулях типа.

У конструкторов было много планов и по трансмиссии. Гидромеханический автомат (!), дифференциал повышенного трения – такого у советских автомобилей малого класса не было ни до, ни после Орбиты. Правда, и у самого ижевского хэтчбека этих инновационных опций впоследствии не наблюдалось – осилить массовый выпуск и достойное обслуживание АКП в СССР не могли еще со времен «двадцать первой» Волги, а дифференциалы из экспериментальных партий просто разваливались.

Конструкторы «смирились» с традиционной механикой и постарались избавиться от «родового проклятия» всех москвичеводов – нечеткого включения передач и плохой работы самой коробки. Увы, впоследствии выяснилось, что ресурс и надежность трансмиссии так и остались больным местом ижевских автомобилей, что особенно было заметно на фоне сравнительно бесшумных и долговечных агрегатов Жигулей.

К 1983 году и конструкцию, и внешний вид прототипов довели до того уровня, чтобы он мог пройти технические испытания и получить одобрение в серийное производство. Тем более, что в 1984 году для окончательной доводки заводу были переданы самые современные автомобили иностранного производства, среди которых Ford Sierra, Toyota Corolla и Saab 900.

08. Прототип четвертой серии. Обратите внимание на фары Hella с омывателями на бампере!

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:55
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824

09. Прототип четвертой серии. Обратите внимание на фары Hella с омывателями на бампере!

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:56
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Позже, не сейчас…

Увы, успешно проведённая госприёмка не помогла: в конце 1984 года скончался Устинов, который «вёл» завод на уровне Совмина и ЦК КПСС, оказывая ему всяческую поддержку. После этого выпуск Орбиты отложили, попутно заставив конструкторов упростить автомобиль с целью снижения себестоимости производства.

СУЩЕСТВОВАЛИ КАК МИНИМУМ ДВЕ ВЕСКИЕ ПРИЧИНЫ РОДОМ ИЗ ТОЛЬЯТТИ, ПОЧЕМУ ОРБИТА ЗАДЕРЖАЛАСЬ В ПУТИ: В 1984 ГОДУ НАЧАЛСЯ ВЫПУСК УНИВЕРСАЛА ВАЗ-2104 И ПЕРВОГО ПЕРЕДНЕПРИВОДНОГО ХЭТЧБЕКА ВАЗ – МОДЕЛИ 2108.

Понятно, что не обошлось без влияния бывшего Гендиректора ВАЗа В.Н. Полякова, являвшегося вот уже почти десятилетие Министром автомобильной промышленности. Несолоно хлебавши, ижевским специалистам вновь пришлось «резать по живому» — на сей раз выполнив серию прототипов О5.

10. Финальный облик автомобиля после 1987 года получился именно таким

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:57
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Несмотря на то, что работа была выполнена максимально быстро, наступил черный для всего советского автопрома период – официальное прекращение финансовой поддержки новых проектов на государственном уровне, без которого взять огромные средства на освоение и запуск даже уже готовой на бумаге модели было просто невозможно!

Однако невзирая на трудности, для Орбиты все же было закуплено современное японское и португальское оборудование для прессовки, сварки, литья и окраски кузовов, а также возведены здания соответствующих цехов. А затем… советское государство прекратило своё существование, оставив предприятия отрасли один на один со своими проблемами.

Завод в Удмуртии выживал как мог – в основном, за счет продаж «каблучков», поскольку спрос на лифтбек Иж-21251 к началу девяностых стал совсем небольшим. Проще говоря, устаревший Иж-Комби брали, в основном, от безысходности или для банального вложения стремительно обесценивающихся денег.

11. Потенциальный советский покупатель увидел Иж-2126 на обложке журнала За Рулем именно таким – почему-то на дисках от ВАЗ-2103

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:57
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Рожденные среди лишений

Первые мелкосерийные Орбиты, выпущенные по обходным технологиям, встречались весьма редко и, как правило, в «родной среде обитания» – то есть, в самом Ижевске. Зачастую их владельцами оказывались сами сотрудники Ижмаша.

12

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:57
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
ГРУСТНЫЙ ФАКТ – ДО 1995 ГОДА БЫЛО ИЗГОТОВЛЕНО ВСЕГО НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ ИЖ-2126. А ВЕДЬ САМОЙ КОНСТРУКЦИИ К ТОМУ МОМЕНТУ БЫЛО УЖЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ!

13

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:58
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Причем «мертворождённой» модели не везло не только в долгом пути на конвейер: в конце девяностых оказалось, что еще в 1986 году торговое наименование «Orbit» было зарезервировано компанией ItalDesign. От космоса пришлось уйти в поэзию – и автомобиль получил «нейтральное» название Ода. Правда, как и изначальная Орбита, особо к машине оно «не приросло» – машину обычно именовали либо по индексу, либо просто называли «новый Иж».

14. Масштабная модель Иж-2126 производства DeAgostini для журнальной серии Автолегенды СССР

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:58
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
15


За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:58
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
16


За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:59
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Первые покупатели оценили, что по проходимости, грузоподъемности и простору новая модель Ижмаша даже превосходила конкурентов из Тольятти! Автомобиль действительно оказался простым, но при этом вместительным и практичным. Увы, малосерийность и «нераскрученность» Оды вкупе с крайне низким качеством изготовления нанесли серьезный удар по имиджу модели, которая в табели о рангах сразу скатилась на уровень Оки и Таврии.

17. В некоторых ракурсах и при удачном свете Ода выглядела даже привлекательно

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:59
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Впрочем, хозяйственные и нетребовательные автомобилисты нередко склоняли свой выбор в пользу Оды, а не проверенных десятилетиями и потому бесконечно устаревших Жигулей, однако оказалось, что мириться со стремительно гниющим кузовом и трескающимися силовыми элементами не желают и они. А поскольку и остальная начинка изрядно сыпалась, машину негласно считали вариантом для неудачников, которые не могут позволить себе приобрести автомобиль производства Волжского автозавода.

18. В мелких деталях ощущалась некая недоведённость проекта до финальной точки

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 19:59
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
19

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 20:00
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Ведь еще в восьмидесятые годы злые острословы придумали забавно-обидную поговорку: «Бывает машина, а бывает Москвич». Под термином «машина» они подразумевали именно и только ВАЗ.

К СОЖАЛЕНИЮ, ОДЕ ДАЖЕ В НОВОМ ВЕКЕ НЕ УДАЛОСЬ СТАТЬ ПОЛНОЦЕННЫМ АВТОМОБИЛЕМ.

При этом удивительное – рядом! Наряду с выпуском на самом заводе обычных модификаций Иж-2126 ижевское же предприятие «Норма-Авто» меняло не только силовой агрегат, но и компоновку автомобилей! Ведь вместо «жигулевских» и «москвичевских» агрегатов в сочетании с задним приводом встречались и куда более экзотические версии – например, полноприводный Иж-2126-063 с 1,8-литровым двигателем ВАЗ-2130, полноприводный Охотник (Иж-2126-064) с кузовом типа пикап, рессорной задней подвеской и… дизельным двигателем ВАЗ-343!

20. Серийный Иж-2126 периода массового производства


За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 20:00
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
21. Лада Самара догоняла Иж разве что в мечтах производителя и владельцев Оды

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 20:01
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Сам ИжАвто также выпускал «заводского франкенштейна» – полноприводную модификацию 2126-060 с двигателем от Нивы, которая при очень интересном наборе потребительских качеств (полный привод и кузов типа хэтчбек) все же была скорее прототипом, нежели товарным автомобилем.

22. Полноприводная версия без обвеса смотрелась несколько кустарно


Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 14.11.2016 - 20:01

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 20:02
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
23. В полноприводной Оде с «пластиком по кругу» есть что-то от Volkswagen Golf Country и Лады Тарзан


За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 20:02
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
24

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
opasnyeludi
14.11.2016 - 20:02
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
25. Пикап и полный привод – казалось бы, что еще нужно для счастья сельскому домовладельцу?

За бортом и вне времени: почему ижевская Ода так и не взошла на орбиту успеха
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 25067
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх