МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:35
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
194
Важнейшую роль в обеспечении Советской армии тяжелыми четырехосными тягачами сыграл небольшой и малоизвестный Курганский завод колесных тягачей имени Д. М. Карбышева (КЗКТ). Он был образован в начале Великой Отечественной войны как подразделение Курганского машиностроительного завода (КМЗ), куда эвакуировали предприятия сельскохозяйственного профиля. В 1959 году его перепрофилировали на выпуск армейских тягачей конструкции СКБ-1 Минского автозавода и присвоили аббревиатуру КЗКТ.

30 фото via

525-сильный седельный тягач МАЗ-537Г

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:36
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
вою деятельность завод начинал со сборки 535-й серии, а в 1964 году переключился на более мощные седельные машины МАЗ-537, ставшие основной продукцией КЗКТ и со временем образовавшие самое обширное семейство советских тяжелых тягачей общего и специального назначения. Впоследствии в Кургане самостоятельно собирали к ним агрегаты трансмиссии, рамы и кабины, постоянно вводя мелкие модификации, но долгое время продукция КЗКТ сохраняла маркировку МАЗ.

02. Показательный заезд колесного тягача МАЗ-537Г и гусеничного АТ-Л

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:36
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Курганское семейство МАЗ-537 (1963–1990 гг.)

В Кургане первый седельный тягач МАЗ-537 был собран из минских узлов в декабре 1963 года, но неразвитая структура КЗКТ, отсутствие опыта серийного производства и нехватка кадров привели к задержке серийного выпуска на два года. При этом борьба за высокое качество и надежность продукции не прекращалась долгие годы.

03. Седельный тягач серии МАЗ-537 — главная продукция Курганского завода

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:37
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Конструктивно первые курганские автомобили МАЗ-537 ничем не отличались от минских. Их оборудовали прежними 48-клапанным дизелем Д12А-525 V12 мощностью 525 л. с., гидромеханической коробкой передач, барабанными тормозами и независимой рычажно-торсионной подвеской.

Двухдверная четырехместная цельнометаллическая кабина снабжалась люком и прожектором на крыше, двумя отопителями, регулируемым сиденьем водителя и двумя головными фарами, но трехфарные версии появлялись по необходимости вплоть до последних выпусков. Запасные колеса обычно помещали на свободной передней части (хоботе или гуське) штатных низкорамных полуприцепов двух основных типов — МАЗ-5247Г и ЧМЗАП-9990 грузоподъемностью 50–52 т.

04. МАЗ-537Г позднего выпуска с открытым размещением баков для горючего (фото А. Гуляева)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:37
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
05. Тягач МАЗ-537Г с трехосным танковым полуприцепом ЧМЗАП-9990 (фото автора)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:38
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
С 1965-го и до начала 1980-х основные модификации тягачей сводились к элементарным перестановкам второстепенных узлов, усилению одних и упразднению других несущественных деталей или к упрощению более важных, но ненадежных и дорогих элементов. Внешним отражением этих изменений являлись кабина и облицовка моторного отсека, упрощавшиеся с постановкой на производство каждой очередной модернизированной версии. Когда же все резервы таких улучшений и внешних «украшений» иссякли, выпуск состарившихся машин МАЗ-537 продолжался: военных они вполне устраивали, а никакой иной замены им просто не существовало.

06. Серийный 525-сильный тягач МАЗ-537 первого поколения. 1968 год (из архива J. Kinnear)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:38
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Различные варианты достаточно простого базового седельного тягача МАЗ-537 можно разделить на четыре поколения. В первое входили специализированные автомобили МАЗ-537А, МАЗ-537Г и МАЗ-537Д, разработанные и собиравшиеся в Минске. Исключением являлись варианты МАЗ-537В, МАЗ-537Е и МАЗ-537К, спроектированные в СКБ-1, но выпускавшиеся только в Кургане. От минских предшественников они унаследовали пять вертикальных воздухозаборных створок на боковинах моторного отсека, V-образную рабочую ступеньку между средними мостами, два горизонтальных вентиляционных лючка на передней стенке кабины между фарами и круглые зеркала заднего вида.

07. Тягач МАЗ-537 с двухосным полуприцепом МАЗ-5247Г в армии Украины (из архива J. Vollert)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:38
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
08. На Красной площади тягачи МАЗ-537 буксируют тележки с баллистическими ракетами Р-26

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:39
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
В 1970-е годы на втором поколении створки моторного отсека сменил коробчатый воздухозаборник, за которым помещались простые двухрядные вертикальные щели. Увеличенные зеркала заднего вида стали прямоугольными. Крылья над передними колесами были продлены на пространство между средними мостами, а характерную V-образную ступеньку сменила простая лесенка для доступа оператора к сцепке и лебедке. В проходных стадиях формирования этого семейства часто появлялись комбинированные идентификационные элементы.

09. МАЗ-537 переходной серии с воздухозаборными створками и плоскими крыльями (фото автора)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:39
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
10. Трехфарный МАЗ-537 второго поколения с воздухозаборными коробами

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:39
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
К концу 1970-х на третьем поколении с передков кабин окончательно исчезли последние декоративные элементы — вентиляционные лючки, упростив и оголив их до предела, зато двухсекционные стекла подфарников стали более крупными.

11. МАЗ-537Г третьего поколения с воздухозаборными коробами. 1979 год (из архива НИИЦ АТ)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:40
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
12. Серийный тягач МАЗ-537 с плоской передней стенкой кабины (фото Л. Гоголева)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:40
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Наконец, в последнем четвертом поколении 1980-х оба топливных бака лишились своих защитных кожухов. На практике новые, отремонтированные или восстановленные машины МАЗ-537 могли иметь иную комбинацию внешних деталей, что окончательно запутывало всех, кто хотел точнее их идентифицировать.

13. МАЗ-537Г последнего выпуска для буксировки танковых полуприцепов (фото автора)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:41
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Все виды тягачей этой серии широко применялись во всех подразделениях Советской армии и ВМФ СССР, а специальные варианты служили в основном в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Многоцелевые базовые модели поступали во все страны Варшавского договора и Финляндию, в союзные страны Ближнего и Среднего Востока, многие государства Африки и Азии. По оценочным данным в общей сложности автомобили 537-го семейства были собраны в количестве 8–10 тыс. экземпляров.

14. Седельный тягач МАЗ-537Г первого выпуска в Народной армии ГДР


МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:41
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
15. Тягач МАЗ-537 третьего поколения в вооруженных силах Венгрии (из архива F. Gabor)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:41
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
16. МАЗ-537Г в финской армии при транспортировке танка Т-54 (из архива E. Muikku)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:41
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Военные исполнения автомобилей МАЗ-537

МАЗ-537А (1964–1969 гг.) — балластный тягач грузоподъемностью 15 т с укороченной цельнометаллической платформой и лебедкой с тяговым усилием 15 тс. Она размещалась между моторным отсеком и кузовом с двумя люками для пропускания тягового троса.

17. Балластный тягач МАЗ-537А с центральной лебедкой. 1964 год (из архива НИИЦ АТ)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:42
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Автомобиль был рассчитан на буксировку тяжелых баллистических ракет и различных колесных систем массой до 75 т, а также перемещения на аэродромах летательных аппаратов с взлетной массой до 200 т. В его комплектацию входил гидравлический толкающий брус, превращавший машину во вспомогательный толкач сверхтяжелых транспортных средств.

18. Ракетные автопоезда на Москворецком мосту после парада — тягачи МАЗ-537А с ракетами ГР-1 (справа) и МАЗ-537 с ракетами Р-26. 1965 год

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:42
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
МАЗ-537В (1965–1985 гг.) — седельный тягач целевого назначения на шасси МАЗ-537 с уменьшенной до 18 т допустимой нагрузкой на сцепное устройство, созданный для работы в составе автопоездов полной массой не выше 62 т. Его единственной конструктивной особенностью являлось опорно-седельное устройство, передвинутое назад на 345 мм, что позволяло буксировать различные системы со специфической конфигурацией корпусов. Главным предназначением МАЗ-537В являлась работа с двухосными восьмиколесными транспортными полуприцепами с цилиндрическими пусковыми контейнерами для стратегических ракет противоракетной обороны, а также в сцепе с полуприцепным топливозаправщиком ТЗ-30 вместимостью 30 тыс. л.

19. Тягач МАЗ-537В со смещенным назад седельным устройством. 1967 год (из архива НИИЦ АТ)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:43
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
20. На параде тягач МАЗ-537В с полуприцепом-контейнером для ракеты комплекса А-35

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:43
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
МАЗ-537Г (1964–1989 гг.) — многоцелевой вариант седельного тягача МАЗ-537 с допустимой нагрузкой на сцепное устройство 27 т и новой 15-тонной лебедкой. Он предназначался для буксировки транспортных средств массой до 68 т с полной допустимой массой автопоездов 91 т и подтягивания поврежденной техники и несамоходных грузов на платформу низкорамных полуприцепов. Его минский прообраз МАЗ-537Г, в спешке переданный на КЗКТ, оказался сырым, и потому при доработке машины камнем преткновения являлась новая механическая лебедка от гусеничного артиллерийского тягача АТС-59, смонтированная в защитном кожухе за моторным отсеком и топливными баками.

21. Самый распространенный седельный тягач МАЗ-537Г с лебедкой (из архива E. Muikku)


МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:43
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
Первые контрольные испытания с 50-тонными полуприцепами МАЗ-5247Г новые тягачи просто не выдержали. После устранения дефектов и проведения 118 доработок вторичные испытания выявили еще 84 неисправности. Испытания были вновь провалены, но, учитывая острую потребность Советской армии в такой технике, в конце 1960-х в Кургане приступили к мелкосерийной сборке тягачей МАЗ-537Г.

22. МАЗ-537Г четвертого поколения в Техническом музее в Тольятти (фото К. Дунаева)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:44
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
После очередных доработок они стали самыми востребованными буксировщиками тяжелых полуприцепных систем и со временем превратились в наиболее распространенные советские полноприводные тягачи-танковозы для доставки по шоссе и на местности различной гусеничной техники. Благодаря им в Советской армии впервые удалось быстро перебрасывать по дорогам общего пользования и оперативно развертывать крупные бронетанковые формирования, не прибегая к услугам медлительной и уязвимой железнодорожной сети.

23. Ранний МАЗ-537Г с танковым полуприцепом МАЗ-5247Г. 1967 год (из архива НИИЦ АТ)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:44
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
МАЗ-537Г использовался со всеми видами тяжелых войсковых полуприцепов, буксировал мощные ракетные комплексы и установочные агрегаты, послужил базой эвакуационного тягача, машины техпомощи и основой новых поколений седельных тягачей.

МАЗ-537Д (1965–1986 гг.) — специализированный седельный тягач с автономной электросистемой для питания различных рабочих механизмов и устройств буксируемых систем. По основным параметрам был сходен с базовой машиной МАЗ-537, но масса груженого автопоезда с этим тягачом возросла до 88 т.

24. Спецтягач МАЗ-537Д первого выпуска с электрогенератором. 1967 год (из архива НИИЦ 21)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
opasnyeludi
23.09.2016 - 11:44
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17822
25. МАЗ-537Д с автономным электрогенератором и спецоборудованием (из архива А. Новикова)

МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 29974
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх