Электробайк «Merida Infinitum»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Seliat
2.07.2016 - 17:37
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
128
Или как я дошел до жизни такой, и как техническое творчество пришлось мне по вкусу
.
Зы – будет 10 постов

Добрый день, дамы и господа. Намедни предложили мне запилить пост на тему электробайков, и решил что это неплохая идея, которая многим может понравиться и заинтересовать), благо тема эта хоть и часто мелькает, но информация в умах все еще довольно смутная. Я пожалуй не буду писать никакую общую теорию, кому надо сами найдут – я просто расскажу о своем проекте и идеях, которые я реализовал.

Итак. Вообще, мысль собрать электробайк пришла мне в голову еще года 4 назад. В тот момент не было свободных средств на это, но я здорово загорелся идеей собрать транспорт, который не требует ни гаража, ни прав,и который можно хранить в квартире, и потихоньку читал форум электротранспорт.ру, изучая матчасть. Так продолжалось порядка года, в течении которого я даже скатался на слет электротранспортников чтобы так сказать на практике пощупать, что из чего сделано и как работает. Наконец (я был студентом 5курса) У меня появились свободные средства на реализацию своих хотелок, и я купил желаемый донор – Merida crossway 100, по тем временам довольно дешевый гибридный байк на средне – начальной трансмиссии, с классической рамой и 28 колесами. Надо сказать, что этот велосипед откатал много и без мотора, в разные периоды времени электроника с него снималась, катался в походы (примерно уровня 3-4 дня по 150км в день) – думаю в таком виде велосипед накрутил тысяч 5 километров.

Первый электрокомплект был довольно скромным (хотя куда лучше покупного безобразия) – моторчик 350ватт мксус, батарея на заказ 21ач 48вольт, контроллер 20 ампер, вес байка был около 22кг, и монтировалось все в простую сумочку на раме. Вот как это дело выглядело.



Электробайк «Merida Infinitum»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Seliat
2.07.2016 - 17:37
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
Этот байк, в целом, был весьма неплох своей легкостью, мог проехать километров 80 без подзарядки на щадящих скоростях, и максимально разгонялся до 38 честных кмч (на полностью заряженной свежей батке – 42кмч) Это был весьма неплохо – живя в Жуковском, мне часто нужно было ездить в москву, и байк мог или довезти меня в любую точку москвы с возвратом на электричке, или быть заброшенным на электричке туда и заменять метро весь день. Не говорю уже о повседневной эксплуатации – купить что то в магазине, съездить в гости, прокатиться по лесу и тд – за счет своей потрясающей просачиваемости в пробках он позволял не париться ни о чем и просто ехать в любой конец города – никакой машине или автобусу не снилась подобная мобильность. Также на нем я впервые стал ездить зимой – за счет двигателя отпадала необходимость усиленно крутить педали, а значит потеть, а значит покупать мембранную одежду и регулировать свой *тепловой баланс* - не знаю как это назвать, в общем, достаточно просто одеться в горнолыжный костюм или там пуховик и отдать всю работу мотору. Даже без шиповки – мне очень нравилось. Батарея за счет самонагрева всегда держалась в рамках нужной температуры, хотя пробеги зимой конечно раза в 2 меньше – снег создает нехилое сопротивление качению. Особенный кайф – надеть балаклаву с маской чтобы лицо не мерзло и летать по заснеженным полям, потрясно.

Следующей ступенькой апгрейдов (я назвал ее про себя Merida White) Стало создание жесткого корпуса для батареи и решение проблемы перегрева контроллера. Я приобрел 3д принтер, и появилась возможность вывести мои *дизайнерские извращения* в реальность, чем я и воспользовался. Через 2 месяца разработки мерида стала такой



Электробайк «Merida Infinitum»
 
[^]
Seliat
2.07.2016 - 17:38
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
По ТХ никаких изменений почти не было, улучшилась защищенность батареи и исчезла проблема перегрева контроллера, после его размещения на воздухе в верхней части корпуса. Улучшился внешний вид, был добавлен аккомулятор под мощную фару на верхнюю трубу. В таком виде мерида проездила еще один год, набрав на одометре 20 000 километров (плюс 5000 без мотора). Одна неполадка произошла – продавец немного наврал мне с токоотдачей элементов батареи, и она перегревалась, что выяснилось постфактум – нагрев АКБ скорее всего иногда превышал 55 градусов. Плюс 47 градусов после зарядки 12 амперной зарядкой (полтора часа до полного заряда). В общем вырос импенданс (вн. сопротивление) ячеек, и кое какие ячейки подохли, что выражалось в падении пробега на примерно 40% от нормы. Была отремонтирована путем допайки новых 2 ячеек, пробег вернулся в норму. Но, мне к тому времени стало не хватать пробега – я очень хотел бы вообще вывести из своих транспортных рассчетов электричку, доезжать до москвы (и ездить по ней) и возвращаться обратно вообще не используя ОТ. Встала задача наращивания емкости… И начала вырисовываться идея более совершенного, более быстрого варианта старой мериды, который я про себя назвал версией Infinitum. Первая версия электробайка обошлась мне в 55 000 рублей за все включая сам байк (по ценам до проблем с курсом). По моим прикидкам, я окупил порядка 33 000 рублей используя байк 2 с лишним года. Продал старую батарею на барахолке еще за 10 000, и мотор за 5000, и переферию за еще 3000, я по сути вышел в ноль – разве не чудесный результат, с учетом полученого удовольствия от езды?
И – полгода ушло на продумывание техзадания, на работу, проектирование и изготовление новой мериды. Я начал с оформления хотелок (ТЗ по умному). Я хотел:
-Дальность хода на 35кмч не менее 120км
-Скорость пиковая 50кмч
-Защищенность блока АКБ от падений, термозащита от холода
-Питание освещения от бортовой сети. Питание переферии вроде смартфона от бортовой сети.
-Быстросъемность АКБ
-Удобство обслуживания всех систем
Первый набросок идеи выглядел как то вот так


Электробайк «Merida Infinitum»
 
[^]
Seliat
2.07.2016 - 17:38
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
После чего начался процесс собственно проектирования в 3д редакторе, и параллельно сборка АКБ. Не буду грузить техническими подробностями сборки, скажу только что собиралась она из немного БУ элементов которые я перебирал вручную, затратила 156 ячеек на сборку и имеет емкость порядка 1500 ваттчасов (33 ач 48 вольт)

Электробайк «Merida Infinitum»
 
[^]
Seliat
2.07.2016 - 17:39
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
Постепенно корпус превращался из наброска в полноценную 3д модель. Процесс выглядел как то вот так

Электробайк «Merida Infinitum»
 
[^]
Seliat
2.07.2016 - 17:39
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
Ну и в конце концов я пришел к вот такому дизайну всего этого дела. Вся электроника разместилась под корпусом – Контроллер, ДС ДС преобразователь, распаечная коробка и радиаторы всего перечисленного. Сделано таким образом что все эти блоки и их проводка остаются на раме если демонтировать легкосъемный корпус с АКБ.

Электробайк «Merida Infinitum»
 
[^]
Seliat
2.07.2016 - 17:39
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
Процесс проектирования занял около месяца и доставлял определенное удовольствие – сам себе дизайнер, сам себе технолог. Еще месяц ушел на печать и доводку готового изделия. В это же время были куплены мотор – МАС 10т, контроллер – Инфинеон 9фет, все нужные детали

Электробайк «Merida Infinitum»
 
[^]
Seliat
2.07.2016 - 17:39
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
Ну и собственно, проект поехал в середине весну, когда еще кое где в лесу снег лежал. В процессе эксплуатации была заменена вилка на воздушку, и установлены мощные 3мм спицы (тонкие велосипедные рвались от усилия на моторе).
Практически все хотелки были реализованы. Вес – 32кг, батарея легко вынимается (нужно выкрутить 3 винта). Контроллер программируемый и позволяет выставить кучу параметров – желаемое ускорение, мощность, круиз – контроль. Питание освещение идет через преобразователь. Пробег – в данный момент удавалось проехать 125км, но это до некоторой доработки батареи, после я так и не смог ее до конца выкатать. Позволяет из Жуковского доехать до любого места Москвы с возвратом (в режиме 35кмч). Пиковая скорость 48 уверенных на моторе, и до 52 с педалями. Сохранена трансмиссия 3 на 9, и (дада) позволяет ехать на нем без мотора с моей физподготовкой до 30кмч (ну или 25 – 27 долговременно). Сопротивления качению нет повышенного, хотя конечно инерционность куда как выше – его тяжелее разогнать но проще держать скорость. С горки едет значительно быстрее обычного велосипеда ,в горку – тяжелее (он тяжелый же)
Дома на зарядке


Электробайк «Merida Infinitum»
 
[^]
Seliat
2.07.2016 - 17:40
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
Едет он примерно вот так (я редко пишу видео, что есть) https://www.youtube.com/watch?v=UAos0yxE6Nk Это пиковая. Вообще я редко еду так быстро, выбрал для себя крейсерскую 35кмч, 50 – для развязок где нельзя щелкать клювом и опасных мест которые надо проскочить. Свет – вот такой набор, мощная фара для ночных поездок и малая как постоянный габарит. Без света не езжу даже днем, здорово помогает

Электробайк «Merida Infinitum»
 
[^]
Seliat
2.07.2016 - 17:42
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
Что могу сказать о эксплуатации. Сейчас пробег на новом оборудовании уже порядка 4000. Как правило велосипед юзается как транспорт – он полностью заменил весь ОТ и личный автомобиль, за исключением 2 случаев – надо везти что то тяжелее 20кг и габаритное, или идет дождь. Заносится на 4 этаж без лифта без проблем (упирается седлом в плечо) по 4 минимум раза в день, я уже просто не мыслю поездку за покупками без него, пакеты отлично размещаются на багажнике. Пробег в день от 50км минимум и выше – он позволяет потрясающе гибко планировать поездки, например маршрут Жуковский – Раменское можно проехать за 15 минут по ДОП, или полчасика покататься по грунтовкам. Используется и как развлечение, и как фитнес - все кому я давал его опробовать с удивлением отмечали отсуствие повышенного сопротивления накату (я сам удивлен был сему факту)
Вот кстати пример поездки по делам
https://www.strava.com/activities/623700152/analysis/208/209
https://www.strava.com/activities/623697991/overview
с остатком процентов 30 батареи.
Внезапно - вес после зимнего ничегонеделания падает даже без кручения педалей – удерживание баланса, напряжение мышц в целом таки жгут калории. Не скажу что сильно устаешь в мопедном режиме (без кручения педалей) но плечи, запястья, пресс немного устают.
Затраты на эту модернизацию – 26 000 на Инфинеон плюс МАС (БУ пробег 500 километров) , 5000 на элементы батареи (безумно повезло с ними), 5000 на БМС плату.
Сравнение со скутером:
Можно хранить дома (не нужен дорогой гараж)
Легкий (переносится через любые препятствия, можно ехать по тротуару и по паркам)
Проходимость – велосипед на больших колесах однозначно куда проходимее
Нет запаха, нет шума, почти бесплатная зарядка (4 рубля на 100км)
Не требует прав (ну вообще теоретически требует категорию М после 250 ватт, но на практике никто и никогда его не тормозит)
Сравнение с велосипедом:
Нет пота при эксплуатации
Не хочешь уставать – не крутишь педали. Нужен фитнесс – крутишь.
Расширение радиуса доступности – 100км в день это не задача навесь день, это банальная поездка по делам на 2 с половиной – 3 часа.
Безопаснее – может держать скорость потока в городе (на малых улицах), сокращает разрыв скорости с авто, может безопасно перестроиться на центр правой или в следующую полосу.
Минусы – тяжелее и дороже.
Спасибо за внимание. Более подробно про процесс разработки можете почитать в этой моей теме http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=30324.0
Ах да. Вот пруф на быстросъемность)

Электробайк «Merida Infinitum»
 
[^]
djspice
2.07.2016 - 17:47
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 28.10.11
Сообщений: 62
ТС красава! где такое количество аккумов БУ нашел? батареи от ноута вскрывал?
 
[^]
cyberDJ
2.07.2016 - 17:47
0
Статус: Offline


йа пиченька

Регистрация: 5.03.15
Сообщений: 1333
Отличная работа,уважаемый)
 
[^]
yuran4o
2.07.2016 - 17:49
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.09.14
Сообщений: 20673
ТС, это офигенно. Молодец, я бы точно так не смог)) Не возникало идей открыть свою фирмочку по "тюнингу" велосипедов? Думаю, пользовалась бы спросом такая услуга.
 
[^]
Seliat
2.07.2016 - 17:50
8
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
Цитата (djspice @ 2.07.2016 - 17:47)
ТС красава! где такое количество аккумов БУ нашел? батареи от ноута вскрывал?

Нет, мне досталось много блоков БУ от приятеля от его неудавшегося по некоторым причинам проекта. В районе 400 элементов, многие из которых были сдохшими. Пришлосб долго все разбирать, перебирать и тестировать для единообразия характеристик



Электробайк «Merida Infinitum»
 
[^]
djspice
2.07.2016 - 17:52
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 28.10.11
Сообщений: 62
А "лишних" элементов не осталось? ;)
Хочу сыну собрать дополнительную батарею для машины на РУ, а никак не получается наковырять нормальных банок.
 
[^]
Baldy
2.07.2016 - 17:53
1
Статус: Offline


Землянин

Регистрация: 20.10.15
Сообщений: 3822
Seliat
А не проще было ЛиПошек купить 20-30С ?
 
[^]
Seliat
2.07.2016 - 17:57
6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
Лишние элементы были проданы еще зимой, что и снизило настолько ценник батареи. 156 штук я потратил на батарею, 100 перебранных продал, и 6 в запасе (3 используются как балансные ячейки, в топике про это есть на форуме этранспорта).

Немного мечтаю о том чтобы заменить текущие ячейки с 2800мах на штуку на топовые нср 3500, но ценник в районе 80 000 пугает. Да и по хорошему если собирать что то новое с такими вложениями надо будет менять раму на двухподвес, а я хочу годика 2 поэксплуатировать эту и отчасти ее окупить - собрал то всего несколько месяцев назад.

Новые ячейки 3500 дали бы аж 2100ваттчасов в этой раме, что позволило бы увеличить пробег ажно до эдак 150 - 160км на 35кмч)

По ЛиПо - пожароопасны, и тяжелее из рассчет втч на кг. А вес нерезиновый...

Это сообщение отредактировал Seliat - 2.07.2016 - 17:57
 
[^]
Baldy
2.07.2016 - 18:12
-3
Статус: Offline


Землянин

Регистрация: 20.10.15
Сообщений: 3822
На электротранспорте вроде пришли все дружно к выводу, что оптимальней всего по цене свинцовые аккумы использовать?
 
[^]
Seliat
2.07.2016 - 18:16
3
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
Шта? Вообще то выкинули их на помойку давно, это даже не прошлый а позапрошлый век.

По времени, сначала были свинцовые, которые пользовались успехом из за того что были копеечные ( но и дохнут они за 2-3 месяца и отдают половину емкости если больше 0.2с долговременно). Потом появились литийферрум, которые свинец клали на лопатки по всем параметрам, но были еще жутко дорогими - и да, все еще народ юзал свинец из за дешевизны. А с 10 - 12 годов как прорвало, липо, лиион, лифер лититанат, да еще по ценникам +- доступным (за время службы лиион сдохнут 5-6 поколений свинца) - и свинец ушел в могилу. Вроде остались считанные единицы свинцовых электроагрегатов на форуме.

Я сам менял свинуовую батарею в самокате на свою старую ионку (ту что продал) - курьезное зрелице, длинный брус под 10 кг из вроде 4 блоков был вытащен с кряхтением и выброшен, вместо него установлена моя батарейка ионная размером с кирпичик и весом в 4 кг.

И пробег вырос в 3(!) раза.

Это сообщение отредактировал Seliat - 2.07.2016 - 18:18
 
[^]
sergeka
2.07.2016 - 18:24
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.06.13
Сообщений: 1481
ТС, задумывался когда-нибудь, а что если на твоих 40-50 км\час тебе придется экстренно тормозить и чем это закончится? Полетом через руль? Я к тому, что велик с его высоким центром тяжести и херовенькими тормозами для таких скоростей не предназначен... прочитал твой пост, как исповедь самоубийцы.
 
[^]
kistanov
2.07.2016 - 18:24
1
Статус: Offline


оптихуист

Регистрация: 11.09.08
Сообщений: 6776
серьезный подход!
очень круто!!
 
[^]
Seliat
2.07.2016 - 18:31
6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
Цитата (sergeka @ 2.07.2016 - 18:24)
ТС, задумывался когда-нибудь, а что если на твоих 40-50 км\час тебе придется экстренно тормозить и чем это закончится? Полетом через руль? Я к тому, что велик с его высоким центром тяжести и херовенькими тормозами  для таких скоростей не предназначен... прочитал твой пост, как исповедь самоубийцы.

Тормозные машинки были усилены установкой 203 роторов, тормоза - гидравлика среднего класса. Вилка рассчитана на 203 ротор. Тормозить приходилось экстренно (обычно из за маневра обогнать и в переулок налево), эффективность примерно 3 корпуса машины до ноля с полной.

Из за большого веса байка он не переворачивается через руль - у него колесо начинает переднее скользить при очень большом тормозном усилии.

При крейсерской 35 - 40 торможение вообще чрезвычайно хорошее. Важно понимать что 50 - пиковая, и далеко не всегда используется.

https://www.youtube.com/watch?v=3k1EzCs0_RY нашел видяшку, на 2 00 торможение с 40кмч (не экстренное, можно быстрее )

Кстати про скорости и предназначения... горный этап тур де франс - больше 100кмч. Даунхилл - аналогично, бешаные скорости на плохом покрытие к тому же.

Ну и 3 года опыта (моего) вождения такого типа аппаратов.

Плюс, это уже не *велик* а агрегат довольно высокого уровня а не ашан с колодками смазанными жиром, где заменены ряд критичных компонентов - тормоза, роторы, вилка, усилители дропов, мощные спицы, тяжелые двойные обода и хорошая резина швальбе.

Это сообщение отредактировал Seliat - 2.07.2016 - 18:39
 
[^]
Artyom77
2.07.2016 - 18:32
1
Статус: Offline


Йошкин кот

Регистрация: 2.11.11
Сообщений: 1369
Молодчина.
Чего только люди не придумают лишь бы пешком не ходить.
 
[^]
Maksimoff
2.07.2016 - 18:39
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.03.14
Сообщений: 6045
ТС. А что за элементы? Тип, характеристики, цена.
 
[^]
Seliat
2.07.2016 - 18:42
0
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 33
Цитата (Maksimoff @ 2.07.2016 - 18:39)
ТС. А что за элементы? Тип, характеристики, цена.

LG ABC 18650 (рыжие) 2800мач. Были собраны в батарею старым владельцем (пайка), прошли 5 циклов, по ряду причин заброшены на полку на полгода где 3 блока и померли от дефектов. Оставшиеся блоки были перебраны и циклов 20 уже отдают номинал + -
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 13309
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх