Судьба последнего МАЗ-525

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:33
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
172
МАЗ-525 вполне можно отнести к эпохальным разработкам отечественного автопрома. Все-таки первый специализированный тяжелый карьерник массового производства! А сколько их дошло до наших дней? Всего один, да и тот далеко не в лучшем виде. Изучаем состояние автомобиля-памятника в районе Красноярской ГЭС.

Карьерный самосвал МАЗ-525 был первой машиной своего типа в СССР. Но примечателен он не только этим. Впервые на автомобильное шасси был установлен 12-литровый танковый дизель — вернее его дефорсированный (с 450 до 300 л.с.) вариант под обозначением Д-12А. Таким образом МАЗ-525 — первый советский грузовик с танковым дизелем. Любопытный технический нюанс — у МАЗа-525 не было задней подвески. Балка заднего моста крепилась болтами непосредственно к раме.

В историю советского автомобилестроения эта машина вошла и как модель, на которой впервые нашли применение планетарные редукторы в ступицах задних колес, подъемный механизм кузова с отдельным от рабочих цилиндров гидронасосом и гидроусилитель руля.

Но сегодня мы говорим не о технической, а об эмоциональной составляющей.

30 фото via

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:34
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
01. В этот грузовик я «влюбился» еще ребенком, когда впервые увидел изображающий его рисунок в знаменитой рубрике «ИЗ КОЛЛЕКЦИИ "ЗА РУЛЕМ"» на четвертой обложке октябрьского номера одноименного журнала за 1977 год.

Примечание. Указанная в оригинальной заметке дата окончания производства - 1967 год - ошибочная. На самом деле выпуск МАЗ-525 был прекращен в 1965-м году.


Это сообщение отредактировал ЕразмКонопля - 6.04.2016 - 19:34

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:34
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
02. Карьерник МАЗ-525 был флагманом отечественного грузового автомобилестроения. Им гордился МАЗ, который собрал первые опытные образцы в 1950 году, а с 1951 года начал серийно выпускать эту модель. В первые годы ежегодно строили по нескольку десятков штук, в 1954-м впервые преодолели планку в сотню построенных за год машин. Рекорд производства пришелся на 1958-й год, когда в Минске собрали 231 экземпляр МАЗ-525.

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:35
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
03. Но этого было мало для потребностей огромной страны, а МАЗ делать больше физически не мог. Потому производство вывели в Жодино, на отдельную площадку — завод дорожных и мелиоративных машин, ставший впоследствии БелАЗом. В 1958 году МАЗ-525 параллельно собирали и в Минске, и в Жодино. На Жодинскую площадку пришлось 16 товарных экземпляров. В 1959 году в Минске собрали последние два МАЗ-525, а БелАЗ взял совсем другие темпы и выдал стране 432 экземпляра МАЗ-525. Дальше объемы только росли. Рекордным был 1964 год с показателем в 1115 изготовленных МАЗ-525.

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:35
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
04. В общей сложности МАЗов-525 построили не так уж и мало — 940 машин в Минске с 1951 по 1959 год, и 6021 самосвал этой модели собрал БелАЗ в период с 1958 по 1965 год. Общий «тираж» МАЗ-525 составил 6961 экземпляр за 15 лет производства на двух заводах.

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:35
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
05. Но век этих машин был недолог. Экстремальные условия эксплуатации делали свое дело. Редкие экземпляры доживали хотя бы до второй половины 1970-х годов. Единичные экземпляры, попадавшиеся в 1980-е годы, были уже переделками, приспособленными под внутризаводской транспорт.

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:35
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
06. Это был обычный визит на Минский моторный завод для «дежурного» интервью с руководством. Дело было весной 2006 года. Заглянул в тамошний транспортный цех, — и обомлел! МАЗ-525 собственной персоной! Правда, не самосвал, а внутризаводкой кран для транспортировки тяжелых станков, но все же… Живой МАЗ-525! Очень редко фотографируюсь вместе с машинами, но тут не удержался.

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:36
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
07. На ММЗ сохранился БелАЗовский вариант МАЗ-525, о чем свидетельствовала выштамповка на боковине капота.

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:36
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
08. Мосты и агрегаты были родными!


Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:36
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
09. Интерьер сильно потрепан, но и не из такого реставраторы делают конфетку.

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:36
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
10. И каркас кабины был оригинальным!

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:37
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
11. Я тогда даже написал восторженную заметку в местную прессу. В заметке была фраза «"Распилять" машину в металлолом на ММЗ не собираются, и готовы на определенных условиях передать её в руки реставраторов». Именно так тогда меня заверили на заводе. Была надежда, что этот МАЗ-525 обретет вторую жизнь.

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:37
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
12. Но через некоторое время в сети появились вот такие фото… Боль и злость — вот те чувства, которые я испытывал, глядя на снимки. Про обилие произнесенных нелитературных и нецензурных выражений даже не говорю. Машину угробили вместе с надеждой…

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:37
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
13. Но оставалась последняя надежда — постамент в районе Красноярской ГЭС под городом Дивногорском. Это памятник, правда, не автомобилю, а историческому событию.

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:37
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
14. Перекрытие Енисея. Событие, произошедшее 25 марта 1963 года. О нем было объявлено на весь мир, приглашены многочисленные гости, десятки журналистов из информационных агентств и газет многих стран мира. За этой операцией следил не только весь СССР, но и почти весь мир. В сети много информации о том «что/зачем, и как». Интересующиеся — найдут.

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:37
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
15. Солидную часть транспортной работы сделали МАЗ-525. Но их было не двести, как любят приукрашивать не разбирающиеся в технике корреспонденты, а значительно меньше. В две сотни работавших на перекрытии самосвалов входят все грузовики, включая МАЗ-205 и КРАЗ-222, задействованные в той операции.

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:38
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
16. Перекрывали Енисей не только природными каменными глыбами, но и искусственными бетонными тетраэдрами или, проще говоря, «пирамидками».

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:38
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
17. Именно поэтому «пирамидки» присутствуют в композиции постамента.

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:38
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
Наконец-то настал момент, когда довелось мне побывать и там. В каком же состоянии монумент?

18. Простите, это что — заброшенный город Припять? Нет, окрестности вполне живого Дивногорска. Совсем рядом десятая по мощности гидроэлектростанция в мире и вторая по мощности российская ГЭС, управляемая отнюдь не бедным материнским ОАО «ЕвроСибЭнерго». Но конструкция рядом с постаментом выглядит так, словно здесь случился какой-то катаклизм.

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:38
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
19. Буквы на постаменте сколоты, стройка рядом заброшена… Если бы не светящиеся огни заправки «Роснефти», можно было бы подумать, что попал в зону техногенной катастрофы…

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:39
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
20. Сбили вандалы или без должного ухода постамент пришел в такое состояние? Или есть другая причина?

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:39
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
21. Точно! Это был МНЫХ! И поработал он на славу! Даже автограф оставил….

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:39
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
22. А в каком состоянии сам автомобиль?

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:39
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
23. Фары сняты, окна заколочены, оригинальные двери и боковины капота заменены грубо приваренными листами жести…

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
ЕразмКонопля
6.04.2016 - 19:40
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
24. Но кабина родная, даже оригинальные баки за кабиной сохранились.

Судьба последнего МАЗ-525
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 29535
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх