Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:52
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
197
Вскоре после войны в тиши секретных специальных конструкторских бюро (СКБ) началась активная работа по новым видам будущей автотехники для Советской армии. Результатом их деятельности стал огромный парк уникальных строго засекреченных вездеходных машин и целых семейств экспериментальных армейских грузовиков и тягачей, созданных на базе обычных серийных машин классической конструкции. Самыми активными разработчиками и изготовителями образцов новой техники стали Горьковский, Уральский и Кременчугский автозаводы. Все испытания секретных автомобилей проводил 21-й научный институт Министерства обороны СССР (21 НИИИ) из подмосковного города Бронницы. Kolesa.ru начинают серию публикаций, посвященную этим уникальным машинам, и начнем мы с ГАЗ.

31 фото via

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:53
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
На Горьковском автозаводе в 1950 – 1960-е годы все работы по новой армейской технике проводило секретное ОКБ спецмашин, где вся серийная продукция проходила строгую проверку на возможность ее использования в качестве базы будущих военных вездеходов.

02. Опытный вездеход ГАЗ-69 на арочных шинах (из архива И. Падерина)

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:53
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
Первой подвижной базой новой техники послужил простой армейский автомобиль ГАЗ-69, на основе которого была разработана серия опытных колесных и гусеничных машин с принципиально новыми видами съемных движителей, часто не имевших иностранных аналогов. Наиболее простым был ГАЗ-69, поставленный на четыре колеса с широкопрофильными арочными шинами. Его вариант имел только задние арочные движители и передние лыжи.

03. ГАЗ-69 с задними арочными колесами и передними лыжами (из архива И. Падерина)

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:54
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
Самым же оригинальным стал вездеход с так называемыми фрезерными движителями — металлическими колесами с острыми лопатками, которые прорезали в снегу или ледяном насте узкие глубокие траншеи, достигая замерзшего грунта. В упрощенной версии две фрезы навешивали с обеих сторон кузова. На ГАЗ-69 монтировали также укороченные гусеничные движители с треугольным обводом резинометаллических лент.

04. Снегоход с фрезерными движителями и опорными лыжами (из архива С. Вечкова)

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:54
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
05. Вездеход ГАЗ-69 с боковыми ведущими фрезами (из архива И. Падерина)

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:54
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
06. Автомобиль ГАЗ-69 на четырех ведущих гусеницах (из архива С. Вечкова)

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:55
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
В НАМИ в рамках секретных работ по высокоэластичным движителям на доработанном ГАЗ-69 базировались экспериментальные полугусеничные вездеходы с пневматическими гусеницами двух типов. Они привлекали военных высокой проходимостью по песчаной и заболоченной местности, плавностью и бесшумностью хода. Наиболее совершенным считался последний образец С-3МУ с эластичными бесшарнирными гусеницами и раздельными пневматическими траками. Все эти машины так и не вышли из опытной стадии и не оправдали надежд своих создателей.

Второй по хронологии экспериментальной базой являлись многоцелевые полноприводные машины ГАЗ-62 первой серии, на агрегатах которых был создан первый и единственный советский легкий четырехосный армейский автомобиль, причем сразу в сухопутном и плавающем исполнениях.

07. Вездеход С-3МУ с пневматическими гусеницами (из архива А. Карасева)


Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:56
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
ГАЗ-62Б/ГАЗ-62П (1956 – 1957 гг.)
Основные фотографии из архива И. Падерина

В 1955 году, в процессе поисковых работ по будущему четырехосному бронетранспортеру БТР-60П, инженер В. Н. Кузовкин под руководством ведущего конструктора А. М. Бутусова разработал проект полноприводного вездехода-болотохода ГАЗ-62Б грузоподъемностью 1,2 т с независимой подвеской и всеми односкатными ведущими колесами.

08. Опытный 90-сильный полноприводный автомобиль ГАЗ-62Б. 1956 год

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:56
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
Весной следующего года он был построен в виде работоспособного макетного образца для опробования принципиально новой нетрадиционной системы привода. Машина получила 90-сильный двигатель от легкового автомобиля ГАЗ-12, раздаточ­ную коробку, герметизированную тормозную систему, переднюю облицовку и оперение от опытного капотного вездехода ГАЗ-62, а также новый удлиненный цельнометаллический кузов с задним откидным бортом, продольными скамьями и общим тентом со смотровыми окнами.

09. Вездеход ГАЗ-62Б с четырьмя передними управляемыми колесами

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:57
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
На автомобиле использовалась оригинальная поисковая трансмиссия конструкции инженера Бориса Акимовича Дехтяра с раздаточной коробкой центрального расположения и проходными коническими главными передачами обоих средних мостов с кулачковыми дифференциалами повышенного трения, от которых крутящий момент перераспределялся на крайние оси. Все шины низкого давления снабжались системой регулирования давления воздуха. При полной массе более 4 т на шоссе вездеход развивал максимальную скорость 80 км/ч. Проведенные в августе 1956-го военные оценочные испытания завершились для него полным провалом.

10. Летние испытания многоцелевой машины ГАЗ-62Б на бездорожье

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:57
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
11. Зимние испытания 1,2-тонного грузопассажирского вездехода ГАЗ-62Б

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:58
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
В том же году на агрегатах ГАЗ-62Б горьковский судостроительный завод № 112 «Красное Сормово» разработал и собрал две пробные макетные амфибии ГАЗ-62П с отводом мощности на водомет и открытыми водоизмещающими алюминиевыми корпусами без дверей, изготовленными на авиационном предприятии № 21.

12. Опытная амфибия ГАЗ-62П с цельнометаллическим корпусом. 1957 год

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:58
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
Сначала обе машины проходили цикл заводских испытаний, а в ноябре-декабре 1957 года одна из них была представлена на испытательном полигоне НИИАП в Бронницах, где проводились ее сравнительные испытания с более крупными прототипами Московского автозавода. Плавающий ГАЗ-62П оказался маломощной и переутяжеленной машиной с недостаточной проходимостью и маневренностью. Он не получил рекомендации к серийному производству, а его уникальная, но слишком сложная трансмиссия больше не применялась.

13. Полигонные испытания вездехода ГАЗ-62П (кадр из киносъемок НИИАП)


Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:58
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
Круговорот поиска новых эффективных вездеходных движителей не обошел стороной и известный армейский двухтонный грузовик ГАЗ-66. Экспериментальные секретные работы ОКБ ГАЗ начала 1960-х годов проводились в основном на базе его различных исполнений и сводились к установке их на разные виды ведущих систем.

К ним относились традиционные полугусеничные версии и машины с компактными съемными гусеничными движителями, которые надевали на автомобиль вместо задних или всех четырех ведущих колес. Такие вездеходы создавались прежде всего для передвижения по снежной целине и потому получили общую неофициальную маркировку ГАЗ-66С — «снегоход».

Наиболее совершенными тогда считались опытные образцы полностью гусеничных машин с индивидуальными движителями конструкции С. С. Неждановского с треугольным обводом четырех облегченных гусениц. Первый вариант на шасси ГАЗ-66Б с открытой кабиной снабжался тросовыми бестраковыми гусеницами с верхними ведущими звездочками и двумя натяжными барабанами.

14. ГАЗ-66Б с облегченными гусеничными движителями (из архива С. Вечкова)


Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:59
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
Позднее на серийном грузовике ГАЗ-66 с цельнометаллической кабиной был испытан усиленный резинометаллический движитель с периферийной рамой и двумя крупными опорными колесами. На деле столь сложные и громоздкие конструкции не привели к существенному повышению проходимости автомобиля, и работы по ним в конце концов были закрыты.

15. Машина ГАЗ-66С с усиленными гусеничными движителями (из архива С. Вечкова)

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 20:59
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
16. Четырехгусеничный снегоход на шасси ГАЗ-66 (из архива И. Падерина)

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 21:00
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
Одним из немногих специальных армейских автомобилей, на котором долго лежал гриф «совершенно секретно», стало существенно доработанное и усиленное шасси ГАЗ-66-32, произведенное на Горьковском автозаводе в 1972 году. В отличие от всех прочих версий 66-го семейства на нем смонтировали 140-сильный карбюраторный двигатель V8 от боевой машины БРДМ-2. Для него бронницкий 21 НИИИ спроектировал, а опытный завод № 38 собрал особый герметизированный кузов-фургон КПП-66 повышенной стойкости к воздействию ударной волны оружия массового поражения, который предохранял экипаж от радиоактивного, химического и бактериологического заражения. Он имел две передние боковые двери и заднюю двухстворчатую с откидным трапом, его стенки были выполнены из многослойных синтетических панелей с металлическими усилителями и свинцовыми листами.

17. Автомобиль КПП-66 на шасси ГАЗ-66-32. 1973 год (из архива И. Падерина)

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 21:01
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
В таком фургоне планировалось размещение полевых штабов высшего звена и санитарно-эвакуационного оборудования. Испытания автомобиля начались в октябре 1973-го и продолжались весь следующий год, но в производство столь оригинальная и нестандартная машина не поступила.

Вторым направлением опытно-конструкторской деятельности ГАЗа стало создание образцов полноприводных армейских грузовиков ГАЗ-34 и ГАЗ-44, а также дорожной машины ГАЗ-33 двойного назначения.

18. Штабной фургон КПП-66 на военном полигоне (из архива 21 НИИЦ
)

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 21:02
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
ГАЗ-34 (1964 – 1968 гг.)
Фотографии из архива 21 НИИЦ

С постановкой на серийное производство двухосных грузовиков ГАЗ-66 заводские конструкторы незаметно для посторонних глаз приступили к созданию трехосного варианта ГАЗ-34. Его разрабатывали в соответствии с техническим заданием Государственного комитета автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения, хотя это был типичный военный грузовик-тягач — облегченная бескапотная альтернатива капотному автомобилю ЗИЛ-131. Ведущим конструктором машины являлся Василий Кузовкин.

В армии ГАЗ-34 планировалось использовать как средний бортовой грузовик для доставки грузов и военнослужащих, монтажа военного оснащения и буксировки легких орудий. Макетный образец собрали в 1964 году, за ним последовали две машины с кабинами от ГАЗ-66 в предсерийном исполнении. В 1967-м появились еще три пробных грузовика с серийными кабинами.

19. Опытный трехтонный грузовик ГАЗ-34 первой серии 1964 – 1965 гг.


Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 21:02
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
Внешне трехтонный ГАЗ-34 с бензиновым мотором в 115 л. с. напоминал удлиненный ГАЗ-66, к которому добавили третий мост. По ряду агрегатов и узлов его унифицировали с серийным ГАЗ-66А, но с первых же образцов оборудовали системой регулирования давления в шинах. Одними из немногих собственных узлов были удлиненные рама и грузовая платформа со скамьями для 27 солдат и тентом. Ряд узлов был заимствован у тягачей ЗИЛ.

20. Испытания грузовика ГАЗ-34 второй серии на весеннем бездорожье

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 21:03
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
21. ГАЗ-34 с металлическим кузовом для транспортировки военнослужащих

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 21:03
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
Все машины в течение пяти лет испытывали в разных регионах от Москвы до Ашхабада и Ухты, на полигонах и на местности. Они буксировали прицепы, минометы, 122-мм гаубицу М-30 и даже самолет Ан-25. По результатам испытаний ГАЗ-34 был рекомендован к принятию на вооружение, но с организацией серийного выпуска более мощного и надежного грузовика ЗИЛ-131 интерес военных к этой машине растаял.

22. Испытания автомобиля ГАЗ-34 второй серии в Туркмении (кинокадр)

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 21:04
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
23. Буксировка прицепного минного раскладчика ПМР-3

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 21:04
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
24. ГАЗ-34 с прицепным компрессором ЗИФ-55

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
ЕразмКонопля
24.03.2016 - 21:04
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 16.11.15
Сообщений: 2582
25. Тягач ГАЗ-34 с прицепной гаубицей М-30 калибра 122 мм (кинокадр)

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 25935
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх