Автомобиль на дровах: как он работает?

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
bydim
2.03.2015 - 08:26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.07.13
Сообщений: 8220
144
Это похоже на анекдот. Но тем, кто работал на лесоповале в тайге в 30-х, было не до смеха. Нет бензина — ехали на дровах. Да и по сей день эта технология до сих пор используется. Как устроены такие авто? Разбираем в деталях.

Оговоримся сразу: если автомобиль ездит на дровах, это не значит, что он — паровоз без рельсов. Низкий КПД паровой машины с ее отдельной топкой, котлом и цилиндрами двойного-тройного расширения оставил паровые автомобили в числе забытой экзотики. А сегодня мы поговорим о "дровяном" транспорте с привычными нам ДВС, моторами, сжигающими топливо внутри себя.

Разумеется, затолкать дрова (или нечто подобное) в карбюратор вместо бензина пока еще никому не удавалось, а вот идея прямо на борту авто получать из древесины горючий газ и подавать его в цилиндры как топливо прижилась на долгие годы. Речь идет о газогенераторных автомобилях, машинах, чей классический ДВС работает на генераторном газе, который получают из древесины, органических брикетов, или угля. От привычного жидкого топлива, кстати, такие машины тоже не отказываются — они способны работать и на бензине.

Автомобиль на дровах: как он работает?
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
bydim
2.03.2015 - 08:26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.07.13
Сообщений: 8220
Святая простота
Генераторный газ — это смесь газов, состоящая в основном из окиси углерода СО и водорода Н2. Получить такой газ можно, сжигая размещенную толстым слоем древесину в условиях ограниченного количества воздуха. На этом несложном принципе работает и автомобильный газогенератор, простой по сути агрегат, но громоздкий и конструктивно осложненный дополнительными системами.

Также, помимо собственно производства генераторного газа, автомобильная газогенераторная установка охлаждает его, очищает и смешивает с воздухом. Соответственно, конструктивно классическая установка включает в себя сам газогенератор, фильтры грубой и тонкой очистки, охладители, электровентилятор для ускорения процесса розжига и трубопроводы.

Автомобиль на дровах: как он работает?
 
[^]
bydim
2.03.2015 - 08:26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.07.13
Сообщений: 8220
НПЗ вожу с собой
Простейший газогенератор имеет вид вертикального цилиндра, в который почти доверху загружается топливо — дрова, уголь, торф, прессованные пеллеты и т.п. Зона горения расположена внизу, именно здесь, в нижнем слое горящего топлива создается высокая температура (до 1 500 градусов по Цельсию), необходимая для выделения из более верхних слоев будущих компонентов топливной смеси — окиси углерода СО и водорода Н2. Далее горячая смесь этих газов поступает в охладитель, который снижает температуру, повышая таким образом удельную калорийность газа. Этот довольно крупный узел обычно приходилось помещать под кузовом машины. Расположенный следом по ходу газа фильтр-очиститель избавляет будущую топливную смесь от примесей и золы. Далее газ направляется в смеситель, где соединяется с воздухом, и окончательно приготовленная смесь направляется в камеру сгорания двигателя автомобиля.

Автомобиль на дровах: как он работает?
 
[^]
bydim
2.03.2015 - 08:26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.07.13
Сообщений: 8220
Как видите, система производства топлива прямо на борту грузовика или легковушки занимала довольно много места и немало весила. Но игра стоила свеч. Благодаря собственному — и к тому же дармовому — топливу свой автономный транспорт могли себе позволить предприятия, расположенные за сотни и тысячи километров от баз снабжения ГСМ. Это достоинство долго не могло затмить все недостатки газогенераторных автомобилей, а их было немало:

- существенное сокращение пробега на одной заправке;
- снижение грузоподъемности автомобиля на 150-400 кг;
- уменьшение полезного объема кузова;
- хлопотный процесс "дозаправки" газового генератора;
- дополнительный комплекс регламентных сервисных работ;
- запуск генератора занимает от 10-15 минут;
- существенное снижение мощности двигателя.


Автомобиль на дровах: как он работает?
 
[^]
bydim
2.03.2015 - 08:27
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.07.13
Сообщений: 8220
В тайге заправок нет
Древесина всегда являлась основным топливом для газогенераторных автомобилей. В первую очередь, конечно, там, где дров в избытке, — на лесозаготовках, в мебельном и строительном производстве. Традиционные технологии лесопереработки при промышленном использовании древесины в эпоху расцвета "газгенов" около 30% от массы леса отпускали в отходы. Их и использовали как автомобильное топливо. Интересно, что правилами эксплуатации отечественных "газгенов" строжайше запрещалось использование деловой древесины, так как и отходов лесной промышленности было с избытком. Для газогенераторов годились как мягкие, так и твердые породы дерева.

Единственное требование — отсутствие на чурках гнили. Как показали многочисленные исследования, проведенные в 30-е годы в Научном автотракторном институте СССР, лучше всего в качестве топлива подходят дуб, бук, ясень и береза. Чурки, которыми заправлялись котлы газогенераторов, чаще всего имели прямоугольную форму со стороной 5-6 сантиметров. Сельскохозяйственные отходы (солома, лузга, опилки, кора, шишки и пр.) прессовали в специальные брикеты и также "заправляли" ими газогенераторы.

Автомобиль на дровах: как он работает?
 
[^]
bydim
2.03.2015 - 08:27
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.07.13
Сообщений: 8220
Главным недостатком "газгенов", как мы уже говорили, можно считать малый пробег на одной заправке. Так, одной загрузки древесными чурками советским грузовикам (см. ниже) хватало не более чем на 80-85 км пробега. Учитывая, что "заправляться" руководство по эксплуатации рекомендует при опустошении бака на 50-60%, то и вовсе пробег между заправками сокращается до 40-50 км. Во-вторых, сама установка, вырабатывающая генераторный газ, весит несколько сотен килограммов. К тому же двигатели, работающие на таком газе, выдают на 30-35% меньше мощности, чем их бензиновые аналоги.

Доработка автомобилей под дрова
Для работы на генератором газе автомобили приходилось приспосабливать, но изменения не были серьезными и порой были доступны даже вне заводских условий. Во-первых, в моторах повышали степень сжатия, чтобы не так существенна была потеря мощности. В некоторых случаях для улучшения наполнения цилиндров двигателя применялся даже турбонаддув. На многие "газифицированные" авто устанавливался генератор электрооборудования с повышенной отдачей, поскольку для вдувания воздуха в топку использовался достаточно мощный электровентилятор.


Автомобиль на дровах: как он работает?
 
[^]
bydim
2.03.2015 - 08:27
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.07.13
Сообщений: 8220
Для сохранения тяговых характеристик, в особенности это касалось грузовиков, при снизившейся мощности двигателя передаточные числа трансмиссии делали более высокими. Скорость движения падала, но для автомобилей, использующихся в лесной глуши и прочих пустынных и отдаленных районах это не имело решающего значения. Чтобы компенсировать изменившуюся из-за тяжелого газогенератора развесовку, в некоторых машинах усиливали подвеску.

Помимо того, из-за громоздкости "газового" оборудования отчасти приходилось перекомпоновывать автомобиль: менять, сдвигать грузовую платформу или урезать кабину грузовика, отказываться от багажника, переносить выхлопную систему.

Золотая эра "газгена" в СССР и за границей
Эра расцвета газогенераторных автомобилей пришлась на 30-40-е года прошлого века. Одновременно в нескольких странах с большими потребностями в автомобилях и малыми разведанными запасами нефти (СССР, Германия, Швеция) инженеры крупных предприятий и научных институтов взялись за разработку автотранспорта на дровах. Советские специалисты больше преуспели в создании грузовых автомобилей.


Автомобиль на дровах: как он работает?
 
[^]
bydim
2.03.2015 - 08:28
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.07.13
Сообщений: 8220
С 1935 года и до самого начала Великой Отечественной войны на разных предприятиях Министерства лесной промышленности и ГУЛАГа (Главное Управление ЛАГерей, увы, реалии той поры) "полуторки" ГАЗ-АА и "трехтонки" ЗИС-5, а также автобусы на их базе переделывались для работы на дровах. Также отдельными партиями газогенераторные версии грузовиков производились самими заводами-изготовителями машин. Например, советские автоисторики приводят цифру 33 840 — столько было выпущено газогенераторных "полуторок" ГАЗ-42. Газогенераторных ЗИСов моделей ЗИС-13 и ЗИС-21 в Москве выпущено более 16 тыс. единиц.

Автомобиль на дровах: как он работает?
 
[^]
bydim
2.03.2015 - 08:28
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.07.13
Сообщений: 8220
За довоенное время советскими инженерами было создано более 300 различных вариантов газогенераторных установок, из которых 10 дошли до серийного производства. Во время войны серийными заводами были подготовлены чертежи упрощенных установок, которые могли изготавливаться на местах в автомастерских без применения сложного оборудования. По воспоминаниям жителей северных и северо-восточных регионов СССР, грузовики на дровах можно было встретить в глубинке вплоть до 70-х годов ХХ века.

В Германии во время Второй Мировой войны наблюдался острый дефицит бензина. КБ двух компаний (Volkswagen и Mercedes-Benz) получили задание разработать газогенераторные версии своих популярных компактных машин. Обе фирмы в довольно сжатые сроки справились с поставленной задачей. На конвейер встали Volkswagen Beetle и Mercedes-Benz 230. Интересно, что у серийных авто дополнительное оборудование даже не выступало за стандартные габариты "легковушек". В Volkswagen пошли еще дальше и создали опытный образец "дровяного" армейского Volkswagen Тур 82 ("кюбельваген").


Автомобиль на дровах: как он работает?
 
[^]
bydim
2.03.2015 - 08:29
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.07.13
Сообщений: 8220
Дровяные машины сегодня
К счастью, главное достоинство газогенераторных автомобилей — независимость от сети АЗС, сегодня стало малоактуальным. Однако в свете современных экологических веяний на первый план вышло другое достоинство автомобилей на дровах — работа на возобновляемом топливе без какой-либо его химической подготовки, без дополнительной траты энергии на производство топлива. Как показывают теоретические расчеты и практические испытания, мотор на дровах меньше вредит атмосфере своими выбросами, чем аналогичных двигатель, но уже работающий на бензине или солярке. Содержание выхлопных газов очень схоже с выбросами ДВС, работающих на природном газе.

И тем не менее тема с автомобилями на дровах утратила свою былую популярность. Забыть о газогенераторах не дают в основном инженеры-энтузиасты, которые ради экономии на топливе или в качестве эксперимента переоборудуют свои личные машины для работы на генераторном газе. На постсоветском пространстве есть удачные примеры "газгенов" на базе легковушек АЗЛК-2141 и ГАЗ-24, грузовика ГАЗ-52, микроавтобуса РАФ-2203 и пр. По словам конструкторов, их творения могут проезжать на одной заправке до 120 км со скоростью 80-90 км/ч.

Автомобиль на дровах: как он работает?
 
[^]
bydim
2.03.2015 - 08:30
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.07.13
Сообщений: 8220
К примеру, переведенный житомирскими инженерами в 2009 году на дрова ГАЗ-52 расходует около 50 кг древесных чурок на 100 км пробега. По словам конструкторов, подкидывать дровишки нужно каждые 75-80 км. Газогенераторная установка традиционно для грузовиков расположилась между кабиной и кузовом. После розжига топки должно пройти около 20 минут, прежде чем ГАЗ-52 сможет начинать движение (в первые минуты работы генератора выработанный им газ не имеет нужных горючих свойств). По расчетам разработчиков, 1 км на дровах обходится в 3-4 раза дешевле, чем на дизельном топливе или бензине.

Единственная на сегодняшний день страна, в которой массово используются автомобили на дровах, — это Северная Корея. В связи с тотальной мировой изоляцией там наблюдается определенный дефицит жидкого топлива. И дрова снова приходят на выручку тем, кто оказался в нелегком положении.

http://www.kolesa.ru


Автомобиль на дровах: как он работает?
 
[^]
qwe41
2.03.2015 - 08:36
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 30.09.11
Сообщений: 127
На угле, наверное, дальше уехать можно? Тема интересная и важная, в свете, так сказать...
 
[^]
Xpomosom
2.03.2015 - 08:40
0
Статус: Offline


лентяй

Регистрация: 11.06.12
Сообщений: 101
про мерсы и вольцвагены где подробнее почитать?
 
[^]
ganimede
2.03.2015 - 08:40
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.01.15
Сообщений: 2776
Сколково?
 
[^]
shurupp206
2.03.2015 - 08:41
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 4.02.15
Сообщений: 334
Буд-то снова на лекцию попал введение в специальность.

Спасибо, ТС agree.gif
 
[^]
nepting
2.03.2015 - 08:42
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 5.01.15
Сообщений: 22
я оказывается не такой старый, познавательно не знал о таком
 
[^]
Серж22rus
2.03.2015 - 08:49
7
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.04.12
Сообщений: 267
...
 
[^]
ssensey
2.03.2015 - 08:51
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 4.05.11
Сообщений: 175
Далеко не новость.
http://www.yaplakal.com/forum11/topic983845.html





 
[^]
OSM
2.03.2015 - 09:13
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.14
Сообщений: 2161
Гдето читал что немцы недолюбливали Дизиля, за то что он так и не смог построит двигатель на угле. Хотя надо признать он старался это сделать очень долгое время.
Проблема в том что в Германии не было нефти, а уголь был.
Кстати именно Дизель приложил руку к развитию Бакинских месторождений нефти в России.
 
[^]
SKV59
2.03.2015 - 09:18
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.03.14
Сообщений: 2980
Когда я ходил в детский сад, рядом был гараж Воронежского авиазавода. Там был такой Газон. Водителем был старый дед.
Помню как мы, дети, висли на штакетнике и орали:
- Дедушка! А почему у тебя машина так дымит?
- Внучики, это дрова сырые!

Эта машина возила на прицепе за собой уйму разноцветных прицепных вагончиков. Старший брат помнит, что их было штук 20-30. В них возили еду с фабрики-кухни в столовые и буфеты в каждый цех авиазавода.
Скорость была как скорость быстроидущего человека.
Когда Газон поворачивал, то вереница чётко повторяла траекторию.
Пацаны школьного возраста цеплялись и пытались что-нибудь стырить.

Для тех, кто любит повторять за Краморовым БРЯХНЯ, год примерно 1962-63, Ясли-сад №5.
 
[^]
icе
2.03.2015 - 09:21
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.04.13
Сообщений: 1075
Папа рассказывал,был у них в деревне во время войны грузовик на дровах,дрова потреблял нещадно, весь колхоз,говорил, на этот грузовик только и работал-дрова заготавливал :)
 
[^]
vadikvadik
2.03.2015 - 09:30
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.05.09
Сообщений: 1702
очень познавательно. жалко, что нет развития этой технологии.
 
[^]
Down
2.03.2015 - 10:31
6
Статус: Offline


Хорошо. Не было бы лучше.

Регистрация: 8.06.11
Сообщений: 1466
в любимой мной Северной Корее и сейчас активно бегают)

Это сообщение отредактировал Down - 2.03.2015 - 10:33

Автомобиль на дровах: как он работает?
 
[^]
stasgaz
2.03.2015 - 10:44
5
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 7.05.14
Сообщений: 0
Предлагаю пойти дальше и попросить сколково разработать для Украинских потребителей самолеты на дровах и ракеты на дровах

Это сообщение отредактировал stasgaz - 2.03.2015 - 10:44
 
[^]
vorog
2.03.2015 - 10:57
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.01.13
Сообщений: 1503
как бы пустыней не стать, если все на такое пересядут...
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 32529
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх