Toggle navigation
gosthelp.ru
Методические рекомендации Методические рекомендации по установке знаков ограничения скорости на автомобильных дорогах (нормирование скорости движения)
МВД СССР
Всесоюзный
научно - исследовательский институт
безопасности дорожного движения
СОГЛАСОВАНО
с Главным управлением Госавтоинспекции
МВД СССР
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТАНОВКЕ ЗНАКОВ
ОГРАНИЧЕНИЯ СКОРОСТИ
НА АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГАХ
( Нормирование скорости движения )
Москва 1983
Ограничение скорости движения , действующее в нашей стране , в целом отвечает состоянию дорожной сети . Однако на опасных участках дорог возникает необходимость введения дополнительного местного ограничения . Прежде всего - это участки дорог , проходящие через населенные пункты , расположенные на кривых в плане малого радиуса , а также участки с недостаточной видимостью , узкой проезжей частью и низким коэффициентом сцепления колеса автомобиля с покрытием . Проведение мероприятий по ликвидации опасных участков дорог в короткие сроки связано с определенными трудностями , поэтому обоснованное местное ограничение скорости является одним из эффективных средств регулирования дорожного движения .
Методические рекомендации предназначены для работников ГАИ и служб эксплуатации автомобильных дорог .
Рекомендации подготовлены М . Б . Афанасьевым , Б . Н . Баваровым , В . В . Новизенцевым .
1 . Общие положения
1.1 . Ограничение скорости - один из наиболее распространенных методов регулирования дорожного движения , который применяется для повышения уровня его безопасности во многих странах мира ( приложение 1 ).
1.2 . Ограничение скорости движения может быть общим или местным .
1.3 . Общее ограничение вводится на всей дорожной сети страны с учетом состояния дорог , категории транспортных средств и классификации водителей . Такое ограничение скорости в СССР было введено Правилами дорожного движения с 1 января 1976 г .
1.4 . Местное ограничение скорости распространяется на отдельные опасные участки дорог . Это участки , при въезде на которые коэффициент безопасности наиболее быстроходных автомобилей ( отношение скорости на данном участке к скорости на подходах к нему ) меньше 0,6, а также участки с интенсивным движением пешеходов и зоны ремонтных работ и т . п .
1.5 . Величину местного ограничения скорости следует выбирать на уровне 85 %- ной обеспеченности по кумулятивной кривой фактически наблюдаемых скоростей движения на рассматриваемом участке по методике , приведенной в приложении 2 .
1.6 . На подходах к опасным участкам дорог знак 3.24 « Ограничение максимальной скорости » целесообразно устанавливать совместно с предупреждающим знаком , информирующим водителей о причинах вводимого ограничения . Например , на кривой в плане знак 3.24 устанавливается со знаком 1.11.1 или 1.11.2 ( рис . 1 ).
1.7 . Установка знака ограничения скорости , как правило , должна рассматриваться в качестве временной меры до устранения причин , вызвавших необходимость такого ограничения .
Рис . 1 . Пример расположения предупреждающего и запрещающего знаков на полной опоре
1.8 . Знак 3.24 « Ограничение максимальной скорости » следует устанавливать с табличкой 7.5.4, указывающей время его действия , если ограничение вводится на определенные часы , например , у школ , заводских проходных и т . п .
1.9 . Минимальный предел ограничения скорости на дорогах не должен быть ниже 40 км / ч , кроме случаев , когда ограничение вводится на участках со скользким покрытием ( гололедица , снежный накат ).
1.10 . Если максимально допустимая скорость ниже установленной Правилами дорожного движения , ограничение распространяется на весь транспортный поток .
2 . Местное ограничение скорости на опасных участках дорог
2.1 . Величина допустимой скорости движения в населенных пунктах зависит от их протяженности , расстояния от края проезжей части до линии застройки ( табл . 1 ), интенсивности пешеходного движения и т . п .
Таблица 1
Расстояние от края проезжей части до линии застройки , м
Допустимая скорость ( км / ч ) в населенных пунктах протяженностью
менее 1 км
более 1 км
Менее 5
50
40
5 - 10
60
50
10 - 15
60
60
15 - 25
70*
60
25 - 35
80**
70*
* Ограничение скорости в населенных пунктах , обозначенных знаком 5.24 ( с голубым фоном ).
** Ограничение скорости для легковых автомобилей и междугородных автобусов .
2.2 . Допустимую скорость движения в зоне пешеходных переходов , расположенных в населенных пунктах , рекомендуется определять с учетом интенсивности движения пешеходов :
Интенсивность движения пешеходов , чел / ч Допустимая скорость , км / ч
Менее 50 60
50 - 100 50
Более 100 40
2.3 . В населенных пунктах , где в непосредственной близости от проезжей части дороги расположены магазины , столовые и т . д ., а стоянки для автомобилей не оборудованы , скорость движения рекомендуется ограничивать до 50 км / ч . При интенсивном движении пешеходов ( более 100 чел / ч ) предел допустимой скорости движения следует устанавливать также с учетом интенсивности их движения ( см . п . 2.2 ).
2.4 . Если протяженность участка между населенными пунктами не превышает 2 км и фактические скорости движения больше , чем в населенных пунктах , то при интенсивном движении ( более 500 авт / ч ) на таком участке дорог следует запретить обгон .
2.5 . Расстояние видимости - важнейший показатель транспортно - эксплуатационных качеств дорог . Во многих случаях он определяет выбор безопасной скорости движения .
2.6 . Величину ограничения скорости на участках дорог с недостаточной видимостью ( кривые в плане и профиле ) следует определять исходя из минимального расстояния видимости , обеспечивающего безопасность движения при данной скорости ( видимость встречного автомобиля1 ):
1 Видимость встречного автомобиля - расстояние , на котором предмет , установленный на высоте 1,2 м над проезжей частью , виден наблюдателю ( глаз его находится на высоте 1,2 м ).
Видимость встречного автомобиля , м Допустимая скорость движения , км / ч
Менее 100 40
100 - 120 50
120 - 150 60
150 - 200 70
200 - 250 80*
* Ограничение скорости только для легковых автомобилей и междугородных автобусов .
2.7 . На кривых в плане малого радиуса с обеспеченной видимостью допускается применение знака 5.18 « Рекомендуемая скорость ». Значение скорости в э том случае определяется по фактически наблюдаемым скоростям движения 50 %- ной обеспеченности ( см . приложение 2 ).
2.8 . В целях повышения пропускной способности на участках затяжных подъемов , имеющих дополнительную полосу , необходимо регламентировать минимальную скорость движения по полосам .
2.9 . Значение минимально допустимой скорости движения по левой полосе в сторону подъема ( рис . 2 ) определяют с учетом его длины :
Длина подъема , км Минимально допустимая скорость движения
по левой полосе , км / ч
0 ,5 - 0,7 60
0 ,7 - 1,0 50
Более 1,0 40
Значение установленной скорости указывают на знаке 5.8.3.
2.10 . Ограничение скорости движения на спусках целесообразно вводить , если спуск заканчивается кривой в плане малого радиуса , мостом с шириной проезжей части , равной или меньшей ширине проезжей части дороги и т . д . При определении максимального предела ограничения скорости в конце спусков необходимо учитывать дорожные условия :
Дорожные условия в конце спуска Допустимая скорость , км / ч
Радиус кривой , м :
менее 100 40
100 - 200 50
200 - 400 60
Ширина проезжей части
малого моста и дороги
равна 60
меньше на 1 м 40
Рис . 2 . Применение знака 5.8.3 для введения минимально допустимой скорости движения по левой полосе
2.11 . На прямых горизонтальных участках дороги перед малыми мостами с узкой проезжей частью максимально допустимая скорость определяется для всего транспортного потока :
Ширина проезжей части моста и дороги Допустимая скорость , км / ч
Равна 70
Меньше на 1 м 50
2.12 . Предел ограничения скорости на мокром покрытии выбирается с учетом следующих значений коэффициента сцепления ( j ):
50 км / ч при j = 0,35 ¸ 0,45;
40 км / ч при j = 0,25 ¸ 0,35.
2.13 . Дополнительное средство нормирования скорости и повышения уровня безопасности дорожного движения в определенных условиях - частичное или полное запрещение обгонов .
2.14 . Ограничение обгонов должно вводиться на основе анализа интенсивности и состава транспортного потока , геометрических элементов дороги , фактической видимости , погодно - климатических условий , состояния покрытия и т . д .
2.15 . Периоды , на которые вводится ограничение обгонов , должны определяться с учетом изменения интенсивности движения ( табл . 2 )
Таблица 2
Вводимая мера
Ширина проезжей части , м
Интенсивность ( авт / ч ), свыше которой рекомендуется ограничивать обгон при состоянии покрытия
сухом
мокром
Запрещение обгона грузовым автомобилям
6,0 - 6,5
300
170
7,0 - 7,5
500
300
9,0 - 9,5
700
400
Полное запрещение обгона
6,0 - 6,5
500
300
7,0 - 7,5
750
500
9,0 - 9,5
800
700
3 . Введение повышенного предела ограничения скорости вне населенных пунктов
3.1 . Скорость транспортных средств может быть увеличена на участках дорог , где условия обеспечивают безопасность движения с более высокими скоростями ( п . 9.5 Правил дорожного движения ). На таких участках устанавливают соответствующие дорожные знаки .
3.2 . Повышенные пределы скорости ( для легковых автомобилей - до 110 км / ч , грузовых - до 80 км / ч ), как правило , вводятся на дорогах , имеющих не менее четырех полос для движения в обоих направлениях , разделительную полосу и пересечения в разных уровнях . При этом устанавливается знак 3.24 с табличками 7.4.1 и 7.4.3 ( рис . 3 ).
3.3 . Введение повышенного предела скорости допускается и на дорогах с четырьмя полосами движения , проходящими через населенные пункты , при наличии разделительной полосы и отсутствии пересечений в одном уровне . В этом случае величину верхнего предела скорости определяют на основе анализа данных о дорожно - транспортных происшествиях и режимах движения .
Рис . 3 . Применение знака 3.24 с табличками 7.4.1 и 7.7.3 для введения повышенного предела скорости движения на автомагистралях
4 . Ограничение скорости в местах проведения работ
4.1 . В целях обеспечения безопасности дорожного движения в зоне ремонтных работ , как правило , возникает необходимость ограничения скорости движения транспортных средств .
4.2 . Непосредственно в зоне работ на дорогах вне населенных пунктов ограничивать скорость ниже 40 км / ч нецелесообразно . Более низкие пределы скорости допускается вводить в тех случаях , когда характер ремонтных работ и качество покрытия не обеспечивают безопасности дорожного движения с этой скоростью .
4.3 . На подходах к участку , где проводятся работы следует вводить ступенчатое ограничение скорости движения . Оптимальный интервал скоростей между двумя последовательно установленными знаками - 20 км / ч . Знаки располагают на расстоянии 150 - 200 м .
4.4 . Выбор допустимой скорости движения зависит от характера и места работ ( обочина , полоса движения , разделительная полоса и т . д .).
4.5 . При ремонтных работах на обочине двухполосных дорог движение рекомендуется организовывать по схеме ( рис . 4 ). Скорость движения на подходах к таким участкам должна быть ограничена до 50 км / ч .
4.6 . Если ремонтные работы ведутся на одной из полос двухполосной дороги , транспортные средства пропускают по свободной полосе в обоих направлениях ( рис . 5 ). Для постепенного ограничения скорости движения автомобилей за 400 м до начала ремонтируемого участка устанавливается знак 3.24 со значением скорости 60 км / ч , а за 200 м - со значением 40 км / ч .
Рис . 4 . Организация движения при ремонтных работах на обочине двухполосных дорог
Рис . 5 . Организация движения при ремонтных работах на полосе движения двухполосной дороги
4.7 . При ремонтных работах на одной полосе трехполосной дороги движение организуют по схеме , приведенной на рис 6 . За 400 м до начала опасного участка необходимо установить знак 3.24 со значением скорости 60 км / ч , а за 200 м - со значением 40 км / ч .
4.8 . Расстановка знаков , предупреждающих о ремонтных работах на внешней полосе четырехполосной дороги с разделительной полосой , осуществляется по рекомендуемой схеме ( рис . 7 ). Для ступенчатого ограничения скорости за 500 м до начала участка устанавливается знак 3.24 со значением скорости 70 км / ч , а за 350 м - со значением 50 км / ч .
Рис . 6 . Организация движения при ремонтных работах на полосе движения трехполосной дороги
Рис . 7 . Организация движения при ремонтных работах на четырехполосной дороге с запрещением движения по одной полосе
Если интенсивность движения по левой полосе превышает 400 авт / ч и в составе потока имеются грузовые ( более 40 %), а также крупногабаритные автомобили , дорожные знаки , установленные на обочине , должны быть продублированы на разделительной полосе .
4.9 . При дорожных работах , проводимых на половине проезжей части четырехполосной дороги с разделительной полосой , знак 3.24 устанавливается за 300 м до начала участка со значением скорости 60 км / ч , а за 100 м - со значением 40 км / ч ( рис . 8 ).
4.10 . Указатель перестроения на другую проезжую часть рекомендуется изготавливать по аналогии со знаком 5.31. « Схема объезда » ( на желтый фон наносятся обозначения черного цвета ).
Рис . 8 . Организация движения при ремонтных работах на четырехполосной дороге с запрещением движения по двум полосам
Приложение 1
Эффективность систем ограничения скорости, существующих в различных странах
Во многих странах , начиная с 1974 г . наблюдается тенденция к снижению числа погибших в ДТП ( табл . 3). В значительной степени это обусловлено ограничением скорости во время энергетического кризиса . Установлено , что в случае возникновения ДТП при скорости 100 км / ч вероятность смертельного исхода в 4 раза выше , чем при скорости 70 км / ч . В США , благодаря введению ограничения скорости , только в период с 1974 по 1977 г . была сохранена жизнь 16 тыс . человек . В СССР скорость на автомобильных дорогах ограничена с 1 января 1976 г . Анализ аварийности за 1976 - 1980 гг . позволяет предположить , что показатели аварийности в среднем стабилизировались на уровне 1975 г .
Положительный эффект от введения ограничения скорости достигается лишь в том случае , если водители соблюдают установленные скоростные пределы , и на дорогах организован постоянный контроль за скоростным режимом .
Об этом свидетельствуют итоги Всесоюзного рейда « Скорость », проведенного с 1 по 10 июля 1977 г . в соответствии с указанием МВД СССР от 18 марта 1977 г . № 41. За этот период количество ДТП , возникших по вине водителей , снизилось на 12 % по сравнению с показателями за аналогичный период 1976 г ., погибших - на 9 % и раненых - на 11,7 %. Количество происшествий , возникших вследствие превышения установленной скорости , сократилось на 16,8 %, а число погибших и раненых в них - соответственно на 18 и 14,4 %.
Из - за ослабления контроля за скоростным режимом на одной из дорог Московской области (1977 г .) средняя скорость движения по сравнению с 1976 г . увеличилась на 9,6 %, причем скорость превысили 11 % водителей легковых автомобилей и 15 % грузовых . Это обстоятельство сказалось и на основных показателях аварийности . За год количество ДТП , число погибших и раненых в них увеличилось соответственно на 21; 12,8 и 35 %.
Наблюдения показывают , что ограничение скорости способствует не только снижению уровня аварийности , но и формированию однородного транспортного потока благодаря уменьшению диапазона между максимальными и минимальными скоростями . Скорость сообщения ( средняя скорость прохождения маршрута с учетом задержек в пути ) остается неизменной или снижается , но незначительно .
Таблица 3
Страна
Год введения ограничения
Ограничение скорости для легковых автомобилей , км / ч
Количество погибших , тыс . чел .
1973
1974
1975
1976
1977
1978
1979
1980
1981
США
1973
88
55,6
46,2
46,6
45,4
46,88
50,0
51,1
52,6
-
ФРГ
1973
100
16,3
14,6
14,9
14,8
14,97
14,66
13,2
13,0
11,8
Франция
1974
90
15,5
14,2
13,2
13,6
13,1
12,8
12,8
12,5
12,4
Италия
-
100
10,7
9,6
9,5
8,9
8,22
8,0
8,3
8,5
-
Япония
1973
60, 100
14,6
11,4
10,8
9,7
8,9
8,8
8,5
8,8
8,6
Австрия
1973
100
2,5
2,2
2,2
1,9
1,86
1,88
1,9
1,74
-
Бельгия
1971
90
2,9
2,7
2,5
2,5
2,5
2,63
2,33
2,4
-
Финляндия
1973
80
1,1
0,86
0,91
0,8
0,7
0,6
0,65
0,55
-
ВНР
1975
100
1,8
1,8
1,8
1,9
1,6
1,8
2,0
1,75
1,63
ГДР
1964
90
2,1
2,0
2.1
2,3
2,42
2,64
2,3
2,0
2,0
Окончание табл . 3
Страна
Изменение числа погибших
% 1974 г . к 1973 г .
%1975 г к 1974 г
% 1976 г . к 1975 г .
% 1977 г . к 1976 г .
% 1978 г . к 1977 г .
% 1979 г . к 1978 г .
% 1980 г . к 1979 г .
% 1981 г . к 1980 г .
США
-17,0
+0,9
-2,6
+3,2
+6,3
+2,2
+2,9
-
ФРГ
-10,4
+2,1
-0,7
+0,1
-2,1
-10,3
-1,5
-9,2
Франция
-8,8
-6,9
+3,0
-3,7
-2,3
-4,7
+2,5
-0,8
Италия
-10,3
-1,1
-6,3
-0,7
-2,7
+3,75
+2,4
-
Япония
-22,0
-5,3
-10,2
-8,2
-1,1
-3,4
+3,5
-2,3
Австрия
-12,0
0
-13,6
-3,1
+1,0
+1,1
-10,5
-
Бельгия
-7,0
-14,8
+8,6
± 0
+4,0
-1,5
+4,3
-
Финляндия
-18,2
+5,2
-12,1
-12,2
-14
+8,3
-15,4
-
ВНР
-
+5,6
-15,8
+12,5
+11
-2,5
-11,1
-
ГДР
-4,8
+5,0
+9,5
+5,2
+9,1
-1,5
-13
0
Ограничение скорости оказывает существенное влияние и на экономию топлива . По данным США , реальный расход топлива благодаря введению ограничения скорости движения в 1974 г . уменьшился по сравнению с 1973 г . на 3,7 млрд . л . Расчеты , выполненные во ВНИИБД МВД СССР после введения ограничения скорости в 1976 г ., показали , что по сравнению с 1975 г . экономический эффект от снижения расхода топлива в целом по стране составил около 45 млн . руб . Данные , полученные в ГДР , свидетельствуют , что снижение предела скорости позволило сократить удельный расход топлива в среднем на 0,6 л /100 км для легкового автомобиля , на 0,8 л /100 км - для мотоцикла , на 0,3 л /100 км - для грузового автомобиля .
В ходе исследования , проведенного в 1981 - 1982 гг . ВНИИБД МВД СССР , установлено , что на двухполосных дорогах при введении ограничения скорости движения 60 км / ч вместо 70 км / ч ( при интенсивности движения 250 - 400 авт / ч в одном направлении ) экономия топлива для грузовых автомобилей достигает 4,5 ¸ 5 %.
В настоящее время ограничение скорости действует в большинстве стран мира , причём применяется как общее , так и местное ограничение скорости ( табл . 4). Система ограничения скорости учитывает во многих случаях категорию дорог , характеристики транспортных средств , другие факторы .
Таблица 4
Категория дороги
Категория транспортного средства
Ограничение скорости , км/ч
ФРГ
Австрия
НРБ
Дания
США
Финляндия
Франция
ВНР
Италия
ГДР
Англия
Швеция
СССР
Автомагистрали
А
130*
130
100
100
88
120
130
80
130
100
112
110
70
В
130*
130
120
100
88
120
130
100
140
100
112
110
80
С
80
80
100
70
88
90
90
80
80
80
112
90
70
Д
80
100
100
70
88
100
130
80
80
80
112
90
70***
Автомобильные дороги
А
130*
100
70
80
88
80**
110
70
130
80
112
110
70
В
130
100
80
80
88
80**
110
80
140
80
112
110
90
С
80
70
70
70
88
80
110
70
60
80
64
90
70
Д
80
80
70
70
88
80
110
70
60
80
80
90
70***
Прочие
А
100**
100
70
80
88
80**
90
70
100
80
97
70
70
В
100**
100
80
80
88
80**
90
80
110
80
97
70**
90
С
80
70
70
70
88
80
90
70
60
80
64
70
70
Д
80
80
70
70
88
80
90
70
60
80
80
70
70***
* Максимальная скорость , превышать которую не рекомендуется .
** Дорожные знаки могут разрешать более высокую скорость движения .
*** Междугородные автобусы могут двигаться со скоростью 90 км / ч .
Приложение 2
Методика обработки данных наблюдений за скоростями движения автомобилей
Необходимое количество замеров скоростей движения определяют с учетом интенсивности движения . С ее увеличением разница в значениях скоростей отдельных автомобилей в потоке снижается , поэтому количество замеров можно уменьшить :
Интенсивность движения Необходимое количество замеров
в одном направлении , авт / ч
Менее 50 150
50 - 100 100
100 - 200 70 - 100
Более 200 50 - 70
Полученные результаты заносят в таблицу ( табл . 5) и обрабатывают методами математической статистики .
Таблица 5
Разряды , км / ч
Сводка
Частота , ед.
Частость , %
Накопленная частость , %
35 - 40
3
2,2
2,2
40 - 45
19
13,8
16,0
45 - 50
20
14,5
30,5
50 - 55
29
21,0
51,5
55 - 60
44
31,9
83,4
60 - 65
11
8,0
91,4
65 - 70
6
4,3
95,7
70 - 75
5
3,6
99,3
75 - 80
1
0, 7
100
Всего 138
Используя данные табл . 5, строят кривую распределения и кумулятивную кривую , на основании которых делаются выводы о скоростях движения . При построении кривой распределения ( рис . 9, а ) по вертикальной оси откладывают значения частостей , по горизонтальной - разряды . Кумулятивную кривую значений скоростей движения строят на основе данных о величине накопленных частостей в каждом разряде ( рис . 9, б ). Значения скоростей при 85 %- ной обеспеченности принимают за максимально допустимые на данном участке и по ним вводят местное ограничение скорости движения . Значения скорости при 50 %- ной обеспеченности принимают в случае установки знаков 5.18 « Рекомендуемая скорость » ( на рис . 9 такое значение соответствует скорости 51 км / ч . В последующем это число округляется ).
Рис . 9 . Обработка результатов наблюдений :
а - кривая распределения ; б - кумулятивная кривая
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения . 1
2. Местное ограничение скорости на опасных участках дорог . 2
3. Введение повышенного предела ограничения скорости вне населенных пунктов . 4
4. Ограничение скорости в местах проведения работ . 5
Приложение 1. Эффективность систем ограничения скорости, существующих в различных странах . 7
Приложение 2. Методика обработки данных наблюдений за скоростями движения автомобилей . 11
[/b]Не знаю как рисованные таблицы вставлять, сорян.
Это сообщение отредактировал mexvodila - 14.01.2020 - 15:40