Не так страшен полный привод, как его малюют.

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:20
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
118
Материал взят с любезного разрешения автора из его статьи что такое скользко и как с этим жить

Текст автора будет дан от первого лица и выделен курсивом.

В конце дам несколько своих мыслей.

Будет разбор автором одного видео (на ЯПе это видео было уже) с большим количеством картинок автора и текста

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:22
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Как написано в ГИБДДшной книжке к экзаменам на права, при возникновении заноса на переднем приводе газ надо нажать, а на заднем – отпустить. Несмотря на крайнюю условность этих фраз, обычно они почему-то не вызывают никаких вопросов у рядового водителя, а вот, опять же почему-то, самый простой, понятный и дающий максимум возможностей полный привод вопросов вызывает очень много, вплоть до того, что некоторые выдвигают фразы в духе «если полный привод сорвался, то уже ничего не сделаешь».

В этой заметке я хочу на примерах показать, что умеет полный привод и как с ним нужно обращаться на скользких покрытиях.

В этом месте сначала я написал массу текста о том, почему часто используемый Audi в качестве межосевого дифференциал Torsen – не самый лучший выбор для спортивного автомобиля, хотя хорошо подходит для спокойного гражданского; чем по сути заднеприводный суперкар с подключаемой через муфту передней осью (911 Turbo, Audi R8, Lambo…), в некоторых случаях даже всего лишь «слегка подключаемой», будет отличаться от «переднеприводного» недорогого кроссовера со «слегка подключаемой» задней; про разное распределение момента, про разницу в блокировках и тд и тп… Но потом всё стёр, так как этот утомительный текст не имел смысла в контексте данной заметки. Конечно, типов полного привода придумали очень много, и возможности разных конструкций тоже существенно различаются. Углубляться в нюансы, причем как конструкций, так и особенностей управления ими, можно бесконечно. Но на самом деле это не особо и нужно – несмотря на то, что вы должны знать и понимать машину, на которой собираетесь ехать, всё же управляются они все по одним и тем же принципам. То есть, грубо говоря, нужно просто знать ограничения своей машины по сравнению с «идеальным» вариантом.

Так что тут мы поговорим просто о «машине, которая гребет всеми четырьмя колесами». Её «идеальный» вариант, предоставляющий максимум возможностей – постоянный симметричный полный привод с тремя блокировками. Но поскольку все полноприводные машины так или иначе гребут всеми колесами – все, что тут написано, будет работать на любой полноприводной машине, разве что в разной мере (не все машины можно достать из одинаковых углов и т.п.).

Если вы читали предыдущую заметку, то вам не нужно объяснять, что машина управляется двумя вещами – переносом веса, перераспределяющего количество сцепления с дорогой между колесами, и количеством используемого сцепления; и что если запас сцепления, который расходуется торможением, разгоном, поворотом руля и комбинацией этих действий, исчерпан, автомобиль начинает выскальзывать наружу поворота, причем обычно начинает это делать либо одной, либо другой осью, то есть, соответственно, разворачивается наружу либо кормой, либо передней частью.

Именно поэтому полный привод позволяет вертеть машиной так, как вам заблагорассудится, что мы сейчас и разберем на примерах.

Два ключевых понятия, которые надо ввести перед этим – «тяга» и «пробуксовка». Это просто. Тяга, тянущий газ – это такой максимальный газ, при котором машина уверенно, практически без букса, отталкивается колёсами от покрытия (то бишь который максимально уверенно толкает машину вперёд). Пробуксовка – когда вы даёте столько газа, что машина начинает очень сильно буксовать (и как следствие перестаёт отталкиваться колёсами, теряя сцепление с покрытием). Так же активно используют выражение «прикрыться в тягу», то есть на сильно буксующей машине убрать газ до того уровня, при котором машина перестанет буксовать, зацепится и начнет отталкиваться от покрытия. Играя газом между тягой и пробуксовкой, а так же ставя передние колёса на разные углы относительно направления движения, вы имеете максимальную свободу в позиционировании полноприводного автомобиля относительно дороги. Маленькое уточнение – «тяга» в данном контексте – не абсолютно полное отсутствие букса, всё-таки немного колесо может и должно проскальзывать, чтобы эффективно толкаться; а пробуксовка – это когда шина буксует очень и нормально уже не отталкивается.


Это сообщение отредактировал l0g0ut - 19.12.2016 - 01:23
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:26
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Понять, как это работает, помогает вот такое упражнение:





Автомобиль рисует круги, стоя под как можно более близким к 90 градусам углом к направлению движения, и задача пилота – выдержать угол максимальным и постоянным, радиус окружности – постоянными (вариации – круги уменьшающегося радиуса, увеличивающегося, переходящие из одно в другое).

Это достаточно простое упражнение, которое позволяет быстро разобраться с основной идеей, как что куда и сколько крутить и нажимать. Работает всё это по такой схеме – сильная пробуксовка, если передние колёса стоят внутрь поворота, закручивает машину вокруг своей оси (т.е. вытаскивает корму наружу), а если колеса стоят от поворота – распрямляет автомобиль (то есть вытаскивает наружу морду). Прикрытие в тягу на прямых колёсах останавливает развитие вращения, стабилизируя автомобиль. То есть, чтобы выполнить приведенное мной в пример упражнение, алгоритм действий нужен следующий. Катясь по окружности, вы поворачиваете руль внутрь поворота и сильно наступаете на газ, вызывая мощную пробуксовку. Автомобиль начнет вставать поперёк направления движения, мордой внутрь. Если вы точно рассчитали первый импульс газом, вы ставите руль прямо и немного прикрываете газ (продолжая буксовать) – автомобиль останавливает развитие вращения и начинает двигаться по дуге, но уже стоя под углом к ней. Если вы переборщили с первым импульсом газа и автомобиль продолжает разворачивать – вы немного поворачиваете руль от поворота, вытаскивая наружу морду. Если закручивающий импульс был очень сильным (например вы в гонке и ударились кормой о сугроб) и автомобиль стремиться встать кормой вперед, то тут понадобится максимальный газ при максимально выкрученном наружу руле. Остановив таким образом закручивание в нужной позиции, вы опять-таки возвращаете руль в ноль и чуть прикрываете газ. Чем точнее вы работаете, тем меньше вам нужно работать рулем в разные стороны от нуля и газом от некого «уверенно буксующего» положения.

Как вы уже догадались, монопривод из всего этого может только половину, передний – одну, задний – другую. При этом есть ещё один момент – если, например, вы отправите задний привод во вращение (не важно как, хоть мощной пробуксовкой, хоть боковым ударом о препятствие и тд), то если вам нужно это вращение прекратить, вы приотпускаете газ и дальше по сути ждете, пока вращение остановится естественным путем, тогда как полный привод можно «потянуть» газом, очень быстро остановив развитие вращения в любой его фазе.

Итого, если грубо утрировать, можно сказать, что буксующая полноприводная машина с рулем, повернутым в поворот, ведет себя как заднеприводная, с рулем, повернутым от поворота – как переднеприводная, а тяга и прямые колеса её стабилизируют.

При этом для полноприводной машины доступны все способы её выставления в скольжение, которые доступны для моноприводной – сброс газа, контрсмещение, ручник и так далее. То есть за рулем полноприводной машины вы имеете абсолютно все возможные способы и для того, чтобы выставить машину в скольжение, и для того, чтобы выбрать нужный вам угол уже в процессе скольжения, и для того, чтобы в любой момент стабилизировать машину. Фантастика!
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:28
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Чтобы эта мешанина текста приняла более-менее наглядный вид, я подготовил для вас несколько скриншотов с комментариями. Использовался вот этот ролик:

 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:29
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Колеса прямо, умеренная пробуксовка — автомобиль спокойно движется по дуге с постоянным углом скольжения.

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:31
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Далее нужно перейти на окружность гораздо меньшего радиуса, то есть довернуть автомобиль. Колеса внутрь, немного больше газа (опционально).

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:33
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Колеса коротко чуть наружу — подправили то, что автомобиль чуть более интенсивно начал вворачиваться, чем нужно.

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:34
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Опять внутрь, открываем газ — вворачиваем автомобиль внутрь круга

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:36
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Колеса сильно внутрь, газ в пол — вворачиваем автомобиль с максимальной интенсивностью

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:37
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Мощная пробуксовка, руль внутрь — крутимся на месте

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:38
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Продолжаем крутиться

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:40
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
А вот теперь нам нужно вытащить автомобиль наружу — и колеса поворачиваем наружу, газ не отпускаем.

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:41
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Вытащили автомобиль, теперь его надо стабилизировать на дуге — возвращаем руль в ноль и прикрываемся.

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:43
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Конечно, хотелось бы более наглядных с точки зрения углов руля кадров, но Андрей слишком хорошо контролирует автомобиль, и потому рулем работает на минимальных углах, как впрочем и газом. Так что что есть. :)

Вот ещё пример. Он тоже несколько утрированный, потому что в таких случаях машина ставится как правило не газом, а инерцией и на торможении (а Эво можно выставить вообще одним рулём), но наглядные картинки располагают к тому, чтобы их использовать.



 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:45
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Колеса внутрь начинают, выставляя, вворачивать машину в поворот

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:46
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
И делают это вполне успешно

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:47
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Колеса прямо — постоянный угол скольжения

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:48
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Руль внутрь — выставляем автомобиль в другую сторону

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
flashy
19.12.2016 - 01:49
31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.04.13
Сообщений: 12364
Лень ждать финала. Рассуждения про возможность вертеть машиной как хочешь подразумевают постоянные тренировки. Обычный водитель этим не занимается и как следствие не сможет воспользоваться преимуществом полного привода.

Имхо такие статьи зло и только плодят количество пострадавших из-за самоуверенность что на полном приводе можно херачить начхав на физику.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:50
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Слишком зло в предыдущем эпизоде начали выставлять, теперь нам надо остановить развитие вращения и протянуть автомобиль наружу — руль наружу, газ в пол

Не так страшен полный привод, как его малюют.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:51
2
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
И под конец просто хочу показать ролик — в данном упражнении нужно как протягивать машину сильно по прямой, так и сильно закручивать её, посмотрите на него, внимательно следя за углом передних колёс обращая внимание, где Андрей сильно открывает газ, отправляя колеса в букс, а где прикрывается до тяги. Ролик очень наглядный.

 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:53
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
На самом деле всё это, особенно стабилизирующая тяга, работает даже на сухом асфальте, и работает на удивление здорово, и, главное, работает вместе с перераспределением веса (на тянущем газу машина максимально правильно распределяет вес между колесами для обретения устойчивости). По понятным причинам редко у какой полноприводной машины хватит сил сильно буксовать на сухом асфальте, тем более на скорости, но чем ближе к пределу сцепления вы едете, тем более чувствительна машина к повороту руля и нажатию педалей. Если ехать действительно быстро, то чуткостью машины можно наслаждаться.
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:55
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Используется ли это в реальности при спортивной езде? В принципе, да. Как я уже писал в этой заметке, постановка машины в занос с помощью газа в гонках не используется, поскольку это самый медленный и требующий самое большое количество места способ выставить машину. Обычно в гонках машину выставляют инерцией на торможении. Но если пилот немного ошибается и у него получаются не очень удачные угол или расположение машины относительно поворота, то такая работа рулем и газом помогает подчистить ошибку. Кстати, именно поэтому начинающим раллистам из большого спорта, которые тренируются на максимальный результат, советуют не начинать с полноприводных машин – возможность подчистить ошибки располагает к их совершению, то есть к грязной езде. Монопривод, особенно задний, наказывает за ошибки гораздо больнее.

Это сообщение отредактировал l0g0ut - 19.12.2016 - 01:55
 
[^]
smekalof
19.12.2016 - 01:56
14
Статус: Offline


Лентяй

Регистрация: 10.01.12
Сообщений: 11507
В общем без практики это просто слова и красивые кадры.
Нужен бачок бензина, чистое замерзшее озеро и практика, практика, практика... cool.gif
--
Извиняюсь за слом. думал всё.

Это сообщение отредактировал smekalof - 19.12.2016 - 02:01
 
[^]
l0g0ut
19.12.2016 - 01:57
8
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 683
Второй случай – когда приходится спасаться из экстремальных ситуаций (когда уже речь идет о том, чтобы остаться на дороге, а не чистом прохождении поворота). Тогда можно увидеть «руль в упор» и у лучших спортсменов, хотя при нормальной езде они всегда рулем работают очень недалеко от нулевого положения.

Конечно, полноприводная машина не является абсолютно всемогущей – ей точно так же может не хватить мощности, как переднеприводной, или выворота колёс, как заднеприводной. Вот типичный пример:

 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 31829
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх