66
Молодой российский телеканал RT во время украинского кризиса оказался под огнем критики со стороны многих СМИ и в первую очередь американских, пишет People's Daily. Его упрекали в субъективной подаче информации и искажении образа Украины. Столь пристальное внимание к RТ, полагает китайская газета, неспроста: он стал настоящим конкурентом CNN и других западных СМИ.
Украинский кризис привлек к Russia Today внимание всего мира. Сегодня, говоря о работе этого телеканала, министры иностранных дел России и США обмениваются колкостями: одна сторона критикует телеканал за субъективную подачу информацию и искажение образа Украины, другая излагает совершенно противоположную точку зрения, с насмешкой спрашивая, почему RT вызывает такое волнение у США.
Ответ прост: RT уже стал настоящим конкурентом для CNN и других западных СМИ. Являясь мощной машиной вещания на зарубежные страны, в создание которой правительство России вложило немало сил, Russia Today на равных вступает в конкурентную борьбу с известными западными изданиями.
26 апреля Госсекретарь США Керри в ходе пресс-конференции открыто обвинил RT в необъективном освещении украинского кризиса, распространении домыслов и искажении образа Украины. Также он заявил о том, что этот телеканал – «финансируемая правительством пропагандистская машина», излагающая лишь «фантазии Путина».
Глава МИДа РФ Лавров, принимавший в тот момент участие в Первом форуме молодых дипломатов стран СНГ, тут же сделал ответное заявление. Отвечая на вопросы представителей РИА Новости (так в тексте – прим. пер.), он отметил, что выступление Керри было «неприемлемым» и «невежливым», попыткой «валить с больной головы на здоровую». Однако он также высказал мысль о том, что у подобной критики со стороны госсекретаря США может быть и иное объяснение: RT сегодня составляет очень серьезную конкуренцию телеканалам CNN и многим другим западным средствам массовой информации. Эти медиа в течение долгого времени считали, что им принадлежит мировая монополия на распространение новостей и что никакая конкуренция им не грозит. Однако RT уже завоевала огромную аудиторию в США и западноевропейских странах, не говоря уже о Латинской Америке, арабском мире и так далее. Подобное положение явно вызывает у западных стран беспокойство.
Еще более четкая позиция изложена в заявлении главного редактора Russia Today. В этом заявлении, распространяемом как через Russia Today и другие крупные СМИ, так и через общественные средства массовой информации, было сказано: «Очень сожалеем, что глава Госдепартамента отказывается признавать факты, которые ему не нравятся, и позволяет себе подобные голословные обвинения. <…> Нам очень жаль, что глава внешнеполитического ведомства США настолько мало знает о ситуации, которая в действительности происходит на Украине». Чтобы установить истину, представители RT планируют написать официальный запрос в Госдепартамент США с просьбой «указать конкретные примеры, где RT исказил факты». RT также ожидает от Керри извинений.
В дальнейшем заместитель госсекретаря США Ричард Стенгел, в течение семи лет занимавший пост главного редактора Time, опубликовал в своем блоге статью, в которой перечислил «конкретные примеры, где RT исказил факты», а также отметил, что он, будучи человеком, имеющим непосредственную связь с миром СМИ, хорошо представляет, чем личное мнение отличается от пропаганды. По его словам, пропаганда – умышленное распространение лживой или же вводящей в заблуждение информации с целью повлиять на мнение аудитории. Он выразил убежденность в том, что RT «превращает ложь в новости».
Так, телеканал сообщал, что мирные протестующие наняли снайперов, а также неоднократно навешивал ярлыки, говоря о «разгуле насилия, фашизма и антисемитизма в Киеве». Это «не факты, не выражение точки зрения - а просто ложь», заключил Стенгел. Он также отметил, что, когда пропагандистская машина подает подобную информацию в виде новостей, это может стать реальной угрозой, дав «зеленый свет» использованию военных сил. С точки зрения Стенгела, RT – вовсе не новостное издание, а «существующая при поддержке российского правительства "машина фальсификаций", распространяющая фальшивые новости по всему миру».
Подоплека спора
Russia Today стремительно развивается, сегодня встав в один ряд с крупнейшими новостными брендами западных стран.
Запад уделяет RT так много внимания лишь потому, что его быстрый рост насторожил западные СМИ и правительства.
Russia Today – это новостной телеканал, осуществляющий круглосуточное вещание. В его создание российское правительство вложило 350 миллионов долларов. Свое вещание он официально начал в декабре 2005 года, в Москве. RT – первый российский телеканал, вещающий в цифровом формате, цель его создания – «донесение непредвзятой информации о ситуации в России» в противовес мировым новостным гигантам вроде CNN или BBC. Это недавно появившееся СМИ заявляется как «независимая и некоммерческая структура», смысл существования которой в развенчании стереотипов о России, оставшихся с советской эпохи, и создании образа, более близкого основной части международного сообщества.
RT не обманул всеобщих ожиданий и стал стремительно развиваться. В 2009 году канал въехал в только что построенный офис в Вашингтоне, что стало знаком того, что развитие телекомпании вышло на новый уровень. В конце того же года результаты опроса общественного мнения, проведенного компанией Nielsen Holdings, показали, что в Вашингтоне и прилегающих к нему населенных пунктах RT смотрит пять миллионов человек. Рейтинг передач, показываемых в этом регионе в прайм-тайм, оказался выше, чем у многих других зарубежных телеканалов, число зрителей за день в 7 раз больше, чем у телекомпании «Аль-Джазира», в 6 раз больше, чем у Deutsche Welle, а во всем мире аудитория этого телеканала составила 260 миллионов человек. Такого же громкого успеха RT добилась и в Европе. В таких странах, как Франция, Германия, Италия, Великобритания, Польша и Сербия, канал смотрит более 7 миллионов зрителей, среди них 12% смотрят телепередачи RT каждый день, а 23% считают канал «любимым». Такие необыкновенные показатели поставили Russia Today в один ряд с такими лидерами рынка, как CNN и BBC.
Столь же впечатляющих результатов RT добилась и в сфере социальных медиа. С того самого момента, как в 2007 году передачи телекомпании были впервые размещены на крупнейшем сервисе видеохостинга YouТube, они стали вызывать широкий резонанс в обществе, а канал телекомпании на YouТube стал самым популярным новостным каналом на сайте. В 2012 году компания оказалась на этом сайте уже на позиции крупнейшего поставщика новостного контента, ее доходы от рекламы составили более 500 тысяч долларов. 28 февраля 2014 года RT заявила о создании на сайте специальных рубрик, в которых будут публиковаться региональные репортажи, документальные телефильмы и передачи, став, таким образом, первым российским СМИ, сотрудничающим с YouТube.
Уже 15 июня 2011 года, по данным одного шведского издания, материалы RT на YouТube далеко опережали по количеству просмотров материалы CNN. В статье было сказано, что еще десять лет назад CNN и другие американские СМИ удерживали в своих руках монополию на распространение новостей во всем мире. Когда в 2003 году началась война в Ираке, людям оставалось лишь смотреть репортажи CNN, эта компания демонстрировала колоссальное превосходство США в сфере пропаганды. Сегодня же популярность набирают «Аль-Джазира» и Russia Today, что заставляет Америку испытывать известное беспокойство, поэтому Вашингтон и развернул против них «информационную войну». Некоторые люди, вероятно, увидят здесь иронию: Америка, громогласно заявляющая о важности свободы слова и независимости СМИ, сегодня хочет прекратить трансляцию передач RT в США.