110 лет со дня гибели крейсера "Варяг", и канонерской лодки "Кореец"

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
enhaillons
10.02.2014 - 16:28
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 26.11.13
Сообщений: 3
163
9 февраля 1904 года (27 января по старому стилю) крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вступили в бой с четырнадцатью японскими кораблями, имевшими подавляющее преимущество в вооружении.

110 лет со дня гибели крейсера "Варяг"
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
enhaillons
10.02.2014 - 16:31
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 26.11.13
Сообщений: 3
Но стоит внимательно отнестись к реальным событиям, связанным с этой героической историей.


Крейсер нового типа

В конце XIX века военно-морской флот России быстро увеличивался, изменялся количественно и качественно. В строй один за другим вступали новые корабли, отвечающие новым требованиям войны на море. В связи с большой загруженностью отечественных верфей ряд заказов размещался за границей: во Франции строились броненосец "Цесаревич" и крейсер "Баян", в Германии - крейсера "Аскольд", "Новик" и "Богатырь", в Америке - броненосец "Ретвизан" и крейсер "Варяг".
Крейсера типа "Богатырь" представляли собой развитие крейсеров типа "Паллада": переход от "чистых" разведчиков и "истребителей торговли" к кораблям, способным вести бой в составе эскадры (в том числе и против броненосных кораблей неприятеля).
Эти новые крейсера отличались от своих предшественников высокой скоростью хода и гораздо более мощным артиллерийским вооружением. В качестве главного калибра на них были установлены 152-миллиметровые скорострельные орудия, представлявшие серьёзную угрозу даже для броненосцев. Эффективность этих орудий была доказана в недавней японо-китайской войне и подтвердилась в русско-японской: в боях при Чемульпо и в Жёлтом море русские лёгкие крейсера "Варяг" и "Аскольд" нанесли серьёзные повреждения своим бронированным противникам "Асама" и "Якумо".
"Варяг" был заложен 10 мая 1899 года на верфи завода "Чарльз Уильям Крамп и сыновья" в Филадельфии, спущен на воду 1 ноября 1899 года, в январе 1901 года вошёл в состав русского флота и 3 мая того же года прибыл в Кронштадт. Крейсер предназначался для усиления Тихоокеанской эскадры, и поэтому вскоре отправился на Дальний Восток.
"Варяг" производил впечатление. "Внешне он был похож скорее на океанскую яхту, нежели на боевой крейсер. Явление "Варяга" Кронштадту было обставлено как эффектное зрелище. Под звуки военного оркестра на Большой рейд вошел изящный крейсер в ослепительно белой парадной окраске. И утреннее солнце отразилось в никелированных стволах орудий главного калибра. 18 мая знакомиться с "Варягом" прибыл сам Император Николай Второй. Царь был пленен - он даже простил строителю некоторые сборочные недочёты" (Р.Мельников).
"В Копенгагене меня ждал новый крейсер - создание сколь совершенное, столь и трагическое. Редкостная красота сочетается в нем с исключительной выучкой, восторженный экипаж встретил свою государыню по всем правилам этикета, манеры его офицеров были безукоризненны. Он дает удивительное ощущение строгой сдержанной уверенности и силы..." (Императрица Мария Федоровна о "Варяге").
Но что скрывалось под изящным внешним видом нового корабля? Какие такие "некоторые сборочные недочёты" простил Крампу очарованный российский самодержец? И что значили слова Марии Фёдоровны: "Среди свитских чинов ходят слухи, что американец, строивший это совершенное чудо, обманул русский флот, и будто бы крейсер имеет некий ущерб и практически безнадежен. Не знаю, верно ли говорят, но в этом случае держится он стоически: за трехдневный визит мне не удалось заметить в экипаже никаких признаков привычной при технических неполадках суеты и тревоги"?

Это сообщение отредактировал enhaillons - 10.02.2014 - 16:31

110 лет со дня гибели крейсера "Варяг"
 
[^]
enhaillons
10.02.2014 - 16:32
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 26.11.13
Сообщений: 3
Под лакированной обёрткой

Увы, "ходившие среди свитских чинов слухи" было более чем обоснованы - Крамп действительно сдал русскому флоту самый настоящий брак. Новый крейсер считался экспериментальным, техническое задание было сформулировано только в общих чертах, что открывало простор для "рационализаторской мысли". И фирма Чарльза Крампа постаралась, стремясь всячески сэкономить, чтобы получить максимальную финансовую выгоду.
Руль для "Варяга" был изготовлен чуть ли не вдвое меньшего размера, чем у других кораблей такого водоизмещения. Крамп выгадал при этом в затратах на бронзу и прочие дорогостоящие металлы, а вот для крейсера подобная экономия обернулась недостаточной маневренностью.
Желая сэкономить несколько тонн веса за счёт противоосколочной брони, американцы пренебрегли защитой для пушек - на "Варяге" не было не только орудийных башен (как на "Олеге" или на "Богатыре"), но даже щитов (как на "Аскольде"); палубные орудия стояли совершенно открыто. В результате за час боя при Чемульпо "Варяг" потерял от осколков японских снарядов убитыми и ранеными больше ста человек - почти четверть экипажа.
На крейсер при постройке был установлен бракованный радиотелеграф (это выяснили уже в Порт-Артуре), и "Варяг" до начала русско-японской войны так и не смог получить зачёт по радиосвязи.
Но самой большой проблемой оказалась силовая установка. Американцы поставили на крейсер паровые котлы новой и недостаточно испытанной системы Никлосса (они были дешевле) вместо надёжных котлов системы Бельвилля. Поначалу новинка зарекомендовала себя отлично, на испытаниях "Варяг" показал рекордную по тем временам скорость 23,5 узла.
Однако через несколько недель, на переходе через океан, корабельные котлы начали сдавать. К тому же обнаружились серьезные дефекты в машине, некоторые детали которой были сделаны, как выяснилось позднее, из "неудовлетворительного металла". Когда крейсер добрался до России, он был уже близок к "параличу", и все попытки русских инженеров вернуть четырёхтрубному красавцу его первоначальную резвость окончились неудачей.
По прибытии на Дальний Восток обнаружилась полная непригодность крейсера к боевой службе - новому кораблю требовался капитальный ремонт. На ходовых испытаниях постоянно лопались котельные трубки, перегревались подшипники - машинная команда после многочисленных аварий уже боялась подходить к этому "заморскому чуду техники". "Варяг" с большим трудом и риском мог давать на короткое время не более 19 узлов, а рекомендованной скоростью для него теперь стало всего 14 узлов.
Рекламации посыпались, как из рога изобилия.
Мнение вице-адмирала П.П.Тыртова: "Что же это за такие котлы, в которых после года службы надо менять массу трубок и сорок коллекторов?"
Вице-адмирал Скрыдлов, командующий эскадрой: "Стоическое поведение экипажа похвально. Но молодёжи не пришлось бы мобилизовывать все силы для преодоления простой учебной программы, если бы проклятая судьба в лице одного американца не поставила их в такие условия своей некомпетентностью в вопросах инженерного дела".
Вывод порт-артурской комиссии Успенского по результатам испытаний: "Крейсер не сможет выходить на скорость выше 20 узлов без риска получить тяжелые повреждения котлов и машин".
Особое мнение флаг-инженера И.И.Гиппиуса: "Крейсер безнадежен. Выправить то, что с завода выпущено неисправным - задача крайне сложная, если вообще она реальна".
Чарльз Крамп реагировал на претензии своеобразно: "Надо самим лучше следить за их состоянием, а не валить все на завод, отдавший немало сил и средств на создание столь исключительного по своим боевым качествам корабля. Россия из моих рук получила лучшее, чем я располагал, и досадно слышать, что неумелое обращение за год довело шедевр технической мысли до столь плачевной судьбы". При этом обидчивый американец как-то упускал из виду, что на других новых кораблях "русские неумехи" с подобными проблемами не сталкивались, тогда как его "шедевр" требует полной замены энергетической установки.
 
[^]
enhaillons
10.02.2014 - 16:32
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 26.11.13
Сообщений: 3
Годен к нестроевой.


В условиях удаленной от метрополии Порт-артурской базы произвести полную замену котлов на крейсере было невозможно. Командующий тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Старк послал в Кронштадт запрос, возможно ли будет вывести "Варяга" из состава боевой эскадры и отправить с сопровождением на Балтику для ремонта. "Штаб ответил Старку, что надо бы, конечно, но пусть крейсер хотя бы один год участвует в полноценной боевой учебе" (капитан I ранга В.Ф.Ставинский.).
И командование флота смирилось с "Варягом" в составе эскадры, уже зная о том, что полноценная служба разведчика крейсеру совершено недоступна. Сначала корабль хотели направить стационером в Иокогаму, но из-за очередной аварии в машине "Варягу" пришлось уступить это место "Аскольду". И в Чемульпо оказался именно "Варяг" только потому, что другого применения дефектному крейсеру попросту не было. А для того, чтобы лишний раз не нагружать больную машину корабля, ему придали в качестве курьера канонерскую лодку "Кореец".
Состояние энергетической установки "Варяга" подтверждается и такими фактами.
Перед началом знаменитого боя английский коммодор Бэйли, знавший о состоянии механической части русского крейсера, предложил ему "интернирование под английскими флагами - как нестроевому, не способному участвовать в боевых действиях" (!).
Японцы, обследовавшие затонувший "Варяг", были крайне удивлены. Инженер Араи доложил адмиралу Уриу, что вся его эскадра "целый час не могла утопить безнадежно неисправный корабль". Уриу не удивился - вероятно, это ему было хорошо известно.
Вердикт японских специалистов был суров: "Врожденный дефект ходовых систем, помноженный на боевые повреждения, оставляет этому русскому слишком мало шансов. Спасательные работы экономически невыгодны, и даже если его тощий корпус выдержит перегрузки при подъемной операции, поставить корабль в строй будет невозможно".
И всё-таки крейсер подняли, затратив на эту операцию миллион йен, - по личному распоряжению микадо. На корме "Варяга" сохранили его имя - в знак уважения к доблести противника. Крейсер долго ремонтировали, но полноценным боевым кораблём он так и не стал - "врождённые дефекты" оказались слишком серьёзными.
Из вышеизложенного следует очевидный вывод - никаких шансов на прорыв у инвалида "Варяга" с его машиной не было. Командир крейсера Руднев знал об этом (потому, кстати, и пошёл в бой вместе с тихоходным "Корейцем", а не в одиночку), однако честь офицера русского флота не позволила ему сдаться или сразу затопить свой корабль без единого выстрела. На что он рассчитывал? На то, что ему удастся нанести врагу хоть какой-то ущерб (один удачный выстрел может отправить на дно даже сильный корабль) или, быть может, на невероятное стечение обстоятельств, которое позволит ему всё-таки совершить невозможное и вырваться из мышеловки.
И только когда Руднев понял, что возможности сопротивления исчерпаны, и что чуда не произошло, он вернулся обратно на рейд Чемульпо, чтобы избежать бессмысленной гибели команды крейсера. Возможности сопротивления действительно были исчерпаны: "Варяг" уже тонул от подводных пробоин (их было, по разным источникам, четыре или пять), так что даже открывать кингстоны не было особой необходимости.
Этот бой был самым настоящим подвигом, и "Варяг" увековечен по заслугам.
С этим ясно, однако остаётся вопрос: как всё-таки удалось Крампу всучить заказчикам недоброкачественный товар? Понятно, что "не обманешь - не продашь!", эта известная русская пословица очень точно отражает основной принцип торговли, но куда же смотрели покупатели?
 
[^]
enhaillons
10.02.2014 - 16:34
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 26.11.13
Сообщений: 3
Ищите женщину?


Приёмка крейсера осуществлялась придирчиво. Судостроительному заводу "Крамп" были выданы сотни замечаний. Кроме того, приемной комиссии не раз пришлось пресекать попытки сдатчиков скрыть брак. Однако устранить все замечания было невозможно - время поджимало, а многое (в том числе и проблема с котлами) всплыло гораздо позже.
Главный Морской штаб торопил с приёмкой нового крейсера, и к тому же русское правительство избегало жёстких конфликтов с иностранными судостроительными фирмами, зачастую проявляя непростительную мягкотелость. Вот если бы недостатки были вскрыты раньше, во время постройки корабля...
Наблюдающим за постройкой "Варяга" был капитан 1-го ранга Владимир Иосифович Бэр, ставший первым командиром нового крейсера. Он находился в Филадельфии два года - от закладки "Варяга" до сдачи его флоту.
В.И.Бэр был очень опытным моряком, проплававшим за тридцать лет на двух десятках разных боевых кораблей в должностях от вахтенного начальника до командира. Он владел тремя иностранными языками - английским, французским и немецким, - был слушателем офицерских минных курсов и курса военно-морских наук Николаевской морской академии.
Бэр проявлял граничащую с жестокостью требовательность к подчинённым, не чурался и рукоприкладства по отношению к нижним чинам, однако умел добиваться впечатляющих результатов. Под его командованием крейсер "Варяг" в Порт-Артуре брал призы за меткую стрельбу, а броненосец "Ослябя" стал лучшим кораблём 2-й Тихоокеанской эскадры по артиллерийской подготовке.
И вот этот опытный офицер и ревностный служака проглядел вопиющие недочёты при постройке вверенного ему крейсера. Почему?
Что касается машинно-котельной части, то здесь его можно было ввести в заблуждение - Бэр всё-таки был палубным, строевым и артиллерийским офицером, начинавшим службу ещё на парусных кораблях, а не инженером по паросиловым установкам. Хотя при малейших сомнениях он мог бы запросить мнение авторитетных специалистов - времени для этого было предостаточно. Но уменьшенный руль? Это ведь в пределах его компетенции! Что же касается отсутствия щитов на орудиях, то это бросалось в глаза - в самом прямом смысле слова.
Может быть, Бэру "позолотили ручку", следуя весьма распространённой практике? Но ведь ему самому предстояло командовать крейсером, и самому расхлёбывать все неприятные последствия! И кроме того, в среде плавающих офицеров российского флота бытовали твёрдые представления о чести - в частности, эти офицеры в подавляющем большинстве своём не считали, что всё продаётся и всё покупается.
Что же касается капитана 1-го ранга Бэра, то его преданность принципам офицерской чести подтверждается таким его поступком: перед отправкой эскадры Рожественского на Дальний Восток Владимиру Иосифовичу было предложено остаться в Кронштадте с последующим производством в контр-адмиралы. Бэр отказался и ушёл на борту "Ослябя" к Цусиме.
Несостоятельным выглядит и предположение о том, что его могли отвлечь от дел пиры - Бэр совершенно не пил вина. И всё-таки была у этого доблестного офицера одна слабость.
Владимиру Иосифовичу было уже под пятьдесят, но он оставался холостяком, хотя никогда, по его собственному выражению, "не упускал случая разделить компанию с дамами нашего круга". Никак, наверно, не мог выбрать среди множества женщин единственную жену и на этом успокоиться...
Пылкая любвеобильность Бэра подтверждается прозвищем, данным ему адмиралом Рожественским, - "Похотливая стерва". Причём немаловажен факт, что это прозвище было дано именно Рожественским. "Герой Цусимы" сам очень любил женский пол - во время перехода 2-й эскадры на Дальний Восток "штатную" любовницу адмирала, старшую сестру плавучего госпиталя "Орёл" Сиверс, принимали на флагманском броненосце "Суворов" с большой помпой. Её встречали шампанским, а затем она уединялась с Рожественским в его адмиральской каюте.
Так что прозвище, данное Бэру Рожественским, свидетельствует и о типичной мужской зависти одного донжуана к другому - тем самым Рожественский признавал, что командир "Ослябя" далеко обскакал своего адмирала в этом виде спорта.
Поэтому кажется весьма вероятным, что в "Деле "Варяга" замешана женщина (или даже не одна). Зная об этой слабости Бэра, ушлые американцы вполне могли подобрать пару-тройку бойких дамочек с тем, чтобы наблюдающий за постройкой крейсера русский офицер поменьше интересовался бы ходом строительных работ и конструктивными особенностями корабля, предпочитая им тщательное изучение других "конструктивных особенностей", скрытых под блузками и юбками очаровательных американок.
Достоверных сведений об амурных подвигах капитана 1-го ранга Бэра в Филадельфии в 1899-1901 годах нет, однако подобное предположение выглядит достаточно логичным.

Но даже если Владимир Иосифович Бэр и виновен (косвенно) в некачественной постройке "Варяга", то эту свою вину он с лихвой искупил своей геройской гибелью на броненосце "Ослябя" в Цусимском бою. Капитан 1-го ранга Бэр остался на мостике своего расстреливаемого корабля, командуя отплывающим от гибнущего броненосца матросам: "Дальше от бортов! Чёрт возьми, вас затянет водоворотом! Дальше отплывайте!".
Мертвые сраму не имут...

Владимир Контровский.

110 лет со дня гибели крейсера "Варяг"
 
[^]
NNikola
10.02.2014 - 16:46
34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.06.11
Сообщений: 4958
Просто добавлю...

 
[^]
DRheilig
10.02.2014 - 16:53
4
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 4.02.13
Сообщений: 753
ТС, спасибо, очень познавательно :)
многих деталей не знал!
 
[^]
Sergey22
10.02.2014 - 17:01
7
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 12.08.09
Сообщений: 956
В прошлом году был в Даляне, но из-за трудностей перевода и из-за недостатка времени не успел доехать до Порт-Артура, но, в этом обязательно доеду, и включу там эту песню:



 
[^]
Lelik72RUS
10.02.2014 - 17:16
6
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 693
Цитата
И всё-таки крейсер подняли, затратив на эту операцию миллион йен, - по личному распоряжению микадо. На корме "Варяга" сохранили его имя - в знак уважения к доблести противника.

Да ладно?
26 июля 1905 года поднят японцами и впоследствии переименован в "Сойя".
"Варяг" после подъема, 8 августа 1905 года.

110 лет со дня гибели крейсера "Варяг"
 
[^]
Lelik72RUS
10.02.2014 - 17:16
4
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 693
Японский крейсер "Сойя" (бывш. "Варяг") на параде.



Это сообщение отредактировал Lelik72RUS - 10.02.2014 - 17:19

110 лет со дня гибели крейсера "Варяг"
 
[^]
Lelik72RUS
10.02.2014 - 17:23
9
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 693
Схема боя, я думаю, многим будет интересно:

Это сообщение отредактировал Lelik72RUS - 10.02.2014 - 17:25

110 лет со дня гибели крейсера "Варяг"
 
[^]
loredan
10.02.2014 - 17:27
-4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.08.13
Сообщений: 14460
Владимир Иосифович Бэр - похотливая стерва. И этим всё сказано.
 
[^]
Варягов
10.02.2014 - 17:33
8
Статус: Offline


Самозваный философ

Регистрация: 22.05.13
Сообщений: 412
Хорошо меж подводных стеблей.
Бледный свет. Тишина. Глубина.
Мы заметим лишь тень кораблей.
И до нас не доходит волна.

Неподвижные стебли глядят,
Неподвижные стебли растут.
Как спокоен зеленый их взгляд,
Как они бестревожно цветут.

Безглагольно глубокое дно.
Без шуршанья морская трава.
Мы любили, когда-то, давно,
Мы забыли земные слова.

Самоцветные камни. Песок.
Молчаливые призраки рыб.
Мир страстей и страданий далек.
Хорошо, что я в море погиб.
 
[^]
rayden2004
10.02.2014 - 17:34
5
Статус: Offline


Штурман Жорж

Регистрация: 15.02.11
Сообщений: 658
вечная память героям!!!
 
[^]
Lelik72RUS
10.02.2014 - 17:35
31
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 693
Командир крейсера "Варяг", Всеволод Фёдорович Руднев.
Ну и что бы не говорили, какие бы "исследования" проводились, данный бой остаётся ПОДВИГОМ русских моряков.
Цитата
«...Величие поступка Руднева и экипажа крейсера «Варяг» состоит в том, что у них в аналогичной ситуации даже сомнений не возникло – принимать или не принимать бой. И если командир французского крейсера «Паскаль» записал в своем дневнике, - «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!», то он конечно оценивал не флотоводческие способности Руднева, не подготовку русских моряков и уж конечно не качество американских котлов или японских снарядов.

       Он оценил, и этого совершенно не понимают ревизионисты, то, что командир русского крейсера и его команда предпочли личной безопасности выполнение своего долга. И сделали это с энтузиазмом. Русских моряков никто бы не осудил, если бы они просто затопили свой корабль. Но они поступили по-другому. За это их будут помнить всегда. Никакие доводы от лукавого не смогут затушевать этого простого и очевидного факта. «Рутинер» Руднев «отбывал номер» под огнем японских 203-мм снарядов...»


Это сообщение отредактировал Lelik72RUS - 10.02.2014 - 17:36

110 лет со дня гибели крейсера "Варяг"
 
[^]
nukemall
10.02.2014 - 18:28
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.06.11
Сообщений: 1166
Слава "Варяга" скорее результат дурной пропаганды и примитивного обывательского представления о войне - "вступили в бой без шанса на победу, ах, как это сладостно и прекрасно"... однако это было не более чем выполнением требований устава, согласно им при другом решении командира надлежало повесить на рее.
Самым эффективным нашим кораблём в ту войну был минный заградитель "Амур", кроме него никому потопить японский броненосец или крейсер не удалось, а тут аж по две штуки за раз.
Самым же примерным в плане героизма был "Рюрик": отбивались действительно "до последнего", нанесли противнику самый тяжёлый урон в артиллерийском бою.

Ну а по части безнадёжных морских боёв чемпионы, безусловно, англичане - и стишок "гвозди бы делать из этих людей" про них, и поединок тральщика "Бенгал" с двумя японскими вспомогательными крейсерами можно вспомнить, и отчаянный бросок вспомогательного крейсера "Джервис Бэй" на немецкий "карманный линкор" "Адмирал Шеер"... в общем "морская нация", потому и причин отличиться было больше.
 
[^]
viktori7
10.02.2014 - 21:20
23
Статус: Offline


Русский, просто русский

Регистрация: 8.06.13
Сообщений: 252
ТС, я и до этого гордился подвигом "Варяга", но я думал, что это был полноценный боевой корабль. После твоего поста моё уважение к морякам "Варяга" возросло. Знать, что воюешь на дырявой посудине и продолжать бой-это надо быть немного сумасшедшим, или искренне быть преданным Родине. Не даром японцы его подняли, восстановили и бережно хранят флаг "Варяга". У японцев очень сильное уважение к достойным противникам, коим они считают и "Варяг". Поэтому "Варяг" они считают символом воинской доблести.

Забыл добавить. Америкосы ради выгоды способны ухудшить не только чужие заказы, но и свои, предназначенные для защиты самих себя.

Это сообщение отредактировал viktori7 - 10.02.2014 - 21:26
 
[^]
петровичь111
11.02.2014 - 04:28
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 11.05.11
Сообщений: 0
Ну японцы % с лесопилки князя в Кореи получить хотели - а князь решил что все его и тут Николай 2 впрягся почти за родню.
- И бизнес отжали и Россию ниже плинтуса опустили.
- Ссора 2 бизнесменов преподносится как национальная война -


Русский генерал Стессель и японский генерал Ноги после сдачи Порт-Артура



110 лет со дня гибели крейсера "Варяг"
 
[^]
vistador
11.02.2014 - 04:45
4
Статус: Offline


Отец русского телевизора

Регистрация: 28.06.09
Сообщений: 6837
вот американские гниды...
фуфло впарили...
 
[^]
nukemall
11.02.2014 - 04:48
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.06.11
Сообщений: 1166
Цитата (viktori7 @ 10.02.2014 - 21:20)
Забыл добавить. Америкосы ради выгоды способны ухудшить не только чужие заказы, но и свои, предназначенные для защиты самих себя.

Ничего они не "ухудшали", в статье чушь написана.
Корабль строился строго по заказу, в котором было и отсутствие щитов на орудиях(согласно модной тогда теории уменьшали силуэт чтобы снизить вероятность попадания), и котлы Никлосса(привлекательные по массо-габаритным характеристикам и заинтересовавшие возможностью быстрой смены трубок).
Проблемы с котлами были вызваны скорее низкой квалификацией обслуживающего персонала и/или недостаточной требовательностью командира: аналогичные котлы на построенном тем же Крампом броненосце "Ретвизан" работали без существенных нареканий.

Вот что действительно крайне отрицательно сказалось на ходе Русско-Японской войны на море - так это отечественное "не имеющее мировых аналогов ноу-хау" - грибовидный свес крыши рубки. Этот свес загонял в смотровую щель осколки от разорвавшихся на броне снарядов, в результате и Руднев ранение в голову получил, и Рожественский, и Щенснович осколок в живот, и даже сам изобретатель такого чудного архитектурного украшения при Цусиме был осколками нашпигован.
 
[^]
AquaRobot
11.02.2014 - 04:50
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 7754
Цитата (nukemall @ 10.02.2014 - 15:28)
Слава "Варяга" скорее результат дурной пропаганды и примитивного обывательского представления о войне - "вступили в бой без шанса на победу, ах, как это сладостно и прекрасно"... однако это было не более чем выполнением требований устава, согласно им при другом решении командира надлежало повесить на рее.
Самым эффективным нашим кораблём в ту войну был минный заградитель "Амур", кроме него никому потопить японский броненосец или крейсер не удалось, а тут аж по две штуки за раз.
Самым же примерным в плане героизма был "Рюрик": отбивались действительно "до последнего", нанесли противнику самый тяжёлый урон в артиллерийском бою.


А как же "Цусима"!?
"Суворов" отбивался до последнего.
"Адмирал Ушаков" вступил в заведомо неравный бой.
Это только навскидку вспомнил.
 
[^]
nukemall
11.02.2014 - 05:53
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.06.11
Сообщений: 1166
Цитата (AquaRobot @ 11.02.2014 - 04:50)
А как же "Цусима"!?
"Суворов" отбивался до последнего.
"Адмирал Ушаков" вступил в заведомо неравный бой.
Это только навскидку вспомнил.

"Суворов" был в линии, потом, получив тяжёлые повреждения, "вывалился" и был добит эсминцами.
"Адмирал Ушаков" вступил в неравный бой, но, увы, никакого урона противнику не нанёс. Причём это был бой броненосца(хотя и "второсортного") с лёгкими крейсерами.
А "Рюрик" при соотношении сил 14:1 сумел врага очень больно укусить, одно удачное попадание в "Ивате" нанесло самый большой урон за ту войну(японцы, конечно, сами себе были буратины складировав снаряды в казематах, но тем не менее). На «Ивате» одним снарядом было убито 40 человек и ранено 37. Флагманский корабль Камимуры «Идзумо» получил до 20 пробоин, крейсер «Адзума» — 10. В ходе 5-часового боя("Варяг" продержался всего час) на "Рюрике" были убиты или ранены все офицеры(последний принявший командование - лейтенант Иванов "13-й" - ранен трижды и дважды контужен, старшие офицеры убиты все), общие потери экипажа после затопления корабля около 2/3.
 
[^]
AquaRobot
11.02.2014 - 06:18
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 7754
nukemall Я собственно не про урон врагу имел в виду.
Я про то что в абсолютно безнадёжной ситуации вышеупомянутые корабли сражались до последнего.
К сожалению правда, подвиг "Рюрика" незаслуженно забыт.
 
[^]
Lelik72RUS
11.02.2014 - 06:41
11
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 693
Цитата
Ну а по части безнадёжных морских боёв чемпионы, безусловно, англичане - и стишок "гвозди бы делать из этих людей" про них, и поединок тральщика "Бенгал" с двумя японскими вспомогательными крейсерами можно вспомнить, и отчаянный бросок вспомогательного крейсера "Джервис Бэй" на немецкий "карманный линкор" "Адмирал Шеер"... в общем "морская нация", потому и причин отличиться было больше.

Учебник истории Вам в помощь.
Ну а пока кратенько:
Цитата
Гангутское сражение 1714, морское сражение у полуострова Гангут (Ханко) между русским и шведским флотами во время Северной войны 1700—21. В 1714 русскому галерному флоту под команд, генерал-адмирала Ф. М. Апраксина (99 галер и скампавей с 15-тыс. десантом) была поставлена задача пройти к Або-Аландским шхерам и высадить десант. Однако вышедшая 9 мая из Кронштадта русская флотилия была вынуждена остановиться у Тверминне, т. к. дальнейший путь был прегражден шведским линейным флотом (15 линейных и 14 более мелких кораблей) вице-адмирала Ватранга. Чтобы обойти шведские корабли, находившиеся у южной оконечности полуострова Гангут, было решено создать переволоку в узкой части перешейка и по ней перетащить галеры в тыл основных сил шведского флота. Шведы направили отряд контр-адмирала Эреншельда (1 фрегат, 6 галер и 3 шхербота) к конечному пункту переволоки, а отряд контр-адмирала Лилье (8 линейных и 3 др. корабля) к Тверминне для атаки против русской флотилии. Воспользовавшись разделением шведских сил и штилем, Петр 1 решил прорваться вдоль берега. 26 июля русский авангард (35 скампавей) на вёслах обошёл полуостров Гангут и блокировал отряд Эреншельда в Рилакс-фьорде, 27 июля к нему присоединились главные силы. 27 июля авангард атаковал отряд Эреншельда, который после упорного боя сдался. Шведы потеряли 10 кораблей с 116 орудиями, 361 чел. убитыми, 350 ранеными и 237 во главе с Эреншельдом пленными. 28 июля шведский флот ушёл к Аландским островам. Г. с., явившееся первой крупной морской победой русского флота над сильным противником, обеспечило русским войскам овладение всей Финляндией. В память победы была учреждена медаль, а на берегу у Рилакс-фьорда поставлен памятник.
 
[^]
Lelik72RUS
11.02.2014 - 06:46
10
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 693
Подвиг "Евстафия".

Цитата
На следующий год после начала русско-турецкой войны 1768-1774 годов с Балтики в Средиземное море были направлены две эскадры под командованием адмирала Г.А. Сиридова и контр-адмирала Д. Эльфингстона. Это было первое в истории русского флота океанское эскадренное плавание военных кораблей. Блестяще выполнив переход, обе эскадры благополучно дошли до Архипелага и 22 мая 1770 года соединились у острова Цериго. Для турецкого султана это был неприятный сюрприз, и он решил как можно быстрее уничтожить русские корабли, измотанные дальним переходом. Для этого капудан-паша Хасан-бей выбрал очень удачное для себя место в узком проливе, отделяющем остров Хиос от азиатского материка недалеко от крепости Чесма.

Около 16 часов 23 июня, высланный на разведку, линейный корабль “Ростислав” обнаружил главные силы противника. Преимущество было явно на стороне противника. Против турецких 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и около 50 мелких кораблей (всего 1430 орудий) русские могли выставить только 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль и 17 мелких судов (всего 818 орудий). Командующий турецким флотом Хасан-бей расположил свои корабли двумя линиями в шахматном порядке надеясь, что, следуя классической тактики линейного боя, русские последовательно пройдут вдоль всего строя под сокрушительными бортовыми залпами.

Но русские поступили иначе. По предложению Г.А. Спиридова и капитан-командора С.К. Грейга генерал-аншеф А.Г. Орлов, осуществлявший общее руководство всей экспедицией, принял решение сначала атаковать турецкий авангард и часть центральной позиции, а затем ударить по остальным кораблям. Для этого русская эскадра должна была в кильватерном строю пойти на центр линии противника, что существенно уменьшало время сближения с ним. Но при таком маневре наши корабли, подвергаясь интенсивному огню многих вражеских кораблей, сами не могли вести бортовую стрельбу. Основной удара при этом должен был принять авангард.

В 11 часов 24 июня был дан сигнал “спуститься на неприятеля” и русские корабли в плотном боевом порядке пошли на противника. Впереди шли 3 линейных корабля авангарда адмирала Спиридова, затем 3 корабля кордебаталии с графом А. Орловым и бригадиром С. Грейгом, замыкали строй 3 корабля арьергарда Д. Эльфинстона. Далее вне линии находились фрегаты и вспомогательные суда. Когда расстояние сократилось до 500 метров, турки открыли стрельбу. Сохраняя выдержку, русская эскадра продолжала в течение 20 минут идти вперед под сосредоточенным огнем турецкой эскадры и только с расстояния в 150 метров корабли русского авангарда, круто развернувшись, ответили залпами. В это время головной корабль “Европа” отворачивает в сторону и проскакивает свое место на линии боя, так как местный лоцман сказал, что впереди находятся подводные камни (по другой версии из-за повреждения). Развернувшись, “Европа” вступает за последним кораблем кордебаталии “Ростиславом” и открывает стрельбу. Теперь головным в русской колонне идет 66-пушечный “Святой Евстафий Плакида” под флагом Спиридова. На него обрушивается огонь трех турецких кораблей, но Спиридов ведет корабль прямо на флагманский турецкий корабль “Реал-Мустафа”. Только с дистанции 50 метров Спиридов приказывает открыть огонь. Нанеся турецкому флагману большие повреждения и пройдя чуть дальше его, “Евстафий” из-за перебитых снастей теряет ход и управление. Морское течение и ветер подхватили корабль и навалили на “Реал-Мустафу”. Завязалась ружейная перестрелка, русские приготовились к абордажной схватке. Согласно Уставу, на адмиральском гребном катере эвакуируются на пакетбот “Почтальон” адмирал Спиридов и брат Алексея Орлова, генерал-майор граф Федор Орлов. В это время турки стали бросаться со своего корабля в воду, а из-под шканцев “Реал-Мустафы” повалил дым. Гребные русские суда попытались подойти к “Евстафию” и отбуксировать его от загорающегося “турка”, но было поздно - пламя уже перекинулось на русский корабль. Обломки рухнувшей горящей грот-мачты турецкого флагмана попали в крюйт-камеру русского корабля. Страшный взрыв разорвал “Евстафия”, через 15 минут взорвался и “Реал-Мустафа”. Среди русских моряков спаслись только 12 офицеров и 51 матрос. В их числе были командир корабля капитан I ранга А.И. Круз и начальник артиллерии соединенной русской эскадры бригадир И.А. Ганнибал. Около 600 человек погибло.

Следующие за “Евстафием Плакидой” корабли “Трех Святителей” и “Святой Иануарий” из-за близости пожара и повреждений в рангоуте вынуждены были покинуть линию боя. “Трех Святителей” был снесен через середину турецкой линии. В это время ему пришлось вести огонь с двух бортов по пяти турецким кораблям. Корабли кордебаталии “Трех Иерархов” и “Ростислав” вели стрельбу по самому большому 100-пушечному турецкому кораблю и заставили его, обрубив якорные канаты, покинуть строй с большими разрушениями. В пороховом дыму флагманский “Трех Иерархов” дал залп и по “Трех Святителей”. Корабли арьергарда опоздали с построением в линию и вели огонь по врагу с большого расстояния в течение последнего часа сражения.

Гибель флагмана и непрекращающийся интенсивный огонь русской эскадры деморализовали противника. Оказавшись под ветром у горящих кораблей турецкие суда обрубили якорные канаты и в 14 часов в беспорядке устремились в Чесменскую бухту под защиту крепостных батарей, где и были заблокированы русской эскадрой.



110 лет со дня гибели крейсера "Варяг"
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 25754
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх