160


Тогда они захотят «работать на результат», уверены академики.
Ученые из институтов РАН и Плехановского университета предложили реформировать в России госслужбу по аналогии с Сингапуром. «Сингапурскому чуду» способствовало финансовое стимулирование чиновников для желания работать на результат
Авторы статьи согласны с тезисом экономиста Евгения Балацкого (на его работу есть отсылка в научной статье), что реформирование российской государственной службы на современном этапе развития целесообразно провести по сингапурскому варианту. Этот вариант подразумевает высокий уровень оплаты труда госслужащих для снижения коррупционных рисков и привлечения талантливых кадров, а также обеспечение прямой зависимости размера зарплаты чиновников от достигнутого уровня социально-экономического развития страны.
«Сингапурским чудом» принято называть стремительное экономическое развитие города-государства. Сингапур — одна из самых маленьких по площади стран в мире. До начала модернизации, которую принято отсчитывать с 1959 года, когда к власти пришел социал-демократ Ли Куан Ю, это была бедная страна третьего мира — без очевидных экономических преимуществ, природных ресурсов, с необразованным населением и процветающим морским пиратством. За счет реформ, которые провел Ли Куан Ю, она смогла совершить экономический рывок за два десятка лет. Одна из реформ была посвящена борьбе с коррупцией. В рамках этой деятельности сильно вырос статус и престиж госслужбы, в частности зарплаты судей и госслужащих на ответственных постах кратно выросли. Кроме того, среди экономических реформ — упрощение ведения бизнеса и привлечения иностранных инвесторов, повышение уровня образования населения и введения образовательных стандартов для школ, создание благоприятных условий для приобретения населением собственного жилья. Последнее дало мощный импульс сфере строительства и экономическому развитию. За полвека Сингапур превратился в одно из самых богатых и развитых государств мира с крайне низким уровнем преступности.
Авторы статьи, опять же со ссылкой на Балацкого, указывают, что главный секрет сингапурского успеха кроется в высокоэффективном управлении в сочетании с тотальным перфекционизмом. «При всех многочисленных различиях между странами имеется и то, что объединяет современную Россию и Сингапур. Так, в частности, в обеих странах наблюдается несменяемость власти (одно лицо в течение продолжительного времени является лидером нации) в условиях де-факто однопартийной системы», — говорится в статье. Поэтому в современной России для достижения цели построения социального государства по отношению ко всем гражданам необходимо сформировать эффективную систему управления на мезоуровне (промежуточный уровень экономического анализа между макро- и микроуровнем). «Краеугольным камнем такой системы должно стать адекватное стимулирование эффективного труда региональных гражданских служащих», — пишут авторы.
Профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов убежден, что Россию и Сингапур сравнивать нельзя, как минимум потому что в последнем нет такого количества регионов и государственных организаций, с которыми надо согласовывать различные решения и нормативно-правовые акты. «Это очередная история про попытку заимствовать чужой опыт, но которая ни к чему не приведет. Напомню, что в свое время любили рассуждать на тему KPI для госслужащих. В результате это выглядело красиво только на бумаге», — отметил Сафонов.
Авторы статьи указывают на низкий уровень заработных плат госслужащих в регионах России в сравнении, например, с зарплатами в сырьевом секторе.
По данным Росстата, в 2022 году (более свежих данных нет) среднемесячная заработная плата гражданских служащих в госорганах (как федеральных, так и региональных) составила 79,8 тыс. руб. В центральных аппаратах федеральных органов она равнялась 197 тыс. руб., а в территориальных управлениях федеральных органов — 61,5 тыс. руб. В госорганах регионов среднемесячная зарплата в 2022-м составила 91,1 тыс. руб., а у муниципальных служащих — 58,3 тыс. руб. Для сравнения, средняя заработная плата сотрудников компаний в том же году, по данным Росстата, 65,3 тыс. руб.
Для решения этой проблемы, по мнению ученых, можно использовать новый подход к стимулированию труда чиновников — «сверху вниз», то есть последовательный переход от коллективного к индивидуальному премированию «по результатам». «Сначала определяется размер общего премиального фонда для всех региональных гражданских служащих [одного субъекта], затем он перераспределяется между отдельными министерствами и ведомствами субъекта РФ и, наконец, осуществляется индивидуальное стимулирование труда региональных гражданских служащих», — отмечается в статье. Источником для премирования госслужащих, по мнению авторов статьи, может служить, например, профицит консолидированного бюджета региона.
отсюда