Китайцы строили на деньги частных инвесторов? Или не привлекались
российские бюджетные средства?
В 2019 году построили, а в 2021 получили разрешение на пуск? От кого?
История Вопроса:
60-е годы: Авраменко убедил генсека Брежнева отказаться от моста
История с мостом вполне может отпраздновать 55-летний юбилей. Считалось, что первые разговоры о возможном его строительстве начались в 1986 году. Оказывается, намного раньше: еще в 60-е годы прошлого столетия! Первым секретарем Амурского обкома КПСС тогда был Степан Авраменко, который руководил Приамурьем более 20 лет. Для многих амурчан он — целая эпоха, как для всего советского народа — Брежнев. Сам Леонид Ильич однажды позвонил Авраменко и спросил, как тот относится к идее строительства моста через Амур. «Я считаю мост — это опасность для России», — был категоричен Авраменко. И вопрос сняли с повестки.
— Мы встречались с Авраменко 25 ноября 2005 года, я брал у него большое интервью и спросил, как он относится к строительству моста. Потому что тогда эта идея уже получила документальное воплощение: было подписано межправительственное соглашение, — вспоминает Игорь Горевой. — Он мне ответил: «Я отношусь к этой идее категорически плохо. Мало того, скажу вам: еще в 60-е годы, когда эта идея впервые возникла, мне звонил Леонид Брежнев и спрашивал мое мнение. Я активно высказался против и прямо настаивал на том, что этого делать нельзя: отношения с соседом могут в любое время ухудшиться...»
Владимир Полеванов хотел строить тоннель через Амур
Экс-губернатор Приамурья и сегодня убежден, что лучшим вариантом для России было бы строительство не моста, а тоннеля под Амуром по трем причинам.
— Строительство моста на таких крупных реках на порядок более сложное и дорогое занятие: я просчитывал примерно,что мост раз в десять раз будет дороже, чем возведение тоннеля. А на тот момент в области были великолепные бригады проходчиков тоннелей с БАМа, которые оставались без работы. Во-вторых, тоннелю не угрожают ледоходы и паводки, он меньше подвержен природным катаклизмам. И самое главное: мост — это не только средство связи между двумя странами, при ухудшении отношений с Китаем мост предстоит взрывать, в то время как тоннель можно просто затопить, а когда ситуация нормализуется, откачать воду и снова использовать. Сегодня Китай — наш партнер и союзник, но теоретически мы обязаны просчитывать все. Что будет завтра, никому не ведомо. Китай становится уверенным мощным центром силы. Это абсолютно прагматичная страна: дружит ровно до тех пор, пока это ей выгодно. Поэтому я не поддержал идею моста, — объясняет Полеванов.
В 2004 году амурская пресса пестрила заголовками: «Губернатор Коротков провел переговоры с китайцами», «Стороны навели мосты», «Строительство моста через Амур начнется уже в этом году». Не началось ни в этом, ни в следующем, хотя работа была продела большая.
На 19 сентября 2005 года власти Народного правительства города Хэйхэ наметили торжественную закладку первого камня под строительство будущего моста. В Приамурье в это время был с визитом Герман Греф — на тот момент глава Минэкономразвития России. Все ожидали, что он примет участие в церемонии. Но Греф в Китай не поехал. Главный финансист страны весьма скептически отозвался о необходимости строительства моста через Амур, сказал, что не понимает преимущества этого проекта для России.
«Автомобильному мосту через Амур быть» — с таким заголовком в октябре 2013 года в «Амурской правде» вышло сообщение о переговорах, которые премьер-министр Дмитрий Медведев провел в Китае. Подписанный в КНР протокол воскресил надежду на появление международного моста. Но тогда мало кто верил, что проект снова не уберут в стол на десятилетия.
Амурчане предложили
создать концессионное соглашение под руководством двух правительств: Амурской области и провинции Хэйлунцзян. Причем концессионером — инвестором, который построит мост и будет его эксплуатировать, пока не возместит затраты, — должна была стать совместная российско-китайская компания, акции которой поровну делили бы правительства двух соседних регионов.
При этом бюджетные средства с российской стороны в стройке не использовались.
Работы велись за счет кредита, взятого на 16 лет. Гасить его будут постепенно за счет платы за проезд по мосту. Кстати, деньги российской стороне ссудил китайский банк.— Обращались и к российским банкам, — рассказала Марина Дедюшко. — Но неверие в реализуемость этого проекта, необходимость длительного размещения средств, низкая доходность — российские банки отказались участвовать в этом проекте. Был выбран китайский банк, но это мог быть любой другой банк. Капитал не имеет национальности и границ. Так получилось, что китайский банк предоставил нам нормальные условия.
Марина Дедюшко, советник министра по развитию Дальнего Востока и Арктики:
— Такие проекты случаются не каждый год, и даже не каждое десятилетие. Это проект, который принципиально меняет привычную картину. И, конечно, содержит в себе огромный импульс для развития, вообще для изменения структуры экономики. Когда мы входили в этот проект, у нас, кроме энтузиазма, ничего не было. Это сейчас кажется, что все легко и просто. Но это было сложно, было много вопросов, мучительно искали ответы. Наверное, если бы мы тогда знали, как это будет мучительно и тяжело, может, не нашлось бы сил. Бывало, конечно, что и руки опускались. Но, с другой стороны, у нас были и поражения, и победы. И победы нас подталкивали вперед. Этот проект состоялся по большому счету только за счет энергии людей.
ТутБлаговещенск - Хэйхэ.
Это сообщение отредактировал AlHighlander - 22.03.2021 - 13:16