Ежегодно 4 июня на 1710й километр перегона УлуТеляк – Аша, что в Башкирии, приезжают сотни людей почтить память погибших в катастрофе
1989 года. Тогда в результате взрыва газопродуктопровода, расположенного рядом с железной дорогой, пострадали свыше 1200 человек, из них
погибли 575. Сегодня полностью восстановлена хронология событий той страшной ночи. Но есть в той истории одна страница, о которой следует
рассказать подробно.
Не так давно на телеканале НТВ был показан документальный фильм о башкирской трагедии «Поездубийца». Авторы еще раз напомнили
зрителям о причинах и последствиях катастрофы, показали страшную картину с места события, дали комментарии участников, но так и не
удосужились рассказать о героических усилиях рядовых железнодорожников, которые спасали людей до прибытия специальных сил. Один из них –
машинист локомотивного депо Дема Сергей Столяров.
В тот день он с помощником Маратом Ганеевым принял с Уфимского НПЗ наливной поезд весом 3600 тонн до
Кропачева. В УлуТеляке дежурный вызвал бригаду машинистов и сказал, что ставит на обгон пассажирский.
Грузовой потянулся следом за ним на удалении пяти километров. Через несколько минут произошел взрыв газовой
смеси. Машинисты увидели только вспышку, потом до них дошла ударная волна.
– Погасли локомотивная сигнализация и все напольные светофоры, – вспоминает Сергей Столяров. – Мы сразу
применили экстренное торможение и запросили дежурного по УлуТеляку.
И вдруг в борт машины стали стучать. Следуя вдоль железнодорожного полотна, на локомотив наткнулись
обгоревшие солдатыотпускники с пассажирского поезда. Они и рассказали, что произошло. Машинисты отцепили
состав и на одном локомотиве стали двигаться к месту катастрофы. Через 800 метров напряжение в контактной сети
пропало, машина остановилась на участке токораздела. И тогда Столяров принимает единственно верное решение
– разогнаться там, где еще есть напряжение, и по инерции закатиться в гору к месту трагедии.
Маневр удался, локомотив оказался рядом с обгоревшим электровозом пассажирского поезда. Уцелевшие в
огненном смерче пассажиры прятались в лесу, подальше от горящих вагонов. Машинисты стали сажать на
локомотив в первую очередь детей, потом скатились обратно до УлуТеляка.
На станции к локомотиву прицепили платформу и вторым рейсом вывезли в безопасную зону уже более трехсот
человек. К этому времени в УлуТеляк стали прибывать машины «скорой помощи», им помогали местные жители с
ближайших деревень. После третьего рейса на месте катастрофы уже работали специальная комиссия и спасатели.
А потом был разбор действий машиниста Сергея Столярова ревизорским аппаратом. И получилось, что за все
нарушения безопасности движения – езда без локомотивной сигнализации, провоз на локомотиве людей и так далее
– ему полагается как минимум снятие с работы. Точку в этом деле поставил министр путей сообщения СССР
Николай Конарев. За проявленное мужество и героизм при спасении людей машинисту было присвоено звание
почетного железнодорожника. В том же 1989м Столяров получил государственную награду – орден Трудового
Красного Знамени, а в 2002м – орден «Знак Почета».
Сергей родился и вырос в Уфе в рабочей семье. После окончания средней школы поступил в техническое училище на специальность
электромонтажника. Служил в рядах Советской армии в танковых войсках, а после демобилизации решил круто изменить свою судьбу и стать
железнодорожником. Почему? Дело в том, что родители Сергея дружили с семьей железнодорожников Маньковых, и дети частенько проводили
каникулы вместе. Друг детства Саша Маньков мог на слух определить, какой идет поезд – пассажирский, грузовой или электричка.
До сих пор Сергей вспоминает, с каким уважением все относились к дяде Ивану, машинисту пассажирских поездов. Запомнилась мальчишке
красивая форма железнодорожника, понравилась спокойная уверенность опытного машиниста.
Поэтому, не раздумывая, отправился рядовой запаса Столяров в локомотивное депо Дема и сдал документы в отдел кадров. Окончив курсы
помощников, он успешно выдержал все экзамены и через два месяца отправился в первый рейс. В апреле 1989го он стал работать в должности
машиниста грузового электровоза ВЛ10, а через месяц с небольшим держал экзамен на мужество на 1710м километре перегона УлуТеляк – Аша.
Ныне Сергей Столяров продолжает работать в родном локомотивном депо машинистом пассажирских поездов. Такая она, железнодорожная
закалка – быть верным мечте и профессии.
Дмитрий ПОПОВ,
соб. корр. «Гудка»