Бабушка выходит на работу
Как найти профессию по душе и воспитать внуковТекст: Ирина Невинная
Российская газета - Федеральный выпуск №7615 (152)
Корреспонденты "Российской газеты" побывали в гостях у тех, кому не сидится дома на пенсии. И расспросили экспертов, как помочь тем, кто еще не нашел свое дело в этом возрасте, и подготовиться тем, кому пока далеко до пенсии. Ведь это дело может быть очень далеко от того, чем человек занимался всю жизнь.
Проходить повышение квалификации или осваивать основы новой специальности можно онлайн. на этом будет основана система непрерывного профессионального образования.
Педагог озеленяет город, проводит конкурсы, помогая раскрыть новые таланты в своих ровесниках. Работник атомной станции возглавил городскую бригаду электриков. После 55 лет став вахтером в физико-математическом лицее, женщина трудится там уже четверть века да еще занимается танцами, у нее дома два шкафа сценических костюмов. А есть и такие, кто всю жизнь работает на одном заводе и в 76 лет продолжает внедрять в серийное производство уникальные разработки военной техники. Кто-то мечтает создать свою компанию из таких же, как они, пенсионеров. Вот только пока не определились, каким делом заняться. Выбирают. А кто-то уже выбрал. Планирует открыть собственное дело по оказанию социальных услуг. Помог в этом центр занятости. И все эти люди, что очень важно, активные и заботливые бабушки и дедушки.
Учить и еще раз учитьАлександр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений:
- Время сейчас стремительное, и знаний, полученных когда-то в вузе, на долгие годы не хватает. Учиться, по сути, придется всю жизнь. Раньше это называли "повышение квалификации", на предприятиях, в вузах открывали специальные курсы. Сегодня все это приходится оплачивать работодателям из своего кармана.
Естественно, вкладываясь в повышение квалификации работников, работодатель всегда оценивает, насколько ему это выгодно с учетом последующего периода времени использования этих новых знаний. Тут ключом к решению может быть такой подход: государство берет на себя софинансирование затрат на переобучение работников с определенного возраста.
И это в любом случае надо делать, вне зависимости от долгосрочных целевых программ, которые планируется проводить в службе занятости. Сейчас, обратившись в службу занятости, оставшийся без работы человек тоже может пройти какие-то курсы, повысить свою квалификацию или освоить новую профессию. Но это вовсе не гарантирует, что в новом качестве он быстро найдет себе работу. Конечно, многое зависит от самого человека - его желания и готовности постоянно работать, совершенствоваться в своей профессии, расширять границы своих компетенций. Задача государства - создать возможности людям для роста, но без участия самого человека ничего не выйдет.
Дело в том, поясняет профессор, есть специфика, связанная с профессиональной переподготовкой в службе занятости. Там, как правило, готовят по очень узкому набору специалистов. Причем информация о вакансиях для прошедших переобучение нередко отстает от реальной жизни, и человек действительно не получает того, на что рассчитывал.
Тут надо менять сам государственный подход: мы должны перейти на систему непрерывного профессионального образования. И раз уж деньги вкладываются в систему образования, то государство должно предоставлять возможность бесплатно обучаться и по линии среднего профессионального образования, и в получении второго высшего образования.
И все-таки даже второй или третий диплом не гарантирует, что человек сможет найти себе рабочее место именно по специальности и с достойной оплатой. Поэтому мы должны вернуться к той практике, которая была разработана еще в 1996 году, когда вышел указ о создании и сохранении рабочих мест. Он предполагал ведение постоянного мониторинга ситуации на рынке труда по каждому региону. Работники старших возрастов маломобильные - у них семьи, недвижимость, перемещать их куда-то в другой регион, где есть потребность в рабочей силе, очень сложно. Поэтому и нужен мониторинг, который поможет понять, что происходит с рабочими местами в каждом конкретном регионе. Какие места сокращаются, какие создаются, какие профессионалы востребованы. И главный пункт, дополняющий такой мониторинг, - это создание практики быстрого превентивного переобучения. Попытки выстроить такую систему были, но в целом ее как не было, так и нет.
Как это должно выглядеть на практике? Например, бизнесмен создает некую компанию. Государство, которое заинтересовано, чтобы были трудоустроены лица старших возрастов, может обеспечить ему обучение этих работников - конкретно под его требования и задачи. Но под встречное обязательство, что он этих работников берет к себе, трудоустраивает. Это выгодно всем: бизнес экономит деньги на обучении специалистов, государство стабильно заполняет вновь созданные рабочие места.
Надо переходить на непрерывное бесплатное профессиональное образование для людей любого возрастаТеперь о самозанятости. За рубежом такие программы есть. Тут какая проблема? Банки крайне неохотно финансируют бизнес-проекты и выдают кредиты для развития своего дела людям старших возрастов.
Соответственно, подход может быть тот же, что при льготном кредитовании при выполнении социальных программ. То есть государство, например, может компенсировать банкам снижение кредитных ставок для развития малого бизнеса, предоставление начальных субсидий для самозанятых.
В любом случае нужно думать о совокупности мер. Нельзя ограничиваться только программами, которые должны подготовить службы занятости. В этом должны участвовать и органы исполнительной власти, причем и на региональном, и на федеральном уровне.
Образовательные программы - это сфера влияния министерства образования и науки. Министерство экономического развития должно отвечать за создание рабочих мест, министерство финансов - предложить возможные налоговые льготы, ну а минтруд - иметь четкую картинку, как это все в совокупности будет работать.
Подготовила Ирина Невинная
Это сообщение отредактировал Pharaon - 15.07.2018 - 21:47