Космические полеты в ранней научной фантастике. Ч.2. 19 век⁠⁠

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Tertiusfiliu
21.01.2024 - 15:38
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 29.09.23
Сообщений: 700
31
После романов Годвина и Бержерака фантасты надолго забыли о полетах на другие планеты. Видимо, должны были сначала совершится научные прорывы, чтобы стимулировать творчество.

Наука второй половины XVII – начала XIX веков

Настоящая наука родилась в семнадцатом веке. Индукция, то есть способ идти от фактов к теории, строгая доказательность, проверка всего и вся наблюдением и экспериментом, математический фундамент под построениями - все это ученые привыкли использовать именно в этом столетии.
Такие правила кажутся нам абсолютно естественными для науки, но до семнадцатого века они не были общепризнанными. Средневековые ученые шли от авторитетов или идей. Если факты не согласуются с Библией, Аристотелем или противоречат некой "гармонии мироздания", тем хуже для фактов.
Даже один из отцов новой астрономии, Иоганн Кеплер, долго пытался подогнать свои наблюдения под идею того, что орбиты планет должны вписываться в многогранники. А его первый закон, что планеты вращаются по эллипсам, долго отвергался учеными на том основании, что планеты должны двигаться по кругам, ведь круг это идеальная орбита.
Новую науку описал философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон в своем «Новом органоне»(1620). Там он высказывает мысль, что основой науки являются индуктивный метод и эксперимент. Бэкон был автором знаменитого афоризма «Знание - сила».
Хотя Бэкон и не стал настоящим ученым по своим собственным рекомендациям, закончил свою жизнь он как истинный исследователь. В поисках лучшего способа сохранять пищу, философ набивал на морозе курицу снегом, простудился и умер.
Наука семнадцатого столетия делает огромные, сравнительно с прежними, шаги по исследованию мира. В астрономии, например, это открытие спутника Сатурна и его колец(Гюйгенс, 1655-1656), измерение расстояния до Солнца(Кассини,1666), оценка скорости света по астрономическим наблюдениям(Ремер, 1675).
Эванжелиста Торичелли доказывает, что воздух имеет вес и впервые измеряет атмосферное давление(1643).
Подвел итог развития науки в семнадцатом веке великий Исаак Ньютон. Он построил здание новой физики. Его последователи больше ста лет лишь пристраивали к этому зданию новые помещения. Главный труд Ньютона «Математические начала натуральной философии» вышел в 1687 году.
Закон всемирного тяготения позволял объяснять и предсказывать все, что происходит на небе. Так, Эдмунд Галлей, обобщив многолетние данные, вычисляет орбиты более двадцати комет. Посмертную славу астроному принесло предсказание появления кометы с 76-летним периодом обращения, которую назвали его именем. Чтобы лучше оценить это достижение, нужно вспомнить, что кометы тысячелетиями воспринимались как сверхъестественные явления, предсказывающие беды.
В восемнадцатом веке открытия и в астрономии, и в других науках все ширятся. Было открыто собственное движение звезд(1718), даны оценки расстояний до них.
Иммануил Кант предложил гипотезу естественного, не божественного, появления солнечной системы из газопылевого облака(1755). Через сорок лет его гипотезу доработает Пьер Лаплас. Он же внес громадный вклад в становлении системной астрономии. Знаменит его ответ Наполеону: «Вы написали такую огромную книгу о системе мира и ни разу не упомянули о его Творце!— Сир, я не нуждался в этой гипотезе».
Завершает восемнадцатый век великий Уильям Гершель. Он построил самые совершенные для того времени телескопы-рефлекторы, и с помощью них совершил множество открытий. Вот только некоторые из них: открытие Урана(1781), его спутников(1787), изменение полярных шапок Марса. Гершель установил связь между Солнцем и земными явлениями, открыл движение солнечной системы в Галактике, открыл инфракрасное излучение и множество галактик. Гершель даже вплотную подобрался к открытию Метагалактики.
Восемнадцатый век это также время рождения химии как настоящей науки. Создано учение о химических элементах, как кирпичиках веществ.
Как такой элемент, англичанином Джозефом Пристли был открыт кислород(1774). Но понять суть своего открытия ему помогает знаменитый Лавуазье. Он же разрабатывает теорию горения и дыхания.
Антуан Лавуазье(1743-1794) - отец современной химии, заложивший ее основы. К несчастью, он наживал деньги для опытов самым ненавидимым в дореволюционной Франции способом - откупом, сбором налогов частными лицами. За это его казнил революционный трибунал, хотя откупами Лавуазье давно уже не занимался.
Добавим еще несколько технических изобретений, интересных нам в контексте космических полетов. Вопрос о жизнеобеспечении человека во враждебной среде возник впервые при подводных погружениях. Еще в средневековье использовался водолазный колокол, работающий по принципу перевернутого стакана, погруженного в воду.
В 1689 году француз Дени Папен предлагает накачивать в колокол воздух. Тогда же придумывают и водолазный шлем. Удобную для работы конструкцию костюма предложил Август Зибе в 1819 году. Далее, костюм совершенствуется до середины 19 века. Свой вклад внесли и российские механики. В середине века сложилась конструкция, существенно не менявшаяся до нашего времени.
На излете восемнадцатого века сбылась давняя мечта человечества – люди поднялись в воздух. В 1782 г., братья Жозеф и Этьен Монгольфье начали попытки создать воздушный шар, наполняемый дымом, сначала из бумаги, затем из холста. Любопытно, что братья в своих опытах исходили из ложной посылки, что подъемная сила возникнет благодаря электризации дыма.
Так, или иначе, 19 сентября 1783 года в Версале шар поднял несколько животных, а 21 ноября 1783 года в Париже первых людей. Уже через год стали строиться шары, наполненные водородом. В первой половине 19 века шары быстро совершенствуются, хотя и остаются неуправляемыми.

Фантастические произведения о космических полетах XIX века

Ко времени первого рассматриваемого нами произведения(1835) наука техника шагнули далеко вперед. В Англии уже более полувека развивается промышленная революция, которая начинает распространяться и на континентальную Европу. Соединенные Штаты Америки давно уже независимы. Их экономика бурно растет, изобретения здесь приживаются быстрее, чем в Европе. Видимо, неслучайно, что следующую попытку фантастического космического путешествия предпринимаются именно в США.
Эдгар Аллан По (1809-1849) ассоциируется у нас с литературой ужаса. Но это слишком узкий взгляд на его творчество. Писатель создавал произведения и в жанре чистой фантастики, и приключенческие рассказы, и детективные(между прочим, основатель жанра), и даже юмористические. Его влияние на последующую литературу чрезвычайно глубоко. По интересовался наукой от космологии до криптографии, что и демонстрировал в своем творчестве.
«Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» можно смело отнести к научной фантастике своего времени. Хотя По называл повесть игрой ума, к делу он подошел серьезно, и сочинение создает впечатление полной правдоподобности происходящего.
Ганс Пфааль – ремесленник из города Роттердама. Он решает сбежать на Луну от нужды и кредиторов. Герой - человек просвещенный, знакомый с основными научными достижениями своего времени. Ему повезло иметь родственника – химика, сделавшего крупное открытие, напрямую пригодившееся Пфаалю в его планах.
Достичь Луны Пфааль надеется на воздушном шаре – в духе своего времени. По прекрасно знает об ограничениях на высоту полета воздушных шаров, поэтому он делает устами своего героя два допущения – атмосфера хоть и слабеет с высотой, но, пусть и в крайне разреженном состоянии, есть в межпланетном пространстве. Второе допущение состоит в существовании газа, в 37 раз более легкого, чем водород. Этот газ то и был открытием родственника-химика.
Итак, герой при помощи кредиторов наполняет шар, и, взлетая, пороховыми минами взрывает своих кредиторов!
Начинается путешествие. В полет он, кроме запаса воды и пищи берет различные приборы: термометр, электрометр и высотометр, сделанный, видимо, на основе барометра.
Чтобы не задохнуться на высоте, герой, видимо, впервые в фантастической литературе, сделал себе систему жизнеобеспечения. Она состоит из большой каучуковой камеры, в которую и влезает Пфааль. Воздух туда накачивается при помощи некоего аппарата Гримма. Герой все путешествие обходится этим для поддержания дыхания.
Собственно, все произведение это описание полета и тех трудностей, которые герой преодолевает. Описания луны мы не дождемся, повесть заканчивается на прибытии героя на место. Правда, упоминается, что Луна обитаема.

Период между произведением По(1835) и Жюля Верна «С Земли на Луну»(1865) английский историк Хобсбаум назвал веком капитала. В это время происходят титанические сдвиги в европейской экономике. Промышленная революция, шагнув с британских островов в континентальную Европу, окончательно там закрепилась. Железные дороги стремились во все уголки Европы, начали строиться и по всему миру. Начинают появляться настоящие индустриальные гиганты – огромные металлургические и машиностроительные заводы. Океаны пересекают пароходы, мир опутывают телеграфные провода. Наука становится по настоящему производительной силой. Совершаются прорывы в исследовании электричества, химии и многих других областях. Пятидесятые-шестидесятые годы девятнадцатого века это время больших проектов, которые и затеваются, и осуществляются. Уже ведутся работы по прорытию Суэцкого канала, прокладывается трансатлантический телеграфный кабель, проектируется тоннель под Ла-Маншем. Тогда казалось, что достаточно набрать денег, и промышленность может выполнить любую работу.
Жюль Верн(1828-1905), пожалуй, не нуждается в представлении. Не имея технического образования, он умудрился для целых поколений открывать дорогу в науку. Верну удавалось создать интересный сплав научно-популярных лекций и авантюрного сюжета.
Писатель придумал свой фантастический проект – отправить снаряд из огромной пушки на Луну. Свой замысел он описал в двух романах – «С Земли на Луну»(1865) и «Вокруг Луны»(1870).
Дилогия Верна это настоящая энциклопедия научно-технических знаний, прямо или косвенно относящихся к воображаемому полету.
Герои романов – американские пушкари, заскучавшие после окончания американской гражданской войны. Чтобы найти применение своим техническим талантам, изобретатели затевают новый проект. Отлить пушку, способную отправить снаряд ни более, ни менее, как на Луну.
Почему именно пушка? Тогда казалось, что пределов на рост массы снаряда и дальнобойности у артиллерии нет. О ракетах тогда никто не думал. Правда, до середины 19 века военные проводили опыты с боевыми ракетами, но к середине века в них разочаровались.
Жюль Верн гораздо более точен в своих расчетах, чем Эдгар По. Он, например, приводит скорость снаряда, необходимую, чтобы он долетел до луны, 12 тысяч ярдов в минуту. Это около 11 километров в секунду, недалеко от истинной скорости (11,2 км/сек).
Описание отливки гигантской пушки – настоящий гимн тогдашней промышленности. У читателя не возникает сомнений, что если бы европейская цивилизация захотела бы на самом деле создать что-то подобное, препятствий бы не было.
Силы пороха было явно недостаточно, чтобы достичь заявленной скорости, но тут на выручку Верну приходят достижения химии. В девятнадцатом веке появляются новые взрывчатые вещества. Одно из них, пироксилин(1832) писатель и использует, чтобы зарядить свою сверхпушку. Уже было известно, что это ВВ в несколько раз мощнее старого доброго дымного пороха.
Чтобы снаряд был достаточно легок, герои решают отлить его из алюминия. В переводе в метрическую систему снаряд весил 8 тонн 618 килограмм. Алюминий к 1865 году изрядно подешевел, но оставался все-таки малодоступным для техники. Жюль Верн рассчитывает стоимость металла в 173 тысячи долларов. Для сравнения, дюжина пар джинсов от Levi Strauss стоили $13,50 в1874 г., пара туфель - $0,98 в 1875 г., костюм стоил $10,00 .
Снаряд освещается и отапливается газом. Газом, Жюль! Способ, пожирающий огромное количество кислорода, необходимого самим путешественникам.
Ничего лучше светильного газа, самого эффективного средства освещения середины 19 века, Жюль Верн не придумал. Сколько-нибудь вменяемых источников тока и электроламп в это время еще не было.
Впрочем, в системе жизнеобеспечения снаряда без газа не обойтись, она основана на разложении бертолетовой соли(KClO3), а ее нужно для этого подогревать. Углекислый газ поглощается едким натром (NaOH). Кислород выделяется неким неописанным аппаратом, действующим автоматически.
Главную проблему полета – как путешественникам не быть убитым при выстреле, Жюль Верн преодолевает применением водяного амортизатора. На дно снаряда изобретатели налили воды и положили сверху деревянный пол. Вода при выстреле должна была быть выброшена наружу.
По этому способу смягчения удара в 20-м веке ехидно прошелся знаменитый Яков Перельман. Он написал, что благодаря воде господин Барбикен был бы раздавлен не шестнадцатитонным, а пятнадцатитонным собственным цилиндром. Слабое утешение! Но что делать, любая фантастика грешит большими или меньшими допущениями.
В романах есть несколько примечательных моментов. Пушка была построена во Флориде, где через сто лет будет американский космодром. Экипаж снаряда, как и Аполлона 11, насчитывал три человека. Возвращение на Землю жюльверновских героев, как и Аполлона, заканчивается приводнением. Впрочем, совпадения объяснимы самой логикой полета.
Одновременно с романами Верна была написана повесть американского писателя Эдварда Хейла «Кирпичная луна»(1869). У нас она практически неизвестна и переведена только в 2017 году. А ведь речь в повести идет ни более, ни менее как о…запуске искусственного спутника Земли.
Группа друзей для нужд навигации решила запустить на орбиту шар, сделанный из кирпича. Запуск производится крайне оригинально – раскрученный маховик вышвыривает объект в околоземное пространство. Причем, по случайности, с пассажирами. Те не погибают, а остаются жить на орбите, и даже высаживают на поверхности луны сельхозкультуры.
Хотя произведение польского писателя Ежи Жулавского «На серебряной планете»(1901) создано уже в другую эпоху, концептуально оно еще относится ко временам «С Земли на Луну». Межпланетный снаряд также запущен из пушки, также сделано допущение, что на обратной стороне спутника есть атмосфера, вода и жизнь. Сам полет не описан, действие начинается уже на Луне. Отличает произведения поляка от Жюля Верна то, что описано путешествие по видимой стороне Луны, со всей доступной научной точностью эпохи, а также то, что снаряд героев приводится в действие электричеством. Роман весьма мрачен, даже с элементами хоррора. Писателю очень хорошо удалось передать чувство оторванности человека от родной планеты. В отличие от оптимистических жюльверновских героев, ведущих научно-популярные беседы, путешественники Жулавского вступают в серьезные конфликты.
В девятнадцатом веке, на фоне развития индустриальной цивилизации, науки и техники появляется та фантастика, которую можно уже полноценно называть научной. Космические полеты, конечно еще мало правдоподобны, однако писатели стараются уже делать их хотя бы откровенно не сказочными. Появляются правдоподобные системы жизнеобеспечения в «межпланетных снарядах». Описания космоса и Луны становятся все более близкими к реальности. Любопытно, что, хотя астрономия уже начала изучать и Марс, и Венеру, фантасты не рискуют забираться дальше Луны.

Tertiusfilius ©

Космические полеты в ранней научной фантастике. Ч.2. 19 век⁠⁠
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
DoctorWho88
21.01.2024 - 15:48
6
Статус: Online


Юморист

Регистрация: 20.08.15
Сообщений: 531
Понравилось как Кларк описал корабль с "солнечными парусами" в рассказе "солнечный ветер". Интересная тема, продолжайте.
 
[^]
mnr1
21.01.2024 - 15:52
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.07.13
Сообщений: 5438
с войной миров не сравнится ничто
 
[^]
PITBRIT
21.01.2024 - 15:57
2
Статус: Offline


Old School

Регистрация: 4.11.05
Сообщений: 6979
Цитата (mnr1 @ 21.01.2024 - 15:52)
с войной миров не сравнится ничто

Кроме 20 000 лье под водой, настоящая НФ , а в Войне Миров - прилетели Марсиане ,что бы съесть людей блять пиздец.

Это сообщение отредактировал PITBRIT - 21.01.2024 - 15:59
 
[^]
DoctorWho88
21.01.2024 - 16:28
1
Статус: Online


Юморист

Регистрация: 20.08.15
Сообщений: 531
Цитата (mnr1 @ 21.01.2024 - 15:52)
с войной миров не сравнится ничто

В плане чего, не сравнится? Моя первая книга в жанре фантастика, это был Уэллс. Но, больше всего мне нравится Харлан Эллисон, прям до мурашек доводит, после чтения. Особенно рассказ "Солдат", "разбиться стеклянным гоблином", "у меня нет рта, что бы кричать". А "Парень и его пёс", вообще супер.
 
[^]
Танкред
21.01.2024 - 18:10
1
Статус: Offline


Огненный Змей

Регистрация: 16.01.15
Сообщений: 8845
Tertiusfiliu, спасибо!
Если про кирпичную луну слышал, то о поляке слышу в первый раз.
Надо будет прочитать
 
[^]
Tertiusfiliu
21.01.2024 - 18:54
2
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 29.09.23
Сообщений: 700
Цитата (Танкред @ 21.01.2024 - 23:10)
Tertiusfiliu, спасибо!
Если про кирпичную луну слышал, то о поляке слышу в первый раз.
Надо будет прочитать

"На серебряной планете" интересное произведение, местами жутковатое.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 1551
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх