Итак. Что такое «Такси»? С точки зрения закона РФ – это услуга по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Открываем законодательство РФ, закон от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ (в просторечии «Закон о Такси»).
Данная услуга относится к категории лицензируемых видов деятельности, т.е. в обязательном порядке осуществляется юридическими лицами, либо индивидуальными предпринимателями, при условии получения соответствующей лицензии (не путать с разрешением, о нем чуть дальше).
Первый момент. Физическое лицо осуществлять данную услугу права не имеет.
Второй момент. Юридическое лицо осуществляет оказание услуг с помощью физических лиц, действующих на основе трудового договора, либо договора возмездного оказания услуг. Индивидуальный предприниматель делает то же самое на тех же основаниях, за исключением того, что может оказывать услуги сам, без привлечения сторонних людей.
Что должно сделать юридическое лиц, либо ИП?
1) получить лицензию на право заниматься деятельностью по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (опять же – не путать разрешение!!!), при этом в ОКВЭД должны значиться нужные коды. С этого момента – данное юридическое лицо или ИП становится перевозчиком.
2) получить в собственность легковой автомобиль. Вариантов несколько – в собственность с помощью покупки, в лизинг, взяв в аренду. Последний вариант крайне сомнителен, но возможен, для этого брать машину в аренду ЮРИДИЧЕСКИМ лицом или ИП можно только у собственника (если машина у собственника в лизинге, такую машину передавать перевозчику нельзя, только аренда от прямого собственника).
3) оформить на данный автомобиль разрешение. Да, то самое, которое часто путают с лицензией. Лицензия – это право заниматься деятельностью, разрешение – это право использовать транспортное средство для деятельности.
4) нанять водителя по трудовому договору, либо по договору возмездного оказания услуг
5) заключить договор с медиком и механиком, либо нанять их в штат.
Дальше – веселее.
Как только машина получила разрешение – она включается в реестр легковых такси (общедоступный).
С этого момента, машина должна иметь диагностику на полгода (а не год), и получить страховку «такси». Должна быть нанесена цветографическая схема такси, установлен опознавательный фонарь легкового такси ОРАНЖЕВОГО цвета (69-ФЗ).
Теперь очень интересный момент. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 – фонарь легкового такси имеет функцию не только выделения такси из общего потока транспортных средств, но упраздняет наличие «зеленого огонька». Опознавательный фонарь легкового такси должен быть включен, когда машина свободна, и выключен, если машина занята, либо движется в парк.
С этого момента, машина не имеет права покидать место постоянного хранения до осмотра механиком и проверки водителя медиком.
Пройдя обе проверки, водителю выписывается бланк строгой отчетности – «Путевой лист легкового такси» с внесением в специальный журнал путевых листов. Вот только в этот момент машина имеет право покидать место постоянного хранения.
При этом, напоминаю, путевой лист может быть выписан только на одного из трёх лиц – водителя, у которого есть трудовой договор, у которого есть договор возмездного оказания услуг, водитель – ИП.
Стоимость поездки устанавливается перевозчиком, публикуется на передней панели автомобиля, вместе с фотографией, ФИО водителя, и некоторых других сведений.
По завершении поездки водитель обязан принять деньги, выдать чек.
По завершении смены – инкассировать выручку.
Потом должен на основании договора получить вознаграждение с уплатой налогов.
Это – ЛЕГАЛЬНАЯ схема.
Надо ли говорить, что ее в наших реалиях нет. Абсолютно нет. Я сейчас даже не буду про ответственность юридических лиц (а штрафы там очень серьезные).
Важно понять. В реалиях РФ – эта схема не работает.
Как на самом деле организована работа такси в России?
Вариантов 3:
1-й – безумно редкий, но он есть – реально есть водители на зарплате, либо «белые» ИП – хотя последних я не знаю. Ибо это – бред. В обоих случаях инкассация не делается. А дыры закрываются поступлениями от юрлиц в виде оплаты услуг (работа по безналу).
2-й – машина с «левым» разрешением и «левым» путевым листом. Почему «левыми»? Потому что выше я уже указывал. Разрешение получает машина, принадлежащая другому лицу (неважно, физику или юрику) на основании договора «безвозмездной аренды без экипажа». Эту машину физик или юрик используют для сдачи «в аренду» - это не аренда в полном смысле. Тупо берут с водителя некоторую сумму в сутки за использование данной машины. Путевой лист такому водителю выписывать нельзя, но ГИБДД и Дептрансу/Минтрансу региона на это наплевать. Налоговой – тоже, как ни странно. Есть «внутренние» договоренности (не буду объяснять причины), по которым такие машины не трогают.
В зависимости от региона – это от 50% до 90% машин. Тут моментов еще много. Каждый такой водитель ходит всегда под 2-мя уголовными статьями, 327 и 328 ч.2, но мы это пока пропустим.
3-й – люди без разрешений. В принципе, ничем не отличаются от 2-й категории, только ответственность немного меньше, но с органами бодаться умеют не только лишь все, а те, кто умеют – выбирают более, как ни странно, «законный» третий вариант, хотя, с точки зрения пассажира, всё, что кроме первого варианта – пагубно.
А вот далее ещё интереснее. В сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, т.к. закон не работает, появились так называемые «информационные посредники».
По закону, цену перевозки устанавливает перевозчик. Но вот перевозчик не сможет найти пассажира сам. И вот, он обращается к «информационному посреднику», в просторечии – «агрегатор»
Агрегатор соглашается передать заказ на перевозку (грубо говоря, свести водителя и пассажира), но с одним условием – перевозчик повезет пассажира не по своей цене, а по цене агрегатора. (Если что, это касается не только легкового такси, но и грузового и грузоперевозок в целом).
На самом деле, агрегатор – не посредник, а перекупщик. Допустим, поездка стоит 100 руб., а комиссия агрегатора – 10%. Значит, водитель получает 90 руб. В теории купли-продажи это означает, что агрегатор покупает услугу у водителя за 90 рублей, а перепродает ее пассажиру за 100. Так что, не за 10% он работает, а немного больше. Но это так, лирика.
Не являясь ни одной из сторон перевозки, агрегатор стоит «особняком». Ему, в целом, все равно и на пассажира, и на водителя. Если пассажир не заплатит водителю – ему все равно («решайте проблему сами, как хотите»). Если водитель отматерит пассажира – ему все равно («Мы водителя накажем»).
Конечно, в большей степени агрегатору более важны пассажиры, но и водителей у него тоже не хватает, поэтому «плавает» ценник перевозки (напоминаю, по закону только перевозчик имеет право устанавливать цену, а агретатор, если уж на то пошло, обязан предоставить информацию о перевозчиках и их ценах, как это делает РЖД – в РЖД сам РЖД в лучшем случае предоставляет локомотив и инфраструктуру, а вагоны и обслуживание – перевозчики, например ФПК)
Но это не работает в такси.
Итоговый вывод. Ругаясь на «водителя (имя агрегатора)» - вы ругаетесь только на водителя. Он агрегатору не принадлежит, а в 90% случаев даже легальным перевозчиком не является (а если бы являлся, имел бы полное право взять с вас денег по тарифу перевозчика – ГК РФ). У водителя нет обязанности вас везти, а у вас – платить. Впрочем, последним моментом пассажиры пользуются повсеместно. Поверьте, очень часто. Не буду рассказывать методы, но сплошь и рядом.
Таким образом, конфликт водителей и пассажиров, регулярно выкладываемые в сеть в виде видео – это следствие незаконности самой деятельности, а навести порядок – клиенты заплачут от цен.
Для справки. В СССР стоимость подачи машины по вызову составляло 20 копеек (4 поездки на автобусе), стоимость километра – 20 копеек. Перенесите данную цену на свой регион, вы удивитесь стоимости поездки. Но иначе содержать ЛЕГАЛЬНЫЙ автопарк с водителями по трудовому договору, со всеми ремонтами, амортизациями и т.д. – нереально.
Так что. Либо по закону – либо не удивляйтесь ни быдло-водителям, ни быдло-пассажирам.
Легального такси в России нет. Про многие моменты умолчу – тут впору монографию писать.
Но в целом. Прошу быть терпимее друг к другу. И человечнее. Все мы в этом жернове.
Цель поста – примирить пассажиров и водителей. Обе стороны должны понимать, почему такой ценник. Водитель – не бычить, но разумно объяснять, что он может, а чего нет, пассажир тоже должен понимать, что ему никто и ничем не обязан. И бычить на водителя – пустое занятие.
Согласие – есть продукт непротивления сторон. Обе стороны все устраивает? Едем. Нет? Расстаемся. Будет легальное такси на основании ГК РФ (публичный договор) – будут и права, и обязанности. Пока ездим так.
Это сообщение отредактировал IR145 - 16.10.2019 - 01:11