Корабельных дел мастер

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Jus
9.06.2011 - 08:08
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
113
В наш век быстрых машин, скоростных поездов и трансатлантических авиационных рейсов многие уже забыли, что когда-то путешествия по воде были едва ли не основным, а иногда и вовсе единственным способом добраться до далёких берегов и довезти туда ценные грузы. Человечество и сейчас не отказалось от путешествий по воде, возлагая колоссальные перевозки на огромные сухогрузы и танкеры. И всё же времена, когда на воде господствовали паруса и вёсла прошли безвозвратно.

Но далеко не все готовы так просто распрощаться с историей и забыть героические морские походы наших предков, ценой неимоверных усилий, а, зачастую и собственной жизни, исследовавших мир и совершавших географические открытия. Немногочисленные энтузиасты по всему миру своими силами отстраивают исторические корабли по давно забытым чертежам и отправляются в рискованные экспедиции по стопам великих исследователей прошлого. В России возрождение мореходных традиций началось с живущего в Петрозаводске корабела по призванию – Виктора Дмитриева.

34 фото via Антон Агарков

Корабельных дел мастер
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:08
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
2.В столицу Карелии я приехал в первых числах мая. Пронизывающий ветер с покрытого льдом Онежского озера и холод недавней зимы ещё не сменились здесь весенним теплом, а солнце пряталось за плотными хмурыми тучами. Я вышел из поезда и отправился на берег Онеги в поисках клуба исторического судостроения «Полярный Одиссей».

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:08
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
3.Мои поиски очень скоро увенчались успехом: оказалось, что причалы клуба занимают немалую часть берега озера. За воротами с вывеской «Полярный Одиссей» меня встретил Виктор Дмитриев – крепко сбитый мужчина с изборожденным морщинами лицом и острым цепким взглядом. Именно этот человек начал возвращать из небытия мореходные традиции северян-поморов.

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:08
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
4.История морского клуба уходит корнями в советское прошлое, в 1978 год, будучи ещё старшим научным сотрудником НИИЦМАШа, Виктор приобрел старый бот с двадцатисильным двигателем и назвал его «Полярный Одиссей». На этом корабле капитан, его семья и трое матросов-школьников отправились в свой первый водный поход – из Петрозаводска до Ленинграда по озерам и рекам. В этом путешествии Виктор увидел, как исчезают некогда славные поморские судоходные традиции. Эти печальные картины и подтолкнули его заняться историческим судостроением.

В 1987 году на воду был спущен реконструированный корабль – коч «Помор». Этот первый в Советском Союзе исторический корабль, и стал отправной точкой в истории клуба. «Помор» ходил северными морскими путями, побывал у берегов Скандинавии, дошел до Канады и Аляски. А ведь это было безмоторное судно – только на парусах и вёслах.

«Да и навигационного оборудования у нас тогда не было, с улыбкой вспоминает Виктор, – Ориентировались по компасу и звёздам, как поморы в старину. После такой школы я смог уверенно чувствовать себя в тумане, понимал, где я нахожусь – появилось шестое чувство навигации. Потом, в Средиземном море, меня это выручало. А на Белом море я в густом тумане ощущал, где вокруг меня острова, где можно пройти».

Вскоре на проект обратили внимание власти и пресса: корабелам начали помогать, рассказывать о них в газетах и журналах, в том числе и таких солидных, как «Вокруг света».

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:08
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
5.

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:08
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
6.«Помор» был первым, но за ним последовали и другие корабли – кочи, ладьи и фрегаты. В клуб приходили новые люди, увлеченные морской романтикой. «Сегодня одно из основных направлений нашей работы – развитие отечественной морской культуры и формирование морского сознания, что, кстати, получается. Столица Карелии носит имя создателя флота Российского, и знаменательно, что именно в этом городе продолжаются традиции исторического судостроения. Пётр I создал флот военно-морской, и Россия стала империей. А наша задача, сделать Карелию империей озёрного туризма – создать маломерный флот, структуру проката судов. В Карелии шестьдесят тысяч озёр, и мы пытаемся привлечь внимание людей к богатейшим природным красотам этого края.

Флот на водах Онеги и Ладоги, к сожалению исчезает. Только на Кижи ходит быстроходное судно, а есть и другие острова с очень красивой природой, но для большинства туристов они не доступны. Вот когда появится много мелких судов, которые будут возить желающих, гостей республики и города, когда появится система проката не только таких, но и других небольших судов – минихаусботов, которые мы разработали, плавающих дач – тогда все эти красоты будут доступны людям. В Карелии у туриста два главных врага: комар и клещ. А на воде нет ни того, ни другого».

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:08
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
7.За этими разговорами мы подошли к большому зданию дока. Виктор открыл скрипучую дверь, и мы по усеянному стружками дощатому полу прошли внутрь. Немалую часть дока занимали почти достроенные суда – коч и ладья. Корабел показал на ладью: «Вот эта отправится к батюшке в Тольятти. А этот коч и ещё один – снаружи – строим по заказу Чукотки. Мы сейчас с ними организуем экспедицию – северную кругосветку. Два коча пойдут из Петрозаводска по рекам Сухоне и Двине в Белое море и на Соловки. Потом железной дорогой кочи доставят в Усть-Кут, и по Лене мы спустимся вниз до Тикси, а оттуда – вдоль берега в Анадырь. Пройдём маршрутом Семёна Держнёва».

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:09
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
8.

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:09
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
9.

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:09
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
10

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:09
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
11

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:09
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
12

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:09
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
13.После недавнего сильного шторма док выставили на грунт. «Надо будет его поднять, просушить, почистить. Когда закончим, устроим здесь музей. Старый музей нам подпалили, и мы хотим сделать на базе дока целый выставочный комплекс – поставим экспонаты и будем прямо на глазах у гостей строить корабли. Всё, как обычно, упирается в деньги – зарабатывать их приходится с трудом и медленно, но мы все эти вопросы решим».

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:09
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
14.Мы немного прогулялись по доку, и я с любопытством рассматривал недостроенные корабли: в тесной каюте коча могли разместиться восемь человек, и ещё человека четыре снаружи. От своих поморских прародителей это судно отличалось разве что местом под мотор. На постройку такого судна у опытных корабелов ушло не больше трёх месяцев. Примерно столько же потратили они и на ладью.

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:10
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
15

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:10
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
16.У меня ещё были живы в памяти рассказы реконструкторов об антуражных водных походах на ладьях викингов – без современной техники в одежде того времени. Мне стало любопытно, а насколько близки условия исторического похода моряков из «Полярного Одиссея» к тем, в которых путешествовали поморы.

«Для нас это пройденный этап, сейчас уже нет желания что-то кому-то доказывать, организовывать походы и экспедиции в точности так, как это делали наши предки века назад – с теми же продуктами, в той же одежде и при том же техническом оснащении. Хватит и того, что на историческом судне можно куда-то сходить – вот тут на себе можно проверить вёсла, паруса».

Многие суда из тех, которые делают корабелы «Полярного Одиссея», уже давно никто не строил — секреты их создания, чертежи и конструкции были забыты. За прошедшие годы при клубе было создано собственное конструкторское бюро, и не меньше тридцати исторических судов вернулись из забвения.

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:10
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
17.

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:10
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
18.Когда я рассмотрел и во всех деталях сфотографировал корабли, Виктор закрыл док, и мы пошли дальше. Пока мы шли от одного корабля к другому, взгляд мой постоянно натыкался на непривычные сухопутному человеку вещи: куски корабельной обшивки, баллоны тримарана и старые якоря с массивными цепями. На озере я заметил установленный на постамент небольшой коч. Оказалось, что это и есть легендарный «Помор», отправленный на заслуженный отдых и установленный на почетный пьедестал.

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:10
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
19.Вскоре мы подошли к крытому плёнкой эленгу, внутри которого стоял выкрашенный белой краской корабль с простыми рубленными обводами. «Кроме исторического флота мы занимаемся и современным судостроением, научными исследованиями, – начал объяснять Виктор, – Вот наша новая разработка – прототип дрейфующей станции. Сейчас в Арктике становится всё сложнее найти подходящую льдину, чтобы поставить на ней исследовательскую станцию. Американцы пошли по другому пути: делают исследовательские платформы на базе ледоколов. Но ледокол, всё-таки, очень большое судно.

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:10
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
20.То, что ты видишь перед собой – небольшое судно на основе маломагнитных материалов – дерева и композитов, немагнитных металлов. Это будет минихаусбот – плавающая избушка. Её заказал у нас один пенсионер-европеец – хочет жить на воде, путешествовать по странам Европы. Но именно на этом боте мы отрабатываем технологии, которые потом будем использовать в плавучих станциях: лёгкие материалы, упрощённые обводы корпуса, подъемный двигатель».

Погода тем временем начала портиться: ветер, дующий с озера, усилился, а из седых плотных туч пошел снег. Мы пошли дальше по причалу мимо больших и маленьких кораблей самых причудливых конструкций – плавающие дачи и отели, маленькие лёгкие судёнышки с парусами необычной формы, которые имею тягу не только по горизонту, но и вверх. По дороге Виктор рассказал, что кроме судостроения – исторического и современного – они занимаются ремонтом и утилизацией отслуживших свой век кораблей, а летом причал клуба превращается в яхтенную стоянку. «Кстати, у нас в стране почти никто не знает, что такое яхтинг. Все уверены, что это что-то безумно дорогое, из мира богатых людей. А вот и нет: слово «яхтинг» пришло из голландского языка и означает «судно для отдыха на воде». Это может быть и огромная яхта олигарха, и совсем маленькая деревянная скорлупка».

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:11
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
21.

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:11
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
22.

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:11
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
23.Мы подошли к небольшому зданию музея и зашли внутрь. В начале Виктор провёл меня в просторную мастерскую, в центре которой стоял новенький свежевыкрашенный ботик: «Вот здесь у нас любой желающий может попробовать себя в роли корабела. Конструкция у такой лодки несложная, материалы тоже самые простые – фанера и брусья».

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:11
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
24.

Корабельных дел мастер
 
[^]
Jus
9.06.2011 - 08:11
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373064
25.Основная экспозиция разместилась в большом зале кают-компании: на столе лежал недошитый парус от бригантины, со столбов свисал такелаж, а на стенах я увидел стенды, каждый из которых был посвящен отдельному походу: по северным поморским маршрутам, по Средиземному морю, на остров Шпицберген, в Канаду и на Аляску.

Корабельных дел мастер
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 17869
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх