148
Решил написать пост по поводу внедорожников, в связи с тем, что часто на ЯПе появляются споры, или высказывания, что, дескать, вот этот классный, а этот нет.
Т.К. я любитель покататься по буеракам, болотам и прочим пересечённым местностям, то я и имею внедорожник и строил внедорожник, в общем, имею опыт и некие знания, которые доведу до будущих покорителей бездорожья. Не знаю, может быть, кому интересно будет. Многое из разряда «спасибо КЭП», но тем не менее.
1. Что такое внедорожник? Это автомобиль повышенной проходимости, имеющий привод на обе ОСИ! Не колеса! По большому счёту, любой автомобиль, имеющий такой привод, является автомобилем повышенной проходимости.
2. Какие качества важны для внедорожника? Это клиренс, геометрическая проходимость, сцепные свойства резины, наличие блокировок, мощность мотора и баланс передаточных чисел в трансмиссии и вес, надёжность.
А. Клиренс. Тут вроде понятно, чем выше, тем лучше. Клиренса можно добиться тремя путями. Увеличением диаметра колёс, если влезают. Изменением подвески, например "выкручиванием торсионов" или другими пружинами, или проставками и т.д. И радикальный метод это поднять кузов над рамой, если есть рама. Как правило, для серьёзного бездорожья, делают всё вместе. Только не нужно забывать, что чем выше машина, тем она более склонна к опрокидыванию и менее комфортна при движении по дорогам общего пользования. Соответственно все ищут некий компромисс. Либо возят внедорожник до «покатушек» на прицепе.
Б. Геометрическая проходимость очень важный параметр. Он во многом зависит от клиренса, но ещё от длины автомобиля. Чем длиннее авто, тем хуже у него геометрическая проходимость. И опять начинается компромисс. Или мы лучше едем по бездорожью или имеем более вместительный автомобиль. Так же, длина влияет и на управление. Чем короче авто, тем хуже он управляется на скорости. Так же важен параметр, называемый «свес». Это расстояние от переднего колеса до начала автомобиля. Или от заднего колеса до конца автомобиля. Соответственно «свеса» два. Чем короче расстояние, тем меньше шансов упереться бампером в неровности планеты земля.
В. Резина бывает разная, для разных условий. Если автомобиль ездит по грязи, ему нужна мягкая резина с грунтозацепами, в народе называемая «мудами» или более серьёзными «симексами» Это глубокий и грубый протектор с огромными ламелями. Такая конфигурация резины, позволяет цепляться за мягкий грунт и не забиваться грязью. Так называемая «самоочиска» препятствует «замыливанию» колеса. Грязь вылетает из ламелей резины под действием центробежной силы. Для каменистой местности используется похожая резина, только более жёсткая и с более прочной боковиной, что бы не порвать резину о камни. Для зимы используется зимняя резина со схожими параметрами обычной дорожной резины, которая установлена на ваших автомобилях. Потому как грязевая резина при отрицательных температурах дубеет и по своим характеристикам на скользком и твёрдом покрытии, напоминает лысую летнюю резину. Опять тут везде компромисс. Чем больше резина «заточена» на бездорожье, тем больше она шумит на асфальте и быстрее изнашивается.
Г. Блокировки. Как много в этом слове! Могу писать бесконечность. Нюансов миллион!
И так. Как мы помним, привод у автомобиля на две оси. И между осями и на осях есть дифференциал. И если все дифференциалы разблокированы, то при пробуксовке крутиться будет всего одно колесо, что и возвращает нас к обычному легковому автомобилю. Какие только ухищрения не придумывают производители, что бы заставить крутиться все колёса. Справедливости ради, скажу, что сейчас маркетинговых ухищрений намного больше, чем технических.
И так. Очень кратко. Если мы блокируем межосевой дифференциал, то начинают крутиться два колеса, переднее и заднее. Если блокируем ещё и задний, то начинает крутиться три колеса! Одно переднее и два задних. Если блокируем и передний, то начинают крутиться все колёса. Тут не сложно сделать вывод, чем больше колёс крутит мотор, тем лучше внедорожник. Но не забывать, что при блокировке всех трёх дифференциалов, крутить рулём можно только градусов на пять и двигаться только по скользкому покрытию.
Ну и всё же один нюанс я не обойду. В дурных руках блокировки не помогают, а усугубляют. Происходит это очень просто. Забуксовавший внедорожник копает себе яму двумя колёсами. Одним передним и одним задним. Радостный владелец всё включает и автомобиль копает ещё две ямы и садится на брюхо. Итого имеем четыре ямы под колёсами и лежащий на брюхе автомобиль. Этакий бегемот весом в 2,5 тонны на лежбище.
Д. Мощность мотора. Как много в этом слове. Но чем больше мотор, тем он тяжелее, и тем сильнее тонет автомобиль. Скорее важен баланс, что бы при тяжёлых условиях мотор мог провернуть все колёса, даже увязшие в болоте, здесь большую роль играет момент и передаточные числа в трансмиссии. И опять компромиссы. Чем лучше на бездорожье, тем хуже на трассе. В угоду «тяговитости» теряем в скорости. Это можно компенсировать мощным мотором, но опять вспоминаем про вес и «прожорливось». Тут преимущество имеет дизель. Он не так сильно греется в тяжёлых условиях, не так сильно боится воды и имеет больший момент при меньшем весе. Хотя не тяжёлые внедорожники вполне ездят и на бензиновых двигателях.
Теперь о трансмиссии МКПП или АКПП. У многих есть стереотип, что АКПП не подходит для тяжёлого бездорожья. Придётся его разрушить. У АКПП есть очень сильное преимущество, перед МКПП. В ней нет жёсткой связи между колесами и мотором, что очень бережёт полуоси и редукторы. Плюс она более мягко переключается, что часто бывает критично на скользких подъёмах. Так называемые «котлеты» (самоделки для соревнований, имеющие фантастическую проходимость) зачастую делают с АКПП. Но опять нюансы. АКПП менее надёжна, более тяжёлая и может перегреться. С этим борются как могут. И кто что выбирает. Вопрос религии, короче говоря. Но факт остаётся фактом и МКПП и АКПП имеют право жить на внедорожнике.
Ну, про вес тут понятно. Чем легче автомобиль, тем лучше.
Е. Надёжность. Ну, тут можно однозначно сказать, чем надёжнее, тем лучше и никаких компромиссов нет. Обидно поломаться посередине болота или пустыни. Иногда это может стоить жизни.
Теперь немного субъективного.
К сожалению, хороший внедорожник стоит очень дорого. Ему нужен крепкий кузов, хороший мотор, хорошая резина и сложная трансмиссия.
Не так много автомобилей соответствует этим качествам. Пробегусь по некоторым распространенным моделям, что бы вы имели общее представление о них. Пикапы рассматривать не буду.
1. Начну с легендарного Мерседеса Гелентваген. Что сказать. Он штатно имеет все блокировки, высокую надёжность и всё необходимое для того, что бы быть хорошим внедорожником. Возможно лучшим, наряду, с Дефендером. Но цена на эти машины отбивает всё желание их покупать, а уж тем более засовывать их в болото. Возможно мы слишком бедные для этого.
2. Легендарный Лендкрузер от Тойоты. Это возможно лучший выбор по цене качеству. Он сочетает в себе отличные качества внедорожника и прекрасно ездит по асфальту. Имеет межосевую и заднюю блокировку, плюю с электронику имитирующую переднюю блокировку. Хорошие ходы подвесок и великолепную надёжность. Но стоит он не дёшево.
3. Внедорожник от Митцубиси. Это Паджеро. В дизельных вариантах они очень хороши. Паджеро имеет так же две блокировки и электронную имитацию передней. Они достаточно надёжны и неприхотливы. Хорошо едут по бездорожью. Но значительно менее комфортны, чем Лендкрузеры от Тойоты, но и дешевле в два раза, что немаловажно. Мой выбор пал именно на Паджеро.
4. Американские джипы. Рассматривать не буду. Они экзотичны. Их мало и там много нюансов, отдельную статью писать нужно. Хотя есть поклонники. Скажу только, что при прочих равных они чуть ли не вдвое дороже.
5. Туарэг от Фолькцваген. Это отдельная история. Он так мимикрирует под кроссовер, да так, что многие и не догадываются о его возможностях. Пневмоподвеска его поднимает выше уровня Лендкрузера от Тойоты. При этом он имеет хорошую конфигурацию полного привода. Как минимум он едет на равных с лучшими представителями покорителей бездорожья. Очень комфортная машина. Но технически сложная. И надёжность его распространяется тысяч до 250000 пробега. А дальше как повезёт. Речь естественно про дизель 3.0 на пневмоподвеске. Остальные конфигурации с нюансами.
6. Патрол от Ниссан. Схож с Паджеро от Митцубиси, но покрепче и значительно тяжелее и дороже. Он больше для каменистой местности подходит, нежели чем для средней полосы. Хорошая надёжная машина.
7. УАЗ. Как много в этом слове. К сожалению это не лучший внедорожник. Увы. Он не надёжный, не комфортный и с посредственными характеристиками. Имеет только межосевую блокировку. Из плюсов, он дёшев, ремонтопригоден и имеет хорошую геометрическую проходимость. А уж о том, как в нем трясёт, можно складывать легенды. Но он доступен, а это важно.
8. Нива. Это самый дешёвый внедорожник. Основной минус, в том, что очень слабый мотор. Приходится на серьёзном бездорожье ехать методом «газу до отказу». Плюс он имеет слабый кузов, и низкую надёжность. Но он дёшев, и доступен практически всем. Я считаю, что это очень нужный автомобиль. И в умелых руках он на многое способен. Но говорить о том, что Нива это великолепный джип, не приходится.
Обращаю внимание, что я рассматривал ШТАТНЫЕ комплектации без доработок. Конечно и УАЗы и Нивы тюнингуют. И остальные тоже. И это уже совсем другие автомобили. Зачастую УАЗЫ приближаются по стоимости к Гелентвагену. И тут нужно рассматривать индивидуально каждую машину. Единственное в чём они уступают импортным аналогам, при любом раскладе, так это в комфорте. В остальном, некоторые автомобили имеют отменные характеристики. Но, как правило, уже с импортными агрегатами на борту.
И помните, главное не машина, а водитель))
Удачи на дорогах)
Это сообщение отредактировал BegemotTM - 3.04.2015 - 15:24