107
Феликс Дзержинский – русский революционер польского происхождения, выдающийся государственный деятель СССР, стоял во главе нескольких наркоматов, инициатор создания ВЧК.
Во главе партии большевиков стояли разные люди. Некоторые имели блестящие ораторские способности, другие были идеальными организаторами, третьих характеризовала невероятная звериная жестокость. Феликса Дзержинского нельзя отнести к какой-то одной из этих категорий. Он стал самым неоднозначным и противоречивым политиком. С одной стороны он обладал живым умом, определенной романтичностью и здравостью рассуждений, с другой был непримиримым и бескомпромиссным, жестким реалистом, отправившим на казнь множество своих соотечественников. Его за глаза называли Железным Феликсом.
Феликс Эдмундович Дзержинский родился 30 августа 1877 года в семье мелких дворян в родовом имении Дзержиново Виленской губернии (сейчас — территория Минской области в Белоруссии).
Впрочем, особенной роскоши дворянский статус семье не обеспечивал — отец будущего революционера Эдмунд Дзержинский работал преподавателем в гимназии (в прошлом мужчина преподавал в Таганроге и был учителем математики у Антона Чехова ).
При крещении мальчик получил двойное латинско-польское имя — Феликс Шченсны, — обе части которого означают «счастливый». Дело в том, что, будучи на позднем сроке беременности, его мать упала в погреб, что спровоцировало преждевременные роды — но несмотря на это, ребенок появился на свет совершенно здоровым.
В детстве Дзержинский очень сильно увлекался религией, он даже собирался поступать в римско-католическую семинарию — и хотя в итоге пошел учиться в светскую гимназию, лучшие оценки там имел по предмету «Закон Божий».
Тот факт, что именно в гимназии 18-летний юноша увлекся революционными идеями, которые в итоге привели его во главу отрицающего религию большевистского движения, может показаться странным. Однако сам Дзержинский отмечал, что именно христианское учение в итоге привело его к мыслям о необходимости революции:
«Страдание может стать источником веры в жизнь — само укажет выход и смысл всего. И в душу может возвратиться спокойствие — не то спокойствие кладбища, спокойствие трупа, но спокойствие боли и радости жизни. Это спокойствие, которому учил Христос, исполнилось. Боль, несущая освобождение, освобождение его братьев и сестер.
Боль его, когда прощал, говоря: не знают, что делают. Ибо знал, верил, что узнают. И сегодня из этой общей муки скорее, чем раньше, может прийти это сказочное королевство, королевство любви и справедливости общей».
Трансформацию человека, которого стремление к «королевству любви и справедливости общей» в итоге сделало одним из главных революционных гонителей церкви, отмечал и философ Николай Бердяев. В 1922 году, перед высылкой, он побывал на допросе у Дзержинского и рассказал о своих впечатлениях:
«Думаю, что он не был плохим человеком, и даже по природе не был человеком жестоким. Это был фанатик. Производил впечатление человека одержимого. В нем было что-то жуткое. В прошлом он хотел стать католическим монахом и свою фанатическую веру перенес на коммунизм».
Мрачный ореол вокруг своей фигуры Дзержинский заработал, став первым, кто возглавил карательную систему советского государства.
6 декабря 1917 года Совет народных комиссаров (правительство в России после революции) поручил ему «составить особую комиссию для выяснения возможностей борьбы с забастовкой путем самых энергичных революционных мер». Уже на следующий день Дзержинский сделал доклад «Об организации и составе комиссии по борьбе с саботажем».
После этого с одобрения СНК была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), Дзержинский был назначен ее председателем и оставался им с небольшим перерывом до февраля 1922 года.
Возглавив ВЧК, Дзержинский стал основоположником и главным оперативным руководителем «красного террора». Интересно, что это понятие пришло не из народной молвы, а возникло совершенно официально.
«О красном терроре» — так называется постановление СНК от 5 сентября 1918 года. В документе прямо указано:
«Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад Председателя ВЧК, находит:
что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью;
что для усиления деятельности ВЧК и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей;
что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях;
что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам;
что необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры».
Вполне понятный посыл документа, тем не менее, оценивается историками по-разному. Существуют две главные позиции:
1. Документ лишь официально оформил жестокую политику советского государства, проводившуюся с самой революции. Иной политики такое государство проводить не могло, так как изначально было нацелено на уничтожение «враждебных классов» общества: дворян, духовенства, кулаков, предпринимателей и т.д.
2. Документ запустил красный террор как вынужденную меру, ставшую ответом на атаку белого движения (применявшего, соответственно, белый террор) и вторжение иностранных сил (практически в те же годы в России шла Гражданская война).
Как бы то ни было, сам ход тех событий представляет собой масштабный разгул насилия и репрессий. И Дзержинский самым ярким образом обозначал роль ВЧК в происходившем.
Около двух месяцев даже издавался «Еженедельник ВЧК», сообщавший о достижениях на ниве красного террора, включая отправки в концентрационные лагеря, расстрелы и прочую ликвидацию «врагов революции».
Так, например, по сводкам одного из номеров, в городе Вятка (теперь — Киров) Уральская ЧК произвела в течение одной недели казнь 23 «бывших жандармов», 154 «контрреволюционеров», 8 «монархистов», 28 «членов партии кадетов», 186 «офицеров» и 10 «меньшевиков и правых эсеров». ЧК Иваново-Вознесенска (теперь — Иваново) сообщила о 181 заложниках, уничтожении 25 «контрреволюционеров» и основании «концентрационного лагеря на 1000 мест»
Возвращаясь к гонениям на церковь — Дзержинский явно заявлял о своей роли и здесь. В 1921 году он писал:
«Церковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать ее в обновленной форме. Поэтому церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-либо другой. Официальные или полуофициальные сношения партии с попами недопустимы.
Наша ставка на коммунизм, а не религию. Ликвидировать может только ВЧК».
Поначалу деятельность Дзержинского даже подвергалась критике внутри самой партии. В частности, 25 октября ряд видных членов партии осудил «полновластие организации, ставящей себя не только выше Советов, но и выше самой партии».
Нарком внутренних дел Петровский вместе с членами Центрального комитета Бухариным и Ольминским требовал принять меры по ограничению «произвола организации, напичканной преступниками, садистами и разложившимися элементами люмпен-пролетариата». Каменев, назначенный председателем комиссии политического контроля, предложил упразднить ВЧК.
Все эти разговоры разом прекратил Владимир Ленин. Глава советского государства заявил о решительной защите ВЧК, «подвергшейся, за некоторые свои действия, несправедливым обвинениям со стороны ограниченной интеллигенции, … неспособной взглянуть на вопрос террора в более широкой перспективе».
Тем не менее, выпуск «Еженедельника ВЧК» все же был прекращен. Сама политика красного террора общепринято считается завершенной в 1922 году.
Общее число жертв тех репрессий оценивается от 1,2 до 2 миллионов человек. Доктор исторических наук Сергей Волков указывает, что порой называются и еще большие цифры, но в таких случаях к жертвам относят смерти от голода и болезней оставшихся без средств к существованию членов семей расстрелянных и т.п.
Число казненных по приговорам ВЧК разными историками оценивается от 50 до 140 тысяч человек.