Здесь надо пояснить, что следует разделять:
1) легендарных протоевреев от Авраама, вышедшего приблизительно в XVIII в. до н. э. из Шумера (по Гумилёву они были шумеры (предположительно));
2) древних, ветхозаветных евреев от Моисея (этнос, приблизительно с XIV в. до н. э. – до I в. н. э., который со временем начал разделятся в диаспоре);
3) современных, талмудических евреев с I в. н. э. (суперэтнос – ашкеназы, сефарды, фалаши и др.).
Пассионарность у этих последних евреев до сего дня достаточно высокая. Почему так случилось?
Гумилёв даёт следующее объяснение. Древнееврейский этнос, будучи уже старым, нединамичным, получил новый мощный заряд пассионарности в результате толчка I века н. э. (см. в книге Л. Н. Гумилёва «Струна истории» и др.).
В Палестине опять все забурлило. Во II веке н. э. римляне после упорной войны выгнали этот небольшой, но энергичный народ со своей земли, и евреи вынуждены были расселиться среди других этносов.
Но поскольку на чужбине земель им не давали, евреям пришлось осваивать не естественные ландшафты (сельскохозяйственные), а антропогенные, т. е. города и центры караванных путей.
Свою энергию они направили в ремесло, торговлю, ростовщичество.
Тем более, что подобный опыт их предки приобрели еще в древности, в период вавилонского пленения и последующих миграций-расселений по всей ойкумене. (В нач. II в. евреев диаспоры было гораздо больше, чем палестинских.)
Таким образом, евреи как бы законсервировали свою высокую пассионарность и сохраняли её почти не растрачивая, как все остальные народы – на внешние войны, охрану границ, внутренние междоусобицы и т. п.
Так из этноса, живущего в природном ландшафте, евреи превратились в «блуждающий суперэтнос» с жесткой внутренней структурой, которая обычно присуща общественному слою.
Они разделились на европейских, азиатских, африканских и образовали диаспору, рассеянную по всему Земному шару.
При этом евреи соблюдали принцип этнической замкнутости, с чужими не смешивались. А если и вступали в браки, то, как правило, с представителями местной пассионарной аристократии. То есть зачерпывали энергию извне, поддерживая, таким образом, высокий уровень пассионарного напряжения в своем суперэтносе.
Так было, например, в Испании в XIV-XVвеках, когда красивые еврейские женщины из богатых семей выходили замуж за испанских грандов, нуждавшихся в деньгах. И по еврейскому закону дети их считались евреями, потому, что родство передавалось по матери, а не по отцу. (Правда, при этом ментальность матери преобладала в потомстве не всегда, что, по накоплению, сказывалось на преемственности этнической традиции (термин Гумилёва).
После гонений испанской инквизиции в конце XV в. часть евреев переселилась в Северную Европу, где в то время «пассионарность была большая, и при таком брачном праве, которое у них было, всегда можно было получить пассионарных самцов. И они (евреи) существуют до сих пор», – говорил Гумилёв.
Перейдем к хасидам. По мнению Гумилёва долгожительству евреев способствовал пассионарный толчок XIIIвека, прошедший через территории современной Белоруссии и Украины, которые затем вошли в состав Польши (см. «Оси пассионарных толчков»).
В результате этого толчка появился последний, третий по счету еврейский этнос – хасиды, который громко заявил о себе в середине XVIIIвека, находясь на максимуме своей пассионарности. (Возможно, что предыдущие толчки – VI века, арабо-мусульманский (1-й) и VIII века, европейский – задели других евреев.)
Гумилёв не писал о хасидах в своих книгах, но говорил о них в одном из последних интервью. По его словам у представителей этого небольшого этноса сложился «совершенно особый еврейский склад этнического мироощущения».
То есть – отличный от традиционного еврейского, к XIX веку уже слабо религиозного, рационалистичного и сильно «капитализированного».
Эта несхожесть ментальности и стереотипа поведения (по Гумилёву, основного признака, по которому члены одного этноса отличают себя от других) привело к конфликтам внутри восточно-европейского еврейства, которые позже были урегулированы.