180
Мемуары Программиста: Про Латвию и не только (Часть 1)
Часть 1
Введение 0.1
Сложно говорить про страну. Страна большая, а ты маленький.
Или наоборот, страна микроскопическая, а ты из другого, огромного места.
Или вот так: страна сегодня одна, а завтра другая. А ты живешь и не меняешься так быстро как меняется страна.
Еще сложно говорить про страну, потому, что ты видишь реальность через свою призму. И отношение к реальности оно всегда меняется в независимости от твоей воли.
А говорить про Латвию в русскоязычном пространстве чревато срачем. Почему так? Я думаю это пост-травматический синдром связанный с крахом СССР. Надо признаться, что нашему поколению (тем кому сейчас от 40 до 60) очень так нехило досталось по всем статьям: и финансово и психологически.
Введение 0.2
Сначала я кратко расскажу о себе, чтобы читатель мог составить представление о моей позиции.
Мне 50 лет. Я всю жизнь в информационных технологиях: программист, управляющий проектами и тому подобное. Родился в Риге, учился в 90х в Израиле, 10 лет работал в Канаде, а последние 17 лет живу в Латвии.
По политическим взглядам я классически “либертарий”. Для меня свобода важнее стабильности и даже денег. Чем меньше в моей жизни государства, тем лучше. Все что мне надо от государства это защита моей собственности и посягательств по беспределу на мою жизнь. Ну еще чтобы государство силовым методом обеспечивало выполнение контрактов между гражданами. За это я готов платить небольшие налоги.
Мне не надо ни бесплатного образования для моих детей, ни бесплатной медицины, ни пособий всяких. Мне не нравится, когда люди с монополией на насилие будут меня лечить и учить.
Прости читатель меня за лицемерие. Да, я лицемер как и большинство людей. Бесплатная медицина мне не нужна, так как (тьфу тьфу) со здоровьем у меня все хорошо. А почему? Потому, что с детства занимался спортом в бесплатных государственных секциях. А если заболевал, то врач на дом приходил всегда.
Зарабатывал я всю жизнь неплохо. Потому что бесплатно учился в универах на самые востребованные специальности.
Взял я все что можно было от государства, а теперь смотрите все: “я либертарий!” (слово то какое)
Да, я такой. Я одиночка. Инфузория. Для меня главное мой кайф и мой комфорт. Я ни разу в жизни не голосовал и пока не собираюсь. Не играю я в эти игры. Государство да, что то может дать от щедрот, но если взбесится и решить забрать, то костей не соберешь. И тому множество исторических примеров.
Пусть лучше государство будет слабым. А я сильным.
Когда Трампа забанили в соц. сетях я порадовался от души. Пиздато, когда частная фирма может послать на хуй государство, да и не просто в тихую, а так на весь мир фигу показать.
Ну что про Латвию? Поехали!
Глава 1. 1984 год.
Я хоть и в Риге родился, до 15 лет на Камчатке жил. А в Ригу гостить приезжал с родителями.
И вот в один из приездов (мне тогда было 13 лет) пошел я за школу покурить. А за школой хулиганы старшеклассники. Ну я новенький, скромно курю себе. Неподалеку мальчик проходил со странной прической и странно одетый: широкие брюки из полублестящей ткани, а прическа ежик стоячий, виски выбриты, а на затылке длинный хвост. Никто из моих знакомых так не одевался.
Страшеклассники загоготали: “Смотрите! Ганс идет! Давайте пизды дадим!”. Они побежали за ним и побили. Орали: “на тебе Ганс!”. Я кончено охуел от увиденного и поскорее ушел. (Примечание: ‘гансами’ русские латышей называли).
Да, на Камчатке тоже и конечно было хулиганство и драки. Но либо с целью грабежа или дуэльные поединки. Но вот так, чтобы просто за национальность побить, такого быть не могло, так как на Камчатке все приезжие. Национальность упоминать вообще табу было.
Я думаю, что тот всплеск национализма в 90х годах в Латвии это бумеранг вернулся за того мальчика. Я как отец представляю: приходит сын, лицо в синяках. Спрашиваю: “что случилось? А он мне: “Да, я папа, просто мимо русской школы проходил”. Я бы очень злой бы был на русские школы в последствии.
Глава 2. 1985-1989. Поздний СССР
Есть совкофилы и есть совкофобы. Мне хоть и претит социализм в любой его ипостаси, эмоционально я больше за софкофилов. Любовь продуктивней ненависти.
Вот вспоминает человек, как ему хорошо жилось в советской молодости. Как “джынсы’ по блату доставал, как песенки пел у костра с гитарой. Ну, что я могу сказать: позитивный чел. Жизнь любит и любил.
Или наоборот: Ни может человек ни одного хорошего слова про страну в которой родился сказать. Брызжет ядовитой слюной: “ненавижу совок!”. Чувак, 30 лет как нет уже СССРа. Умер он. Зачем ты мертвую лошадь пинаешь? Успокойся уже. У тебя расстройство психическое. Не порань себя и других.
Когда я в тырнетах читаю страшилки про жизнь в СССРах, я понимаю, что я скорее всего в другой стране жил.
Знал я 4 города советских:
Петропавловск-Камчатский, Ригу, Ленинград и Москву.
С 15 лет в Риге жил. А в Ленинград и Москву мы школьниками и студентами на выходных ездили. Билеты в плацкарте стоили если память не изменяет 5 рублей туда и обратно. В пятницу после уроков садишься в поезд, утром в столице, днем бухаешь гуляешь, спишь ночь в общаге у товарищей, а в воскресение вечером домой. В понедельник в 7 утра уже на станции. Как раз к началу уроков.
По выходным вагоны были забиты пьяными детьми, что в одну сторону, что в другую.
Момент такой произошел однажды. Ехал я с латышскими ребятами из Ленинграда домой. Играли в карты, смеялись всю дорогу. Ощущения, что мы разные, не было совсем. Все мы по русски говорили. И даже они между собой в моем присутствии. Утро раннее. Поезд пересекает границу Латвии. И они все так дружно хором на латышском: “Ура! Ура! Мы на родине!”
Я тогда странно себя почувствовал. Так как я тогда родину не разделял на границы республик. А мои товарищи оказывается разделяли. Мне некомфортно стало тогда, но не надолго.
Рига, Моска, Ленинград были чем то похожи. Цивильно все было. Чисто более менее. Кафешки, пароходики речные, лунапарки.
Но если в Москве и Питере все больше гламур; то есть места развлечений менее доступные для простых были, то в Риге система городских развлечений больше на простой народ ориентирована была.
Мы и школьниками и студентами ходили в боулинг, на картингах катались, можно было дом с баней и бассейном снять для отдыха.
Кафешки прикольные были (чисто для горожан). Вот заходишь в здание, на крыше здания горгойлы. Подъезд. Внутри дверь без вывески. Дверь открываешь, а там кафе, музыка живая. Только местные знают.
Еда всегда была прикольная: пиццы, горячие бутерброды, пирожные.
Конечно с западными развлекухами того же времени не сравнить, но для подростка совсем не плохо было.
Глава 3. Политические эпизоды.
Первый курс. Сентябрь. Нас студентов прикладной математики послали картошку собирать. И это нас, тех кто прошел конкурс 25 человек на место, нас студентов специальности где минимальная стипендия была 70 рублей, нас в обязательном порядке увезли в колхоз и принудили убирать картофан.
Тогда “Огонек” вовсю бушевал и перестройка. Мое бунтарское начало и юношеский гонор возобладали над инстинктом самосохранения и я прямо и честно сказал нашему куратору: доценту 40 лет, с редким именем Алойс Алойсович (латыш, имя настоящее, мир должен знать своих героев), что я протестую против этого маразма. Что глупость это такого умника как я заставлять картошку собирать. Картошки я собирал мало, ну так за день пару картофелин чисто для куража. А над преподом подшучивал.
Так он когда нормальная учеба началась, накатал на меня донос декану, что я к народному добру халатно относился и что такой подлец, как я не достоит чести быть советским инженером. Это его буквальные слова были. Мне декан вслух донос зачитал.
Меня чуть с универа не выгнали. Я унижался на коленях, с трудом, но простили.
Мне сейчас 50 лет и я лекции студентам читаю в том же самом универе. И дочке моей 17 лет как и мне тогда было. Я вот представить не в силах ситуации, где бы я не смог справиться и поставить на место подростка. Они же хоть и колючие, но наивные как ботва :). А чтобы жалобу политическую накатать, это вообще за пределами моей морали и этики.
Ну да ладно.
Еще эпизод был в универе. Я когда поосвоился, стал другим менее радивым студентам за деньги с учебой помогать. Когда об этом узнала одна из наших училок (русская) она мне истерику закатила, что я мол крохобор и мироед. Что мне надо в америку уезжать. Там мне место, среди таких же живоглотов как и я. Я помню, что она реально в бешенстве была. Я еще думал: “Ну а че я такого сделал то плохого?”
И вот опять, с позиции моего возраста: как можно на юного человека орать, за то, что он деньги зарабатывает, обучая товарищей математическому анализу? Может я ей конкуренцию устроил?
Потом я в Израиле оказался. А родной рижской альма матер 3 курса всего закончил.
Мне друзья пишут из Риги..
Товарищи мои мне коллективные письма писали поначалу пока интернет в Ригу не провели). Эх. Пару листов, и все разными почерками и чернилами. Я порой напивался и плакал над этими письменами.
“Серега, а знаешь, Алойс Алойсович теперь главный активист по дерусификации Латвии. Он у нас сейчас теорию параллельных процессов преподает. Пол лекции про политику говорит: что мол кончилась советская оккупация. Что теперь заживем как люди. А вы русские: племя оккупантов. Интегрируйтесь поскорее в наше общество или не поздоровится.
“Серый, по слухам, та дура, что на тебя орала за подпольные уроки математики, в Германию уехала и там на статус беженца подала. “
“Вот такие у нас новости, Серег!”
Я читал это и думал про своих учителей: “Ах вы блядские колобки! Лгуны бесстыдные!”
И вот прошло лет так 20 с тех трудных пор. И гуляя праздно по Риге, я лицом к лицу столкнулся с Алойсом. Я его сразу узнал: как же такого забыть!
“Здравствуйте, говорю я ему, если помните меня. Я студент Ваш. По Вашей милости меня чуть не исключили. Вы донесли на меня, что из меня советского инженера на получится. А через год, Вы в латышские националисты подались и все советское ругали. Вам не стыдно было?”
И ребята, он на меня посмотрел пару секунд и выдает: “А, да. Я Вас помню Сергей. Жаль, что Вы так и не поумнели. Тогда была одна система, потом она поменялась. И я поменялся соответственно. А Вы как были глупцом, так и остались. А сейчас простите, я тороплюсь.”
Я охуел, за неимением лучшего слова. Вот оно как оказывается то! Вот как все просто. Нет в них ни морали, ни приверженности. Они инфузории, такие же как и я.
Только я одиночная инфузория, а они стадные. Меня система гнетет, а им только в ней и комфортно. А так, если смотреть под микроскопом то, что он, что я, инфузории да и только.
Глава 4. Израиль.
А в Израиле в 90х было нормально: тепло и сытно. Только подмышки и пах сильно потели и чесались.
Я учился на журналиста на английском языке. Иврит (это язык местный) не учил. Так умел пиво, колбасу заказать себе. Понимал в общих чертах, что люди вокруг говорят, а вот так, чтобы диалог поддерживать небрежно говоря о проблемах французской мысли 19 века, то не очень у меня было с местным языком.
И вот мне как то замечание сделали ветераны эмигранты 70х годов, что мол жить в стране и плохо на языке говорить аморально. Такого я еще на том момент не слышал. Аморально, бля?
Я им честно говорю, что из того, что я ивритом не занимаюсь я вреда не приношу никому кроме себя. Я курю, это тоже аморально что ли по вашему?
И не поверите, они мне: “Да курить тоже аморально. У нас в стране медицина бесплатная, а ты куришь, гробишь здоровье свое, а нам налогоплательщикам за тебя потом платить”
Я сгладить попытался: Не переживайте сильно, люди добрые, я скоро уеду от вас отсюда.
Так они на меня наехали как на врага народа. Практически теми же словами и эмоциями меня облили как и мои учителя в СССРе покойном.
Вот что за злобные пиздюки?
Че бля неймется им всем? Не могут просто жить без загонов национально политических? И еще сука лезут со своими суждениями, от которых отрекутся только ногой на них топни.
И кому они на бошку свой понос выливают? Студенту юному! Мне сейчас 50 лет, я и представить не могу, что я бы студента какого стал бы стыдить за его политические убеждения. На вид ему что то ставить. Да упаси меня Аллах вместе с Буддой.
Кто я такой студента стыдить за то, что он тикток снимает? Или бранить его, за то, что хочет в другой стране жить?
Короче, в Израиле я тогда мечтал и видел как уеду подальше от этих очередных агрессивных активистов.
Вот просто хотелось поселиться в стране, где можно заниматься любимой работой, копить добро, отдыхать без политической херни и без глобальной национальной идеи.
Забегая вперед, я этих людей понял потом. Кажется до меня дошло как они устроены. Они без системы и идеологии не могут жить. Если я есть ярко выраженный индивидуалист, то они коллективисты.
Присутствует в обществе доминирующая идеология, они искренне в нее верят, а если завтра идеология поменяется то и они вместе с ней. Ну вот такое у них строение личности.
Чаще всего они идут в политики и учителя, так как власти хочется, а сами себе свою систему не могут создать.
Глава 5. Канада.
Ну и сбылось. Уехал я в Канаду.
И честно скажу: Наконец то зажил как человек и вздохнул полной грудью. Свобода! Живи, работай, себе помогай и другим не мешай. Никакого мозгоебства.
Я очень был и до сих пор благодарен тому месту, что приняли меня. Что не лезли с нравоучениями.
Проникся я их философией:
Живи сам и дай другим жить.
Mind your own business - Нe лезь в чужие дела.
Мoney talks, bullshit walks - Деньги говорят, а дерьмо гуляет.
Права была коммунистическая училка та, что в Германию беженкой подалась: Прижился я в америках.
Новости иногда приходили с родных мест. В основном невеселые. В Латвии говорят разгул национализма, русскоязычных притесняют. А в России бандитский разгул.
Страсти мордасти одним словом.
10 лет я прожил в Канаде, но последние годы скучать начал.
Знаете, Канада это рай для человека который хочет просто жить и добро наживать. Все оптимизировано, все организовано, все безопасно, везде правила. Соц. защита. Полиция неподкупа. Соседи бдительны. На улице ни бычка ни задоринки. Живи и радуйся.
А мне скучно стало, когда поокреп.
В 2003 году приехал Латвию на свадьбу друга и зашло мне очень.
В 2004 переехал в родной город на пожить годик другой, отдохнуть и здоровье подлечить :). А вот скоро 18 лет будет, а я все еще тут и никуда не собираюсь пока.
Конец первой части.