Усилитель Бриг-001 - история создания

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Glenni
15.10.2021 - 19:11
Статус: Offline


Путник

Регистрация: 23.07.16
Сообщений: 1910
114
«Бриг» «капитана» Лихницкого — это не пиратский корабль и не исследовательское судно. Это первый советский Hi-Fi-усилитель, заслуженно ставший легендой техники, разработка которого вывела советскую аудиоаппаратуру на новый уровень.

Хайфайщик советского разлива

Следует пояснить, что Hi-Fi — это сокращение слов High Fidelity (что можно перевести как высокая точность воспроизведения звука) — уровень воспроизведения аудиозаписи, который позволяет слышать музыку во всём своём богатстве и красоте, то есть с минимумом искажений, что совершенно невозможно для рядовой звуковоспроизводящей техники. Подобная Hi-Fi-аппаратура создавалась в послевоенное время в Западной Европе и Японии для меломанов, готовых потратить на неё большие деньги (аппаратура подобного класса в принципе дорогая — сегодня при всем прогрессе техники цена на такие аудиосистемы начинается от 1000 долларов).

В СССР подобных систем не было и, в общем-то, быть не могло. На Западе подобные устройства производились в расчёте на богатых любителей музыки (ну или на богатых любителей престижа — многие толстосумы покупали такие аудиосистемы, чтобы продемонстрировать свой статус). В Стране Советов соответствующая целевая аудитория просто отсутствовала.
Не менее важным фактором являлось то, что передовые технические разработки в большинстве случаев относились к военно-промышленному комплексу или к аэрокосмической отрасли. Это было применимо и к электронике (которая вообще не была сильной стороной СССР) — элементы для бытовой электроники, в частности для аудио, делались в СССР из рук вон плохо.

Поэтому в то время производство в СССР хорошей звуковоспроизводящей аппаратуры считалось не только не нужным, но и просто невозможным, так как качественные элементы электроники, существующие в СССР, использовались только для оборонки и были недоступны для гражданской продукции.
Из-за отсутствия мотивации у советской власти производство аппаратуры высокой точности воспроизведения в СССР так никогда бы и не появилось. Однако усилиями энтузиастов ситуацию удалось (неожиданно для всех) изменить. Решающую роль при этом сыграл Анатолий Лихницкий, который в 1970 году начал работу по созданию идеального усилителя (ключевого элемента аудиосистемы), соответствующего лучшим образцам зарубежного Hi-Fi.

«В гараже и на коленке»

Анатолий Маркович Лихницкий родился в 1936 году в Ленинграде. С детских лет у Лихницкого было два увлечения — классическая музыка (которая постоянно звучала в доме) и радиолюбительство. Последнее увлечение определило его дальнейшую судьбу. Он окончил факультет биомедицинской кибернетики в Северо-Западном политехническом институте, а затем около десяти лет работал в лаборатории по изучению слуха в Институте физиологии им. Павлова АН СССР под руководством члена-корреспондента АН СССР Г.В. Гершуни.

Вот тогда-то Лихницкий и начал работу над проектом, который принесёт ему (в кругах радиолюбителей) громкую, практически всемирную славу. По воспоминаниям самого изобретателя, дело обстояло так: «Началось с того, что я и мой знакомый механик Б. Страхов захотели создать (конечно, для себя) сверхсистему для воспроизведения стереофонических грампластинок. Мы договорились сделать два её образца на пределе наших возможностей, не ограничивая их стоимость и габариты. В мою задачу входило спроектировать систему, сделать чертежи, смонтировать и настроить изготовленные образцы. Страхов брался всё достать, а отдельные детали и узлы изготовить на производстве».

Этот, казалось бы, авантюрный и обречённый на неудачу проект был, как ни странно, довольно быстро осуществлён благодаря таланту Лихницкого и Страхова, их энтузиазму, а также большому «количеству спирта и водки, самой надёжной валюты того времени» (на эти драгоценные жидкости умельцы выменяли дефицитные элементы, недоступные в открытой продаже).
В итоге были созданы две акустические системы — «выше человеческого роста, объёмом 400 литров каждая, со скошенными стенками, — задемпфированные изнутри тремя слоями рубероида; проигрыватель, смонтированный на стальной плите толщиной 15 мм; диск из латуни массой около 10 кг и тонарм из буковых реек, похожий на фюзеляж довоенного самолёта». Эта самодельная аудиосистема имела неслыханную для советской техники чистоту звучания.

По оценке самого Лихницкого, наиболее удавшейся частью стереосистемы оказался усилитель на транзисторах с фантастическими (для того времени) параметрами; достижимая мощность 50 Вт/канал, нелинейные искажения не более 0,1%, полоса частот от 5 до 50000 Гц.
Успех с усилителем объяснялся применением изобретённых Лихницким в 1967 году «троек» — особой схемы выходного каскада, которая впоследствии была использована в усилителе «Бриг». Можно сказать, что конструктор сумел взаимокомпенсировать недостатки одних элементов за счёт недостатков других! Это позволило создать высококлассное устройство на несовершенных элементах.

Изготовление музыкального центра в буквальном смысле слова происходило в гараже и на коленке. Как вспоминал Лихницкий: «Никогда не забуду, как мы обклеивали их изнутри рубероидом — с использованием расплавленного битума на лужайке перед гаражом и затем перевозили к месту назначения. Вообразите себе ящик, напоминающий гроб, только гораздо большего размера, водруженный на крышу крохотного «Запорожца», который медленно (чтобы не сломать рессоры) плывёт по улицам города со стороны крематория. Прохожие все как один столбенели и оставались так, пока мы не исчезали из поля зрения».
Окружающие воспринимали Лихницкого и Страхова как чудаков — ещё бы, проделать такой титанический труд ради создания каких-то музыкальных колонок! И это вместо того, чтобы заниматься карьерой, защищать диссертацию и т.п. Однако их усилия, как оказалось, не пропали даром.

От «Брига» до «Корвета»

Созданные уникальные колонки, или «гробы» (так их называли друзья Лихницкого), привлекли внимание многих любителей музыки.
Среди знакомых, которые восхищались стереосистемой и часто приходили к изобретателю послушать музыку, были Алла Каляева и её муж, известный теоретик джаза Ефим Барбан. У Каляевой интерес к «гробам» возник на почве увлечения музыкой. Она же познакомила с Лихницким другого меломана — начальника 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридова. А ведь именно по инициативе Свиридова на объединении «Океанприбор» было открыто направление по разработке и производству звуковоспроизводящей аппаратуры вместо кухонной посуды. Свиридов сам испытывал интерес к звукотехнике ещё в молодости: он и отец Анатолия Лихницкого (бывают же такие переплетения судеб!) вместе делали — ради собственного удовольствия — высококачественные радиолы.

Поэтому когда Свиридов предложил имевшей уже степень кандидата наук Каляевой стать на «Морфизприборе» (Научно-исследовательский институт в составе объединения «Океанприбор») руководителем отдела, занимавшегося звукотехникой, то и Свиридов, и Каляева немедленно вспомнили о Лихницком. Как позже рассказывал сам Анатолий, предложение поступило в очень подходящий момент: «в то время судьба меня не баловала. Я инженерил в одном из медицинских институтов, поэтому с предложением заняться любимым делом немедленно согласился — и стал первым сотрудником, принятым в 1973 году во вновь организованный отдел. Помню, как в процессе обсуждения тематики отдела мне задали вопрос: «Какое изделие можно быстро разработать и освоить в производстве?». Я самоуверенно ответил: «Мой усилитель».

Лихницкий получил для своей работы самое элементарное оборудование, и первый экспериментальный макет усилителя «Бриг» был готов уже через три месяца. Его основой стал самодельный усилитель, использованный в «гробах», хотя отдельные узлы его были переработаны. Так, германиевые транзисторы были заменены на кремниевые, благо их производство советская промышленность как раз освоила.
С некоторыми сложностями (он же был беспартийный!) Лихницкого назначили начальником сектора разработок, главным конструктором усилителя «Бриг» (а также руководителем темы по исследованию и разработке электропроигрывателя и головки звукоснимателя «Корвет»).

Экспериментальный усилитель стремительно превращался в готовое изделие. В 1974 году уже появились опытные образцы усилителя «Бриг» с лицевой панелью и ручками. По инициативе Свиридова работа усилителя была продемонстрирована в кабинете министра судостроительной промышленности Бутомы. «Министр часа два крутил ручки «Брига», радуясь как ребёнок, разглядывал наши макеты, задавал наивные вопросы и внимательно выслушивал объяснения, а потом позвонил председателю Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС Л. Горшкову и попросил его заехать: мол, есть что посмотреть. Бутоме было хорошо известно, что Горшков — страстный хайфайщик и уже много лет добивается. … разработки отечественного Hi-Fi».

В результате у Горшкова было получено разрешение использовать в «Бриге» электроэлементы, предназначенные только для военной техники, а приятным бонусом оказалась огромная по тем временам денежная премия из фонда министра.
Теперь уже не составляло труда начать массовое производство усилителя. Правда, на этапе производства первых серийных «Бригов» также не обошлось без проблем. Выпуск усилителя должен был происходить на заводе «Водтрансприбор», но местный пролетариат не слишком хотел менять престижную спецтехнику (за которую платили большие премии) на бесперспективный (как казалось рабочим) в плане зарплаты «Бриг». В результате первые выпущенные усилители начали гореть при настройке. Бриг хотели снять с производства как «образец, не пригодный для серийного выпуска». Однако саботаж был раскрыт, и после принятых дисциплинарных мер усилители гореть перестали. Как только «Бриг» поступил в продажу, начался невиданный ажиотаж. Достать усилитель можно было только благодаря удивительно хорошему блату или на чёрном рынке, с солидной доплатой.

На Лейпцигской ярмарке усилитель получил золотую медаль. «Бриг» начали активно экспортировать в далёкое зарубежье — его охотно покупали в Великобритании, Франции и Австралии.
Ведь серийный «Бриг» обладал характеристиками, которые во многом превосходили намного более дорогие западные аналоги. Лихницкий в те же годы возглавил разработку проигрывателя «Корвет-003», головки звукоснимателя «Корвет-008» (неудивительно, что уЛихницкого появилось прозвище Капитан). Затем он был приглашён на работу в знаменитый ВНИИРПА им. А. С. Попова начальником сектора «Усилителей низкой частоты и электрофонов».

Он опубликовал множество научных статей, а также стал автором 15 изобретений в области звуковоспроизведения. Им были написаны книги «Импульсный шум и его влияние на организм человека» («Медицина», 1975 год) и «Качество звучания. Новый подход к тестированию аудиоаппаратуры» (ПиК, СПб., 1998 год), получившие известность не только у нас, но и за рубежом.
Скончался прославленный изобретатель в 2013 году.

Журнал: Историческая правда №3, март 2020 года

Усилитель Бриг-001 - история создания
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Strannix79
15.10.2021 - 19:27
21
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 10.12.17
Сообщений: 458
На фото вторым ярусом стоит эквалайзер Прибой Э014С, отличная надёжная техника из той же конторы, установил такой между микшером и усилителем когда в кабаке работал музыкантом - Прибой не уступал по качеству импортным многополосникам, разве что имел по десять полос на канал, а не 16-20.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
BETEP
15.10.2021 - 19:36
10
Статус: Offline


Скромный гений

Регистрация: 13.02.10
Сообщений: 811
Цитата (Strannix79 @ 15.10.2021 - 19:27)
На фото вторым ярусом стоит эквалайзер Прибой Э014С, отличная надёжная техника из той же конторы, установил такой между микшером и усилителем когда в кабаке работал музыкантом - Прибой не уступал по качеству импортным многополосникам, разве что имел по десять полос на канал, а не 16-20.

я его тоже узнал, дома такой стоял. А вот усилок у меня был Кумир 001. И колонки S-90. Конец 80-х. В магазах голь или по талонам, отцу зарплату еще платили, вот он и покупал технику мне.

Это сообщение отредактировал BETEP - 15.10.2021 - 19:39

Усилитель Бриг-001 - история создания
 
[^]
Бокин
15.10.2021 - 19:37
16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 4082
За время выпуска этого усилителя он претерпел 4 ревизии.

Бывал у меня (в ремонте), как правило - выходные транзисторы (КТ-808) или предвыходные (КТ-807).
В 870-е главной проблемой ремонта были 26
- Найти эти самые транзисторы
- выбрать из них пару.

Ближе к 90-м, когда уже занял некоторое положение по службе, злоупотребляя этим самым положением получил доступ в кладовые радио-ТЭЧ батальона связи, вот тогда менял транзисторы выходного и предвыходного каскада на КТ-817 и КТ-819.
Также ремонтировал и Барк-001, а потом схемотехника УМЗЧ шагнула далеко вперёд.
 
[^]
Strangerr
15.10.2021 - 19:43
7
Статус: Offline


Tanstaafl

Регистрация: 26.09.13
Сообщений: 2553
Бокин
2Т-808А всё же были существенно лучше КТ-819-х.
 
[^]
Andrey1967
15.10.2021 - 19:46
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 4.05.11
Сообщений: 3047
Цитата
Успех с усилителем объяснялся применением изобретённых Лихницким в 1967 году «троек» — особой схемы выходного каскада, которая впоследствии была использована в усилителе «Бриг».

Как позже отмечал Лихницкий, решение выходного каскада было близко к схеме Питера Волкера, использованной в „Quad 303”.
Это с хабра
 
[^]
Бокин
15.10.2021 - 19:52
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 4082
Цитата (Strangerr @ 15.10.2021 - 19:43)
Бокин
2Т-808А всё же были существенно лучше КТ-819-х.

С 19 намного надёжнее, а чем лучше 808?
 
[^]
Dryg
15.10.2021 - 19:52
1
Статус: Online


Балагур

Регистрация: 6.04.10
Сообщений: 879
У меня Амфитон был. Казалось, круче не бывает. Конец 80-х.
 
[^]
Strangerr
15.10.2021 - 19:56
2
Статус: Offline


Tanstaafl

Регистрация: 26.09.13
Сообщений: 2553
Цитата (Бокин @ 15.10.2021 - 19:52)
Цитата (Strangerr @ 15.10.2021 - 19:43)
Бокин
2Т-808А всё же были существенно лучше КТ-819-х.

С 19 намного надёжнее, а чем лучше 808?

Могу ошибаться, 30+ лет прошло, у 808-х АЧХ и тот самый h21э были линейнее. Хотя - да, 819гм были мощнее.
Уходя совсем в сторону - были мощники на КП904-х. А в начале 90-х появилась реализация квада на 825/827-х. Но это уже совсем другая история.

Это сообщение отредактировал Strangerr - 15.10.2021 - 19:59
 
[^]
alanco
15.10.2021 - 19:59
-2
Статус: Offline




Регистрация: 6.09.14
Сообщений: 856
Цитата
Усилитель Бриг-001 - история создания

Лихницкий написал об этом так:

«Началось с того, что я и мой знакомый механик Б. Страхов, захотели создать (конечно, для себя) сверхсистему для воспроизведения стереофонических грампластинок. Мы договорились сделать два ее образца на пределе наших возможностей, не ограничивая их стоимость и габариты. В мою задачу входило спроектировать систему, сделать чертежи, смонтировать и настроить изготовленные образцы. Страхов брался все достать, а отдельные детали и узлы изготовить на производстве.»

Дело пошло, и инженер медицинской техники Анатолий Лихницкий с механиком Страховым создали систему с характеристиками, недосягаемыми для советских серийных образцов. Усилитель этой системы позже превратят в серийный «Бриг».

«Наиболее удавшейся частью стереосистемы оказался усилитель на транзисторах с фантастическими по тем временам параметрами: мощность 50 Вт/канал, нелинейные искажения 0,1%, полоса частот 5-50 000 Гц, но что удивительно – этот усилитель совсем неплохо звучал.»

Именно схемотехника этого усилителя, созданная с использованием симметричного квазикомплементарного выходного каскада и стала основой будущего «Брига». По мнению Лихницкого, его детище «переиграло» и его собственные ламповые разработки на 6С4С и один из легендарных ламповых усилителей «Dynaco».

В начале 70-х годов все доступные советским гражданам усилители, такие как „Электроника Б1-01”, (а также их собратья, встроенные в корпуса проигрывателей грампластинок и катушечных магнитофонов), не просто уступали западным аналогам, но были хуже буквально по всем объективным и субъективным параметрам. Не удивительно, что идея появления качественной аудиоаппаратуры к 1975-му была осознана и правящим меньшинством.

Руководители отраслевых ведомств СССР понимали, что низкий уровень качества товаров народного потребления чреват получением чувствительного пинка от политбюро за отставание от запада — это в полной мере касалось и аудиотехники. Помимо объективной необходимости присутствовала провоцирующая инициатива снизу. В основном за советский HI-FI ратовали инженеры-энтузиасты, более других понимавшие, что возможности технологической и производственной базы позволяют его выпускать.

Ключевое решение о создании «Брига» принимал начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов. Именно этот человек, бывший сотрудник ленинградского радио, известный тем, что во время блокады Ленинграда вел репортажи из горящего танка, курировал объединение „Океанприбор”. Помимо прочего Свиридов был страстным аудиофилом меломаном и посещал тусовки, на которых имел возможность оценить качество крутой западной аппаратуры. Осознав необходимость аналогов буржуйских диковин в стране советов, чиновник создал направление по разработке и производству высококачественной аппаратуры.

Дело осложнялось тем, что в 1971-м Ленинградский обком партии решил: «инженерный приборостроительный комплекс „Океанприбор”, в свободное от оборонки время, будет создавать посуду для советских домохозяек». К счастью, позже в 1973-м, под давлением Свиридова, обком изменил решение на: «догнать и перегнать запад, пустив серию крутой советский УМЗЧ».

Партия сказала, что усилитель нужно сделать к 1975-му году. Разработку поручили отделу товаров народного потребления (читаем между буквами «HI-FI аппаратуры»), структурно входившему в подразделение „Океанприбора” с не мене морским названием НИИ „Морфизприбор”. Руководителем отдела была кандидат наук Алла Каляева. По слухах, именно эта влиятельная женщина, известная в кругу питерских филофонистов, «пробила» у начальника (Свиридова) создание HI-FI направления.

Свиридов и Каляева, знавшие Лихницкого по меломанским пьянкам закрытым встречам для узкого круга с прослушиванием аппаратуры, пригласили талантливого инженера поучаствовать в проекте.

«Прослушивание авангардного джаза и „Страстей” Баха, а также интересные встречи и большое количество алкоголя составляли основное содержание наших тусовок тех времен. Алла была душой и организатором таких тусовок.»

Лихницкий же, работавший в сфере неинтересной для него медтехники, с радостью согласился. Как только разгорелась дискуссия о том, что можно быстро спроектировать и пустить в серию, Анатолий Лихницкий сказал, что лучшим вариантом является его усилитель обр. 1970-го. Предложение было принято, через 3 месяца увидел свет первый прототип, а через 2 года мучений появился «Бриг».

Сквозь тернии к звуку

В процессе разработки группа инженеров, и в первую очередь Лихницкий и Каляева, столкнулись с рядом серьёзных технических, производственных и, как часто бывало в советском союзе, организационных проблем.

На этапе разработки основной проблемой были транзисторы. У усилителя Лихницкого они были германиевые, применение которых не предполагалось в новом продукте. Переход на кремний предполагал изменение схемы выходного каскада. Проблема была решена путём переработки первоначального квазикомплементарного варианта.

Он послужил основой для создания усилителя напряжения, который был включен в схему серийную «Брига». Переработка дала возможность применить в оконечнике низковольтные кремниевые транзисторы КТ 808А. Как позже отмечал Лихницкий, решение выходного каскада было близко к схеме Питера Волкера, использованной в „Quad 303”.

Одним из интересных инженерных решений, которое было заимствовано для других советских HI-FI усилителей, стали дискретные переключатели тембра на 24 положения. Конструкция была попросту скопирована с немецких образцов, которые автор «Брига» обнаружил у себя дома. К слову, Анатолий Лихницкий был большим знатоком немецкого аудио 30-х – 40-х годов.

На начальном этапе разработки не удалось избежать и организационных сложностей. По утверждениям Лихницкого, именно он был неформальным лидером группы, разрабатывавшей «Бриг». Однако, его положение в структуре отдела казалось ему шатким.

Отдел состоял из 3-х секторов:

• Сектор разработок;
• Конструкторский сектор;
• Группа дизайнеров.

Каляева – руководитель темы, Лихницкий – руководитель основных направлений исследований.

Позже, волей случая, Анатолий займет место начальника сектора разработок (что для беспартийного Лихницкого – внушительный карьерный рост), обязанности которого он частично выполнял до этого. Получив легитимную власть в секторе, инженер структурирует вверенное ему подразделение и создаёт несколько групп. Особое место занимала «группа ресурсов». Лучше всего об этом в своих воспоминаниях написал сам Лихницкий:

«Эта вывеска всегда привлекала внимание инспектировавших нас чиновников, и мне приходилось откровенно объяснять, что руководитель этой группы, вооруженный коньяком и шоколадными конфетами, может достать любые комплектующие и остродефицитные ма­териалы, … в течение недели, а не через год, как это делается официальным путем...»

На этапе производства первых серийных «Бригов» также не обошлось без проблем. Массовый выпуск усилителя должен был происходить на заводе „Водтрансприбор”. Сборщики, настройщики и прочий квалифицированный пролетариат завода не слишком хотели менять хлебную престижную спецтехнику на бесперспективный в плане зарплаты «Бриг». Первые серийно выпущенные усилители начали гореть при настройке. Лихницкого и Каляеву попытались обвинить в создании «образца не пригодного для серийного выпуска», а над головами разработчиков, по выражению Лихницкого, «Сгустились тучи». Позже хитро спланированный саботаж был раскрыт и усилители гореть перестали.

Презентация первых бригов состоялась ещё до официального релиза и даже до появления серийных усилителей. В 1974-м были готовы опытные образцы. После надлежащего тестирования Свиридов, Каляева и Лихницкий решились продемонстрировать надежду советских меломанов, министру судостроительной промышленности Бутоме.

Впечатлённый новорожденным советским хайфаем, Министр пригласил на презентацию главного партийного аудиофила, заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС Леонида Горшкова. Реакция Горшкова была восторженной. Единственный вопрос, который задал чиновник был о том, какие транзисторы используются в усилителе. Результатом презентации стала возможность использования для серийных образцов «Брига» танталовых конденсаторов и других дефицитных элементов, которые до этого применялись только в оборонпроме, а также внушительная денежная премия для разработчиков. Известно также, что после «шоу» в кабинете Ботумы, Горшков устроил разнос подконтрольному ВНИИРПА (руководителей которого безуспешно стремился заставить заняться хайфаем), где в результате последовавших за разносом разборок умер от инфаркта начальник лаборатории усилителей.

После того, как многострадальный серийный «Бриг» поступил в продажу, начался невиданный ажиотаж. Достать усилитель можно было только благодаря удивительно хорошему блату и с доплатой в размере не менее 25 советских рублей (четверть месячной зарплаты инженера).

На Лейпцигской ярмарке усилитель получил золотую медаль. К 1977-му году «Бриг» активно экспортировался в Великобританию, Францию и Австралию. Специалисты британской компании «Afif Ltd.», экспортировавшей «Бриг», признали, что усилитель полностью соответствовал стандарту HI-FI и всем требованиям западного рыка.

Серийный «Бриг» обладал характеристиками, которые во многом превосходили более дорогостоящие и, что главное, «не доставаемые» в СССР западные компоненты:

• выходная номинальная мощность: 2 × 50 Вт (при нагрузке 4 Ом);
• номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ± 0,7 дБ: 20…25 000 Гц;
• коэффициент гармоник в диапазоне частот 40…16 000 Гц: 0,1 %;
• коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15 %;
• переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ;
• отношение сигнал/взвешенный шум относительно номинальной выходной мощности для линейного входа: 86 дБ;
• потребляемая мощность: 150 Вт;
• габаритные размеры: 452 × 372 × 118 мм;
• масса: 15 кг;
• цена в розницу в СССР: 625 рублей;
• цена в розницу в Великобритании: £ 300 фунтов в 1976 году (сейчас £1500).

Итог

«Бриг» стал, если не первым, то одним из первых HI-FI устройств в СССР, во многом задав высокую планку и предопределив разработку других усилителей высокой верности воспроизведения. Опыт его разработчиков пригодился многим, кто создавал HI-FI технику в последующие годы. Схемотехнические и конструкторские решения, созданные для «Бриг», предопределили развитие таких усилителей как: «Амфитон 002», «Одиссей 010» и «Пульсар».

«Бриг» стал одним из лучших устройств своего времени по соотношению цена/качество (характеристики), его возможности до сих пор превосходят многие современные образцы. Выпуск усилителя продолжался до 1989-го года. Анатолий Маркович Лихницкий умер в 2013-м году.
via

Усилитель Бриг-001 - история создания
 
[^]
Бокин
15.10.2021 - 19:59
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 4082
Цитата (Strangerr @ 15.10.2021 - 19:56)
Цитата (Бокин @ 15.10.2021 - 19:52)
Цитата (Strangerr @ 15.10.2021 - 19:43)
Бокин
2Т-808А всё же были существенно лучше КТ-819-х.

С 19 намного надёжнее, а чем лучше 808?

Могу ошибаться, 30+ лет прошло, у 808-х АЧХ и тот самый h21э были линейнее. Хотя - да, 819гм были мощнее.
Уходя совсем в сторону - были мощники на КП904-х.

Схемы на 904 встречал, но в руки не попадали, как-то на парах 818-819 делал, благо доступ был, к тому-же - "ВП". А уж 803 сколько было... до сих пор в гараже лежат.
 
[^]
Виконт
15.10.2021 - 20:01
1
Статус: Offline


Ищем пуговицу

Регистрация: 27.03.12
Сообщений: 16514
Цитата (Glenni @ 15.10.2021 - 19:11)
Свиридов сам испытывал интерес к звукотехнике ещё в молодости: он и отец Анатолия Лихницкого (бывают же такие переплетения судеб!) вместе делали — ради собственного удовольствия — высококачественные радиолы.

Лихницкого и бриг и яйцо уже тут много раз обсосали, а вот если бы тс про них раскопал)))
 
[^]
Виконт
15.10.2021 - 20:04
4
Статус: Offline


Ищем пуговицу

Регистрация: 27.03.12
Сообщений: 16514
и если бы остальным конструкторам был доступ к такой элементарной базе, и особенно качеству элементов, хз, сколь интересных образцов мы бы увидели, а так , совок есть совок, все по знакомству, все по блату(((
 
[^]
Strangerr
15.10.2021 - 20:11
2
Статус: Offline


Tanstaafl

Регистрация: 26.09.13
Сообщений: 2553
Бокин
Цитата
Схемы на 904 встречал, но в руки не попадали, как-то на парах 818-819 делал, благо доступ был, к тому-же - "ВП".

Ну 814/815 или 816/817 + 818/819 (ТО-220 или ТО-3) - это классика была для второй половины 80-х ) Начиная с того же параллельного уся. О ВВ там говорить не приходилось, но мощь он выдавал справно на 4-х транзисторах и 574-м ОУ. Суховский, насколько я помню, тоже на наборе 2..3-х пар 818/819 был сделан.

Это сообщение отредактировал Strangerr - 15.10.2021 - 20:13
 
[^]
bambrs
15.10.2021 - 20:23
8
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 21.11.15
Сообщений: 252
Пускал слюни в свое время на подобную технику. Когда уже работал,заимел себе колонки, вертушку,магнитофон. А вот усилок не успел взять. Так все в коробках и стоит. Дисков хрен купить было,потом кассеты закончились. А сейчас какая-то китайская бормоталка радио транслирует.
Бля, а иногда хочется вывернуть всё до упора и вдарить музоном! Чтоб соседи охренели sm_biggrin.gif


Это сообщение отредактировал bambrs - 15.10.2021 - 20:32
 
[^]
23q
15.10.2021 - 20:27
2
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 7.05.12
Сообщений: 779
Одиссей 010

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
zoom70
15.10.2021 - 22:23
6
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 6570
Зуевский, агеевский, шушуринский звучали как минимум не хуже. Собирал солнцевский, но сгорел очень быстро да и особого впечатления не произвел. 825/827 дури много толку мало.
 
[^]
carbazol
15.10.2021 - 23:10
7
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 302
Ремонтировал такой когда-то. Внутри 80% пространства занимают здоровенный трансформатор и два конденсатора по 50 000 мКФ. Все платы в испуге жмутся к внешним стенкам.
 
[^]
Бокин
15.10.2021 - 23:23
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 4082
Цитата (zoom70 @ 15.10.2021 - 22:23)
Зуевский, агеевский, шушуринский звучали как минимум не хуже. Собирал солнцевский, но сгорел очень быстро да и особого впечатления не произвел. 825/827 дури много толку мало.

Прошёл такой-же путь + "УМЗЧ высокой верности" Сухова, сделал свою печатку для него, но где-то накосячил, в возбуждение улетал - только в путь, с моментальным вылетанием выходных, при том, что ошибок в печатках не было, видимо неудачная разводка.
Остановился на Брагине (оба варианта), не самый лучший выбор по характеристикам, но повторяемость 100%.
Насчёт 825/827 абсолютно согласен.
 
[^]
valern
15.10.2021 - 23:31
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.10.15
Сообщений: 129
Что 825/827, что Сухов 819/818 ставили в том числе из-за Fгр в 3-4 Мгц.
Как вспомню по одному ТС-180 на канал, так вздрогну smile.gif
 
[^]
roki212
15.10.2021 - 23:35
3
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 20.07.18
Сообщений: 616
Цитата (bambrs @ 15.10.2021 - 20:23)
Пускал слюни в свое время на подобную технику. Когда уже работал,заимел себе колонки, вертушку,магнитофон. А вот усилок не успел взять. Так все в коробках и стоит. Дисков хрен купить было,потом кассеты закончились. А сейчас какая-то китайская бормоталка радио транслирует.
Бля, а иногда хочется вывернуть всё до упора и вдарить музоном! Чтоб соседи охренели sm_biggrin.gif

Чтоб соседи охренели??? gigi.gif давеча не то что нонеча, сейчас соседи от кошачьего топота хренеют а включишь музыку совсем посадют lol.gif
 
[^]
Polument
15.10.2021 - 23:41
5
Статус: Offline


Мизантроп-профессионал

Регистрация: 5.07.15
Сообщений: 4976
Цитата
В результате у Горшкова было получено разрешение использовать в «Бриге» электроэлементы, предназначенные только для военной техники

ВОООТ! А на уровне бытового ремонта в советской "Телерадиобыттехнике" (служба быта) транзисторы выходного каскада - это то, что военприемка забраковала из-за несоответствия параметрам(819 и 818 на свалке металлургического комбината можно было брать ведрами). И выставить ток покоя выходного каскада после замены выходных (бракованными) транзисторами - это был тот еще квест. И как результат - аппарат возвращался в мастерскую после длительной работы на большой громкости из-за "сдохших выходняков". Замкнутый круг. От гениальной идеи остался пшик.

Это сообщение отредактировал Polument - 15.10.2021 - 23:45
 
[^]
sergeich171
16.10.2021 - 06:02
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.04.15
Сообщений: 192
Делал УМЗЧ высокой верности Сухова, вариант 200 Вт, на КТ818/819 - по 2 впараллель на выходе. С трансформатором 350 Вт и суммарной ёмкостью конденсаторов фильтра 88000 мкФ. Великолепное звучание. До сих пор вспоминаю. Лежит, ждёт корпуса... Естественно, лучше играл, чем Одиссей, Бриг (и), Эстония 010 и пр. Правда, колонки были прибалтийские активные АС - без их усилителей, конечно, только акустика. Но заметил: в звук бОльший вклад вносит усилитель, чем АС, ну, конечно, при дОлжном качестве АС. Подключал к Marantz-PM-50 центральные колонки от музыкального центра PHILIPS FW38 - то же офигенное звучание. Усилитель, всё-таки, важнее, чем АС. Причём провода к АС были обычный кабель ШВВП 2х0,75...

Это сообщение отредактировал sergeich171 - 16.10.2021 - 06:06
 
[^]
zoom70
16.10.2021 - 06:06
0
Статус: Offline


Забанен

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 6570
Цитата (Бокин @ 16.10.2021 - 00:23)
Цитата (zoom70 @ 15.10.2021 - 22:23)
Зуевский, агеевский, шушуринский звучали как минимум не хуже. Собирал солнцевский, но сгорел очень быстро да и особого впечатления не произвел. 825/827 дури много толку мало.

Прошёл такой-же путь + "УМЗЧ высокой верности" Сухова, сделал свою печатку для него, но где-то накосячил, в возбуждение улетал - только в путь, с моментальным вылетанием выходных, при том, что ошибок в печатках не было, видимо неудачная разводка.
Остановился на Брагине (оба варианта), не самый лучший выбор по характеристикам, но повторяемость 100%.
Насчёт 825/827 абсолютно согласен.

574 склонны к самовозбуду, особенно в пластике.
 
[^]
KastanNah
16.10.2021 - 06:19
0
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 936
Цитата (zoom70 @ 16.10.2021 - 06:06)
Цитата (Бокин @ 16.10.2021 - 00:23)
Цитата (zoom70 @ 15.10.2021 - 22:23)
Зуевский, агеевский, шушуринский звучали как минимум не хуже. Собирал солнцевский, но сгорел очень быстро да и особого впечатления не произвел. 825/827 дури много толку мало.

Прошёл такой-же путь + "УМЗЧ высокой верности" Сухова, сделал свою печатку для него, но где-то накосячил, в возбуждение улетал - только в путь, с моментальным вылетанием выходных, при том, что ошибок в печатках не было, видимо неудачная разводка.
Остановился на Брагине (оба варианта), не самый лучший выбор по характеристикам, но повторяемость 100%.
Насчёт 825/827 абсолютно согласен.

574 склонны к самовозбуду, особенно в пластике.

544уд2 вполне себе работают, там цепи коррекции не нужны.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 13487
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх