"От двигателя! Есть - от двигателя!" или Как мы чуть не сожгли Лёху

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Staryiy
16.07.2021 - 12:31
Статус: Offline


Просто Старый

Регистрация: 26.06.21
Сообщений: 630
230
Стоявшие на вооружении в нашем полку истребители-бомбардировщики Су-17М4 оснащались турбореактивным двигателем АЛ-21Ф-З, который делали на Омском моторостроительном заводе.

От производства к полку был прикомандирован представитель, который выполнял различные доработки по бюллетеням промышленности, какие-то проверки и все такое прочее. Нашего представителя звали Лёха, было ему лет 35, имел в наличии жену и ребенка, которые жили с ним в городке в выделенной квартире.

На аэродроме он сидел в своей комнатке на территории ТЭЧ, пользовался большой популярностью у местного народа, т.к. получал спирт на свои доработки. Его, понятное дело, Лёха просто так не раздавал от доброты душевной, имея с этого живительного источника много всяческих выгод.

"От двигателя! Есть - от двигателя!" или Как мы чуть не сожгли Лёху
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Staryiy
16.07.2021 - 12:32
Статус: Offline


Просто Старый

Регистрация: 26.06.21
Сообщений: 630
Собственно, тогда время такое было - спирт был самой ходовой валютой, доллАры тогда еще запрещены были, а рублями никого не удивишь.

Выглядел Лёха довольно своеобразно: рыжий, зубы немного торчали вперед, когда улыбался - получалось глуповато. Когда я первый раз смотрел вторую часть "Безумного Макса" и увидел там этого чудика на автожире - то долго и радостно смеялся - он был копией нашего Лёхи!

"От двигателя! Есть - от двигателя!" или Как мы чуть не сожгли Лёху
 
[^]
Staryiy
16.07.2021 - 12:33
Статус: Offline


Просто Старый

Регистрация: 26.06.21
Сообщений: 630
В общем и целом, человеком доработчик Лёха был неплохим и общительным. Ну и свои обязанности представителя промышленности выполнял вполне добросовестно. Когда на технике выявлялись какие-то неполадки по двигателю, которые не получалось устранить силами группы - созывался консилиум инженеров полка, так же выдергивали представителя из его каморки, чтобы коллективным разумом пробовать решить проблему.

Однажды, после очередной газовки (что это такое, я уже раньше рассказывал ) я, осматривая двигатель, заглянул в сопло и увидел, что в форсажной камере, в районе воспламенителя - что-то горит. Двигатель при этом, естественно не работал - иначе бы мне просто не удалось заглянуть внутрь - сдуло бы за отбойник ) Честно говоря, я перепугался, схватил стоявший рядом огнетушитель и залил этот не санкционированный огонек. Конечно, непорядок, когда в форкамере неработающего двигателя что-то само по себе горит. С другой стороны, при работе его температура газов перед турбиной достигает 1100 градусов, а на форсаже - в самой камере - еще больше. Так что этот фитилек, по большому счету был не опасен. Но - что сделано - то сделано.

На этом фото - как раз видно ту самую злополучную форсажную камеру авиадвигателя АЛ-21Ф-3 (кстати, буквы АЛ в его названии - инициалы его конструктора - Архип ЛюлькА), "маленький" нюанс - вид сзади, т.е. со стороны сопла принадлежит самолету Су-24, тоже оборудованному этим двигателем, как и Су-17. но - в количестве двух штук. Фотки с соплом Су-17 я не нашел, простите.

Это сообщение отредактировал Staryiy - 16.07.2021 - 13:02

"От двигателя! Есть - от двигателя!" или Как мы чуть не сожгли Лёху
 
[^]
Staryiy
16.07.2021 - 12:36
Статус: Offline


Просто Старый

Регистрация: 26.06.21
Сообщений: 630
Но, поскольку, как уже было сказано, движок - один и тот же - фото вполне дает представление, о том, вокруг чего мы все скакали. Ну, а, чтобы представить размеры - могу сказать, что в это сопло вашему покорному слуге приходилось залезать неоднократно, хоть и не в полный рост, но и не ползком. Зачем залезал? Поспать после обеда. Шучу. Хотя, кроме шуток, был у меня такой деятель в группе - механник-"сверчок" (сверхсрочник).

Снятый - как правило, по выработке ресурса - двигатель до его упаковки в контейнер для отправки на ремзавод, некоторое время стоит на специальных тележках в ангаре - движок отдельно, форсажная труба - отдельно. Телеги, чтобы не мешали работать - откатывали в дальний угол ангара. Вот этим и попытался воспользоваться хитрожопый механик, но был через некоторое время взят за эту самую свою хитрую часть.

Но вернемся к злосчастному воспламенителю. На фото, в передней части форкамеры - дальней от нас - видны стабилизаторы пламени, стойки которых на предмет люфта мне приходилось периодически проверять - вот для чего я туда забирался. За стабилизаторами уже не видны, но они там есть, как тот суслик - металлические топливопроводы с форсунками. И в верхней части есть пара (тоже "невидимых") воспламенителей, один их которых и стал причиной всей этой суеты.

А, кстати, я ведь не уточнил, кто же исполнял ритуальные танцы вокруг злополучной железяки. На тот момент я, будучи стартехом группы, исполнял обязанности начальника группы. Инженер группы был "новенький" - бывший стартех из группы СС (самолетных систем, на самом деле)), на него надежды не было. Что делать?

Пошел я за помощью к зам. начальника ТЭЧ, бывшему нашему начгруппы - тому самому, который когда-то чуть не засосал (в смысле - в воздухозаборник самолёта) на опробовании двигателя тогдашнего инженера группы Игорёшу (эту, леденящую кровь историю расскажу позже, отдельно). Виталий пришел на газовочную площадку, на которой стоял самолет, залез в кабину, по старой памяти с удовольствием сам отгазовал движок, выключил. Пошли смотреть форкамеру. Огонек горит. Снова тушить не стали. Тем более что при опробовании все параметры были в норме, ничего подозрительного.

Позвали начальника ТЭЧ, инженера полка по СД и снова газанули. Горит. Причем, сами понимаете, после газовки в камеру-то не залезешь посмотреть, что именно там горит - запечешься, как окорок в духовке. Но по месту расположения пришли к выводу, что на одном из воспламенителей не отсекается топливо, керосин потихоньку подтекает и загорается из-за высокой остаточной температуры в КС.

Пошли смотреть схему топливной системы двигателя, нашли клапан, который, скорее всего, был виноват в этом безобразии. Тут вспомнили про доработчика, послали за ним гонца. Лёха пришел сонный, посмотрел на фитилек, согласился с нашей версией и полез под самолет смотреть, как добраться до этого вредного клапана.

Сначала - два небольших технических пояснения. Первое. Когда двигатель стоит на самолете - добраться до него можно снизу - через два больших откидных люка, которые открываются, как вспоротое брюхо кита и - через пару небольших лючков сверху фюзеляжа. Понятно, что эти люки во время полета, ну и обычной эксплуатации самолета закрыты, открываются они для выполнения регламентных работ, а, так же - при газовке двигателя - для контроля герметичности всех систем, etc.

Это сообщение отредактировал Staryiy - 16.07.2021 - 12:50

"От двигателя! Есть - от двигателя!" или Как мы чуть не сожгли Лёху
 
[^]
Staryiy
16.07.2021 - 12:37
Статус: Offline


Просто Старый

Регистрация: 26.06.21
Сообщений: 630
Второе. Как запускается авиационный двигатель? Подается топливо к форсункам основной КС (камеры сгорания), пусковыми воспламенителями поджигается топливо-воздушная смесь и т.д. и т.п. Но предварительно его надо, условно говоря, раскрутить - чтобы от компрессора в ОКС пошел мощный поток воздуха.

Для этой цели используется турбостартер, который представляет собой, по сути, такой же турбореактивный двигатель, только маленький, где-то около метра в длину. И уже он через привод раскручивает вал основного двигателя. Сам турбостартер запускается от электростартера, а уже тот - либо от мощного бортового аккумулятора, либо от наземного источника.

Это сообщение отредактировал Staryiy - 16.07.2021 - 12:51

"От двигателя! Есть - от двигателя!" или Как мы чуть не сожгли Лёху
 
[^]
Staryiy
16.07.2021 - 12:38
Статус: Offline


Просто Старый

Регистрация: 26.06.21
Сообщений: 630
Фишка в том, что у ТС (если точнее - ТС-21 - именно такой устанавливался на АЛ-21Ф-3) после его камеры сгорания и турбины также образовывается реактивная струя. Поскольку, в отличие от основного движка, ее направлять назад некуда (там находится другое оборудование), да и незачем - конструкторы через выхлопной кожух направили ее тупо вниз, на бетонку. При этом стоять рядом на запуске не рекомендовалось - турбостартер работал хоть и недолгое время - порядка 30 секунд, но температура струи была 760 градусов (заброс на запуске - до 1000).

Итак, ситуация. Вокруг самолета стоит куча народу: весь состав нашей доблестной группы ДРиААД во главе с вашим покорным, начальник ТЭЧ с замом, инженер полка по СД, даже зам командира полка по ИАС подъехал. Доработчик Леха (их еще так в полках называли, т.к. те работы, которые они выполняли по выпускаемым промышленностью бюллетеням - официально назывались "доработки") сидит снизу под самолетом и задумчиво смотрит в распахнутые люки на двигатель и даже пытается там что-то ковырять.

Тем временем инженер по СД Валера Дубинин - кажется, это был он - залезает в кабину и решает еще раз газануть двигатель.

Вы все, наверное слышали ставшее крылатым выражение "От винта!" и, наверное, не подозреваете, что это отнюдь не аналог гагаринского "Поехали!", а вполне официальная предварительная команда, которая обязательно подается при запуске винтовых двигателей. И, пока запускающий не услышит ответную команду: "Есть - от винта!" (которую подаст тот, кто убедится, что в зоне винта никого и ничего нет) - он не подаст следующую: "Запуск" и не нажмет на кнопку пуска, не услышав предварительно "Есть - запуск!". Аналогично - на турбореактивных двигателях: "От двигателя!" - "Есть от двигателя!"

Такие вещи доводятся до автоматизма, но, к сожалению, иногда это может сыграть злую шутку. Так и случилось в этот раз. Возможно, еще куча произведенных пусков как-то притупили нашу бдительность. Валера в кабине кричит: "От двигателя", ему отвечает дружный хор стоящих рядом с самолетом - "Есть от двигателя!" "Запуск!" - "Есть запуск!"

За 2 секунды до запуска ТС всегда раздается сильный характерный треск - это производится так называемая "тренировка" свечей зажигания - на них предварительно подается электропитание, прежде чем запустится турбостартер. Этот треск и услышал Леха, сидящий на корточках аккурат под выхлопным кожухом.



"От двигателя! Есть - от двигателя!" или Как мы чуть не сожгли Лёху
 
[^]
Staryiy
16.07.2021 - 12:40
Статус: Offline


Просто Старый

Регистрация: 26.06.21
Сообщений: 630
Я никогда не видел, чтобы человек так быстро бегал на четвереньках. И таких огромных глаз - тоже никогда у Лехи не видел. Красота повествования требовала бы написать: и такого мата никогда не слышал, но этого, честно скажу - не было. Леха изумленно-обиженно смотрел на нас своими распахнутыми глазами и повторял, заикаясь: "Ввввыы, чччто - ооооххххуели?" Всего лишь.

Блинннн, Леха... Все кинулись, кто - обнимать, другие - трясти, третьи - участливо трогать за рукава чудом спасшегося доработчика.

Валере показали скрещенные руки - "Стоп". Он заглушил двигатель, вылез из кабины, вник в ситуацию и они вдвоем с начальником ТЭЧ повели Леху отпаивать казенным спиртом. Леха был человеком отходчивым и простил нас. И, кстати, хорошо, что зам по ИАС уехал незадолго до этого - звездюлей всем бы хватило. За дело, впрочем.

Ну а движок мы потом сняли и отправили на ремзавод, ибо такие дефекты в условиях ТЭЧ АП не устранялись.

Это сообщение отредактировал Staryiy - 16.07.2021 - 12:54
 
[^]
Черниковский
16.07.2021 - 12:48
8
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 16.07.21
Сообщений: 180
видно Леха изрядно в штаны наложил)) жить захочешь и на четвереньках спринтерский норматив сдашь lol.gif

Это сообщение отредактировал Черниковский - 16.07.2021 - 12:49
 
[^]
Bormolun
16.07.2021 - 12:48
39
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 11.03.14
Сообщений: 518
Нудновато, конечно, но осилил.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Staryiy
16.07.2021 - 12:55
71
Статус: Offline


Просто Старый

Регистрация: 26.06.21
Сообщений: 630
Цитата (Bormolun @ 16.07.2021 - 12:48)
Нудновато, конечно, но осилил.

сорян, профдеформация )
не могу обойтись без технических подробностей
мне всё кажется - без этого будет непонятно, чо там вообще происходит
 
[^]
vovan77777
16.07.2021 - 12:55
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.09.13
Сообщений: 5194
понравилось, спасибо!
 
[^]
Staryiy
16.07.2021 - 12:56
1
Статус: Offline


Просто Старый

Регистрация: 26.06.21
Сообщений: 630
Цитата (Черниковский @ 16.07.2021 - 12:48)
видно Леха изрядно в штаны наложил)) жить захочешь и на четвереньках спринтерский норматив сдашь lol.gif

ага )
жить захочешь - не так раскорячишься © biggrin.gif
 
[^]
steslia
16.07.2021 - 12:57
2
Статус: Offline


Made in USSR

Регистрация: 22.04.11
Сообщений: 1720
ПАЕС 2500 тоже запускается вертолётным движком :)
Ох же он и даёт керосиновой жизни!!! Выхлоп тоже в сторону, снизу. Подошвы на сапогах плавятся только в путь...
 
[^]
Котовоз
16.07.2021 - 12:59
13
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 8.02.21
Сообщений: 971
История из практики. В газоотводном канале мирно спит курсант зенитно-ракетного. За N сек. до пуска щелкает реле. Громко. Тело успевает прочухаться , включить максимальное ускорение и свалить за за вал.
 
[^]
Canadian
16.07.2021 - 13:09
-9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.05.20
Сообщений: 1061
Цитата (Bormolun @ 16.07.2021 - 12:48)
Нудновато, конечно, но осилил.

Не говори. Даже в моем вузе поинтереснее про трд рассказывали. И то на английском все.
 
[^]
Canadian
16.07.2021 - 13:23
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.05.20
Сообщений: 1061
На службе хоть и не занимался трд но сослуживцы говорили что все американские истребители имеют свое всу и запускается с кнопки в кабине. ВСУ в свою очередь запускается от электростартера. Во всяком случае к штатным F15 подходили только заправщики да аккумуляторщики, никаких систем с сжатым воздухом или телег с минигтд. Ну эт наверное уже новая техника т.к. служил то недавно.
 
[^]
Pesec151
16.07.2021 - 13:44
1
Статус: Offline


ПЕСЕЦ

Регистрация: 29.11.11
Сообщений: 1670
Цитата (Staryiy @ 16.07.2021 - 15:36)
Пошел я за помощью к зам. начальника ТЭЧ, бывшему нашему начгруппы - тому самому, который когда-то чуть не засосал (в смысле - в воздухозаборник самолёта) на опробовании двигателя тогдашнего инженера группы Игорёшу (эту, леденящую кровь историю расскажу позже, отдельно).

Жду повествования! Очень интересно пишешь ТС. bravo.gif
 
[^]
Staryiy
16.07.2021 - 13:52
17
Статус: Offline


Просто Старый

Регистрация: 26.06.21
Сообщений: 630
Цитата (Canadian @ 16.07.2021 - 13:23)
На службе хоть и не занимался трд но сослуживцы говорили что все американские истребители имеют свое всу и запускается с кнопки в кабине. ВСУ в свою очередь запускается от электростартера. Во всяком случае к штатным F15 подходили только заправщики да аккумуляторщики, никаких систем с сжатым воздухом или телег с минигтд. Ну эт наверное уже новая техника т.к. служил то недавно.

бгг
чувааак...
чем ты вообще там на службе занимаешься?
колодки под колеса ставишь? )))
ясен перец - от "кнопки в кабине" )
которая запускает работу всей системы, которая так "нудна" для твоего восприятия
)
а электропитание может подаваться от АПА, точнее - как правило, при пуске на стоянке от него и подается
что не исключает возможность пуска от бортового аккумулятора
какие, нна, "тележки с минигтд" ? )))
я на ТРЁХ картинках показал, как турбостартер крепится к движку ))
слушай, но если ты реально где-то в пиндосии служишь и имеешь отношение к авиации, как пишешь - твои познания меня реально радуют ))))
 
[^]
8lol8
16.07.2021 - 14:00
5
Статус: Offline


Vade retro, Satana

Регистрация: 19.01.15
Сообщений: 10336
Цитата (Staryiy @ 16.07.2021 - 12:55)
сорян, профдеформация )
не могу обойтись без технических подробностей
мне всё кажется - без этого будет непонятно, чо там вообще происходит

Учись:
Однажды мы чуть не запустили двигатель СУ 17, когда в нём был человек.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Фторопласт
16.07.2021 - 14:12
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 20.03.21
Сообщений: 239
Цитата (8lol8 @ 16.07.2021 - 14:00)
Цитата (Staryiy @ 16.07.2021 - 12:55)
сорян, профдеформация )
не могу обойтись без технических подробностей
мне всё кажется - без этого будет непонятно, чо там вообще происходит

Учись:
Однажды мы чуть не запустили двигатель СУ 17, когда в нём был человек.

В двигателе? В Су-17?
Как хочешь, так и понимай... Мой мозг moderator.gif
 
[^]
GarriL
16.07.2021 - 14:19
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.10.14
Сообщений: 5056
Цитата
Вы все, наверное слышали ставшее крылатым выражение "От винта!" и, наверное, не подозреваете, что это отнюдь не аналог гагаринского "Поехали!", а вполне официальная предварительная команда, которая обязательно подается при запуске винтовых двигателей. И, пока запускающий не услышит ответную команду: "Есть - от винта!"

Вот ведь...Технота есть технота (c ударением на букву О) :):):) Ну какая,к херам "Есть - от винта!" команда.Это не команда а ответ на приказание старшего начальника или командира.!Различать надо ,тыж офицер,ТС. :)

Это сообщение отредактировал GarriL - 16.07.2021 - 14:21
 
[^]
mySmile28
16.07.2021 - 14:20
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 10.02.17
Сообщений: 285
я не понял, как толпа стоявшая вокруг самолета не заметила сидевшего под ним механика и дала добро на запуск? или они его видели, просто машинально дали команду, забыв вообще что ему для начала надо уйти оттуда?
 
[^]
manfromnn
16.07.2021 - 14:21
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.01.14
Сообщений: 1202
Информации, которую ты слил в этом посте, думаю для товарища майора будет предостаточно. Поэтому пока есть время, сбегай в магазин за сухарями и собери вещи.
 
[^]
Куырф
16.07.2021 - 14:30
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.14
Сообщений: 3515
Их и в Перми вроде делали, отличались от омских если посмотреть сзади, на одних плоская середина, на других выпуклая
 
[^]
Куырф
16.07.2021 - 14:34
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.03.14
Сообщений: 3515
Летал я на таком двигателе, на двух, отличались от Су-17-го расположением агрегатов и местом их крепления на двигатель
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 26278
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх