81
Павел Александрович Парфентьев – генеральный директор Аналитического центра «Семейная политика.РФ», а также советник Всемирного Конгресса Семей по международному праву прав человека и по российскому конституционному, гражданскому и семейному праву, не остался в стороне от нынешнего правового хаоса и проанализировал, что говорит закон о возможном отстранении непривитых от работы.
И он пришел к весьма громким выводам. Уровень вранья властей переходит всякие границы, заявления в СМИ далеки от норм права, и, похоже, нас ввергают в правовой хаос. А теперь по порядку.
Случай так называемого вранья
Вы, конечно же, слышали из всех утюгов, разъяснения московских властей о том, что по закону теперь непривитых таксистов, продавцов, парикмахеров и т.п. можно и нужно будет отстранять от работы без сохранения заработной платы?
Так вот – это «случай так называемого вранья» © М. Булгаков.
Эти высказывания ни на чем не основаны. Они вводят людей в заблуждение и подставляют работодателей, которые, в случае чего, будут сами отвечать за незаконные действия такого рода. Потому как никакие нормативные акты, включая московские, от них этого не требуют и права такого им не дают.
Получается одно из двух:
или представители московских властей делают ложные утверждения по глубокому невежеству – и тогда встает вопрос об их профпригодности,
или они сознательно лгут ради достижения желаемого охвата прививками.
И то, и другое, на мой взгляд, совершенно скандально.
При этом, в любом случае, принуждать людей прививаться против воли, запугивая их потерей – это запредельный цинизм, который ничем нельзя оправдать.
Тем юристам, которые начали массово писать о «законности» подобного следовало бы оставить профессию в стыде от своего невежества.
Разбираемся в нормах закона
По закону главный санврач региона может предписать обязательную вакцинацию по эпидпоказаниям лишь конкретных групп граждан, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. По ковиду их перечень довольно широк.
НО: «Обязательная вакцинация» по эпидпоказаниям является добровольной, делается лишь с информированного добровольного согласия граждан и они могут отказаться от прививки (п. 4 порядка проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям).
Отстранить от работы за отсутствие прививки по закону можно ТОЛЬКО представителей профессий, включенный в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 (ст. 5 п. 2 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИКАКИХ ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ для отстранения от работы за отказ от прививок представителей других профессий (таксистов, парикмахеров, работников торговли, библиотекарей и т.д и т.п.).
По существующей практике, даже отстранение за отказ от прививки людей из списка, утвержденного упомянутым Постановлением Правительства (учителей, отдельных категорий медработников и т.п.), требует отдельного предписания санитарных властей. Насколько нам известно, таких пока не было.
Ни в одном нормативном акте Москвы (и в нормативных актах других регионов, где введена «обязательная вакцинация» по эпидпоказаниям) НИЧЕГО НЕ ГОВОРИТСЯ об отстранении работодателями работников от работы за отсутствие прививок. Если бы говорилось – это было бы незаконно.
Утверждения московских властей о том, что работодатели вправе отстранять граждан профессий, не входящих в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825, за отказ от прививки от ковида не имеют никакого правового значения и не основаны на законе.
Это или ложь, или невежество – в любом случае выглядящие как циничное запугивание людей с целью добиться желаемого охвата прививками. При этом это не нормативные акты, а простые рассуждения вслух, колебания воздуха, за которые чиновные болтуны не несут никакой реальной ответственности.
Фактически эти утверждения – ПОДСТАВА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ. Если работодатель поверит этим бла-бла и начнет отстранять сотрудников и не платить им зарплату – он нарушит закон.
И нести за это ответственность будет лично он, поскольку никакие нормативные акты его на это не уполномочивают и от него этого не требуют, а байки московских властей на эту тему никакого юридического значения не имеют.
То есть врут московские власти, но если вы им поверите, то отвечать придется вам, дорогие работодатели. Имейте это в виду. В других регионах ситуация, судя по всему, аналогична.
Что они сочиняют
Как мы все знаем, санврачи Москвы и ряда других регионов, ссылаясь на неблагоприятную эпидемическую ситуацию с коронавирусом, предписали «обязательную» вакцинацию представителей широкого круга профессий.
При этом из всех утюгов, в том числе от представителей власти, звучат утверждения, что работодатели могут/должны отстранять от работы непривитых сотрудников без сохранения заработной платы.
Вот, что пишут в своих официальных разъяснениях, например, оперштаб и Роспотребнадзор Москвы (извините за длинную цитату, она важна):
???? «Ст. 76 ТК РФ установлено что в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации работодатель обязан отстранить работника от работы .
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального Закона № 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к которым относится COVID-19, главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации выносит постановление о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в котором определяет отдельные группы граждан, а также сферы услуг (перечень работ) с высоким риском заболевания инфекционными болезнями в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации.
При этом не применяются иные федеральные законы, акты Правительства Российской Федерации (Федеральный закон от 17.09.1998 № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825, НК). Требование о проведении профилактических прививок в период эпиднеблагополучия распространяется только на группы граждан и сферы услуг (работ), указанные в постановлении Главного государственного врача по городу Москве.
При вынесении постановления Главным государственным врачом по городу Москве, граждане, отнесенные к группам населения, подлежащего обязательной вакцинации, могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия». (Все выделения – из оригинала – П.П.)
???? Так вот, друзья мои, этот текст – ничто иное, как «случай так называемого вранья» © М. Булгаков.
И это яркая иллюстрация того, насколько можно «верить минздраву» (в нашем случае – Роспотребнадзору, но не суть).
Можно испытать глубокий шок в ходе правового анализа ситуации – от такого запредельного уровня не то невежества, не то наглости (при этом подхваченного кучей юристов, включая ректора академии им. Кутафина – непонятно, недостаток знаний тут сказался или личная заинтересованность и необъективность).
Разберем ситуацию на примере Москвы (документы которой копирует куча других регионов). При этом общеправовой анализ федерального законодательства применим, понятно, к любым другим регионам. Да и вообще ситуация в большинстве регионов вполне аналогична.
Что сочинили в Москве
Постановление санитарного врача
В Постановлении главного государственного санитарного врача Москвы от 15.06.2021 № 1, которое и ввело обязательную вакцинацию работников широкого ряда сфер (от торговли и салонов красоты до таксистов), как нетрудно убедиться, нет ни слова об отстранении от работы непривитых работников.
Там говорится только об обязанности работодателей обеспечить вакцинацию 60% сотрудников.
Нет норм, говорящих об отстранении непривитых работников от работы и в соответствующих указах мэра Москвы.
Иными словами в нормативных актах Москвы не содержится никаких норм об отстранении от работы непривитых работников из сфер, где предписана обязательная вакцинация.
С другими регионами аналогично – по крайней мере с теми, где я посмотрел. К примеру, постановления главных санврачей Калининградской области, Тульской области, Краснодарского края написаны под копирку с московского. В Ленобласти умудрились потребовать вакцинации 80% (впереди планеты всей!) и угрожают закрыть в сентябре организации, которые этого охвата не дадут, в случае ухудшения эпидситуации – но про отстранение от работы тоже ничего нет.
Утверждение о возможности отстранения непривитых сотрудников есть лишь в разъяснении, опубликованном оперштабом и Роспотребнадзором (РПН) Москвы, которое не является нормативным актом и никакой правовой силы не имеет и иметь не может. Оно якобы основано на нормах федеральных законов – но, как мы увидим, в реальности никаких оснований в них оно не имеет.
Это утверждение просто является ложным.
Как мы увидим ниже, отстранение от работы по закону возможно лишь в случае представителей очень узкого круга профессий, определенного на федеральном уровне.
Санитарный врач не бог
Утверждение, что главный санврач региона, вынося решение об обязательной вакцинации (подробнее о ней ниже), может самостоятельно определить подлежащие ей группы граждан, также является ложным.
В этом нетрудно убедиться, заглянув в два федеральных закона.
Ст. 51 п. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей. Как нетрудно убедиться, она содержит только два полномочия, которые имеют отношение к текущей ситуации, оба они – в подпункте 6:
???? «6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:
временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».
Обратим внимание – отстранять от работы непривитых граждан сами по себе главные санврачи региона не могут. Они могут делать это лишь в отношении носителей возбудителей заболевания (в нашем случае – ковид-положительными гражданами), если те при этом могут являться источниками распространения этого заболевания (в тексте мы видим союз «и», а не «или»).
Что касается постановления о проведении профилактических прививок по эпидпоказаниям – то главный санврач региона может его вынести.
Но делать он это должен, конечно, в рамках федерального законодательства. Посмотрим, что оно говорит на сей счет.
Проведение прививок по эпидпоказаниям регулируется статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Пункт 3 данной статьи четко указывает, что главный санврач региона не может сам определить круг граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидпоказаниям:
«3. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».
Как видим, категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации определяются федеральной властью. В нашем случае таким органом власти является Минздрав (п. 5.2.93 Положения о Министерстве здравоохранения).
И такой перечень Минздравом определен – в составе Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н (ред. от 03.02.2021).
В приложении 2 мы видим список категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации от каждого заболевания в календаре. Там довольно большой перечень, включающий работников организаций транспорта и энергетики, сотрудников правоохранительных органов, волонтеров, военнослужащих и работников организаций сферы предоставления услуг.
Предписать обязательную вакцинацию по эпидпоказаниям людей из этого списка главный санврач региона, действительно, может.
Так добровольно или принудительно?
Но является ли такая «обязательная вакцинация» принудительной или добровольной?
Нетрудно убедиться, что она является строго добровольной.
В том же приказе содержится «Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
П. 4 этого «Порядка» четко указывает:
«4. Перед проведением профилактической прививки лицу, подлежащему вакцинации, или его законному представителю разъясняется необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения профилактической прививки и оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»».
Из данной нормы очевидно, что к «обязательной вакцинации» по эпидпоказаниям полностью применяются положения ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья» и соответствующие нормы ФЗ «Об иммунопрофилактике». Прививка делается с добровольного согласия и человек вправе от нее отказаться.
Но, быть может, любого человека, отказавшегося от «обязательной вакцинации» можно отстранить от работы?
Нет, это не так.
Как мы помним, главный санврач региона может отстранить от работы только носителей возбудителей инфекционного заболевания (а не непривитых граждан). Непривитый человек вовсе не является таким носителем по умолчанию (и, наоборот, привитый человек вполне может заболеть и быть носителем и распространителем инфекции – буквально на днях Минздрав официально подтвердил, что у нас нет оснований для уверенности в обратном).
Тыц