Крупнейшая авиакатастрофа в США: 273 жертвы из-за нарушения регламента ТО

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Gerasimuk
14.03.2021 - 22:31
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 16.08.20
Сообщений: 324
145
Спустя 42 года эта катастрофа остается крупнейшей в истории США: лайнер DC-10 с 271 человеком на борту рухнул на трейлерный парк возле Чикаго спустя полминуты после взлета. DC-10 и раньше попадал в трагичные сводки, однако на этот раз причиной был не просчет инженеров: почти 300 человек погибли из-за желания механиков чуть упростить себе работу — отступить от регламента и сделать ремонт не как надо, а как удобно.

Проблемный DC-10
Начало семидесятых было знаковым временем для пассажирских авиаперевозок: стабильный спрос и рост популярности перелетов привел к появлению широкофюзеляжных лайнеров, которые предлагали принципиально другой уровень комфорта по сравнению с машинами прошлых лет. Нишу дальнемагистральных самолетов, способных брать на борт более 300 пассажиров, сформировали и заняли американские Boeing 747 и McDonnell Douglass DC-10, а чуть позже к ним присоединится европейский Airbus A300.

DC-10 был немного меньше Boeing 747 и получил три двигателя вместо четырех. Расход топлива в те годы не был существенной проблемой, но все же три двигателя будут всяко экономичнее четырех, и это можно записать в число преимуществ DC-10. Почему тогда уже не два, но особо мощных? В семидесятые действовало требование безопасности относительно рейсов через океан: совершать такие перелеты могли только лайнеры с количеством двигателей не менее трех. А выпускать широкофюзеляжный самолет, который не может пересекать Атлантику, никто не стал бы. Лишь через десять лет, в 1981-м, Boeing 767 станет первым самолетом с двумя двигателями, которому разрешат полеты с пунктом назначения по другую сторону океана.

Сам по себе DC-10 нельзя назвать удачным: спустя всего три года после начала эксплуатации случилась крупная катастрофа — во Франции разбился лайнер Turkish Airlines, погибло 346 человек. Выяснилось, что конструкция багажной двери имела серьезный изъян, из-за чего ее могли закрыть не до упора. В полете дверь не выдерживала давления и распахивалась, приводя к сильным разрушениям. Кроме катастрофы во Франции, были и другие инциденты, связанные с дверью. Но этот недостаток устранили, и в остальном проблем DC-10 не доставлял.

31 секунда
25 мая 1979 года DC-10 авиакомпании American Airlines вылетал из Чикаго в Лос-Анджелес. Экипаж в кабине состоял из трех человек: DC-10 еще относился к самолетам с бортинженером, хотя узкофюзеляжный Boeing 737 уже тогда показал, что достаточно двоих человек в кабине. Бортинженер и оба пилота — ветераны American Airlines: командир Уолтер Лакс работал пилотом 28 лет и налетал 22,5 тыс. часов, у второго пилота Джеймса Дилларда был налет за 9 тыс. часов, а у бортинженера Альфреда Удовича — за 15 тыс. Помимо них, экипаж насчитывал десятерых бортпроводников. На борт поднялось 258 пассажиров.

Самолет начал разбег по полосе и достиг скорости примерно в 320 км/ч. Практически одновременно с отрывом переднего шасси от полосы в кабине услышали глухой удар. Лайнер должен был взлетать в любом случае, остановиться до конца полосы он уже не успел бы. В кабине поняли, что случилось что-то серьезное, поскольку тяга в левом двигателе полностью пропала. Однако пилоты не знали, насколько на самом деле критична их ситуация: удар, который они услышали, произошел в результате отрыва левого двигателя вместе с пилоном (креплением) от крыла. Двигатель подбросило вверх, он ударился о крыло, разрушив электрику с гидравликой механизации крыла, и остался на полосе.

DC-10 удалось поднять на высоту примерно 91 метра, после чего нос начал опускаться из-за сваливания. Сам по себе отрыв двигателя еще не означал обязательную катастрофу, но были повреждены системы механизации крыла. В результате предкрылки, необходимые для увеличения подъемной силы на малой скорости, начали убираться. При этом с правой стороны повреждений не было, и механизация была выпущена. Такая ситуация привела к дисбалансу и сваливанию, из которого самолет на столь малой высоте вывести невозможно. Экипаж даже проигнорировал вопрос диспетчера, который с вышки увидел оторвавшийся от самолета двигатель: «Американ 191 тяжелый, хотите ли вернуться и на какую полосу?» Времени на ответ не было: лайнер провел в воздухе всего 31 секунду, после чего упал на стоянку домов на колесах.

Полные баки мгновенно взорвались. Пожарные были на месте уже через четыре минуты после крушения, но, по их воспоминаниям, сразу же стало ясно: спасать здесь некого. Мало того что самолет разбился вдребезги, так еще и десятки тонн загоревшегося топлива окончательно лишили хоть кого-нибудь шансов на выживание. Вдобавок к 271 человеку на DC-10 погибло двое из трейлерного парка, еще двое на земле получили сильные ожоги.

Работа на месте катастрофы была особенно тяжелой: жертвы обгорели так, что даже бывалые пожарные не всегда могли понять, где останки человека, а где нет. Полицейский, одним из первых прибывших на сцену крушения, вспоминал, что после увиденного долго не мог готовить на гриле. Также пожар сильно затруднил дальнейшую идентификацию погибших: многих пришлось опознавать по зубам. Тридцать жертв идентифицировать так и не удалось.

На месте крушения ценной для следователей информации почти не было: многие улики уничтожил пожар. Поэтому они взялись за оставшийся на полосе аэропорта первый двигатель. Это уже само по себе было странным: физическая потеря силовой установки — ситуация почти уникальная.

Особенности техобслуживания
Федеральное управление гражданской авиации (FAA) США потребовало от эксплуатантов DC-10 проверить крепления двигателей самолетов к крылу. Такое крепление называют пилоном, он выглядит как крупный металлический фрагмент, который выходит из крыла. Несколько авиакомпаний после предписаний FAA отметили, что обнаружили проблемы в местах крепления: металл изношен, шляпки некоторых болтов сорваны. После такой информации DC-10 запретили летать — сертификат годности отозвали 6 июня, спустя 12 дней после катастрофы в Чикаго.

Следователи изучили документацию McDonnell Douglas по обслуживанию двигателей и замене пилонов. В инструкции прямо сказано, что снимать их нужно по отдельности. Например, если нужно добраться до пилона, то отвинчивать его вместе с двигателем нельзя — требуется сперва снять силовую установку, а затем уже пилон. Это, естественно, сложнее и дольше, чем снимать детали в сборе: уйдет примерно 200 лишних человеко-часов в случае с одним самолетом. Далее начинается простая экономика: чем дольше самолет стоит на земле, тем дольше он не приносит авиакомпании денег, а чем дольше длится обслуживание, тем больше нужно платить наземному персоналу. Для упрощения жизни механики при обслуживании самолета решили действовать по собственной технологии.

За два месяца до крушения DC-10 проходил техобслуживание, которое предполагало снятие двигателей. Для этого механики использовали погрузчик с формой на вилах, в которую опускалась гондола двигателя. Проблема в том, что попадать в крепление нужно было с филигранной точностью: стоит промахнуться, и одна часть двигателя провиснет, создав сильную нагрузку на крепления пилона к крылу. Как раз это и произошло с самолетом рейса 191. На пилоне оторвавшегося двигателя специалисты даже обнаружили повреждения, которые случились именно во время неправильного снятия двигателя.

Проблему никто из механиков не заметил, после прохождения техобслуживания DC-10 вернули на рейсы. Образовавшаяся трещина выдерживала нагрузки два месяца — и все это время была бомбой замедленного действия. Наконец, 25 мая металл сломался, приведя к крупнейшей авиакатастрофе в истории США (стоит отметить, что теракты 11 сентября 2001 года Национальный совет по безопасности на транспорте не относит под определение «авиационная катастрофа»).

DC-10, как и другие лайнеры, способен продолжить полет без одного двигателя. Но выяснилась еще одна удивительная вещь: в инструкции, которой руководствовался экипаж, был серьезный изъян. Документация требовала снизить скорость при некорректной работе предкрылков. Пилоты так и сделали, но на самом деле это лишь усугубило ситуацию. Однако экипажу предъявить нечего: они справедливо полагались на инструкции, которые составлены самим производителем.

Спустя два года, в марте 1981-го, совершил самоубийство 47-летний Эрл Расселл Маршалл, сотрудник ремонтного отдела American Airlines. Он не был напрямую ответственен за техобслуживание разбившегося DC-10, однако, по словам вдовы, считал себя виновным в крушении лайнера.

FAA оштрафовало American Airlines на $500 тыс. за ненадлежащее техобслуживание самолетов, также штраф в $100 тыс. получила Continental Airlines: тамошние механики действовали при снятии двигателя аналогичным способом. Также им пришлось внести изменения в методы проведения ремонта и улучшить выполнение предписаний производителей самолетов.

via

Крупнейшая авиакатастрофа в США: 273 жертвы из-за нарушения регламента ТО
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
cranny
14.03.2021 - 22:37
48
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 6.10.17
Сообщений: 255
Ну хоть бы фотку DC-10 в тему добавил

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Крупнейшая авиакатастрофа в США: 273 жертвы из-за нарушения регламента ТО
 
[^]
ZmeyUA
14.03.2021 - 22:41
52
Статус: Offline


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3685
Его удалось сфотографировать

Несколько дней назад как раз по NG показывали фильм про эту катастрофу

Это сообщение отредактировал ZmeyUA - 14.03.2021 - 22:42

Крупнейшая авиакатастрофа в США: 273 жертвы из-за нарушения регламента ТО
 
[^]
Бокин
14.03.2021 - 22:49
25
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5297
Цитата
чуть упростить себе работу — отступить от регламента и сделать ремонт не как надо, а как удобно.


Это причина не только этой катастрофы.
Авиация - очень консервативная структура, и подобные "рацпредложения по ускорению" рассматриваются очень долго и дотошно, и получают путёвку в жизнь только после всестороннего изучения.
А после таких происшествий меры ещё ужесточаются.
 
[^]
Мозольки
14.03.2021 - 22:50
36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.15
Сообщений: 2232
Этой катастрофе посвящена целая серия "Раследования авиакатастроф"
на NG
Нашлось вот это.
Тож по теме.



Это сообщение отредактировал Мозольки - 14.03.2021 - 22:55
 
[^]
Node13
14.03.2021 - 22:53
18
Статус: Offline


Kalsarikännit

Регистрация: 13.01.09
Сообщений: 193
Очередной ленивый и тупой мудак посчитал: "А хули ему будет, он железный".
 
[^]
Атскокотстенки
14.03.2021 - 23:00
13
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 27.01.11
Сообщений: 6288
Цитата (Node13 @ 14.03.2021 - 22:53)
Очередной ленивый и тупой мудак посчитал: "А хули ему будет, он железный".

Не ленивый, а, скорее, хитровыебанный и экономный. Решил денег поменьше рабочим платить

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Dtnil
14.03.2021 - 23:07
30
Статус: Offline


j-23

Регистрация: 23.12.18
Сообщений: 3825
В DC-10 иногда люди и на борту погибали, даже если самолёт невредимым садился!


Это сообщение отредактировал Dtnil - 14.03.2021 - 23:14
 
[^]
Dtnil
14.03.2021 - 23:37
21
Статус: Offline


j-23

Регистрация: 23.12.18
Сообщений: 3825
"DC - 10" красивый самолёт, для многих самый красивый пассажирский самолёт, хотя и с "непростой судьбой" // позже часть от двигателя одного из DC-10, лежащая на впп оказалась причиной крушения Конкорда в 2000 году и концом сверхзвуковой эры в гражд. авиации.

 
[^]
Yorolgooy
15.03.2021 - 00:08
5
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.12.13
Сообщений: 348
Цитата (Dtnil @ 14.03.2021 - 23:37)
"DC - 10" красивый самолёт, для многих самый красивый пассажирский самолёт, хотя и с "непростой судьбой" // позже часть от двигателя одного из DC-10, лежащая на впп оказалась причиной крушения Конкорда в 2000 году и концом сверхзвуковой эры в гражд. авиации.

При этом, DC-10, до сих пор используется, как минимум в качестве грузовика, в том числе, во всяких почтовых службах.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Dtnil
15.03.2021 - 00:22
6
Статус: Offline


j-23

Регистрация: 23.12.18
Сообщений: 3825
Цитата (Yorolgooy @ 14.03.2021 - 23:08)
При этом, DC-10, до сих пор используется, как минимум в качестве грузовика, в том числе, во всяких почтовых службах.

Да, если верить Вики осталось 110 грузовых, из них 59 у Air Force USA

Крупнейшая авиакатастрофа в США: 273 жертвы из-за нарушения регламента ТО
 
[^]
Dtnil
15.03.2021 - 00:25
9
Статус: Offline


j-23

Регистрация: 23.12.18
Сообщений: 3825
У Aэрофлота были MD - 11


Это сообщение отредактировал Dtnil - 15.03.2021 - 00:28

Крупнейшая авиакатастрофа в США: 273 жертвы из-за нарушения регламента ТО
 
[^]
Dtnil
15.03.2021 - 00:38
7
Статус: Offline


j-23

Регистрация: 23.12.18
Сообщений: 3825
Цитата (Yorolgooy @ 14.03.2021 - 23:08)
При этом, DC-10, до сих пор используется, как минимум в качестве грузовика, в том числе, во всяких почтовых службах.

Ещё есть "летающая" глазная клиника "Orbis" с операционным залом!!


Святославу Николаевичу Фёдорову это бы понравилось, может бы сам подобную организовал.

Это сообщение отредактировал Dtnil - 15.03.2021 - 00:48
 
[^]
ZmeyUA
15.03.2021 - 07:13
9
Статус: Offline


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3685
Однажды видел такой "вживую" у себя в Борисполе


Это сообщение отредактировал ZmeyUA - 15.03.2021 - 07:13

Крупнейшая авиакатастрофа в США: 273 жертвы из-за нарушения регламента ТО
 
[^]
ZmeyUA
15.03.2021 - 07:40
8
Статус: Offline


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3685
Грузовой Боинг-747 над Амстердамом тоже потерял движок. Отваливаясь, тот оборвал соседний. Борт упал на жилой дом с кучей жертв.
Так что потеря двигателей - не единичные случаи.
Влень искать, но и у нас такое с Ил-18 случалось

Амстердам

Крупнейшая авиакатастрофа в США: 273 жертвы из-за нарушения регламента ТО
 
[^]
Acipenser
15.03.2021 - 09:29
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 25.12.16
Сообщений: 319
Ошибся, извините. Комментарий удалил.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Guerrero
15.03.2021 - 10:26
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.02.14
Сообщений: 7317
Цитата (ZmeyUA @ 15.03.2021 - 07:40)
Грузовой Боинг-747 над Амстердамом тоже потерял движок. Отваливаясь, тот оборвал соседний. Борт упал на жилой дом с кучей жертв.

Там проблема была в том что двигатель не просто отвалился, даже два... а в том что при отрыве он оторвал часть поверхности крыла и повредил гидравлику. И когда пилоты снизили скорость, как я понимаю по инструкции, крыло уже не могло удержать самолет и он свалился.
 
[^]
VitalP80
15.03.2021 - 10:37
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 1.09.19
Сообщений: 140
всех позеленил, сколько мог. Спасибо за такую интересную тему и познавательные комментарии.
 
[^]
BlackDoomer
15.03.2021 - 11:02
2
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 9.04.13
Сообщений: 612
Это по мотивам сериала "Расследования авиакатастроф" с "National geographic"?
 
[^]
Andreyano81
15.03.2021 - 11:04
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 20.01.21
Сообщений: 364
Охрененно страшно валиться с высоты 91 метр... и так летать боюсь..

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Guerrero
15.03.2021 - 11:17
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.02.14
Сообщений: 7317
Цитата (BlackDoomer @ 15.03.2021 - 11:02)
Это по мотивам сериала "Расследования авиакатастроф" с "National geographic"?

Этот "сериал" рассказывает о реальных катастрофах и, в основном, снят по итогам расследований.
 
[^]
umelets
15.03.2021 - 11:31
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.08.18
Сообщений: 1858
На одном военном заводе построили новый самолет. На испытаниях только взлетит, так сразу крылья отваливаются. Конструкторы и технологи мучались-мучались, переделывали переделывали - ничего не помогает, все равно отваливаются. Все пьют горькую, главный конструктор близок к самоубийству.
Наконец вспомнили, что есть на заводе рационализатор дядя Вася. Позвали его, объяснили проблему.
- А у вас крылья всегда в одном месте отваливаются?
- Да.
- Так вы по этому месту в крыльях дырок насверлите.
- Дядь Вась, ты совсем с дуба рухнул? Ты про сопромат слышал вообще? Там и так отваливаются, а ты ещё и дырок предлагаешь насверлить!
- Ну, смотрите сами. Чем мог, помог.
Не, ну бред-же! А, хрен с ним. Уже всё перепробовали, хуже уже не будет.
Насверлили дырок!
Самолет взлетает - крылья на месте. Мёртвые петли, бочки крутит - всё зашибись!
Все, конечно, рационализатора поздравлять бегут.
- Дядь Вась, как ты догадался, что сделать надо ?
- Большой жизненный опыт. Сколько лет туалетную бумагу покупаю, по дырочкам, сука, никогда не отрывается!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
alexscotch
15.03.2021 - 11:33
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 10.02.21
Сообщений: 71
Цитата (ZmeyUA @ 15.03.2021 - 07:13)
Однажды видел такой "вживую" у себя в Борисполе

Как же это было давно.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Dtnil
15.03.2021 - 12:04
2
Статус: Offline


j-23

Регистрация: 23.12.18
Сообщений: 3825
Цитата (Andreyano81 @ 15.03.2021 - 10:04)
Охрененно страшно валиться с высоты 91 метр... и так летать боюсь..

Страх это вот так садиться:

или лететь в самолете с "унесённой ветром" крышей

Тогда в журнале "За Рубежом" была черно-белая фотография этого самолёта без крыши, но реально представить такой полет было трудно, позже в начале 2000-х по тв этот случай показывли.

Это сообщение отредактировал Dtnil - 15.03.2021 - 12:33
 
[^]
kot666ss
15.03.2021 - 13:03
2
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 28.12.12
Сообщений: 26757
иногда мелкая хрень приводит к большой беде
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 29943
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх