Про орден и медаль

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
14.11.2020 - 19:55
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325665
55
Зимой 1981–1982 было жуть как холодно. Даже в валенках. «Здесь на зуб зуб не попадал, не грела телогреечка».

В ту зиму я служил техником самолета в полку истребителей–перехватчиков ПВО. Наш аэродром располагался рядом с Йошкар–Олой. Су–15 стояли в открытых капонирах. Летом это не так и плохо. Трава вокруг, птички всякие. А зимой совсем иначе. Зимой холодно. И снег. Порой самолет заносило по самые плоскости. Я с механиком Подурашкой, бывало, до вечера разгребал заносы.



В тот день, после ночных полетов, мы выполняли регламентные работы. Я проверил все агрегаты, подкрутил, что требовалось. Заправил системы жидкостями и газами. Постучал по колесам и пошел отогреваться в технический домик нашей эскадрильи.
Но стартех думал иначе. Простым и доходчивым матом он объяснил, как по времени, в соответствии с регламентом, следует правильно выполнять техническое обслуживание самолета. И я поплелся обратно в свой капонир.

Было не просто холодно, а очень холодно. И ветер, от которого даже спрятаться негде. Побегал я вокруг самолета. Попрыгал.
И тут меня озарила гениальная идея! Собрал я все брезентовые чехлы, засунул в форсажную камеру и сам внутрь залез. Завесил сопло изнутри брезентом и сразу понял, насколько это хорошее решение.
У двигателя Р13Ф–300 форсажная камера имеет диаметр миллиметров восемьсот и длину метра два. Почти как капсульный отель. Я даже фонарик притащил. Вот с этого фонарика все и началось.

Решил я обустроиться поудобнее. Начал крутиться, моститься пока не выронил фонарь. Да так неудачно, что пришлось почти вдвое складываться, чтобы его достать. Это только кажется, что камера большая, а в зимней куртке и ватных штанах не очень–то удаются акробатические этюды в ограниченном пространстве. Изогнулся я замысловато, потянулся за фонарем, а сам посмотрел на турбину. Туда, куда фонарик светил. И обомлел!
На одной из лопаток отсутствовала часть пера!
Чтобы понять какие проблемы создает обрыв лопатки, не нужно быть авиационным инженером. При работе турбина делает 30 000 оборотов в минуту. Малейший дисбаланс способен разнести на куски весь двигатель, а вместе с ним и самолет!Я ошалело таращился на турбину.
Невероятно! Невозможно!

Аж в пот бросило!
Как вообще летчик смог посадить самолет накануне?

И тут до меня дошло, что вчера вечером летчик–то ни слова не сказал о проблемах с двигателем. Замечаний по работе самолета не было! А значит... это не обрыв лопатки, а... тень, например, от трубопроводов форсажной камеры!!!
Мне даже смешно стало. Это же надо было так обмануться! Хорошо, что не стал паниковать. Не побежал к стартеху. Подняли бы на смех. Кадровые и так недолюбливают студентов–«пинжаков». А тут такой случай.
И не разгибаясь я потянулся за фонарем. В форсажной камере много всякого понатыкано и даже вплотную прижавшись к завихрителям, прикрывающим форсунки, до турбины далековато. Не менее метра, а то и полтора. Фонарик лежал намного ближе. Я аккуратно просунул руку, кончиками пальцев ухватил за корпус. Световое пятно качнулось...

А тень на лопатке турбины не сдвинулась! Вообще!
Я менял положение фонаря, угол обзора, направление освещения. Бесполезно. Стало понятно, что это не тень. Часть лопатки отсутствовала! Кусок, размером с монету 5 копеек. И то, что летчик не высказал замечаний мне тоже стало ясно. Разрушена была лопатка, установленная на неподвижной части турбины – спрямляющем аппарате. Это не так страшно как на вращающемся венце, но кто знает, что послужило причиной ее разрушения.
Я лег на чехол. Выключил фонарь. И задумался.

Обнаружить обрыв лопатки! Предотвратить разрушение двигателя. А может и всего самолета! Спасти жизнь летчика! А может и не его одного! Да за такое орден могут дать! Вон, полковник Датиашвили посадил Су–15 на пахоту, так ему орден Красной Звезды вручили.
Я еще раз изогнулся, выставил фонарик и снова, хоть и с трудом, обнаружил дефект. Ошибка исключалась.
Снаружи гудел ветер, а я сидел в форсажной камере и мечтал.

Ну, положим, на орден мой поступок не тянет. Это Датиашвили действительно рисковал. Ему приказывали прыгать, когда шасси не выпускалось. А он посадил самолет на брюхо. А я, что, — предотвратил аварию и все. Не, больше медали, наверное, не дадут. Ну, может письмо благодарственное родителям напишут.
Я снова попытался найти дефект лопатки. Самое поразительное, что обнаружить его можно было только в очень узком секторе наблюдения и освещения. Иначе – никак. Элементы двигателя затеняли лопатку полностью при попытке увидеть ее под другим углом. Я уселся на чехлы, размышляя над тем, кому доложить – стартеху или сразу инженеру эскадрильи.

Но мысли плавно переключились на другое: "А еще об этом случае конечно же расскажут в информационном бюллетене авиационных происшествий. Всем авиационным техникам страны. Знакомые сокурсники удивятся и обрадуются, услышав мою фамилию. Вон наш Паша Безуглый заснул с устатку на рулежке, так про него в бюллетене написали. А тут техник предотвратил аварию. Про такое точно напишут! Непременно!"

Стартех сидел в техническом домике и заполнял ведомости на списание спирта. Он было дернулся снова послать меня, но я выстрелил первым.
— У меня обрыв лопатки!
Если бы я из шапки достал крокодила, стартех удивился бы меньше.
— Сэр, Вы говорите неправду! – сказал он одним емким словом на армейском языке.
Я не стал вступать в диспут, а предложил оценить проблему на пленэре.

Минут десять стартех корячился внутри форсажной камеры, сопровождая матерные выражения версиями, которые я уже отмел ранее. В конце–концов пришлось и мне залезать в двигатель, чтобы настроить нужную точку зрения и освещения.Прилично измятые мы вылезли из форсажной трубы. Стартех выглядел озадаченным. А я испытывал законную гордость. И даже начал сожалеть, что еще не пошил парадный китель. Для ордена. Или медали.
— Пошли к Гайдашу! – задумчиво сказал стартех.

Инженер эскадрильи проводил душеспасительную беседу с подравшимися прапорщиками и совсем не хотел прерывать увлекательную процедуру. С большим трудом мы уговорили капитана Гайдаша прогуляться на свежем воздухе. Инженеру эскдрильи совсем не хотелось лазить в двадцатиградусный мороз по форсажной камере. Но мы пообещали, что он увидит много интересного.

Минут пятнадцать, стоя у сопла мы обменивались забавными репликами с капитаном, бившимся головой о внутренние элементы форсажной камеры. Много интересного мы услышали о себе, о оптических иллюзиях и похмельных синдромах. Но нас было двое, а, следовательно, и доказательств у нас было больше. Кончилось все тем, что я тоже залез в трубу. Капитан уже не имел моей молодецкой гибкости и настроить его было куда сложнее. Но когда Гайдаш уверовал в обрыв лопатки, то совсем не обрадовался. даже наоборот. Как–то поскучнел.
— Надо срочно доложить инженеру полка – потом внимательно посмотрел на меня и ехидно спросил – А ты проводил вчера послеполетный осмотр?

Все это и так начало напоминать мне «Балладу о королевском бутерброде», а упоминание про осмотр раскаленного двигателя, вообще придало ситуации сюрреалистический оттенок. Я даже не придумал, что сказать, но понял, что с орденом явно погорячился.

Приехал маленький и толстый Юкин — инженер полка (зам. командира по ИАС). Поздоровался за руку с Гайдашем, кивнул стартеху, зыркнул на меня и полез в сопло.

Гайдаш начал выкрикивать в сопло данные о локализации дефекта, а оттуда эхом возвращался отборный технический мат. К описанию дефекта подключился стартех. Ответный мат стал изобиловать идиоматическими выражениями, из которых следовало, что техник, стартех и инженер эскадрильи не совсем адекватно воспринимают действительность, видимо вследствие плохого технического образования и отсутствия практического опыта.
Тут уже капитан Гайдаш завелся. Пригнали машину АПА–5, подключили фару и передали Юкину в форсажную камеру. Там стало светло и празднично. Но обрыв лопатки наш начальник так и не видел.

К этому моменту вокруг самолета собралась уже приличная толпа. Народ оживленно переговаривался и, кажется, начал делать ставки. Я даже некоторую гордость испытывал. Без году неделя в полку, а уже в центре внимания! А диспут у сопла продолжался. Инженер полка дефект не видел, а стартех и инженер эскадрильи клялись партбилетами, что видели все своими глазами. Позвали меня. Заставили лезть в двигатель. Пришлось снять куртку, а то бы мы с Юкиным там не поместились. К тому времени я уже отработал приемы поиска и демонстрации дефекта так, что через пару минут инженер полка убедился – действительно есть обрыв лопатки!

Тут же рядом с самолетом подполковник Юкин устроил совещание:
— Всех техников всех эскадрилий прогнать через форсажную камеру для ознакомления с дефектом. Потом самолет отправить в ТЭЧ! Снять двигатель и готовить к отправке на завод в Уфу. Инженеру эскадрильи откорректировать график эксплуатации и внести изменения в план полетов.

– Начальник посмотрел по сторонам и, увидев меня, продолжил: — А тебя мы пока под суд отдавать не будем. Дождемся результатов заводской экспертизы. Не является ли указанный дефект следствием безграмотной эксплуатации? В должностной инструкции техника самолета оговорено, что при послеполетном осмотре необходимо проконтролировать состояние лопаток турбины. Почему же ты вчера после полетов не обнаружил обрыв лопатки? А?

И я понял, что не будет даже благодарственного письма...Отсюда

Р.S. Фото может немного не в тему, но очень мне понравилось...

Про орден и медаль
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Бокин
14.11.2020 - 20:10
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5287
Цитата
При работе турбина делает 30 000 оборотов в минуту


Не более 15000 об/мин.

Кстати - фото Ту-142 к данной теме каким образом?

Осмотр лопаток 1 ступени компрессора и последней ступени турбины - предусмотренное регламентами обслуживания действие. С записью в ЖПС (журнал подготовки самолёта).

Это сообщение отредактировал Бокин - 14.11.2020 - 20:12
 
[^]
grekmex
14.11.2020 - 20:12
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.02.16
Сообщений: 6830
lol.gif
а потом была излюбленная процедура
"награждение непричастных и наказание не виновных"
 
[^]
xeknxf
14.11.2020 - 20:12
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1939
Я служил на срочке механиком в авиачасти. По радиооборудованию. К черту подробности, по всему. Так вот, на предполетной подготовке сел радива послушать, а оно молчит. Доложил летехе, потом бегом в ТЭЧ за указанным летехой блоком. Самолет улетел, мне благодарность от командования, а от нашей банды - респект. Так что бывает.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
technoservis
14.11.2020 - 20:12
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.09.19
Сообщений: 1221
Моя фамилия склоняется, а я всегда считал что нет.

Иногда даже делал замечания, тем кто склонял.
Хотя х. з., мож и можно прилепить окончание.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
гендольф
14.11.2020 - 20:16
1
Статус: Offline


Хохотун

Регистрация: 2.11.11
Сообщений: 145
Вот уж правда , что лучшее поощрение это не наказание))) . В основном награды получают кто "во время подлизывает попец"
ЗЫ: или кадровик
 
[^]
lxnaru
14.11.2020 - 20:19
0
Статус: Offline


водитель дивана

Регистрация: 26.10.16
Сообщений: 21538
Цитата (technoservis @ 14.11.2020 - 20:12)
Моя фамилия склоняется, а я всегда считал что нет.

Иногда даже делал замечания, тем кто склонял.
Хотя х. з., мож и можно прилепить окончание.

у женщин не склоняется, у мужчин склоняется
не стыдно не знать про свою фамилию?
 
[^]
Бокин
14.11.2020 - 20:20
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5287
А когда в Йошкар-Оле перехватчики ПВО Су-15 базировались? в СССР там была авиация РВСН.
 
[^]
krylov
14.11.2020 - 20:22
8
Статус: Offline


тварь циничная

Регистрация: 16.05.12
Сообщений: 13306
Теркина вспомнил..

– Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.

Буду ль жив ещё? – Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчёт медали:
Мне её тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:

Дело самое простое –
Человек пришел с войны.



хз почему...
 
[^]
Raketa134
14.11.2020 - 20:23
4
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 10.08.15
Сообщений: 73
За авиацию всегда зелень!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Walton
14.11.2020 - 20:25
1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 12.08.13
Сообщений: 810
Может не точно, но Ваньке за атаку хуй в сраку, а Маньке за пизду Красную Звезду! lol.gif
 
[^]
Vagus
14.11.2020 - 20:26
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.05.12
Сообщений: 2765
Цитата
Зимой 1981–1982 было жуть как холодно. Даже в валенках. «Здесь на зуб зуб не попадал, не грела телогреечка».


Позанудствую на правах того, кто помнит.)))
Автор на пару лет ошибся.

Люто-холодная зима была 78-79года. В средней полосе тогда вымерзли фруктовые сады.

А мы, школьники, сидели по домам и тихо радовались дополнительным каникулам )))
 
[^]
Бокин
14.11.2020 - 20:57
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5287
Цитата (Бокин @ 14.11.2020 - 20:20)
А когда в Йошкар-Оле перехватчики ПВО Су-15 базировались? в СССР там была авиация РВСН.

Вопрос снят.

Базировался полк ПВО на Су-15 и МиГ-23, от РВСН - отдельный транспортный отряд.
 
[^]
amulet21
14.11.2020 - 20:57
1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 16.05.11
Сообщений: 847
Цитата (Бокин @ 14.11.2020 - 20:20)
А когда в Йошкар-Оле перехватчики ПВО Су-15 базировались? в СССР там была авиация РВСН.

На, читай:

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B...80%D0%BE%D0%BC)

Это сообщение отредактировал amulet21 - 14.11.2020 - 20:58
 
[^]
Бокин
14.11.2020 - 21:05
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5287
Цитата (amulet21 @ 14.11.2020 - 20:57)
Цитата (Бокин @ 14.11.2020 - 20:20)
А когда в Йошкар-Оле перехватчики ПВО Су-15 базировались? в СССР там была авиация РВСН.

С ТС этот вопрос уже решил.
 
[^]
Ogre55
14.11.2020 - 21:56
0
Статус: Offline


Реликтовый Динозавр

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 21217
Годные буквы, но я сразу понял, что обнаруживший дефект будет главным виноватым.
 
[^]
xeknxf
14.11.2020 - 21:57
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1939
Цитата (Ogre55 @ 14.11.2020 - 21:56)
Годные буквы, но я сразу понял, что обнаруживший дефект будет главным виноватым.

Это да! Особенно, если прикидывать будущие ништяки.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
insaider
15.11.2020 - 07:00
2
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Цитата
И я понял, что не будет даже благодарственного письма..


А это всегда так.... dont.gif
 
[^]
zeppelman
15.11.2020 - 08:08
2
Статус: Online


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 31279
Я думаю пилот должен как минимум стакан поставить! alkash.gif
 
[^]
DasKochet
15.11.2020 - 09:24
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.04.15
Сообщений: 8886
В Армии каких только происшествий не происходит.
И еще больше баек появляется!
 
[^]
Nunataaq
15.11.2020 - 09:37
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.10.18
Сообщений: 2349
Вот только непонятно, на-зачем ероплан в ТЭЧ отправлять, неужели двигатель невозможно заменить в условиях ПАРМ?
А дефектный как раз в ТЭЧ и отправить, там его и раскидают.
Хотя, самолётик небольшой, пусть слетает, это всё же не стратега туда-сюда гонять...
))

Это сообщение отредактировал Nunataaq - 15.11.2020 - 09:37
 
[^]
Daimond1984
15.11.2020 - 10:38
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36809
Да уж, и не такое бывает))
 
[^]
acs13
15.11.2020 - 10:50
-3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.07.15
Сообщений: 359
Пиздит, как дышит. "По мотивам".
 
[^]
evgenich1609
15.11.2020 - 12:50
1
Статус: Offline


Сэнсэй

Регистрация: 25.05.10
Сообщений: 8107
Цитата (Vagus @ 14.11.2020 - 20:26)
Цитата
Зимой 1981–1982 было жуть как холодно. Даже в валенках. «Здесь на зуб зуб не попадал, не грела телогреечка».


Позанудствую на правах того, кто помнит.)))
Автор на пару лет ошибся.

Люто-холодная зима была 78-79года. В средней полосе тогда вымерзли фруктовые сады.

А мы, школьники, сидели по домам и тихо радовались дополнительным каникулам )))

А мы не сидели , а шли кататься с горки . Погода то была солнечная ! cheer.gif
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 3338
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх