168
В английском языке есть идиома - pick pennies in front of a steamroller, буквально - подбирать монетки из под асфальтового катка, то бишь подвергаться огромному риску ради копеечной прибыли. Герои двух историй, которыми я хочу поделиться, занимались примерно этим же, и их карьеры оказались бесжалостно перееханы паровым катком из-за ничтожной выгоды.
Оба случая произошли в финансовой индустрии Лондона и получили достаточно широкое освещения в прессе. Герои обоих историй зарабатывали более миллиона фунтов в год на элитных позициях в финансовой индустрии, но погорели из-за непомерного высокомерия.
Итак, случай первый.
Джонатан Берроуз - преуспевающий финансист на пике своей карьеры. В 2013 году в возрасте 43 лет он управляет хедж-фондом в компании Блэкрок (самой большой в мире компании по управлению активами). Размер компенсации на такой должности - от миллиона фунтов в год и выше, так что до выхода на пенсию Джонатану предстоит сколотить изрядное состояние.
Уже сейчас у него есть своя квартира в Сити, недалеко от офиса, а также загородный дом в Сассексе. Этот дом Джонатан купил в 2008 году, и для поездок в офис он пользуется пригородным поездом Юго-Восточной линии, приходящим в Лондон на станцию Кэннон стрит. Садится в поезд наш герой на станции Стоунгейт в Восточном Сассексе. Станция небольшая, и не оборудована барьерами на вход, поэтому билет сканируется при выходе с конечной станции.
Стоимость поездки 21.50, но железнодорожное сообщение в Великобритании в целом недешево. Для Джонатана эта стоимость была сущими копейками, но он, тем не менее, обратил внимание на одну конструктивную особенность станции Кэннон стрит. Прямо с поезда можно было выйти через барьеры, просканировав билет, купленный за 21.50. А можно было перейти на другую платформу, пройти в другой конец станции и добраться до турникетов, которые работают на выход из лондонского метро. Там можно просканировать транспортную карту (Ойстер) и заплатить всего 7.20.
Мозг управляющего активами быстро вычислил выгоду, и он начал пользоваться этой хитрой схемой для каждой поездки из дома на работу. Скорее всего, дело было не только в экономии £14.30, а в возможности обмануть систему и подтвердить свой интеллект.
Такие поездки беспрепятственно продолжались на протяжении 5 лет, с 2008 по 2013 год. Но они закончились, когда при очередном проходе через барьер к Джонатану подошёл вежливый сотрудник станции, следовавший за ним, и попросил показать билет на поезд, а затем пройти для разговора.
Джонатан особо не парился на первых порах - общая сумма, на которую он нагрел железную дорогу за все время, исчислялась максимум в тысячах фунтов, которые он был готов возместить незамедлительно. Он сам считал, что сэкономил от силы несколько сот фунтов, потому как ездил не так часто.
Однако у железной дороги было свое мнение - они узнали, сколько времени Джонатан пользуется маршрутом и посчитали, какой максимальный ущерб в теории он мог бы нанести этим маневром. К этому они прибавили штрафы, пени за просрочку и выкатили ему счёт на 43 тысячи фунтов.
Сумма весьма немаленькая, но Джонатан был готов заплатить и ее, лишь бы дело не было предано огласке. К сожалению для него, все было не так просто.
Через полицию это дело просочилось в прессу - громкие заголовки "Управляющий хедж фондом накатал зайцем на 43 тысячи фунтов" распространились по всем газетам. Имя виновника не называлось, но упоминались станции, между которыми он путешествовал. После этого раскрытие личности Джонатана было лишь вопросом времени.
Считается, что к этому приложили руку его коллеги по индустрии, ездившие тем же маршрутом - они не хотели, чтобы на них пала тень подозрения и сдали виновника. Так или иначе, о том, что в правонарушении был замешан именно Джонатан Берроуз вскоре узнали все.
Реакция работодателя была моментальной - его уволили без выходного пособия (когда не выплачиваются отложенные бонусы). Мало того, FCA (британский надзорный орган) вынес предписание, запрещающее ему пожизненно работать в финансовой индустрии.
Стоит отметить, что в разрушении карьеры Джонатана большую роль сыграла пресса - они представили это дело так, что он обманул железную дорогу на 43 тысячи, тогда как реальный ущерб был гораздо меньше (он согласился заплатить эту сумму, рассчитывая на то, что историю удастся замять без последствий). Уже через несколько месяцев после инцидента появилась пара статей о том, что с ним поступили слишком сурово... Но приговор неизменен и по сей день, и карьера Джонатана на этом бесславно закончена.