Юрий Гагарин – во время возвращения из космоса: «Я горю! Прощайте!..»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (12) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
sepryn
26.05.2020 - 16:02
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.04.12
Сообщений: 1495
835
Первый космонавт только по счастливой случайности вернулся живым из полета 12 апреля 1961 года
Фотограф Владимир Орлов напомнил в своем блоге, что на самом деле испытал в своем полёте Юрий Гагарин и как он к этому отнёсся.
Это фотография Юрия Гагарина через несколько часов после приземления. Здесь нет его знаменитой "гагаринской" улыбки. Есть человек, который наконец осознал, что произошло и каким чудом он остался жив.

"Немногие знают, что во время полёта произошло 11 нештатных ситуаций различной степени сложности.

Например, в день перед вывозом ракеты-носителя на стартовый стол при взвешивании Гагарина в скафандре с креслом обнаружился перевес в 14 килограммов. Тогда в срочном порядке в течение одной ночи были разработаны и проведены работы по облегчению космического корабля, которые, в частности, включали в себя обрезку ряда кабелей, что впоследствии и привело к ряду нештатных ситуаций во время полета", — вспоминает Борис Черток. По его словам, вместе с кабелями, необходимыми для непилотируемых полетов, были обрезаны важные датчики давления и температуры. "Почему-то сочли, что датчиков, находящихся внутри корабля, будет достаточно", — отметил Черток.

Утро 12 апреля 1961 года, космодром Байконур. Предстартовая подготовка. После посадки Юрия Гагарина в корабль "Восток" и закрытия посадочного люка было обнаружено, что один из трёх контактов "Люк закрыт" не замкнулся.

Состояние этого контакта было принципиально важным: за счёт его срабатывания на спуске после отстрела крышки люка должен был запускаться таймер катапультирования космонавта. По указанию генерального конструктора Сергея Королева люк был открыт, контакт поправлен, а люк закрыт заново.

"Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают люк вновь открывать. Смотрю, люк сняли. Понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович говорит: "Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Все будет нормально". Расчетом скоро были переставлены платы, на которых установлены концевые выключатели. Все подправили и закрыли крышку люка", — доложил на Госкомиссии после полета Гагарин.

Ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом.

В самом начале подъёма ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали!». Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной: рассекреченные параметры орбиты были 327×180 км. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.

На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал Землю с её облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и Солнце, другие звёзды во время полёта в тени Земли. Ему нравился вид Земли из космоса, так, он, в частности, записал на бортовой магнитофон такие слова:

"Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них. Красиво, красота!… Внимание. Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво!"

Все ждали момента, сработает ли двигатель торможения. Тормозной двигатель, как и положено, сработал на 67-й минуте орбитального полета, и "Восток" с Гагариным начал спуск. Однако и здесь не обошлось без неприятных сюрпризов: тормозная двигательная установка не выдала полный импульс из-за потери части топлива.

Причиной стало неполное закрытие обратного клапана наддува бака горючего. Двигатель отключился по предельному времени работы (44 секунды), но орбитальную скорость "Востока" удалось снизить лишь на 132 м/с вместо расчётных 136 м/с. Корабль пошел на спуск по более пологой траектории. Также не по плану пошли и последующие операции.

В результате нештатной работы тормозных двигателей была нарушена логика стабилизации корабля, и его раскрутило до значительной угловой скорости.

"Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился "кордебалет": голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал разделения", — рассказывал потом Гагарин.

Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, команда на разделение спускаемого аппарата и приборно-двигательного отсека поступила также нештатно.

Разделения не было, потому что при неполной выдаче тормозного импульса оно блокировалось системой управления: разделение допустимо, когда есть гарантии скорого входа в атмосферу. Если же есть риск остаться на орбите, отделять приборный отсек с его мощными аккумуляторами и системой ориентации равносильно гибели. Поэтому спускаемый аппарат с космонавтом входил в атмосферу в связке с приборным отсеком.

"Я знал, что по расчету это (разделение корабля на отсеки. должно было произойти через 10–12 секунд после выключения тормозной двигательной установки. При выключении ТДУ все окошки на ПКРС (прибор контроля режима спуска) погасли. По моим ощущениям больше прошло времени, но разделения нет. На приборе "Спуск" не гаснет, "приготовиться к катапультированию" — не загорается. Разделение не происходит. Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем — второй и затем — первой команды. Подвижный индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет. "Кордебалет" продолжается. Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Доложил по КВ-каналу (коротковолновому), что ТДУ сработала нормально. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь километров, значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. "Шум" не стал поднимать. По телефону доложил, что разделение не произошло", — сообщал впоследствии Гагарин.

Лишь через 10 минут после торможения, на высоте около 110 км, в результате нагрева до 150 градусов Цельсия от трения об атмосферу сработали термодатчики резервной системы разделения и была разблокирована команда на отделение приборного отсека. Спускаемый аппарат начал самостоятельный спуск.

Спуск происходил по баллистической траектории (как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход»), то есть с 10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов.

В этот момент, вспоминает Гагарин, он пережил максимальные перегрузки, видимо, до 12g, которые чуть не закончились для него потерей сознания.

"По моим ощущениям перегрузка была за 10g. Был такой момент, примерно секунды 2–3, когда у меня начали "расплываться" показания на приборах. В глазах стало немного сереть", — вспоминал космонавт.

Потеря фокуса зрения и потемнение в глазах явный признак того, что дело идет к потере сознания. Обычно такое происходит при 10–12g, но Гагарин смог выдержать и это испытание.

Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3—5 тысяч °C), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.

"Я горю! Прощайте!" Об этих словах Гагарина долго не говорили, но именно так он сказал, когда увидел в иллюминаторе языки пламени и ручейки расплавленного металла. Он думал, что это гибель. Но это обгорала обшивка и благодаря высокой температуре спусковая капсула наконец-то отсоединилась и началось штатное снижение.

На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»). (На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата: связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы.)

Когда кресло с Гагариным катапультировалось из спускаемого аппарата, взору космонавта открылся вид на Волгу. "Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе", — вспоминал Гагарин.

Он рассказывал, что катапультирование произошло над берегом, и космонавт опасался, что ветром его отнесет к реке и придется приводняться. Меж тем силы поиска и спасатели ждали почти в 200 км от этого места.

После катапультирования над Гагариным последовательно раскрылись тормозной и основной парашюты, а затем из нагрудного ранца вышел и запасной парашют. Это было предусмотрено схемой спуска, хотя и представляло некоторую опасность. Сначала запасной парашют провалился вниз, не раскрывшись.

"Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал о том, что, наверное, это Саратов. Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца", — говорил Гагарин.

Спустя некоторое время "в облачке подуло немножко, и раскрылся второй парашют". "Дальше я спускался на двух парашютах", — говорится в отчете первого космонавта. Из-за этого он не мог эффективно управлять полетом.

"По заявлению Ю.А. Гагарина управлять полетом на парашютах ему не удалось, почти до самой Земли он спускался лицом к ветру", — говорится в отчете ОКБ-1 по результатам запуска корабля-спутника с пилотом на борту. Лишь на высоте около 30 метров космонавта развернуло лицом по сносу, что позволило приземлиться уверенно и мягко.

Гагарин спускался в герметичном скафандре. После раскрытия основного парашюта космонавт должен был открыть клапан, чтобы дышать атмосферным воздухом, но открывающий тросик затерялся в складках одежды.

"Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут шесть никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально", — вспоминал сам Гагарин.

Во время спуска у Гагарина выпал носимый аварийный запас (НАЗ). 30-килограммовая укладка с самым необходимым для выживания должна была спускаться под ногами космонавта, прикрепленная длинной стропой к скафандру. Внутри была надувная лодка, она пригодилась бы в случае приводнения на Волгу, продукты, медикаменты, радиостанция и пистолет.

"Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все. Я понял, НАЗ пошел вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жестко к спинке привязан", — говорил Гагарин.

Однако потеря этих 30 кг сделала космонавта легче, и его отнесло еще дальше от берега.

Примерно через 108 минут после старта с Байконура Юрий Гагарин вернулся на родную землю. Он приземлился в поле недалеко от Энгельса в Саратовской области. Местным жителям, которые могли принять его за сбитого американского летчика, Гагарин говорил: "Я советский человек, прилетел из космоса".

За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдёт катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.

Много ещё было мелких и не очень неурядиц, но Юрий Гагарин выжил и стал первым из первых! Давайте помнить, какой ценой!
Не случайно Юрий Алексеевич задавался вопросом перед полетом: кто он - первый космонавт или последняя собака...

Гжатск - родина Юрия Алексеевича Гагарина. Сейчас этот город назван в честь своего героического жителя. Музей первого полёта - это место, где должен побывать каждый человек, чтобы понять, что космос - это будущее, будущее человечества!

P.S.
И о Земном... Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полёте человека в космос стали… шнурки. Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущёву об успешном осуществлении полёта в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Подвела героя космоса подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге...»

via

Юрий Гагарин – во время возвращения из космоса: «Я горю! Прощайте!..»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Egorusleft
26.05.2020 - 16:08
161
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 17.11.12
Сообщений: 620
Цитата (sepryn @ 26.05.2020 - 16:02)

"Немногие знают, что во время полёта произошло 11 нештатных ситуаций различной степени сложности.

Ты то откуда знаешь?
Сам эти кабели резал? Или подтянул статейку не удосужившись проверить информацию?

Просто потратил 5 минут: владелец домена ООО "Газета новые известия"
Само ООО "Газета новые известия" принадлежит некоемому "бизнесмену" Грызанову Дмитрию НИколаевичу (кто это - ХЗ, можете сами поискать)
Ну и вишенка на торте - действует газетенка с 2016 года и за последнее время уже как минимум 6 судебных дел и все о защите чести и деловой репутации. Ответчик как раз эта газетенка.
Делайте выводы, господа.

Это сообщение отредактировал Egorusleft - 26.05.2020 - 16:17
 
[^]
vays777
26.05.2020 - 16:11
40
Статус: Offline


Саркастичный добряк

Регистрация: 27.11.17
Сообщений: 419
Юра, прости долбаёбов, они все проболтались !!!
 
[^]
Северянкин
26.05.2020 - 16:20
3
Статус: Offline


Капитан

Регистрация: 1.02.14
Сообщений: 129
Спасибо. Зелень.
 
[^]
Dармоеd
26.05.2020 - 16:20
47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.08.14
Сообщений: 1671
Это было великое время, и великие свершения.

К сожалению, сейчас мы очень далеко от этого, хотелось бы вернуть гордость за страну.
 
[^]
alkora
26.05.2020 - 16:21
26
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 18.11.14
Сообщений: 4253
Насколько я знаю, т.е. имхо..
Никакого катапультирования не было и не предусмотрено.., как вы его представляете ваще?
Гагарин просто вылез из люка.. со всей амуницией, этот опыт был отработан насколько возможно другими специалистами испытателями, из "стратосферных" различных устройств..
На шлеме у него было написано СССР, кто то из инженеров догадался написать..
Приземлился в огород какой то одинокой бабушки, матыгами не забили, накормили, напоили, раздели, дозвонились..)

Есть фотки в сети почти сразу после приземления..

Это сообщение отредактировал alkora - 26.05.2020 - 16:38
 
[^]
Pioltone
26.05.2020 - 16:23
29
Статус: Offline


Грачи прилетели

Регистрация: 27.10.11
Сообщений: 2213
Яп не смог.
Хоть и есть 5 типов освоенных самолетов за плечами, но яп не смог. Ну его нахер этот космос.

Когда с Залетиным (летчиком -космонавтом дважды Героем) встречались и разговаривали на космические темы, то всплыла мечта мальчишек "мама, хочу стать космонавтом".
Сидело человек 30 летчиков и штурманов. Когда он (Залетин) спросил, хочет ли кто в отряд космонавтов, ему ответили что-то "Сергей, вы там давайте как-нибудь без нас".
 
[^]
Ogre55
26.05.2020 - 16:23
34
Статус: Offline


Реликтовый Динозавр

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 21217
Шок! Сенсация! Гагарин не летал в космос! Вместо него запустили двойника, а космонавта сбросили в скафандре с парашютом с самолёта. Двойник сгорел, так как космический корабль не был подготовлен к полёту человека. Шокирующие факты нам открыл всю жизнь секретный инженер, решившийся сказать правду спустя полвека. (Сарказм)
 
[^]
alkora
26.05.2020 - 16:30
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 18.11.14
Сообщений: 4253
Цитата (Pioltone @ 26.05.2020 - 16:23)
Яп не смог.
Хоть и есть 5 типов освоенных самолетов за плечами, но яп не смог. Ну его нахер этот космос.

Когда с Залетиным (летчиком -космонавтом дважды Героем) встречались и разговаривали на космические темы, то всплыла мечта мальчишек "мама, хочу стать космонавтом".
Сидело человек 30 летчиков и штурманов. Когда он (Залетин) спросил, хочет ли кто в отряд космонавтов, ему ответили что-то "Сергей, вы там давайте как-нибудь без нас".

сейчас уж точно нет..)
 
[^]
xEVGx
26.05.2020 - 16:35
33
Статус: Offline


Инфернальный похуист.

Регистрация: 28.01.13
Сообщений: 1182
Фотограф, бля. Хуею. Дворник ничего не писал? Гагарина взвесили в костюме за сутки))))) Вааще все ахуели. Обрезали провода и сразу фотографу рассказали.
 
[^]
Surjik
26.05.2020 - 16:36
26
Статус: Online


Приколист

Регистрация: 7.03.14
Сообщений: 235
Какой сейчас хуйни не понапишут.
 
[^]
Гортоп
26.05.2020 - 16:58
12
Статус: Online


похуист

Регистрация: 25.02.14
Сообщений: 7019
Цитата (sepryn @ 26.05.2020 - 16:02)

Не случайно Юрий Алексеевич задавался вопросом перед полетом: кто он - первый космонавт или последняя собака...


С кем это он поделился размышлениями, с чьих слов стал известен этот "вопрос"?
 
[^]
MonkA
26.05.2020 - 17:00
14
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.08.08
Сообщений: 70
за Юрия Гагарина всегда зелень, тогда не было технологий, все осваивали на месте, поэтому судить как там было почти 60лет назад я не имею права
 
[^]
kstanton
26.05.2020 - 17:07
13
Статус: Offline


дозорный

Регистрация: 23.10.09
Сообщений: 1549
Цитата
"Я горю! Прощайте!"

Товарищи. Я горю! Прощайте, товарищи! dont.gif
 
[^]
xenopus
26.05.2020 - 17:10
20
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 3.11.10
Сообщений: 398
Это же надо было придумать про последнюю собаку...бля да в вашей любимой Америке за такое распяли бы. Господа либералы из газетенки
 
[^]
Avalon
26.05.2020 - 17:15
-8
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 29.06.08
Сообщений: 465
Цитата
"Почему-то сочли, что датчиков, находящихся внутри корабля, будет достаточно", — отметил Черток.

Если инфа в тексте правда, то я хуею - первый полет в космические ебеня, а они блять датчики похерили
faceoff.gif
 
[^]
combatunit
26.05.2020 - 17:20
4
Статус: Offline


The Drot

Регистрация: 7.09.12
Сообщений: 6610
Цитата (xenopus @ 26.05.2020 - 21:10)
Это же надо было придумать про последнюю собаку...бля да в вашей любимой Америке за такое распяли бы. Господа либералы из газетенки

На одном из банкетов Юрий Гагарин обронил шутку, которая стала печатной только в наше время: «До сих пор не пойму, кто я — первый человек или последняя собака».

С юмором у него было всё в порядке.
 
[^]
ZanycH
26.05.2020 - 17:25
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.04.09
Сообщений: 15476
Уже и до Гагарина добрались...
 
[^]
Веничка
26.05.2020 - 17:29
21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.02.20
Сообщений: 1733
Великая эпоха, великая страна, великий человек. Мы гордимся тобой. Слышь, Рогозин?
 
[^]
Lerych
26.05.2020 - 17:30
14
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 1.07.19
Сообщений: 71
Очередной вброс. Отнять у нас хотят и это достижение.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Yubikiri
26.05.2020 - 17:36
7
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 2.06.09
Сообщений: 485
Знакомые буквы

https://www.yaplakal.com/forum46/topic2045068.html

Это сообщение отредактировал Yubikiri - 26.05.2020 - 17:37
 
[^]
homoanonimus
26.05.2020 - 17:38
4
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 2.04.12
Сообщений: 474
Очень интересная книга есть "Скрытый космос" генерала Каманина. Много интересного про подготовку и осуществление космической программы СССР.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Псевдоподий
26.05.2020 - 17:51
7
Статус: Online


Остерегайся удара зюзьгой!

Регистрация: 1.01.18
Сообщений: 6889
Цитата (combatunit @ 26.05.2020 - 17:20)
Цитата (xenopus @ 26.05.2020 - 21:10)
Это же надо было придумать про последнюю собаку...бля да в вашей любимой Америке за такое распяли бы. Господа либералы из газетенки

На одном из банкетов Юрий Гагарин обронил шутку, которая стала печатной только в наше время: «До сих пор не пойму, кто я — первый человек или последняя собака».

С юмором у него было всё в порядке.

Почему вы не договариваете всей правдыЪ, о которой стало можно говорить только в наше время? Он ведь потом на этом же банкете громко молился и бил чечетку по столам. Юморист был тот еще!
 
[^]
Shukman
26.05.2020 - 17:52
6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 1.07.15
Сообщений: 12
Уже обсуждали эту дичь, и про перевес в 14 кг.
 
[^]
Дахрентам
26.05.2020 - 18:12
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.02.19
Сообщений: 1180
Цитата (combatunit @ 26.05.2020 - 17:20)
Цитата (xenopus @ 26.05.2020 - 21:10)
Это же надо было придумать про последнюю собаку...бля да в вашей любимой Америке за такое распяли бы. Господа либералы из газетенки

На одном из банкетов Юрий Гагарин обронил шутку, которая стала печатной только в наше время: «До сих пор не пойму, кто я — первый человек или последняя собака».

С юмором у него было всё в порядке.

Ну в принципе так оно и есть - кем бы его не считали и кем бы он не был по форме, в принципе, " в натуре" полёта он был всего лишь подопытным кроликом.
И чтобы это отрицать надо быть настолько тупым, что считать освоение космоса привычной, чисто романтической прогулкой, а не тяжёлой и сложной работой в неизвестности!
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 90440
0 Пользователей:
Страницы: (12) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх