220
Наша семья по линии мамы - коренные староверы. Точное название не скажу, но что-то вроде "поморцы-беспоповцы". Да, среди старообрядцев тоже много течений, которые тихо воюют и склоняют друг друга на свою сторону.
Сначала семья жила на территории нынешней Томской области, затем переехала в Красноярский край.
Хранительницей традиций всегда была тётя Шура - сестра моей мамы (именно тётю Шуру с Псалтырем в руках вы и видите на фото). Остальные члены семьи догматов веры особо не придерживались и лишь изредка, нехотя исполняли указания тёти Шуры насчет обрядов.
Когда я был ребенком и подростком, весь мир религии меня как-то и не касался. Я вообще был спокойным, естественным, не воинствующим атеистом. Но вот когда поступил в универ в 1990 году, то внезапно принял решение поехать к тёте Шуре и покреститься (она давно меня звала). Решение мое было исключительно, как бы это сказать... культурно обусловленным. Я вдруг осознал, что мои родные являются носителями тех многовековых обрядов, что появились на Руси вскоре после крещения. То есть, я как бы захотел продлить эту цепь традиций - пусть даже и формально.
Крещение было серьезным. Вначале я постился один день, потом мы пошли на реку, на берегу расстелили чистое полотно, на которое я и ступил, будучи с головой погруженным в воды реки. Смысл - обновленный человек не касается грешной земли. Единственное, что меня напрягло - это задумчивый вопрос тёти Шуры: "А сошел ли на тебя Святой Дух, если ты был в плавках?". Но в итоге решили, что сошёл
Затем мне повязали поясок и торжественно выдали СВОЮ ложку, кружку и чашку. Ибо старовер должен есть только из своей посуды (даже в гости ее брать). Разумеется, этих требований я выполнять потом не стал, как не стал и отпускать бороду (на фиг надо, мне всего 17 лет!)
После этого я приезжал к тёте Шуре в гости лишь изредка и всякий раз терпеливо отстаивал с ней молитвы, механически крестясь и глядя, как медленно плывут золотистые пылинки на фоне старых икон...
Где-то в 2010 году я ради шутки отпустил бороду, да так ее и оставил - окружающие сказали, что мне идёт. Но тёте Шуре, чтобы сделать приятное, сказал, что бороду отпустил по её просьбе. Увы - оказалось, что аккуратная эспаньолка не отвечает догматам веры. Щетину вообще нельзя подбривать! Борода должна быть лопатой! Но решили, что пока сойдет и так...
Когда умерла мама, тётя Шура приехала к нам за много километров, привезла иконки и саван. Это было так... странно и вместе с тем, успокаивающе, если так можно сказать. "Зловещий" саван, о котором я так много читал раньше - и вот он, здесь. И возникло вдруг ощущение, что соблюдается какая-то вечное правило, что именно так и надо хоронить.
Чем старше я становился, тем чаще требовала от меня тётя Шура соблюдения разных обрядов. Например, однажды решила наложить на меня епитимью во искупление грехов. А поскольку человеком она была добрым, то долго и мучительно выбирала тот вид епитимьи, который причинит мне меньше страданий. И наконец, нашла: "Запрещаю тебе полгода есть щуку!" Я тихонько посмеялся про себя - дело в том, что в тот год я был вегетарианцем
Затем потребовалось приехать на покаяние. А этот обряд мог проводить только мужчина, которых у староверов осталось очень мало. Ну, что же... приехал я каяться. Ох, простите мой русский, это была "жесть". Огромный, заготовленный заранее список вопросов, на каждый из которых ты должен ответить "Каюсь, святые отче". И я просто офигел, когда началась тема секса. Бедные наши предки! Это сколько же комплексов у них в голове было создано разными запретами?!
- Не вкладывал ли персты куда не следует?
- Не лобызал ли места непотребные?
... и так далее.
Больше я на покаяния не ходил
Сейчас я храню старую икону, которую оставила мне тётя Шура, несколько древних богословских книг, да большую родословную, корни которой уходят в начало XIX века. Маленький свинцовый крестик на веревочке где-то, к сожалению, потерял. Тётю Шуру вспоминаю как бесконечно добрую, по сути - бабушку, деликатно наставляющую меня на "путь спасения".
И еще я благодарен ей за возможность говорить на псевдоцерковнославянском. Дело в том, что все молитвы она читала вслух, и я как-то быстро усвоил и слова, и манеру построения предложений. И едва лишь в интернет-спорах кто-то пафосно затронет тему веры, как я тут же наседаю со своим: "Аще лукавый помысел имеешь, се уста свои хулой наполняешь?! Нечестивец!!"
______
Вот, в принципе, и всё. Сегодня я "старовер" с бородой, но без крестика. Не курю (с детства запах табака не переношу) и не пью (бросил пять лет назад). Ем из любой посуды, лишь бы чистая была. И храню всё то материальное наследие, что оставила мне тётя Шура. Потому что больше хранить некому - на мне и завершается староверческая ветвь