На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Beard74
14.03.2020 - 19:35
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
189
Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

Будет 15 картинок и текст via ©

На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:36
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
В определении штурмовика в русском языке есть некая двойственность. Формально это летательный аппарат, предназначенный для непосредственной поддержки союзных войск и точечного поражения целей на и вблизи линии фронта. Часто к этому добавляют, что такой самолёт должен уметь в штурмовку — атаку целей пушечно-ракетным вооружением с горизонтального полёта или пологого пикирования. Это позволяет выделить тактические бомбардировщики (в том числе и пикирующие) в отдельный класс.

Куда проще с этим у американцев. Термином attack у них обозначается любой самолёт непосредственной поддержки войск, а уж как он реализует эту поддержку — не важно. Именно такого варианта мы и будем придерживаться в статье.

В тени атомной эры

В ходе Второй мировой штурмовики переживали настоящий золотой век. Ил-2 и немецкий пикирующий Ju 87 (который всю карьеру занимался непосредственной поддержкой войск) даже стали одними из символов этой войны. Казалось, державы-победительницы продолжат развитие этого класса, ведь отрицать пользу самолётов, способных поддержать войска, найти и уничтожить не самую крупную или подвижную цель на поле боя, не было никакого смысла.

Но уже тогда появились первые намёки, что штурмовики обречены.

К концу войны почти у всех воюющих стран были проекты продвинутых ударных самолётов. В США мог войти пойти в серию А-42/В-42 с толкающим винтом, что серьёзно упрощало установку разнообразного пушечного вооружения



На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:37
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
В начале войны казалось, что концепция универсального истребителя-бомбардировщика не оправдала себя. Подготовить пилота и для воздушных боёв, и для нанесения ударов по наземным/надводным целям оказалось чрезмерно сложной задачей. В условиях тотальной войны времени на длительное обучение просто не было. Но уже ближе к концу войны истребители-бомбардировщики вернулись — просто с менее универсальными пилотами.

Проектировали перспективные штурмовики и в Третьем рейхе. Но сокращающиеся ресурсы заставили использовать в роли ударной машины изначально «чистый» истребитель Fw190. Реконструкция проекта ударного самолёта Blohm&Voss P.193.01.01 от Густо Миранда



На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:37
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Выпуск единой машины и для истребителей, и для штурмовых частей упрощал снабжение и был выгоден экономически. Так, главными ударными машинами американцев в войне стали не специализированные штурмовики, а истребители P-47 и Р-51 (последний в этой роли прошёл и Корею), F4U у флота (прошедший Корею, а за французов — Алжир и Вьетнам).

В других странах была схожая тенденция, но не столь явно выявленная.

P-47 на заключительном этапе войны проявил себя больше как штурмовик, нежели истребитель



На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:38
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Тем не менее, понимание что специализированные штурмовики тоже нужны, сохранялось. Всё же на обычный истребитель не засунешь ни брони побольше, ни батарею пушек (минимум стволов в восемь). Но с приходом реактивной эры проблемы лишь обострились. Новые самолёты учились летать всё быстрее, выше и дальше. Вот только на небольших скоростях, с которых удобно бить по наземным целям, новые реактивы показывали себя совсем не так хорошо.

Казалось бы, никакой проблемы нет — просто надо строить дозвуковые специализированные штурмовики! Но и тут имелись вопросы.

Создать реактивный штурмовик оказалось не так просто, как представлялось поначалу. Проект штурмовика Ил-40 пришлось достаточно долго доводить до ума, прежде чем получилась неплохая машина



На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:39
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Медленный низколетящий самолёт казался максимально простой и лакомой целью даже для дозвуковых реактивных истребителей первого поколения — что уж говорить об уже выходящих на испытания сверхзвуковых машинах. Возможность нести броню обесценивалась — основные державы обзавелись точными и скорострельными зенитками достаточно приличных калибров, спасти от них могла только броня, как у настоящего танка.

А где-то на фоне маячили зенитные ракеты — ещё более опасные.


Да и в новых реалиях ударные функции, казалось, уходили в прошлое: любую проблему можно было бы решить тактическим ядерным боеприпасом, а не точным бомбометанием или штурмовкой.

Проект американского реактивного ударного самолёта ХА-44. Считалось, что крыло обратной стреловидности поможет сохранить хорошую манёвренность на малых скоростях



На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:40
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Многие (и у нас, и в США) вообще считали, что в новой войне не будет дела до того, что происходит на земле. Всё решат только стратегические налёты, и делать штурмовики и лёгкие бомбардировщики — только подрывать реальную боеспособность страны ненужными тратами.

Разговоры доходили до того, что можно вообще отказать от наземных сил.

Именно в таких условиях, с абсолютной уверенностью в своей правоте, и в США, и в СССР поставили крест на создании ударных самолётов. Более того — без «послезнания» нельзя сказать, что это была ошибочная позиция. Ударную роль поручили сверхзвуковым истребителям, часто не самым лучшим. И, хотя они для этого подходили максимально плохо, казалось, что большего и не надо.

В ударные самолёты записали даже «летающий карандаш» F-104. Найти для него более неподходящую роль почти невозможно. Штурмовал он паршиво и активно из-за этого бился об землю. Схожая история была в СССР с Су-7



На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:41
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Адекватная ударная авиация сохранилась на флоте США. Одна из причин — наличие корпуса морской пехоты со своей авиацией. Они прекрасно понимали всю пользу непосредственной авиационной поддержки, а общее руководство флота им не мешало



На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:42
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Снова в небо

Прошло время. Американцы вляпались во Вьетнам, и там совершенно неожиданно выяснилось, что без нормальных самолётов непосредственной поддержки — никак. Главный по этой роли, сверхзвуковой истребитель F-105 Thunderchief, ещё кое-как подходил для ударов по крупным неподвижным объектам, а вот для непосредственной поддержки войск был совсем плох.

Пришедший ему на смену F-4 Phantom II был лучше, но тоже не до конца устраивала военных — особенно армейцев. При этом очень неплохо показывали себя лёгкие дозвуковые самолёты — вроде A-37 Dragonfly (или даже винтовые, как OV-10 Bronco или старичок A-1 Skyraider).

Единственное, чего им не хватало, — бóльшей скорости и живучести.

A-37 Dragonfly — казалось бы, несуразный смешной самолётик, переделанный из учебного. Но результаты у него были весьма неплохие!




На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:42
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
В это же время всё больший вес набирала идея неядерной — или хотя бы ограниченно ядерной европейской войны. Предполагалось, что обе стороны смогут некоторое время удерживаться от стратегических ударов, пытаясь разобраться на поле боя обычным оружием (максимум используя тактические атомные боеприпасы).

В этих новых условиях непосредственная поддержка войск и уничтожение бронетехники противника на фронте вновь стали важной задачей. Потому по обе стороны железного занавеса опять приступили к созданию полноценных штурмовиков. Американцы, несмотря на недовольство армейцев, сделали бо́льшую ставку на противотанковые возможности и получили A-10 Thunderbolt II. Созданный же в СССР Су-25 был больше заточен именно на поддержку своих войск против различных целей.

Идея дозвукового штурмовика не сразу прижилась. В СССР хотели создать сверхзвуковой бронированный штурмовик. Некоторое время лидировало КБ МиГ с проектом МиГ-21 ЛШ. Ставка КБ Сухого на дозвуковую машину была риском — но риском оправдавшимся



На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:43
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Однако ренессанс интереса продлился недолго. С одной стороны, массовое распространение на поле боя зенитных ракет и появление ПЗРК сводили на нет многие преимущества в защищённости специализированных штурмовиков. С другой — прогресс в аэродинамике и появление вспомогательных компьютеров резко повысили манёвренность истребителей. И новые боевые машины четвёртого поколения не сильно уступали в этом вопросе специализированным штурмовикам.

Кроме того, развитие управляемых боеприпасов — как ракет, так и бомб — значительно упрощало поражение наземных целей.

Проект двухместного всепогодного штурмовика YA-10B N/AW идеально подходил для применения различного высокоточного вооружения. Дойди он до серии — в нынешних реалиях это была бы действительно великолепная машина



На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:44
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
В итоге уже в конце 70-х только-только появившийся А-10 впал в немилость в ВВС. А в 1979 году проект двухместного всепогодного штурмовика YA-10B N/AW свернули под предлогом, что нужды в такой машине больше нет. Предполагалось что уже к середине 80-х все А-10 спишут и заменят ударной версией F-16. Лишь противодействие армии, прекрасно понимавшей, что низколетящий медленный штурмовик всё равно лучше в выявлении и поражении небольших целей, спасало Thunderbolt II.

Первые А-16 не должны были внешне отличаться от обычного истребителя, и лишь потом в серию пошла специальная версия с оживальным крылом. Позже этот проект перекочевал в программу Dual-RoleFighter — следующую попытку заменить А-10



На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:45
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Су-25 в СССР, казалось, поживал неплохо. Потихоньку на его базе разрабатывали специализированный охотник на танки, по многим решениям напоминавший YA-10B. Шли работы над его глубокой модернизацией, изучался вопрос создания штурмовика следующего поколения. Объяснялось это не самым явным противостоянием ВВС и сухопутной армии, а также тем, что в производстве Су-25 были заинтересованы несколько заводов.

Заводчанам перечить было не принято.

Но всё погубил развал СССР. Денег на доведение до ума противотанкового Су-25Т и глубокой модернизации Су-39 не было. КБ Сухого оказалось больше заинтересовано в продвижении своего бомбардировщика Су-34, чем в продолжении рода «грачей».

Су-39, глубокое развитие Су-25



На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:46
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
И снова тупик

В таком зависшем положении ситуация с штурмовиками находится и по сей день.

Американцы собираются менять А-10 на F-35. Аргументы просты и давно известны: новая электроника, умные ракеты и даже управляемые снаряды для пушки делают Thunderbolt II никому не нужным. А уж если армейцам потребуется, то специально для них закупят штурмовики попроще — или на базе винтовых, или на базе учебных самолётов, — возвращаясь, по сути, к концепции Dragonfly и Bronco.

У нас Су-25, конечно, модернизируют, но его постепенно вытесняет Су-34, а на роль непосредственной поддержки пророчат учебный Як-130. Не помогает штурмовикам специальной разработки и минимальный экспортный потенциал. Слишком это узкоспециализированная машина — и при этом не такая простая и дешёвая.

Как утверждают в ВВС, лёгкий винтовой штурмовик A-29 SuperTucano на испытаниях в Афганистане показал себя отлично. Но в армии многие с этим не согласны и не хотят ухода А-10



На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:46
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Наступают на пятки штурмовикам и вертолёты. Во времена Вьетнама первые ударные вертушки не могли соревноваться со штурмовиками из-за малой дальности и ограниченной номенклатуры вооружения. Сейчас они всё быстрее и летают всё дальше; получают всё более мощные системы наведения и дальнобойное вооружение — иногда превосходящее штурмовики.

Всё лучше показывают себя и ударные беспилотники. Они уже отлично применяют управляемое вооружение и потихоньку учатся использовать бомбы с НАР. При этом потерять дрон не страшно: нет пилота — нет и плохой пиар‑картины.

Современные ударные дроны уже перестали быть чем-то новым и необычным. Производят их во многих странах мира, в том числе и в Китае. И только у нас нет ничего подобного



На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Beard74
14.03.2020 - 19:47
Статус: Offline


бородат не по годам

Регистрация: 25.04.11
Сообщений: 11820
Впрочем, у штурмовиков всё ещё есть много сторонников. По их мнению, ни высокотехнологичный F-35 или Су-34 с мощной электроникой и радарами высоко в небе, ни дрон не способны заменить опытного пилота штурмовика. Он быстрее обнаруживает цели и даже лучше их распознаёт. А ведь огромное количество целей на поле боя даже самым крутым радаром так просто не обнаружить.

При этом бронированная и специально спроектированная под живучесть конструкция штурмовика позволяет ему выживать, а какой-нибудь A-29 Super Tucano легко собьют даже удачным попаданием из пулемёта.

Прошло ли время штурмовиков? С одной стороны, идут разговоры, что им осталось лет десять от силы, но с другой — и А-10, и Су-25 продолжают модернизировать и продлевать им срок службы. Может ли выйти так, что они, как и В-52, просто станут «вечными» самолётами? Или всё же их судьба решена?

Все.
Доклад окончил.
Можно пинать.
 
[^]
f983lda
14.03.2020 - 19:47
72
Статус: Online


Изменил статус

Регистрация: 14.02.12
Сообщений: 5951
В тему


Это сообщение отредактировал f983lda - 14.03.2020 - 19:48
 
[^]
mrzorg
14.03.2020 - 19:51
-9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42590
Цитата (Beard74 @ 14.03.2020 - 18:46)
Всё лучше показывают себя и ударные беспилотники. Они уже отлично применяют управляемое вооружение и потихоньку учатся использовать бомбы с НАР. При этом потерять дрон не страшно: нет пилота — нет и плохой пиар‑картины.

Современные ударные дроны уже перестали быть чем-то новым и необычным. Производят их во многих странах мира, в том числе и в Китае. И только у нас нет ничего подобного

Свежак от пиндосов:

Двадцать восьмого февраля 2020 года авиационный журналист Пэт Хост разместил в своём твиттере любопытное, хотя и не очень информативное видео. Это снятая на телефон «экранка» демонстрационного ролика, показывающего основные принципы работы интеллектуальной системы управления боеприпасами «Золотая орда» (Golden Horde).



Первая информация об этой системе появилась в конце 2019 года. Она должна устанавливаться на любые управляемые боеприпасы, как существующие, так и перспективные, и объединять их во взаимодействующий рой.

Этот рой сам будет решать, кого из своих членов отправить на поражение каждой цели, указанной оператором. И вот не прошло и четырёх месяцев, как система из теоретической задумки воплотилась… гм, ну да, пока только в кривенькую трёхмерную анимацию длиной в полминуты. Но, тем не менее, всё равно шаг вперёд.

Подробности на warhead.su
 
[^]
BuDilNick
14.03.2020 - 19:52
30
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.12.14
Сообщений: 1411
а этот где?

На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?
 
[^]
Raspatel
14.03.2020 - 19:52
7
Статус: Offline


массовик с вот таким затейником

Регистрация: 27.04.16
Сообщений: 8936
Наверное, самым легендарным "штурмовиком" все-таки можно считать Ил-2.
Недаром фрицы боялись эту "черную смерть".
 
[^]
Grosny
14.03.2020 - 19:53
19
Статус: Offline


Yukkodrocher typical

Регистрация: 11.02.16
Сообщений: 24784
Цитата (Beard74 @ 14.03.2020 - 19:35)
На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Чувак, ты устарел лет на 20.
Тут прошло время не только классов авиации, но и вообще всей пилотируемой авиации и не только военной...
 
[^]
Oosensey
14.03.2020 - 19:55
1
Статус: Offline


Прозревающий

Регистрация: 9.12.18
Сообщений: 702
Спасибо очень понравилось.
 
[^]
Halaban
14.03.2020 - 19:56
4
Статус: Offline


старый солдат

Регистрация: 13.03.17
Сообщений: 21570
Молодца , ТС ! Хорошая подборка , хорошее оформление.Интересно , да и тема такая , что дополнений насыпят вагон с тележкой.
 
[^]
азбука
14.03.2020 - 19:58
15
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 17.09.10
Сообщений: 194
беспилотники заменят всё. Кроме нашей авиации. Сушки кончатся илы расконсервируют.
 
[^]
СэмюэльВаймс
14.03.2020 - 19:58
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.03.16
Сообщений: 5423
.....должен уметь в штурмовку....
Есть что то более тупое, чем это выражение, которое везде суют?

По теме очень интересно, новые решения постоянно меняются.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 28418
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх