…Почему китайцы не разгадали наш маневр, т.е. циркуляцию? Одному Богу известно. Скорее всего у них были плохо подготовлены гидроакустики. Насколько я знаю, при слежении ПЛ за ПЛ глубины должны быть разными и должно быть определённое расстояние до объекта, чтобы в случае чего можно было успеть совершить противоманевр. Но в тот раз этого не случилось: две песчинки встретились в безбрежных глубинах, это просто феномен какой-то...
…По прибытии в Камрань нас уже ждали члены Госкомиссии. К пирсу нас не пустили, поставили на якорь. Подошёл катер с членами комиссии и водолазами. Никого наверх не пускали. Спецы всё осмотрели. Выводы осмотра нам не докладывали. Медведеву вроде задробили академию, не дали капраза (звание капитана 1-го ранга. – Ред.) и объявили выговор от имени Главкома ВМФ.
…После возвращения в Павловск у нас начали вырезать изуродованные торпедные аппараты, крышки которых поотрывало в момент удара, а там ведь были торпеды с ЯБП (ядерными боеприпасами).
После общения с некоторыми другими подводниками выяснилось, что старшим на борту «К-10» был начальник штаба 29-1 дивизии ПЛ капитан 2-го ранга Крылов. После столкновения лодок сотрудник особого отдела арестовал вахтенные журналы центрального поста и штурмана. Крылов долго общался с особистом.
В результате приватного разговора было принято решение переписать эти журналы. Переписали даже журнал главной энергетической установки, т.к. скоростной режим АПЛ при следовании её в район боевого дежурства был сильно нарушен и лодка пришла в район на 3 часа раньше. Войти в район дежурства раньше нельзя было. Поэтому болтались возле него, пока не столкнулись с китайцами».
А вот мнение бывшего командира АПЛ Виктора Бондаренко, с которым мы встретились там же, в Обнинске:
– Валерий Николаевич всё делал правильно. Почему он подошёл к району раньше на 8 часов, видимо, на это были какие-то основания, но это его проблемы. Плохо то, что нет временных параметров – когда столкнулись, когда вернулись на место столкновения, какие были скорости и т.д.
Слежение китайской дизельной подводной лодки за атомоходом – так может рассуждать только дилетант. Китайцы проводили очередной этап испытаний, экипаж не отработан, им вообще запрещено отвлекаться на несвойственные задачи, кроме испытаний.
Даже если они обнаружили советский атомоход, то должны были передать об этом по радио на берег и продолжить свою работу. Общее у подводных лодок было то, что по техническим характеристикам у них были практически одинаковые акустические станции.
Экипаж на «К-10» был отработан, а маневр на проверку кормовых курсовых углов очень ответственен, и акустики очень внимательно к этому относятся.
Давайте думать. Раз лодки столкнулись, значит, они находились на одной глубине – 54 метра. Далее Медведев говорит, что в это время наверху свирепствовал шторм. А раз так, то шумы обеих подводных лодок маскировались шумами моря. В этой ситуации даже хорошая акустика и отличник-гидроакустик не выделят шум подводной лодки от шума моря – это аксиома.
Медведев отмечает, что после всплытия он обнаружил оранжевый проблесковый огонь. Значит, лодка китайцев тоже всплыла, а почему после этого она утонула – это вопрос. Если она не утонула после столкновения, а всплыла, а потом утонула, то это уже совсем непонятно. Значит, что-то они сделали неправильно, потому что чудес не бывает, если бы всё было так сложно, то после столкновения они бы камнем ушли на дно, поминая Мао. Так что Валерию Николаевичу незачем на себя вешать всех собак.
Акустическая тень
В 1981 году на одном из полигонов Северного флота недалеко от Кольского залива произошло столкновение советской и американской атомной подводных лодок. Тогда американская субмарина своей рубкой протаранила кормовую часть советского новейшего ракетного подводного крейсера стратегического назначения «К-211», только что вошедшего в состав Северного флота и отрабатывавшего элементы боевой подготовки.
Американская лодка в районе столкновения не всплыла. Но через несколько суток в районе английской военно-морской базы Холи-Лох появилась атомная лодка США с ярко выраженными повреждениями рубки. Наша лодка всплыла и своим ходом пришла на базу. Здесь её ожидала комиссия, состоявшая из специалистов флота, промышленности, науки и проектанта.
Комиссия, смоделировав ситуацию маневра двух лодок, осмотрев места повреждения, установила, что американская лодка следила за нашей лодкой в её кормовых секторах, оставаясь для неё в акустической тени. Как только наша лодка изменила курс, американская лодка потеряла контакт и вслепую врезалась своей рубкой в корму советской лодки.
Её поставили в док, и там при осмотре были обнаружены в двух кормовых цистернах главного балласта пробоины, повреждение лопастей правого винта и горизонтального стабилизатора. В повреждённых цистернах главного балласта были найдены болты с потайными головками, куски металла и плекса от рубки американской субмарины.
Более того, по отдельным деталям комиссии удалось установить, что столкновение произошло именно с американской подводной лодкой класса «Стёрджен», что потом и подтвердилось появлением в Холи-Лох лодки с повреждённой рубкой именно этого класса.
…Проецируя этот случай на случай столкновения с китайской лодкой, невольно приходишь к версии о том, что причиной столкновения могли стать эти пресловутые «кормовые сектора с акустическими тенями».
Можно также вспомнить и другой случай – столкновение атомной подводной лодки класса «Сиерра» (Северный флот) с атомной подводной лодкой «Батон Руж» (ВМС США) 11 февраля 1992 года.
Советская атомная торпедная подводная лодка (предположительно это была «К-239» «Карп») находилась в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. Командовал субмариной капитан 2-го ранга И. Локтев. Лодка следовала на глубине 22,8 метра. Американский атомоход осуществлял слежение за своим русским «собратом», следуя на глубине около 15 метров.
В процессе маневрирования акустики американской лодки потеряли контакт с «Сиеррой», и так как в районе находились пять рыболовных судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ, то командир «Батон Руж» решил в 20 часов 8 минут всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке. Российская лодка в этот момент оказалась ниже американской и также начала всплытие для проведения сеанса связи с берегом. Произошло столкновение субмарин.
При столкновении «Сиерра» своей рубкой протаранила днище американской ПЛ. Лишь небольшая скорость русской лодки и малая глубина при всплытии позволили американской подводной лодке избежать гибели.
…Это пример вроде бы случайности. Но случайностей в море, как известно, не бывает. Статистика свидетельствует: с 1968 по 2000 год произошло около 25 столкновений иностранных АПЛ (в основном американских) с советскими и российскими субмаринами в подводном положении. Из них 12 – у наших берегов, на подходах к основным пунктам базирования АПЛ на Северном (девять столкновений) и Тихоокеанском флотах (три столкновения). Как правило, инциденты случались в полигонах боевой подготовки (БП), где подводные лодки после смены части экипажа отрабатывают задачи курса боевой подготовки.
По данным исследовательского центра Defense Express, в истории флота зафиксировано семь случаев затопления атомных подводных лодок: двух американских («Трешер» и «Скорпион») и пяти советских («К-8», «К-219», «К-278» «Комсомолец», «К-27», АПЛ «Курск»).
Четыре атомные подводные лодки СССР погибли в результате аварии, и одна была затоплена в Карском море по решению ответственных государственных ведомств из-за невозможности восстановления и дороговизны утилизации.
В большинстве случаев, если точно не удавалось определить причины гибели какой-либо субмарины, виновные предпочитали отрицать свою причастность к этому. Причём порой даже несмотря на очевидные доказательства, пользуясь старым добрым принципом «Не пойман –не вор».
Фигура умолчания
Однажды я познакомился с военно-морским атташе США в России. Маленького роста, крепенький, с кучей наградных планок на белоснежной форменной рубашке… Казалось, он излучал радость от удавшейся своей жизни. Расправленные плечи эту радость, собственно, и демонстрировали.
Оказалось, что он – бывший командир атомной подводной лодки типа «Лос-Анджелес». «Я был командиром аж четыре года!» – с неподдельной гордостью сказал он. «Подумаешь, четыре года, – ответил я, – у нас вон по 8–9 лет командирами…» Он с недоверием посмотрел на меня. Но я подозвал знакомого адмирала, тоже бывшего командира АПЛ, и попросил его подтвердить мои слова. Тот подтвердил.
Американец был сильно удивлён. «Как же, – не мог он поверить до конца, – ведь я же знаю, как это тяжело… Восемь лет… Это невозможно».
Ну да, ну да… Что немцу (американцу в данном случае) смерть, то русскому вполне возможно.
И я вспомнил Медведева, который командиром АПЛ был девять (!) лет. Выглядел пенсионер Медведев хорошо. Но плечи его в моменты нашего разговора о престиже службы не были развёрнуты от чувства гордости. Это я хорошо помню. Как и то, что чего-то бывший командир мне про то столкновение так и не сказал…