Море было покрыто людьми: катастрофа «Адмирала Нахимова»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (9) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Megatron2017
31.08.2019 - 14:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.09.18
Сообщений: 2321
214
В результате столкновения парохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев» в Черном море 33 года назад погибли 423 человека. Судно полностью ушло под воду через восемь минут после столкновения, многие люди не смогли выбраться с нижних палуб и утонули. «Газета.Ru» рассказывает о том, почему после аварии смогли сбросить лишь одну спасательную шлюпку и как взрослые с детьми пытались выжить, падая с палубы корабля в пятно мазута в море.

33 года назад, 31 августа 1986 года, в Советском Союзе произошла крупнейшая катастрофа в истории отечественного пассажирского флота, которая станет известна как столкновение в Цемесской бухте. В 13 км от морского порта Новороссийска столкнулись восьмипалубный пароход «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Петр Васев».

На борту парохода находились 1243 пассажиров и членов экипажа. Граждане девяти союзных республик наслаждались семидневным круизом по Черному морю. Вечером 31 августа «Адмирал Нахимов» следовал из Новороссийска в Сочи. Командование парохода знало, что недалеко от порта корабль должен будет разойтись с сухогрузом.

«Вы можете нас пропустить, у нас на борту 1000 туристов и наш курс 160 градусов», — обратился по радиосвязи экипаж парохода к сухогрузу в 23.00. «Идите!», — ответили в рубке «Петра Васева». Было решено, что пароход не будет менять курс и сбавлять обороты.

Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко рассчитывал, что сухогруз также не станет менять курс и скорость движения, и два судна разойдутся на расстоянии чуть меньше километра.

В это время в рубке «Адмирала Нахимова» второй помощник капитана Александр Чудновский посчитал, что сухогруз приближается на опасное расстояние и, не доложив о своем решении начальству, стал постепенно поворачивать пароход на малые углы. 56-летний капитан судна Вадим Марков ушел с капитанского мостика к себе в каюту еще до того, как суда должны были разминуться, хотя не имел на это права.

Позже пожарный матрос с «Нахимова» Геннадий Царев будет вспоминать этот момент: «Мы постепенно сближались, наш помощник (Чудновский) говорил: «Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение». Капитан «Васева» в ответ уверял, мол, не волнуйтесь, разойдемся. Наш помощник начал делать самостоятельные отвороты, никого не предупреждая. Потом опять говорит в эфир: «Мы же идем на столкновение». Затем сделал еще один поворот и в результате повернул «Нахимова» боком к «Васеву».

По свидетельствам очевидцев, капитан Ткаченко в этот момент полностью положился на показания компьютерной техники. «Ткаченко отлично в электронике разбирался, был очень увлечен техникой и полностью ей доверял. Но компьютеры программируют люди, которые могут ошибаться, прибор показывал, что суда нормально расходятся», — рассказывал 30 лет спустя режиссер-документалист Валерий Тимощенко, который освещал трагедию в качестве корреспондента краевой молодежной газеты.

Когда на капитанский мостик сухогруза прибежал впередсмотрящий и закричал, что прямо по курсу «пассажир», Ткаченко воскликнул: «Этого не может быть!». «Петр Васев», что вы делаете? Немедленно работать назад!», — закричал Чудновский.

Капитан сухогруза скомандовал «Средний назад» и почти сразу «Полный назад», однако «Васев» за семь минут смог снизить скорость лишь на пять узлов (9,26 км/ч), в то время как пароход скорость вообще не сбрасывал — она составляла около 22 км/ч.

В 23:12 сухогруз на скорости 10 км/ч врезался в правый борт пассажирского парохода. «Васев» буквально протаранил «Нахимова»: бульб сухогруза под водой пропорол обшивку парохода от седьмого до десятого водонепроницаемого отсека.

Позднее специалисты установят, что площадь пробоины была равна средней трехкомнатной квартире — 84 кв м. Пассажиры, которые в этот момент находились на правой палубе, почувствовали два сильных толчка и отбежали. Тем не менее большинство из людей в первые минуты не поняли, что произошла катастрофа. Пароход между тем стремительно погружался под воду. Спустя 20 секунд после столкновения затопило энергетическую установку, из-за чего на корабле погас свет, пропала радиосвязь и судном стало невозможно управлять.

Капитан Марков выскочил из каюты и приказал матросам голосом объявлять тревогу, готовить к спуску спасательные шлюпки и плоты. Однако вода настолько быстро заполняла корабль, что спускать шлюпки стало невозможно: экипаж успел спустить на воду лишь одну шлюпку с левого борта.

Оставалось сбрасывать в воду самораскрывающиеся спасательные плоты. Матросы и ученики Одесской мореходной школы, которые проходили на пароходе практику, смогли спустить 32 из 48 плотов вместимостью от 10 до 32 человек. Дело в том, что часть из них была привязана проволокой, и команда не успела открепить плоты.

В это время ведущая вечеринки на одной из верхних палуб обратилась к пассажирам и попросила всех перейти на левый борт — чтобы выровнять корабль. Однако это не помогло. Вскоре пароход накренился на правый борт и люди начали слетать с корабля в воду.

На борту началась паника, люди пытались пробиться к спасательным шлюпкам. Когда на корабле погас свет, старший механик Герман Юркин побежал вниз, чтобы включить аварийное освещение. Хотя свет горел недолго, многие смогли сориентироваться и понять, куда бежать, но большинство пассажиров, которые в этот момент находились на нижних палубах или спустились туда, чтобы помочь другим, погибли. Так, стармех Юркин не смог выбраться с тонущего корабля.

К моменту столкновения взрослые уже уложили своих детей спать и, заперев каюты, пошли на концерт на верхней палубе, посвященный Дню шахтера. Бортпроводница Вера Федорчук побежала за запасными ключами, чтобы открыть каюты, но также не смогла выбраться — ширина коридоров на корабле не превышала 120 см. Позднее водолазы обнаружили тело 28-летней девушки, в руке у нее была сжата связка ключей. Многие дети утонули, поскольку не смогли выбраться из кают.

Еще одна стюардесса Татьяна Федорова, по рассказам очевидцев, до последнего момента стояла на палубе и раздавала обезумевшим пассажирам спасательные жилеты. Она также погибла.

Из поврежденных баков «Нахимова» в воду начало выливаться большое количество топлива. На поверхности моря оно образовало толстую маслянистую пленку, которая сильно сковывала движения в воде. В хранилищах на носу у сухогруза «Васева» хранилось много краски, которая при столкновении также вылилась в воду. Некоторые из пострадавших смогли выбраться на берег, но погибли позже, потому что нахлебались отравленной воды.

«Под водой я плыл наугад. Мне повезло, что плыл в противоположную сторону от корабля, иначе, просто затянуло бы в воронку. Каждый раз мне приходилось нырять глубже, чтобы не натыкаться на других пассажиров, которые в панике могли бы потянуть на дно. Таким способом на ощупь, мне удалось добраться до перевернутой шлюпки, которая вместе с другими вещами слетела с «Нахимова».

За нее уже держалось несколько пассажиров. Остальным, кто плавал рядом, я помогал добраться до нас. Таким образом, почти 40 пассажирам удалось продержаться в воде в течение нескольких часов и дождаться спасателей», — вспоминал Леонид Тоюнда, который в то время руководил отделением Госбанка СССР в городе Ровно и отправился в круиз без жены и детей. Спустя неделю после пережитого 38-летний мужчина полностью поседел.

Одним из первых на помощь пострадавшим пришел лоцманский катер, проходивший неподалеку. Именно экипаж этого судна первым сообщил о столкновении двух судов. Капитан катера вспоминал, что когда они подплыли на место, то не увидели воды — вся поверхность была покрыта людьми, которые хватались за любые предметы в надежде спастись.

Все эти события произошли всего за восемь минут после столкновения — вскоре «Нахимов» полностью ушел под воду. Капитан Марков находился на мостике до последнего, пока вода не выбросила его за борт. Второй помощник Александр Чудновский добровольно решил остаться на корабле навсегда — отправился в свою каюту и запер дверь.

Около 500 человек смогли залезть на сброшенные плоты, остальные пассажиры с членами экипажа были вынуждены держать на поверхности воды и ждать подмоги.

В спасательной операции участвовало 64 судна Новороссийского порта, Черноморского флота и Морпогранохраны. Кроме того, к месту крушения на веслах направились курсанты мореходного училища и рыбаки. В 23:40 сухогруз «Васев» на малом ходу подошел к месту скопления людей, с палубы пострадавшим бросали канаты, веревочные лестницы, спасательные круги и жилеты.

На борт смогли взобраться около 37 человек — многие люди были настолько обессилены и испачканы в скользком мазуте, что срывались обратно в воду. В результате катастрофы погибли 423 человека — 359 пассажиров и 64 члена экипажа.

Уже на следующий день прокуратура возбудила уголовное дело в отношении капитанов двух судов. Ткаченко и Маркова признали виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и приговорили к 15 годам лишения свободы в 1987 году. Спустя пять лет президенты России и Украины помиловали обоих капитанов.

По словам руководителя фонда, созданного для социальной защиты пострадавших в той катастрофе людей и родственников, Наталии Рождественской, наказания, хотя и не такие строгие, понесли и чиновники. Министра морского флота СССР Тимофея Гуженко отправили в отставку — тем не менее официальной причиной стал выход на пенсию по состоянию здоровья.

«Начальник Черноморского пароходства, начальник службы безопасности мореплавания пароходства, директор Одесского бюро путешествий уволены с занимаемых должностей и исключены из рядов КПСС, что в те времена было равносильно полному закату карьеры», — добавила Рождественская.

Капитан Вадим Марков вернулся в Одессу и работал в Черноморском пароходстве. Его преследовала «слава» человека, погубившего пассажирский пароход. Несколько раз он менял место жительства, чтобы избежать преследований родственников погибших, но не эмигрировал.

Виктор Ткаченко после выхода из колонии тоже вернулся жить в Одессу, однако родственники погибших преследовали и его: звонили по телефону с угрозами, разбивали стекла в доме. По данным Рождественской, мужчина сменил фамилию и переехал с семьей в Израиль. В сентябре 2003 года яхта, которой он управлял, потерпела крушение вблизи канадского острова Ньюфаундленда. Вместе с ним погибли еще два члена экипажа.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Море было покрыто людьми: катастрофа «Адмирала Нахимова»


Море было покрыто людьми: катастрофа «Адмирала Нахимова»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Аккордеонист
31.08.2019 - 14:59
89
Статус: Offline


Непокобелимый

Регистрация: 13.04.14
Сообщений: 2149
да, конец 80-ых был пиздецатым, начиная с Чернобыля. Потом Спитак, самолет с детьми, два поезда и еще нах...
 
[^]
Megatron2017
31.08.2019 - 15:03
21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.09.18
Сообщений: 2321
Читаешь аж мурашки по коже..

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Shure77
31.08.2019 - 15:12 [ показать ]
-36
Blaster84
31.08.2019 - 15:13
8
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 21.01.18
Сообщений: 998
Страшно. Спасибо за статью.
 
[^]
fedor185
31.08.2019 - 15:13
28
Статус: Online


Весельчак

Регистрация: 12.02.13
Сообщений: 104
Что же за компьютеры были 33 года назад?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
elegaz
31.08.2019 - 15:19
62
Статус: Offline


Гексафторид серы

Регистрация: 23.11.09
Сообщений: 29474
Цитата (Megatron2017 @ 31.08.2019 - 14:39)
В сентябре 2003 года яхта, которой он управлял, потерпела крушение вблизи канадского острова Ньюфаундленда. Вместе с ним погибли еще два члена экипажа.

Походу, чувак тот еще мореход был faceoff.gif
 
[^]
Lelik72RUS
31.08.2019 - 15:21
17
Статус: Online


Хохмач

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 703
Цитата (fedor185 @ 31.08.2019 - 18:13)
Что же за компьютеры были 33 года назад?

Наряду с совершенствованием организации судоходства были предприняты меры по созданию новых судовых технических средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП).

САРП – датчик информации, необходимый судоводителю для правильной оценке ситуации встречи с другими судами и принятия обоснованного решения для успешного расхождения с ними.

Другими словами, САРП при сопряжении с РЛС предназначено для повышения безопасности мореплавания за счет обеспечения судоводителя непрерывной информацией о положении и параметров движения объектов.

В настоящее время на судах мирового флота эксплуатируется более 15000 САРП

Сама по себе установка САРП на судне не обеспечивает предупреждения столкновения. Эту задачу решает судоводитель, хорошо знающий особенности использования САРП. Поэтому в дополнение к требованиям подготовки судоводителей по использованию радиолокационного оборудования IМО предъявляет требования к обучению практическому использованию САРП. Все судоводители, несущие вахту на судне, оборудованном САРП, должны пройти официально утвержденный курс обучения и иметь соответствующее квалификационное удостоверение.
 
[^]
chiefmp
31.08.2019 - 15:23
83
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.10.16
Сообщений: 2826
Я в это время служил в ВВ и был в командировке во Львове.Ночью нас подняли и отправили на Скниловский аэропорт принимать цинки с жертвами крушения.
Всю ночь развозили их на 131х Зилах по адресам.Почему-то из Львова и области было много людей на "Нахимове".
Особенно запомнилась девушка по имени Татьяна,которой путевку на теплоход подарили родители на 25 лет.Чтоб ей не было скучно одной,с ней поехала ее подруга..Подруга спаслась.
Потом нам выдали водки и попросили помалкивать.
 
[^]
МолчаливыйОб
31.08.2019 - 15:26
39
Статус: Offline


Сиськовымогатель

Регистрация: 30.11.15
Сообщений: 874
У меня одноклассницы мать там погибла, хоронили всем классом, прекрасно помню.
И руководительница классная там была, выжила. Там довольно много было из нашего города. Даугавпилс, ЛССР.
Беда большая была.
 
[^]
CutPaste
31.08.2019 - 15:32
63
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.08.16
Сообщений: 6203
Насколько помню, парадокс в том, что если бы Нахимов не доворачивал, а Васев не дал задний ход, то они бы разошлись.

Это сообщение отредактировал CutPaste - 31.08.2019 - 15:45

Море было покрыто людьми: катастрофа «Адмирала Нахимова»
 
[^]
CutPaste
31.08.2019 - 15:41
49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.08.16
Сообщений: 6203
Цитата (fedor185 @ 31.08.2019 - 15:13)
Что же за компьютеры были 33 года назад?

Если убрать всякие виндоус, протоколы интернета и прочую муть, то задача посадки на Луну решалась компом с ОЗУ в 2К 60лет назад. А в 1986 массово были распостранены всякие ДВК-2М и т.п. системы.

ЗЫ собственно та самая САРП

Это сообщение отредактировал CutPaste - 31.08.2019 - 15:43

Море было покрыто людьми: катастрофа «Адмирала Нахимова»
 
[^]
AquaRobot
31.08.2019 - 15:44
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 7754
Аккордеонист
Цитата
да, конец 80-ых был пиздецатым, начиная с Чернобыля. Потом Спитак, самолет с детьми, два поезда и еще нах...

Ещё 2 АПЛ утонули.
 
[^]
Italianec74
31.08.2019 - 16:03
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.15
Сообщений: 1169
Цитата (Megatron2017 @ 31.08.2019 - 14:39)
Виктор Ткаченко после выхода из колонии тоже вернулся жить в Одессу, однако родственники погибших преследовали и его: звонили по телефону с угрозами, разбивали стекла в доме. По данным Рождественской, мужчина сменил фамилию и переехал с семьей в Израиль. В сентябре 2003 года яхта, которой он управлял, потерпела крушение вблизи канадского острова Ньюфаундленда. Вместе с ним погибли еще два члена экипажа.

вот рукожоп, еще и на яхте потом гонял, и опять угандошил людей, правильно что стреляли таких мудаков
 
[^]
Lars575
31.08.2019 - 16:12
18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.06.18
Сообщений: 4226
Для меня до сих пор непонятно, как на воде такое происходит (совсем далёк от моря) там же свернуть всегда практически можно. Или закон ДайДорогуДураку на море не работает?
 
[^]
mrPitkin
31.08.2019 - 16:15
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.08.14
Сообщений: 51480
Цитата (Lelik72RUS @ 31.08.2019 - 17:21)
Цитата (fedor185 @ 31.08.2019 - 18:13)
Что же за компьютеры были 33 года назад?

Наряду с совершенствованием организации судоходства были предприняты меры по созданию новых судовых технических средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП).

САРП – датчик информации, необходимый судоводителю для правильной оценке ситуации встречи с другими судами и принятия обоснованного решения для успешного расхождения с ними.

Другими словами, САРП при сопряжении с РЛС предназначено для повышения безопасности мореплавания за счет обеспечения судоводителя непрерывной информацией о положении и параметров движения объектов.

В настоящее время на судах мирового флота эксплуатируется более 15000 САРП

Сама по себе установка САРП на судне не обеспечивает предупреждения столкновения. Эту задачу решает судоводитель, хорошо знающий особенности использования САРП. Поэтому в дополнение к требованиям подготовки судоводителей по использованию радиолокационного оборудования IМО предъявляет требования к обучению практическому использованию САРП. Все судоводители, несущие вахту на судне, оборудованном САРП, должны пройти официально утвержденный курс обучения и иметь соответствующее квалификационное удостоверение.

Тогда и на ж/д внедряли автоматизацию. Многие катастрофы были сбоями системы.
 
[^]
Волнолет
31.08.2019 - 16:17
28
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.10.16
Сообщений: 4529
Цитата (Lars575 @ 31.08.2019 - 16:12)
Для меня до сих пор непонятно, как на воде такое происходит (совсем далёк от моря) там же свернуть всегда практически можно. Или закон ДайДорогуДураку на море не работает?

Совокупность факторов. Но всегда преобладает человеческий.
Не надо забывать, что суда имеют огромную инерцию и для реакции на перекладки руля, и тем более, изменение курса, нужно время.
 
[^]
Аккордеонист
31.08.2019 - 16:33
-5
Статус: Offline


Непокобелимый

Регистрация: 13.04.14
Сообщений: 2149
Цитата (AquaRobot @ 31.08.2019 - 14:44)
Аккордеонист
Цитата
да, конец 80-ых был пиздецатым, начиная с Чернобыля. Потом Спитак, самолет с детьми, два поезда и еще нах...

Ещё 2 АПЛ утонули.

а что, акромя " Космомольця" ещё кто-то загинул?
 
[^]
AquaRobot
31.08.2019 - 16:41
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 7754
Аккордеонист
Цитата
а что, акромя " Космомольця" ещё кто-то загинул?

К-219 в 1986.
 
[^]
Yjhfr75
31.08.2019 - 16:48
-2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 286
Как бы причина катастрофы обьяснена в статье. Один капитан не эмигрировал, а другой эмигрировал. А как известно, за что они берутся, то идет ко дну, что хорошо заметно по нашей стране сейчас.
 
[^]
AlexIIISPB
31.08.2019 - 17:09
20
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 13.07.19
Сообщений: 12
5 лет тюрьмы за 423 жизни! .... Без комментариев.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
medman
31.08.2019 - 17:27
44
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 13.02.14
Сообщений: 788
Дежурил ночью как раз в больнице.Запомнилось, что привозили потерпевших похожих на лунатиков- в море вылилось очень много зелёной краски, которая замазала их. Шок, который шёл от них передался и медперсоналу-все бегали и суетились как умалишённые! Страшно вспоминать... Сейчас, кто приезжает летом в гости, почему-то обязательно просят свозить их к памятнику в Кабардинке.
 
[^]
PAIIIHUK
31.08.2019 - 17:28
0
Статус: Online


Приколист

Регистрация: 15.07.17
Сообщений: 355
Цитата (Аккордеонист @ 31.08.2019 - 14:59)
да, конец 80-ых был пиздецатым, начиная с Чернобыля. Потом Спитак, самолет с детьми, два поезда и еще нах...

Что за самолёт с детьми?
 
[^]
Silver867
31.08.2019 - 17:28
52
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 26.01.15
Сообщений: 12460
Цитата (CutPaste @ 31.08.2019 - 15:32)
Насколько помню, парадокс в том, что если бы Нахимов не доворачивал, а Васев не дал задний ход, то они бы разошлись.

Если бы «Нахимов» отчалил по расписанию, ровно в 22.00, катастрофы тоже не было бы, они бы разминулись с «Васевым».
Но выход в море задержали, потому что генерал КГБ Крикунов опоздал на рейс.

Это сообщение отредактировал Silver867 - 31.08.2019 - 17:29
 
[^]
Neverushaya
31.08.2019 - 17:37
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.06.17
Сообщений: 1860
Цитата (МолчаливыйОб @ 31.08.2019 - 15:26)
У меня одноклассницы мать там погибла, хоронили всем классом, прекрасно помню.
И руководительница классная там была, выжила. Там довольно много было из нашего города. Даугавпилс, ЛССР.
Беда большая была.

Да. Но разговоры ходили среди потерпевших, что пассажирами были иностранцы (потом выяснилось, что прибалты, только почему то речь шла о литовцах, а не латышах, может и из Литвы кто был). Но... разговоры шли о том, что здоровые молодые мужики иностранцы отбирали у людей спасательные жилеты. ХЗ.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 43084
0 Пользователей:
Страницы: (9) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх