Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
BigCap
22.04.2018 - 19:15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
90
примерно 23 фото....

Это было 13 июня 1973 года — за три часа до смертной побудки, о которой они ни сном ни духом не ведали.

Казалось всем, что самые опасные, самые напряжённые часы этих последних ходовых суток остались далеко за кормой.

Днём были зачётные стрельбы: К-56 всплыла в одном из полигонов Японского моря, вздыбила ракетные контейнеры, отчего стала походить на чудище с взъерошенным от ярости загривком, развернулась кормой к цели, и ревущие огненные всполохи унеслись к далёким плавучим щитам. Все ракеты попали в мишень. Стреляли совместно с крейсером «Владивосток» и большим ракетным кораблём «Упорный» по наведению авиацией. Оценка — «отлично»! Теперь домой, в базу…

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
Старшим на борту К-56 шёл заместитель командира дивизии ракетных атомных подводных лодок капитан 1-го ранга Ленислав Филиппович Сучков. Напереживавшись, издёргавшись за страдные сутки, Сучков сразу же после чая прилёг на койку в каюте командира. Его примеру последовали вскоре и остальные офицеры, кроме тех, разумеется, кто стоял на вахте. Как на беду, в ту ночь во втором — жилом аккумуляторном — отсеке народу было вдвое больше, чем положено. На ракетные стрельбы К-56 вышли и офицеры другого экипажа — с К-23, а также заводские специалисты-наладчики из Питера. Тридцать шесть человек устроились на ночь кто где смог — на койках, откидных диванных спинках, в медицинском изоляторе, во всех мыслимых и немыслимых закутках-шхерах, отчего отсек стал напоминать перенаселённый плацкартный вагон. Оба командира — штатного и вывозного экипажей — капитаны 2-го ранга Александр Четырбок и Леонид Хоменко — убивали время до входа в узкость тем, что резались в кают-компании в популярную на флоте игру — «шеш-беш».

В час ночи атомарина огибала мыс Поворотный в заливе Петра Великого. Шли в надводном положении…

Четырбок бросил кости в очередной раз и замер: корпус лодки мелко задрожал — турбины давали реверс, винты отрабатывали полный назад! Не сговариваясь, оба командира метнулись из отсека в центральный пост, а оттуда на мостик.

Поздно…

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
Час три минуты по полуночи… Страшный удар потряс подводную лодку. Скрежет рвущегося металла. Водопадный рёв воды, хлынувшей в прочный корпус. Уши резал свист сжатого воздуха высокого давления. Погас свет. Вопль закатанного в лоскуты металла и обрывки трубопроводов человека. Кто мог узнать в этом предсмертном крике голос флаг-связиста капитана 3-го ранга Якуса? Его обезображенное тело хоронили потом в закрытом гробу.

Но самым страшным был едкий запах хлора. Солёная морская вода, хлынув в аккумуляторную яму, сразу же вступила в реакцию с серной кислотой электролита. В незатопленный ещё отсек повалили клубы убийственного газа. Индивидуальных дыхательных аппаратов было всего семь — по числу моряков в отсеке по боевому расписанию. Тяжёлый аппарат успел надеть только доктор, но, наглотавшись хлора, не смог открыть баллончик с кислородом.

Капитан 1-го ранга Сучков выскочил из каюты в средний проход отсека. Даже в эти жуткие минуты он оставался профессионалом: вместо звонков аварийной тревоги, отметил он, верещал ревун боевой тревоги. Сучков бросился к пульту связи и резко скомандовал:

— Начать борьбу за живучесть корабля!

Кажется, это были его последние слова. В центральном посту их записали в вахтенный журнал. В одну минуту самый мирный отсек атомарины превратился в котёл кромешного ада…

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
Что же стряслось?!

А случилось то, что случалось уже не раз и не два во все времена на всех флотах мира: подводную лодку протаранил надводный корабль. В ту ночь на К-56 нанесло научно-поисковое судно рыбаков «Академик Берг», носившее по злой иронии судьбы имя бывшего подводника.

Роковые события далеко не всегда предвещают о себе заранее. Вот и в тот в общем-то погожий июньский денёк ничто не обещало трагедии. Атомарина возвращалась домой прибрежным фарватером в сопровождении крейсера «Владивосток». Именно с крейсера за два часа до столкновения засекли надводную цель, которая шла навстречу подлодке со скоростью 9 узлов. Расстояние между ним было около 40 миль (округлённо — 75 километров). Никаких опасений эта ситуация не вызывала На «Владивостоке», шедшем на три мили мористее атомохода, следили за обстановкой по экрану навигационного радара. То же самое должны были делать и в центральном посту подводной лодки. Но радиолокатор на атомарине не включили. Понадеялись на зоркость верхней вахты. Успокаивала простота судоходной обстановки? Берегли ресурс радиолокационной станции?

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
И то, и другое, и третье. РАС «Альбатрос» весь день работала во время стрельбы с предельной нагрузкой. Требовалась техническая пауза, и станцию вывели в так называемый «горячий резерв». Это значит, что она была на подогреве и готова была работать на излучение по первому требованию. Другое дело, что это «первое требование» запоздало. Запоздало, несмотря на то что с сопровождавшего крейсера заметили опасное сближение и передали на К-56 предупреждение, что дистанция между ней и целью сократилась до 22 миль, посоветовали включить радар и провести манёвр расхождения со встречным судном, как положено. Командир К-56 информацию принял, но… ушёл отдыхать, оставив за себя на мостике старпома, допущенного к самостоятельному управлению кораблём. Но и старпом радиолокатор не включил. Тем временем, как это часто бывает в Приморье, нашла полоса тумана, и атомоход вошёл в густое «молоко». Только тогда, когда до столкновения оставалось пять минут, включили навигационную станцию. На экране возникли отметки сразу четырёх целей. Кто они, куда и как движутся — определять уже было некогда. За две минуты до удара из тумана вынырнули красно-зелёные ходовые огни «Академика Берга».

— Турбинам реверс!!! Лево на борт! — заорал в микрофон старпом. Но было поздно.

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
Уходя влево, К-56 подставила правый борт надвигающемуся форштевню. Удар «Берга», шедшего со скоростью 9 узлов, взрезал лёгкий и прочный корпус атомарины почти под прямым углом. Четырёхметровая пробоина пришлась на стык первого и второго отсеков, и после затопления жилого вода пошла в носовой торпедный…

Здесь, в носовом отсеке, ночевали двадцать два человека. Дыхательных же аппаратов было только семь — столько, сколько подводников расписаны в первом по боевой и аварийной тревогам. Пятнадцать беспротивогазных моряков обрекались на гибель от удушья и утопления. Среди них был и лейтенант Александр Кучерявый, взявший на себя командование отсеком. Он не имел права на изолирующий дыхательный аппарат (ИДА), потому что был «чужим», из другого экипажа. Его противогаз остался на подводной лодке К-23. Спасительные «ИДАшки» могли надеть только те, чьи имена были написаны на их бирках: семеро из двадцати двух…

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
В тот день жена лейтенанта рожала первенца. В отсеке об этом знали. И мичман Сергей Гасанов, старшина команды торпедистов, отдал Кучерявому свой аппарат:

— Наденьте, товарищ лейтенант, хоть дитё своё увидите…

Лейтенант Кучерявый не стал натягивать маску. В ней трудно было отдавать команды. И тогда остальные — шестеро счастливчиков, которым судьба бросила шанс спастись, сняли дыхательные аппараты.

— Погибать, так всем вместе…

Самому старшему в отсеке — лейтенанту Кучерявому — было двадцать пять; матросам — едва за восемнадцать… Никто не хотел умирать. И потому все рьяно выполняли каждый приказ лейтенанта. Понимали его с полуслова. Первым делом он приказал конопатить трещину, из которой хлестала ледяная вода и шёл хлор. Добраться до трещины было почти невозможно: её загораживал массивный бак гидроаккумулятора. Заделали только там, куда смогла пролезть рука с молотком. Вода неостановимо прибывала. Тогда пустили трюмную помпу на откачку за борт. Через несколько минут трюм затопило под настил и помпу пришлось отключить, чтобы не вызвать короткое замыкание и пожар…

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
Работала межотсечная связь «каштан» и Кучерявый слышал, как из второго отсека инженер-механик Пшеничный докладывал в центральный пост:

— Пробоина подволочная… Поддув бесполезен. Нас топит по-чёрному… Прощайте, братцы!

Это не прибавило оптимизма. К тому же через открытый отливной клапан помпы море врывалось в отсек ещё быстрее, чем через трещину, — затопило второй «этаж», и все перебрались палубой выше. Надо было немедленно закрывать клапан. Для этого нужно было пронырнуть через два затопленных люка — один под другим, и в кромешной тьме, нащупав на днище вентиль, закрутить его. Ныряли по очереди, каждый успевал повернуть венчик на полвитка, не больше. Потом на задержке дыхания надо было найти обратный путь через двойную прорубь в стальных листах. Больше всех нырял матрос-молдаванин Степан Казаны. Он и закрыл в конце концов злополучный вентиль. К тому времени все уже были по грудь в воде, даже забравшись на койки верхнего яруса. Над головой оставалась полтора метра воздушной подушки, отравленной хлором. Впору было запевать «Варяга».

Капитан 1-го ранга Александр Николаевич Кучерявый вспоминает с болью в душе:

— В общем-то, у меня был в запасе последний шанс… Правда, потом мне сказали, что он всё равно бы не сработал. Но тогда я в него верил… Дело в том, что над нашими головами был аварийно-спасательный люк, который вёл на носовую надстройку, то есть на верхнюю палубу лодки. Я решил, что когда выдышим весь кислород, отдраить верхнюю крышку люка и всплывать на поверхность. Благо глубина, по моим подсчётам, была небольшая, и мы все успели бы выйти. Но я не взял в толк, что лодка шла своим ходом и потому с почти затопленными двумя отсеками зарывалась носом в воду много больше обычного.

— По счастью, нам не пришлось прибегнуть к этому последнему средству спасения. Спасения весьма проблематичного… В шахте люка с кувалдой наготове уже стоял матрос, чтобы бить по задрайкам крышки, когда по трансляции передали: «Внимание! Приготовиться к толчку — выбрасываемся на отмель».

— Но толчка мы не почувствовали. Лодка села мягко.

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
Да, это было спасение. С помощью подоспевшего крейсера «Владивосток» подраненная субмарина плавно приткнулась на песчаную отмель. С рассветом под К-56 спасатели завели понтоны и лодку отбуксировали в док. Но и на этом дело не кончилось. Рассказывает очевидец событий — капитан 1-го ранга Сурненко:

— Вдруг обнаружилось, что баллон воздуха высокого давления, вывернутый ударом из гнезда, пробил контейнер, где находилась ракета с ядерной боеголовкой. Никто не мог поручиться, как поведёт себя в этой ситуации повреждённое оружие. К месту происшествия прибыл командующий Тихоокеанским флотом адмирал М. Маслов. Не полагаясь больше ни на кого и ни на что, он отобрал у матроса газовый резак и сам срезал крышку контейнера. Увидев лоснящееся рыло уцелевшей боеголовки, все, кто стоял рядом, сняли фуражки и вытерли со лба холодный пот…

А жена лейтенанта Кучерявого родила в тот смертный день сына. Его назвали Олегом. Ныне Олег Кучерявый служит на Северном флоте в Архангельске.


Рок столкновений с надводными кораблями преследуют субмарины с самого начала подводного плавания. И почти всегда таран смертелен для подлодки.

Столкновение «Академика Берга» с К-56 было отнесено к разряду «навигационных происшествий с тяжёлыми последствиями». Погибли 27 человек, из них: 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. В засекреченных приказах информация об аварии была доведена до командиров разных рангов в «части, касающейся». Но никакие выводы и разгромные разносы не смогли предотвратить подобную же катастрофу: столкновение рыболовецкого рефрижератора № 13 с подводной лодкой С-178, которое случится в том же Японском море спустя восемь лет. И жертв там будет почти вдвое больше…

В трагедии К-56 виновными были объявлены все — и живые, и мёртвые. Так было проще. Так было привычнее… Эта подловатая практика недавних времён не смогла, однако, затемнить имена героев.

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
Известно, что в любой беде люди ведут себя по-разному. Как вели себя в свои последние минуты те, кто навсегда остался во втором отсеке, не видел никто. Никто, кроме водолазов-спасателей, которые проникли в затопленный отсек, когда ракетная атомарина выбросилась на мель.

— Капитана 2-го ранга Пшеничного, — рассказывали они, — мы сняли с рычага кремальеры. Рядом, у переборочной двери в третий отсек, поток воды забил в шхеру тело капитана 1-го ранга Сучкова. Лица обоих были в синяках и кровоподтёках…

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
Отдав команду о начале борьбы за живучесть по трансляции, Ленислав Филиппович Сучков бросился вместе с инженером-механиком Пшеничным перекрывать лаз в третий отсек, куда уже успели перескочить девять человек. В их числе и замполит, который обязан был находиться в аварийном отсеке и, как велит Корабельный устав, «принимать все меры по поддержанию высокого политико-морального состояния личного состава, мобилизовывать его на энергичные и инициативные действия по борьбе с аварией». Всем этим пришлось заниматься Сучкову и Пшеничному. Оба прекрасно понимали, что если продолжится паническое бегство в третий отсек, то затопит и его. А это верная гибель всего корабля и двух экипажей. На дно уйдут полтораста человек, не говоря уже о ядерном реакторе и ракетах с атомными боеголовками. Но именно в этот, пока ещё сухой, отсек рвались обезумевшие от смертного ужаса матросы-новобранцы. Инстинкт самосохранения утраивает силы. Молодые крепкие парни пытались отшвырнуть тех, кто встал на пути к их спасению. Они не разбирали ни званий, ни должностей — молотили кулаками направо и налево. Пшеничный держал рычаг запора, навалившись на него всем телом, а Сучков отбивался от нападавших. Схватка была недолгой. Ядовитый хлор, поднимавшийся из аккумуляторной ямы, сделал своё дело быстро. Потом паталогоанатомы установят, ни у кого из двадцати семи погибших воды в лёгких не было. Всех умертвил газ до того, как море заполнило трёхпалубный отсек. Но ни хлор, ни вода, ни смерть не смогли помешать офицерам выполнить свой последний долг. Капитан 2-го ранга инженер Пшеничный погиб с рычагом кремальеры в закостеневших руках, как погибали в бою солдаты, не выпустив оружия. Кто-кто, а уж он-то ни в чём не был повинен.
Его забота — ход и живучесть корабля. И он был верен до конца РБЖ, воинской присяге и офицерской чести, этот мех-трудяга в измасленных погонах. Уж ему-то светило как минимум Боевое Красное Знамя посмертно, а мы сегодня, увы, не знаем даже его имени. Точно так же погиб, перекрыв дверь в первый отсек, капитан 1-го ранга А. Логинов, офицер из Ракетного управления Тихоокеанского флота.

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
Что бы там ни говорили о капитане 1-го ранга Сучкове, если взглянуть на его судьбу не формально, то свои служебные упущения он многократно перекрыл своим жертвенным подвигом. Легко понять его по-человечески: самое трудное дело — ракетная стрельба — позади, отстрелялись успешно, это стоило немало нервов, теперь до прихода в базу можно заслуженно отдохнуть, а не торчать на мостике, где и без того два опытнейших командира плюс без пяти минут ещё один старпом. Обстановка вполне позволяла ему спуститься в жилой отсек — ни штормов, ни узкостей, ни сложных расхождений. Кто бы на его месте не прилёг в каюте? А вот кто бы ещё поступил так, как он в роковую минуту — это вопрос. Мог бы успеть перескочить в сухой отсек, кто бы остановил его, старшего на борту? Останавливал же он, капитан 1-го ранга Сучков, перекрыв путь панике, ядовитому газу, топящей воде. В эти минуты он, сорокачетырехлетний мужчина, поседел как древний старец. Хлор окрасил седину в розовый цвет. Его так и хоронили — розововолосым.

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
Оба его сына — Владимир и Сергей — не убоялись стать подводниками, несмотря на мученическую гибель отца. Оба вышли в командиры атомных подводных ракетоносцев. Контр-адмирал Владимир Сучков командовал даже дивизией «стратегов» — самых мощных атомарин из семейства «тайфунов». Братья Сучковы не раз водили свои грозные корабли в океан. Морская фортуна благоволила к ним. Может быть, потому, что отец отвёл от них самый страшный удар судьбы, приняв его на себя?

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
СПИСОК

Погибших на гвардейской атомной подводной лодке К-56 14 июня 1973 г.


1. Капитан 1-го ранга СУЧКОВ Ленислав Филиппович

2. Капитан 2-го ранга инженер ПШЕНИЧНЫЙ Леонид Матвеевич

3. Капитан 3-го ранга ДРЮКОВ Пётр Алексеевич

4. Капитан 3-го ранга ЯКУС Владислав Алексеевич

5. Капитан-лейтенант КЛИМЕНТЬЕВ Валерий Семёнович

6. Капитан-лейтенант ПЕНЬКОВ Александр Фёдорович

7. Капитан-лейтенант ЦВЕТКОВ Сергей Николаевич

8. Капитан медицинской службы КЛИМАШЕВСКИЙ Иван

9. Старший лейтенант ЛЮДВИКОВ Валерий Афанасьевич

10. Старший лейтенант МАРКОВ Анатолий Васильевич

11. Лейтенант АБРАМОВ Анатолий Филиппович

12. Мичман ВАХРУШЕВ Борис Михайлович

13. Мичман ГОРЮНОВ Николай Тихонович

14. Мичман ДОНСКИХ Виктор Михеевич

15. Мичман САМОХВАЛОВ Валерий Николаевич

16. Мичман СЕМЁНЫЧЕВ Павел Васильевич

17. Главный старшина ЛЫСЕНКОВ Александр Сергеевич

18. Старшина 1-й статьи ЧМИР Владимир Сергеевич

19. Матрос АХМАДЕЕВ Саламьян Занулович

20. Матрос СЕДЫХ Владимир Алексеевич

21. Капитан 1-го ранга А. ЛОГИНОВ


НЕ УСТАНОВЛЕНЫ


22. Офицер

23. Офицер

24. Офицер

25. Офицер

26. Офицер

27. Матрос

28. Специалист научно-производственного объединения из г. Свердловска.

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
Александр Грушин, в 1973 году во время аварии подводной лодки по аварийной тревоге находился в десятом отсеке, выполняя обязанности командира



Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:22
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542

Николай Юрченко, командир третьего дивизиона БЧ-5 К-56, капитан 2-го ранга

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
Спасательные суда, командование Тихоокеанского флота и 26-й дивизии прибыли в бухту утром 14 июня. Подъемом остальных тел занималась группа противодиверсионных сил и средств флота, а страховали ее гвардии мичманы Александр Терещенко и Владимир Мельников. Они через люк в легком корпусе спустились вниз на прочный корпус, под первую пару ракетных контейнеров. Задача была непростая — принимать тела погибших из второго отсека и передавать на верхнюю палубу лодки.

«И вот в желтой от хлора воде появилась голова погибшего. Мичманы брали тело под мышки и рывком выдергивали его из воды, стараясь как можно выше поднять вверх. Сверху подхватывали и укладывали на палубу. Впечатление было не для слабонервных. Приходилось не только подхватывать, но и крепко обнимать за талию, ноги и крепко подбрасывать вверх. Парни смотрели в мертвые глаза ребят на расстоянии одного сантиметра. У всех глаза были открыты, а зрачки обесцвечены. У многих волосы были окрашены в желтоватый цвет. На всю жизнь запомнился запах хлора, который выходил из воды. Одежда и тела погибших тоже были пропитаны этим запахом. Водолазы часто менялись, и тот, кто работал под водой, затем докладывал об обстановке в отсеке. Ориентируясь по различным предметам и нашивкам на карманах курток, по одежде, по росту, они рассказывали где кого нашли», — вспоминают подводники.

Из рассказов водолазов вырисовывалась следующая картина. Пшеничный был найден у пульта системы «Каштан» второго отсека на верхней палубе, на посту электрика с левого борта. Водолаз с трудом разжал пальцы механика от вырезов в панели пульта. От переборочной двери его отделял всего один сантиметр. Он мог покинуть отсек еще в первый момент подачи реверса и до объявления аварийной тревоги, когда строго запрещалось покидать аварийный отсек. Так поступили Хоменко, Четырбок и другие офицеры. Кстати, несколько офицеров покинули отсек уже после объявления тревоги, чем нарушили суровые правила руководства по борьбе за живучесть.

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:24
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
«Это называется трусостью. Но их судить могут только те, кто остался верен традициям подводников и погиб. Примером тому — героический поступок Леонида Матвеевича Пшеничного — командира БЧ-5 подводкой лодки К-56», — считает Юрий Калошин.

Погибших поднимали из второго отсека до самого вечера и партиями отправляли на катерах в поселок Тихоокеанский. Воду откачали, а пробоину затянули брезентовым пластырем, после чего спасательное судно отбуксировало лодку на ремонт.

После выгрузки оружия измотанный и уставший личный состав К-56 был выстроен на палубе кормовой надстройки лодки. Перед моряками выступил контр-адмирал Медведев. В своей длинной и уверенной речи он говорил о том, что все моряки — герои, что родина их не забудет. И что лично от своего имени он выражает благодарность за совершенный подвиг. Далее, по словам экипажа К-56, адмирал «как то нехотя и не совсем внятно» сообщил, что все представлены к высоким правительственным наградам. А капитан первого ранга Сучков и капитан второго ранга Пшеничный — к орденам Красного Знамени. Остальным — и погибшим, и оставшимся в живых офицерам и мичманам — Медведев посулил получение ордена Красной Звезды, а матросам — медали «За отвагу».

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:25
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542
«Подводникам и их семьям уже выписаны путевки в лучшие санатории. Также будут улучшены жилищные условия. Увы, но эти слова оказались пустым звуком. Ничего не дали — только сломали карьеру. Около восьми месяцев после произошедшего шел ремонт судна. А затем всем офицерам сказали: больше вам в море ходить нельзя, ваши нервы не выдержат второй такой аварии», — поделился информацией Юрий Калошин.

Он полагает, что в чем-то, конечно, руководство было право.

«Почти два года после произошедшего у меня все сжималось внутри, чуть качнет на борту. Потом я привык опять, и погружался и всплывал. Да, экипаж в таком составе оставлять было нельзя, но можно было раскидать людей по разным лодкам. Но этого не стали делать. Особенно не жаловали офицеров, активно участвовавших в борьбе за живучесть», — констатирует бывший мичман К-56.

Впрочем, учитывая, какие это были годы, он полагает: сам факт, что погибших разрешили похоронить в поселке или увезти на родину, — уже хорошо.

«Вообще-то, раньше и этого не разрешали. Не было аварии и все. Моя семья бы так ничего и не узнала, если бы не соседка, которая работала на междугородной телефонной станции. Когда слухи о ЧП в море по поселку пошли, местные быстро вычислили, какие судна не вернулись. И соседка, дура-дурой, набирает мой домашний телефон в Барнауле, попадает на жену и говорит ей: «У тебя муж погиб». Та в слезах спешит доложить моему отцу. У него тогда хороший товарищ в крайкоме партии работал. И тот по телефону связывается со своими приморскими товарищами, и ему отвечают: «Ваш жив». А мне потом еще и разборки учинили, как я с подводной лодки мог оповестить Барнаул о произошедшем», — поделился Юрий Калошин.

Прокуратура, аварийщики и «его величество Случай»

Если сразу после трагедии экипаж К-56 принимали с сочувствием, то позднее, как по команде, обвинили во всех грехах. Командир бригады и начальник политотдела при любом удобном случае напоминали подводникам об аварии и со злобой обзывали экипаж «аварийщиками». А через некоторое время и прокуратура обвинила в произошедшей аварии весь экипаж. В течение 9 месяцев, пока велось следствие, все его члены находились в большом морально-психологическом напряжении. Создавалось впечатление, что цель следствия была одна — всю вину возложить на экипаж подводной лодки. Военно-морские чиновники против военно-морских подводников. Неизвестно, чем бы все закончилось, но Юрию Калошину и в этой непростой ситуации помог «его величество Случай».

«Мои мытарства с прокуратурой начались с сентября, после отпуска. Я был ошарашен: допросы у следователя длились с 9 утра до 10 вечера. Даже на обед особо сходить не мог. На очные ставки мы с Петровым ходили, потому что он — вахтенный командир, а я — вахтенный штурман. Несколько дней передышки — и по новой. А все для того, чтобы мы отказались от своих показаний относительно места и времени произошедшей трагедии. В соответствии с правилами, эти данные были отмечены мной в навигационном журнале. Затем пакет был запечатан и изъят помощником флагманского штурмана. Также на каждом корабле есть прибор, который записывает на ленту курс, скорость и все другие параметры. У меня ее тоже пометили и изъяли. Но позднее в прокуратуре оказалось, что мой журнал есть, а курсограмма — единственный объективный документ, которого не касалась моя рука, — отсутствует. Поэтому нас было легко обвинить в том, что мы подделали журнал, подделали карту. Этот моральный пресс я сдерживал около месяца. Но нервы сдавать стали.

После очередного допроса возвращаюсь домой и думаю: «Все, следующий раз вызовут — скажу, что я дурак, что я все это подстроил, что погубил 27 человек, только оставьте меня в покое». А утром на службе пригласил к себе в рубку командира группы. Сели. Рассказываю о ситуации. И тут, подняв голову, вижу еще один самописец! Все о нем забыли, и я в том числе. Дело в том, что один пишет курс, а другой постоянно фиксирует на ленте глубину под килем. На этой ленте нет координат, но там есть отметка места времени аварии. Прибор мы сняли. Лента, слава Богу, оказалась на месте. И мы всю ночь просидели, поминутно отмечая все точки.

на этом всё...

http://militera.lib.ru/research/cherkashin...ashin_na01.html

Это сообщение отредактировал BigCap - 22.04.2018 - 19:26

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
akmallragon
22.04.2018 - 19:33
-4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.08.14
Сообщений: 6602
Цитата (BigCap @ 22.04.2018 - 23:16)


Но самым страшным был едкий запах хлора. Солёная морская вода, хлынув в аккумуляторную яму, сразу же вступила в реакцию с серной кислотой электролита.

Есть подводники?
Откуда хлор?
 
[^]
Comanchi
22.04.2018 - 19:35
6
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 28.01.12
Сообщений: 557
Светлая память мореманам. Спасибо, ТС, не знал об этой аварии.
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:43
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542

БПК «Владивосток»

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
vasek005
22.04.2018 - 19:45
10
Статус: Offline


"Родитель смешных комментариев" (с) Jus

Регистрация: 2.12.13
Сообщений: 13852
Цитата (akmallragon @ 22.04.2018 - 19:33)
Цитата (BigCap @ 22.04.2018 - 23:16)


Но самым страшным был едкий запах хлора. Солёная морская вода, хлынув в аккумуляторную яму, сразу же вступила в реакцию с серной кислотой электролита.

Есть подводники?
Откуда хлор?

Электролит в ак.батареях при реакции с морской водой выделит хлор.
 
[^]
Alex0053
22.04.2018 - 19:47
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.09.11
Сообщений: 12312
Цитата (akmallragon @ 22.04.2018 - 18:33)
Цитата (BigCap @ 22.04.2018 - 23:16)


Но самым страшным был едкий запах хлора. Солёная морская вода, хлынув в аккумуляторную яму, сразу же вступила в реакцию с серной кислотой электролита.

Есть подводники?
Откуда хлор?

NaCL в морской воде взаимодействует с электролитом аккумуляторных батарей, содержащим H2SO4 с образованием Na2SO4 и газообразного хлора CL2.

Это сообщение отредактировал Alex0053 - 22.04.2018 - 19:48
 
[^]
BigCap
22.04.2018 - 19:48
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26542

«В 00:00 14 июня 1973 года я сдал вахту и пошел отдыхать к себе, в каюту командиров боевых частей, расположенную на нижней палубе второго отсека. Но оказалось, что на моей койке уже отдыхал заместитель флагманского штурмана, капитан-лейтенант Анатолий Игнатович. Он читал книгу и попросил меня поискать другое место для отдыха. Пройдясь по второму отсеку и заглянув в гиропост, я вернулся в штурманскую рубку и опять принял вахту, отправив отдыхать лейтенанта Федчика. До базы оставалось примерно часа четыре хода. Мы шли рекомендованным фарватером и приближались к зоне кругового движения при повороте в залив Находка. Для того чтобы было более понятно дальнейшее течение событий, можно посмотреть на карту нашего движения на подходе к мысу Поворотный.

Приняв вахту, я поднялся на мостик, определил визуально свое место: был отлично виден маяк на мысе Поворотный. Мы шли своим рекомендованным курсом, скорость хода составляла 13 узлов, невязка по результатам обсервации составила два кабельтова, и мы не вышли за пределы рекомендованного фарватера. Курс нашего движения проходил между зоной разделения прямого и обратного движения слева и зоной разделения около мыса Поворотный справа. Зона разделения — это зона, пересечение которой при выходе из залива Находка запрещено. Обязательным является круговое движение, нанесенное на навигационную карту еще при ее издании. После обсервации я спустился в штурманскую рубку, нанес место на карту и сделал соответствующую запись в навигационном журнале. После этого поднялся на мостик покурить и наблюдал, как мы вошли в полосу тумана. Только успел я выкурить сигарету, как раздался доклад сигнальщика: «Ходовые огни справа. Дистанция 2−3 кабельтова!» Капитан второго ранга Петров отреагировал практически мгновенно. Прозвучала команда: «Аварийная тревога! Обе турбины реверс! Руль лево на борт!» Я буквально слетел в штурманскую рубку. Указатель скорости лага показывал скорость 5 узлов вперед, турбины работали обе назад, время было 01:03 14 июня 1973 года, и в этот момент произошел удар в правый борт», — вспоминает Юрий Калошин.

Трагедия подлодки К-56 в заливе Петра Великого
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 11507
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх