Осмысленный, но беспощадный. Был ли оправдан подвиг Николая Гастелло?

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Termin79
26.06.2017 - 08:59
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.04.17
Сообщений: 388
53
Вопреки распространённому мнению, таран наземных целей во время Второй мировой войны кроме наших лётчиков много раз осуществляли и японские, и немецкие офицеры ВВС. Но только советские пилоты гибли при этом не зря

5 частей via

110 лет назад, 6 мая 1907 г., в семье рабочего Франца Гастыло родился сын. Произошло это в Москве, хотя отец был родом из деревни Плужины, что под Гродно. Сына назвали Николаем и записали уже под слегка подправленной фамилией: Гастелло. Ему суждено было стать одним из «главных», самых известных героев Великой Отечественной войны

29 июня 1945 г. газета «Правда» вышла с передовой статьёй, посвящённой присвоению Иосифу Виссарионовичу Сталину звания генералиссимуса. В частности, там были такие строки: «Это поколение в годы войны выдвинуло из своей среды подлинных рыцарей без страха и упрёка, героев, богатырей духа, таких людей, как Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов. Могучее племя героев, достойное своего полководца!»

Николай Гастелло

Осмысленный, но беспощадный. Был ли оправдан подвиг Николая Гастелло?
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Termin79
26.06.2017 - 09:00
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.04.17
Сообщений: 388
С поколениями здесь явная путаница. Другим упомянутым в передовице героям Николай Францевич Гастелло почти годится в отцы: разница в 16-17 лет. Но со всем остальным полный порядок. Это действительно богатыри духа, заслуживающие вечной славы. Их имена названы не зря: благодаря подвигам этих людей война сложилась так, как сложилась.

И как раз эти подвиги в своё время не то что подвергались пересмотру, их пытались либо вовсе перечеркнуть либо хотя бы обессмыслить. Дескать, в этих жертвах не было никакой необходимости: ни военной, ни политической. Разве что пропагандистская волна, позволившая оболванивать сотни и тысячи таких же винтиков, кандидатов в пушечное мясо.

Однако трезвый взгляд на события тех лет даёт принципиально иную картину. Что сделал Гастелло? Капитан, командир эскадрильи 207 дальнебомбардировочного полка, утром 26 июня получил задание: нанести бомбовый удар по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи. О дальнейшем подробно рассказал командир 3 авиакорпуса дальней бомбардировочной авиации, куда входил и полк Гастелло, полковник Николай Скрипко: «Обнаружив на шоссе большую вражескую моторизованную колонну, Гастелло выбрал наибольшее скопление заправлявшихся фашистских танков и автомашин и атаковал врага, положив бомбы точно в цель. Командир эскадрильи делает второй, третий заход, воздушный стрелок-радист обстреливает разбегающихся в панике гитлеровцев. Захлёбываясь, непрерывно бьют по нашему самолёту вражеские зенитки.

И вот уже при отходе от цели в бензиновый бак самолёта попадает снаряд. Гастелло сумел выровняться, затем развернул машину на скопление фашистских танков и автомашин, перевёл самолёт в пикирование и врезался в гущу неприятельской техники... Я приказал выслать самолёт с фотоустановкой и сфотографировать с малой высоты место гибели экипажа. Буквально на другой день мы с бригадным комиссаром А. К. Одноволом держали в руках снимок, на котором отчётливо были видны воронка, образовавшаяся на месте удара самолёта о землю, отброшенные при взрыве части корабля и много сгоревших вокруг фашистских танков и автомашин».

Этим свидетельством сразу снимается целый ряд вопросов. Например, вопрос о том, Гастелло совершил подвиг или не Гастелло? А если он, то почему на месте падения самолёта не найдено его останков? Ответ очевиден. По той причине, что Николая Францевича в результате взрыва и пожара буквально разнесло на молекулы, и от его самолёта осталась только воронка.

Николай Гастелло.

Осмысленный, но беспощадный. Был ли оправдан подвиг Николая Гастелло?
 
[^]
Termin79
26.06.2017 - 09:01
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.04.17
Сообщений: 388
Но одновременно с этим возникают другие вопросы. Каверзные, с подтекстом и всё той же целью: обесценить подвиг. Часть из них имеют вполне реальные основания.

Скажем, использование для банальной штурмовки наземных целей таких самолётов и пилотов такого класса, как Гастелло, действительно кажется крайним идиотизмом. Капитан Гастелло в 1941 г. был уже ветераном двух крупных конфликтов: столкновения с японцами на Халхин-Голе и Советско-финской войны. Машины ДБ-3Ф (они же Ил-4) предназначались совсем для другого. Так, в августе того же 1941 г. именно эти самолёты модификации ДБ-3Т бомбили Берлин. Нанесение ударов с больших высот, по удалённым целям, преимущественно по промышленным объектам и городам — вот их задача. И задача Гастелло.

Однако — штурмовка. Со сверхмалой высоты (100-400 м). Огромный самолёт подставляется под зенитки врага и становится абсолютно беззащитным: в тот день на штурмовках было утрачено 15 машин и экипажей ДБ-3Ф.

Что это? Расточительство? Вредительство? Головотяпство? Или, как нам внушают, «бездарность командования, бросающего людей на напрасную гибель»?

Дальний бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло.


Осмысленный, но беспощадный. Был ли оправдан подвиг Николая Гастелло?
 
[^]
Termin79
26.06.2017 - 09:02
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.04.17
Сообщений: 388
Если разобраться, то гибель была вовсе не напрасной. Здесь надо взглянуть на использование такого приёма, как наземный таран, другими участниками войны. Известны японские пилоты-камикадзе: с 1944 г. их исчисляют тысячами. Менее известны немцы, повторившие подвиг Гастелло. Но были и они. Так, 30 марта 1944 года на Восточном фронте штурмовой ас Алвин Боерст в районе Ясс атаковал советскую танковую колонну, был сбит зениткой и, погибая, протаранил находившийся перед ним танк. Почти полное совпадение с тем, что сделал наш герой.

За исключением даты. И японцы, и немцы применяли воздушные и наземные тараны уже в конце войны. В начале войны они на это не решались.

Советские лётчики поступали ровно наоборот. Если взять количество таранов 1941 г. за 100 %, то к 1944 г. их стало всего лишь 17 %. Более того, 23 сентября 1944 г. был выпущен приказ, согласно которому таран не одобрялся и почти прямо запрещался. Дело в том, что не всегда потеря нашего самолёта, который обычно шёл под списание, и риск потери нашего лётчика стоили сбитого врага.

Так изображался знаменитый «огненный таран»: Николай Гастелло таранит танки и автоцистерны с горючим в одиночку и на истребителе.

Осмысленный, но беспощадный. Был ли оправдан подвиг Николая Гастелло?
 
[^]
Termin79
26.06.2017 - 09:02
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.04.17
Сообщений: 388
Почему же наши в начале войны так часто использовали таран, в том числе и смертельный наземный, что за ним даже закрепилось фронтовое прозвище «таран — оружие русских»?

По той же причине, по какой советские танки в 1941 г. наносили обречённые на поражение контрудары. Или пехота без надежды на победу поднималась в контратаки, зная, что сейчас погибнут все или почти все.

Леденящая кровь стратегия: размен живых людей на пространство с целью выиграть время. Задачей танкистов, пехоты, да и лётчиков в 1941 г. было не нанести поражение, а приостановить наступление врага. Задержать его хотя бы на краткий период.

А истинная цель этой стратегии была ясна только в Ставке Верховного Главнокомандования. И, наверное, до конца её понимали немногие. В их числе были Николай Шверник и Алексей Косыгин. Глава Совета по эвакуации и его заместитель. Именно они осуществляли самую важную стратегическую операцию 1941 г., которая шла не на фронте, а в тылу. Переброску всех важных оборонных производств на Урал и в Сибирь. Тех самых заводов, которые дали стране возможность сопротивляться, жить, воевать, и в конечном итоге победить.

Вот что обеспечил своим отнюдь не бессмысленным подвигом Николай Гастелло.
 
[^]
Проказник
26.06.2017 - 09:03
23
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 21.01.11
Сообщений: 751
подвиг не надо обсуждать
 
[^]
Revelender
26.06.2017 - 09:05
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.13
Сообщений: 4320
не пойму кто минусит тему!
подвиг или не подвиг не нам решать!
Все решили давно и улицу назвали, я жил на ней, в Сокольниках она, и когда мы ходили с бабушкой в кинотеатр Орленок, проходя мимо памятника бюста, я спрашивал, кто он и что такого сделал, так мне и сказала бабушка что это герой, так он мне и запомнился - героем!
и он направил свой подбитый самолет на колонну танков, и цистерн с горючим, чем остановил наступление фашисткой заразы.

Это сообщение отредактировал Revelender - 26.06.2017 - 09:11
 
[^]
Polument
26.06.2017 - 09:15
6
Статус: Offline


Мизантроп-профессионал

Регистрация: 5.07.15
Сообщений: 5330
В самолете были ещё штурман и борт-стрелок. Почему их фамилии забыты?
 
[^]
Nurhazi
26.06.2017 - 09:16
3
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 17.09.13
Сообщений: 481
Война, это царство неизвестности как писал Клаузевиц. Там мало что работало по правилам. Не было штурмовиков, посылали на штурмовку дальние бомбардировщики.
А вообще таран это оружие отчаяния которое применяют в совсем уж критической ситуации. Поэтому у наших тараны были восновном в начале войны, а у немцев и японцев в конце.
 
[^]
Sidorini
26.06.2017 - 09:16
5
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 6.05.15
Сообщений: 621
Где то читал послевоенное расследование с опросом очевидцев. Судя о всему Гостелло погиб при других обстоятельствах. Самолет во вражескую колонну был направлен другим летчиком.

Подобых случаев много, военные корреспонденты давали материал не особо исследуя детали , с чужих слов.

Например один из погибших 28-ми понфиловцев после войны пытался устроится на завод своего имени, рабочим. Его сдали ментам..
 
[^]
alex252306
26.06.2017 - 09:22
-2
Статус: Offline


ебака беспощадный

Регистрация: 7.12.13
Сообщений: 3078
не знаю, для чего тут эта эта статья.
для срача? для юккодрочерства?
по моему, давно уже установлено, что Гастелло этот таран не совершал, а пытался его совершить экипаж Александра Маслова. По крайней мере именно останки его экипажа нашли в могиле, где его захоронили местные жители. И именно останки его самолёта, на месте падения

Александр Маслов, попытавшийся протаранить на горящем самолёте вражескую колонну, промахнулся и разбился в поле, в 200 метрах от дороги. Вылетевший позже Гастелло, по некоторым предположениям, попытался направить подбитый бомбардировщик на позиции врага в деревне Мацки, но «Ил-4» не дотянул и рухнул недалеко от цели, в Мацковское болото, где впоследствии и был найден. При поисковых работах там были обнаружены вещи и предметы, указывающие на то, что речь идет об экипаже Гастелло
Что касается рапортов Воробьёва и Рыбаса, то их достоверность ставится под сомнение. Во-первых, оригиналы рапортов были утеряны, во-вторых, сторонники альтернативных версий утверждают, что покинувшие бой летчики могли и не видеть тарана, связав его с дымом от крушения самолёта. Ни опровергнуть, ни подтвердить эти версии невозможно, последние свидетели погибли в 1941 году.

Обломки подлинного самолёта Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастёрки которого находилось письмо на имя Скоробогатой, (как предполагается, жены стрелка экипажа Гастелло — Григория Николаевича Скоробогатого), а также медальон с инициалами А. А. К. (возможно, стрелка-радиста Гастелло — Алексея Александровича Калинина). Но главное — здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло — бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844.

Это сообщение отредактировал alex252306 - 26.06.2017 - 09:28
 
[^]
gentlemaniak
26.06.2017 - 09:27
5
Статус: Offline


Жестокий гений

Регистрация: 26.06.15
Сообщений: 5640
Правильная статья. Тем же, кто пытается обесценить подвиги настоящих Людей, гореть в аду придется.
 
[^]
Pomeranec
26.06.2017 - 09:50
4
Статус: Offline


Гость

Регистрация: 24.08.15
Сообщений: 0
В начале войны наша бомбардировочная авиация применялась мягко говоря не совсем по назначению. Причин почему, это было так, множество. Чаще всего у командующих армиями просто не было других средств под рукой для задержания немецких механизированных колон. Конечно правильнее было бы бомбить тылы наступающих немцев. Склады, железнодорожные станции и пр... Одним словом то для чего и предназначена дальняя бомбардировочная авиация. Но в хаосе плохой управляемости РККА начала войны, дальней бомбардировочной авиацией решались локальные проблемы. Не нам судить людей принимающих решения в тех условиях.
Что касается Гастелло, то он давно стал уже символом. И не важно он с экипажем совершил подвиг, или этот подвиг ему приписали. Важно, что он как тысячи других Советских граждан погиб с оружием в руках в первые недели войны Защищая Родину. Вечная Слава тому поколению героев воевавших с оккупантами в первый самый сложный и драматический период войны.
 
[^]
Rumer
26.06.2017 - 10:06
5
Статус: Offline


Reader

Регистрация: 5.09.14
Сообщений: 18074
Я живу на улице имени Н.Ф.Гастелло.
И мне совершенно неважно, совершил он подвиг именно произведя таран или просто погиб, защищая Родину. Это был воин. Он погиб, выполняя свой долг.
 
[^]
iCanGet
26.06.2017 - 10:10
3
Статус: Offline


Ушёл с ЯПа. Деградация надоела.

Регистрация: 13.06.15
Сообщений: 3396
У людей была установка - защищать свою Родину до последней капли крови. Настоящие герои!
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 3473
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх