51
"Слушая Master Of Puppets сейчас, я сижу и думаю: "Твою ж мать, как вы это делаете?", со смехом говорит Ларс Ульрих в интервью для Rolling Stone. "Очень смелая музыка".
Минуло тридцать лет с тех пор как драммер и его соратники по группе Metallica выпустили свой умопомрачительный шедевр, и он до сих пор звучит мощно и дерзко. Master Of Puppets вышел 3 марта 1986 года и по сей день остаётся наивысшим достижением не только для группы, но и для металла как целого жанра. Восемь песен глубоко и беспощадно правдиво освещают тему манипулирования во всех её проявлениях, но благодаря смеси зажигательных риффов и ритмов, тяжестью альбома не пришлось жертвовать в угоду смыслу.
Metallica существовала всего пять лет, когда вышла эта пластинка, и за это время они уже успели стать пионерами трэш-метала с их дебютной пластинкой 1983 года "Kill 'Em All", а уже на следующий год, в альбоме "Ride The Lightning", добавились более сложные и утончённые мелодии. Но именно в изощрённом заглавном треке "Master Of Puppets", в головокружительных и зубодробительных ритмах "Disposable Heroes" и притягательной тяжести "The Thing That Should Not Be", среди прочих песен, группа перезарядила и переориентировала своё звучание. Тогда средний возраст участников группы был 23 года, а этот альбом оставил след, который Metallica не смогла бы стереть, даже если бы попыталась.
С тех пор, мрачноватая "Welcome Home (Sanitarium)" и брутальная "Battery" прочно закрепилась в сетлисте, а яркий заглавный трек, повествующий о наркозависимости, непременно вызывает самую бурную реакцию, что делает его самым исполняемым на концертах Metallica."Пару лет назад у нас был тур по Европе, и мы позволили фанатам самостоятельно составить сетлист. В итоге, на 20 концертах из 30 "Master Of Puppets" стал самой востребованной песней", говорит драммер. "Просто безумие".
Альбом также безоговорочно связан с басистом Клиффом Бёртоном, который был соавтором почти половины песен и погиб в ужасной автобусной катастрофе, спустя полгода после релиза. В последние годы, в память о Бёртоне, группа стала исполнять 8-минутную инструментальную композицию "Orion".
Одного этого альбома было бы вполне достаточно, чтобы оставить за Metallica место в метал-пантеоне, даже если бы они не собрали группу заново после той трагедии, и если бы не выпустили, спустя несколько релизов, мегапродаваемый "Чёрный альбом", сделавший их одной из самых влиятельных групп в мире.
Этой осенью сам альбом Master Of Puppets и последовавший за ним тур Damage Inc. подвергнутся глубокому анализу в книге "Обратно на фронт" Мэтта Тейлора, где будут невиданные ранее фото и интервью с группой и их командой. Однако, чтобы отметить юбилей альбома, Ульрих, гитарист Кёрк Хэмметт и сопродюсер Флемминг Расмуссен, рассказали журналу Rolling Stone, что для них значит Master Of Puppets, спустя три десятилетия.
"Сумасшедшее было время", вспоминает Ульрих лето 1985-го. Той весной, участники группы закончили тур в поддержку Ride The Lightning, который длился несколько месяцев, и вернулись домой в район Залива в Сан-Франциско. Согласно интервью Ульриха 1986 года, Хэмметт отправился отдыхать на природе и рыбачить, а Хэтфилд и Ульрих колесили по всей стране вслед за Deep Purple. Когда они достаточно отдохнули и почувствовали в себе силы записывать новый материал, вокалист и драммер, жившие в одном доме в Эль-Серрито, отправились в гараж, прихватив идеи Бёртона и Хэмметта, записанные на кассетах, и принялись ваять свежий альбом. В конце концов, они собрались все вместе и поджемовали, записав результат на бумбокс.
"Мы были совсем юные, всё для нас было в новинку", говорит драммер. "Когда я смотрю на наши фотографии тех лет, в них чувствуется искренность. Мы все были фанатами музыки. У нас все стены были увешаны постерами: Iron Maiden, Michael Schenker, UFO, Ричи Блэкмор. Музыка была для нас всем. Чёрт, мы слушали Deep Purple, AC/DC, Motörhead и всё в таком духе. Мы без всякой задней мысли жили и дышали музыкой 24 часа семь дней в неделю".
Лето 85-го всё ещё свежо в памяти Ульриха, а один момент является особенно ярким воспоминанием. "Мы сидели и смотрели Live Aid (прим. пер.: международный благотворительный музыкальный фестиваль, состоявшийся 13 июля 1985 года)", говорит он. "Где-то в часов девять утра или около того, мы сидели и записывали концерт, смотрели выступление Black Sabbath. Там ещё были Status Quo и Led Zeppelin. Чумовое было время".
"Battery" была первой песней, написанной Metallica для нового альбома, за ней последовала "Disposable Heroes". На сырой демо, которую группа записала тем летом (вроде бы на следующий день после Live Aid) была инструментальная и вокальная версия "Battery", "Disposable Heroes" и комбинация из "Welcome Home (Sanitarium)" и "Orion", которая тогда называлась "Only Thing", а также инструментальная версия "Master of Puppets". Единственные песни, которые не были закончены к тому времени, когда они отправились в студию, были "The Thing That Should Not Be" и "Orion". Изначально они надеялись, что вокалист Rush, Гедди Ли, станет продюсером пластинки, но он не смог из-за ограничений по времени. Поэтому они решили снова обратиться к Расмуссену, который ранее продюсировал их альбом Ride the Lightning.
"Metallica всегда записывала продуманные и очень хорошие демо", вспоминает Расмуссен. "Всё уже было аранжировано и готово к записи".
"Когда тебе двадцать, ощущаешь эту искру спонтанности и мгновенного порыва", говорит Ульрих. "В то лето мы написали Master Of Puppets где-то за два месяца. Сейчас мне нужно два месяца только чтобы добраться до студии. Задумываешься: "Как, чёрт возьми, тем летом 85-го у нас получилось родить этот альбом от первой и до последней ноты за два месяца?". На Death Magnetic у нас ушло где-то полтора года от начала сочинения и до записи. Если говорить о нынешней записи, то на неё у нас ушло где-то девять месяцев. Но твою ж мать, как можно написать такой альбом как Master Of Puppets за два месяца?"
Через месяц после Live Aid, Metallica прилетела в Англию, чтобы отыграть свой самый масштабный, на тот момент, концерт. Они выступали в середине сета на фестивале Monsters of Rock в Касл-Донингтоне. "Если вы пришлю сюда, чтобы поглазеть на спандекс, накрашенные глаза и прочее дерьмо, и услышать слова "рок-н-ролл, детка" в каждой, мать её, песне, то мы не из таких", заявил толпе Хэтфилд. "Мы надерём вам задницу!". Как сообщается, в тот день на фестиваль, где хэдлайнером были ZZ Top, пришло 80 000 человек.
Metallica вскоре вернулась в Калифорнию, где группа, разгорячённая пивом, не напрягаясь отыграла сет под именем "The Four Horsemen". Концерт состоялся в панк/метал прибежище Бэй-Эриа - "Ruthie's Inn", а 31 августа они выступили на знаменитом фестивале в Сан-Франциско "Day on the Green". После чего отправились в копенгагенскую студию "Sweet Silence", чтобы объединить усилия с датским продюсером. На следующем своём выступлении в Сан-Франциско в 1985, в канун Нового года, группа презентовала свой новый гимн "Master Of Puppets".