В обход Босфора

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (12) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
2.02.2016 - 16:53
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
364
Проект, интересовавший Сталина и Брежнева, будет осуществлен

В Иране продолжается подготовка к строительству судоходного канала Каспий – Персидский залив. Проект имеет, как и в прошлом, стратегическое значение для нашей страны. Но Запад вместе с Турцией прямо или косвенно препятствовал созданию этой артерии. Кстати, Соединенными Штатами она включена в антииранские санкции.

2 фото via


В обход Босфора
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
2.02.2016 - 16:53
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Начиная с 1890-х годов наши взаимоотношения с Ираном во многом определялись проектом судоходного канала Каспий – Персидский залив. Разработанный русскими инженерами в 1889–1892-м, он обеспечивал кратчайший выход России в бассейн Индийского океана, турецкие проливы Босфор и Дарданеллы оказывались для этой цели ненужными.

Появлению проекта способствовал коллективный отказ Англии, Франции, Австро-Венгрии и Германии поддержать российские предложения 1878 года в отношении Босфора и Дарданелл о контроле Петербурга над этими проливами и размещении вдоль их побережья его военных баз.

Дело в том, что свыше половины объема внешней торговли России осуществлялось этим путем. И именно по нему интервенты, поддерживаемые Турцией, неоднократно проникали в Черное море и соответственно к берегам империи.

Но сохранить зависимость России от этого маршрута было и остается одной из стратегических задач Запада в данном регионе. Неспроста в 1997 году антииранские санкции США были распространены на проект канала Каспий – Персидский залив. Точнее, финансовым и другим экономическим мерам наказания подвергались компании и страны, оказывавшие Тегерану содействие в реализации этого замысла. И хотя санкционная политика США в отношении Ирана пересматривается, пока неясно, будут ли отменены запреты на участие в означенном проекте.

Совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала, созданная в конце XIX века, начала работу в 1904 году. Но стороны не смогли договориться о статусе проекта и самой артерии. Петербург настаивал на принципе экстерриториальности по аналогии с Суэцким и Панамским каналами, принадлежавшими в тот период соответственно Великобритании и США. Предлагаемый Тегераном для канала статус кондоминиума (паритетного совместного управления) не устраивал Петербург, так как не было уверенности в однозначно пророссийской ориентации Ирана. А экстерриториальность позволяла обеспечивать военно-политическую безопасность маршрута.

В 1908-м переговоры были приостановлены, чему способствовало растущее давление на Тегеран со стороны Стамбула и Лондона по вопросам статуса нового канала и сроков его сооружения.

Первая мировая война, естественно, не позволила возобновить российско-иранские переговоры по проекту, а последовавшая нормализация отношений Турции с советской Россией снизила его актуальность. РСФСР и СССР оказали, как известно, военно-техническую и экономическую помощь Турции в период ее противостояния с Антантой и Грецией (1919–1923). Взамен Анкара в сентябре 1924-го гарантировала, что Босфор и Дарданеллы никогда не будут использоваться в ущерб интересам СССР.

С кончиной Мустафы Кемаля Ататюрка в ноябре 1938-го антисоветские, точнее, пантюркистские тенденции в политике Анкары резко усилились. Лучшее доказательство тому – ее участие в плане «Топливо», проекте совместной с Англией и Францией агрессии против СССР, намеченной на середину марта 1940-го. План предусматривал, в частности, пропуск британских и французских военных судов в Черное море.

Но с конца 30-х стали ухудшаться и советско-иранские отношения, что было вызвано активным воздействием Англии, Германии и Турции на внешнюю политику Тегерана. Там как раз готовились расторгнуть советско-иранский договор 1921 года «О дружбе и границе», по которому (статья 6) СССР в случае угрозы его безопасности имел право ввести в страну свои войска.

Тегеран-43. Неизвестный сюжет

С середины апреля 1941-го Турция под разными предлогами затрудняла проход через проливы советских судов с военными и другими грузами для Югославии, подвергшейся фашистской агрессии. Известна и пронацистская политика Турции в период Великой Отечественной войны (по крайней мере до 1944 года включительно). Все эти факторы побудили СССР вернуться к идее канала Каспий – Персидский залив. Проект был доработан к осени 1942-го – после совместного вступления советских и британских войск в Иран в августе-сентябре 1941 года и прихода к власти в Тегеране антифашистских сил во главе с Шахиншахом Мохаммедом Реза-Пехлеви.

Тревожные события на советско-германском фронте, угроза нападения Турции на СССР и приближение германо-итальянских войск к Суэцкому каналу в 1942-м не могли не способствовать интенсификации работ по созданию канала Каспий – Персидский залив. Обе стороны охарактеризовали проект как обоюдовыгодный и потому перспективный. Вопрос поднимался на переговорах И.В. Сталина с М.Р. Пехлеви, состоявшихся 30 ноября 1943-го в Тегеране.

Резкое ухудшение советско-турецких отношений в 1945–1953 годах, с одной стороны, способствовало реанимации проекта Каспий – Персидский залив. Но с другой – попытки СССР в тот же период «присоединить» Иранский Азербайджан к Азербайджанской ССР привели к усилению влияния на Тегеран Вашингтона и Лондона. Потому о проекте забыли на долгие годы. Тем более что весной 1953-го Советский Союз взял курс на нормализацию отношений с Турцией как бы в противовес сложным взаимоотношениям с Ираном.

Подготовка почвы

Со второй половины 50-х руководство Ирана решило восстановить политику, что называется, паритетного сотрудничества с Западом и СССР. В июне-июле 1956-го состоялся официальный визит правительственной делегации во главе с Шахиншахом в СССР, беспрецедентный за всю историю двусторонних отношений. Был подписан ряд экономических соглашений, не касавшихся, впрочем, канала. Однако на переговорах, в ходе одной из встреч тогдашнего предсовмина СССР Н.А. Булганина с Шахиншахом отмечалось (согласно протокольной записи), что стороны придают важное значение изучению проекта сооружения судоходного канала Каспий – Персидский залив. Но в итоговое коммюнике этот сюжет не включили. Скорее всего по инициативе иранской делегации, чтобы не раздражать американцев, отговаривавших Тегеран от проекта.

Тем не менее в 1962 году была создана советско-иранская комиссия по проработке вопроса, с ее соображениями ознакомили тогдашнего главу Верховного совета СССР Л.И. Брежнева во время его визита в Тегеран в ноябре 1963-го. Именно тогда стороны создали юридическую основу для реализации проекта, подписав соглашения «О совместном использовании водных ресурсов пограничных рек» и «О развитии транзита иранских товаров через территорию СССР, советских – через территорию Ирана».

А в июне 1965-го, когда состоялся столь же масштабный, как в 1956 году, визит Шахиншаха в СССР, стороны договорились ускорить реанимацию проекта, но опять-таки без соответствующего упоминания в итоговом коммюнике. Предварительный вариант канала был рассмотрен во время визита советского премьер-министра СССР А.Н. Косыгина в Тегеран в начале апреля 1968-го. Проект в основном был одобрен обеими сторонами. Но уже по традиции без упоминания в коммюнике…

В те же годы участились американо-иранские встречи на высшем уровне, в ходе которых США прямо или косвенно заявляли о несоответствии проекта долгосрочным интересам Соединенных Штатов и их союзников по НАТО. Эту позицию поддерживала Саудовская Аравия. А в Ираке, напротив, поддерживали проект (обеспечивающий кратчайший маршрут между этой страной и СССР), что способствовало нормализации отношений Багдада с Москвой, в 1974–1975 годах увенчавшейся двусторонним договором «О дружбе и добрососедстве».

Примечательно, что с осени 1975-го в США стали разрабатываться планы свержения шахского режима и провоцирования иранско-советской и иранско-иракской конфронтации. Правда, Вашингтон соблюдал «этикет» в вопросе о канале: американская позиция по этому проекту тоже не включалась в двусторонние итоговые коммюнике…

В Тегеране не решались полностью игнорировать позицию США. Как-никак до 70 процентов ежегодного объема экспорта иранской нефти направлялось за океан, а доля Соединенных Штатов в иностранных инвестициях в Иране превышала 40 процентов. Вдобавок поставки из США минимум на 60 процентов покрывали потребности вооруженных сил Ирана в вооружениях и боеприпасах. А в целом доля стран НАТО в обеспечении иранской армии достигала 85 процентов.

Одновременно Турция со второй половины 60-х стала периодически снижать тарифы на транзит советских внешнеторговых грузов через Босфор и Дарданеллы. Этот фактор был важен для СССР, поскольку, во-первых, уже в 60-х минимум 50 процентов ежегодного объема экспортируемой советской нефти перевозилось по данному маршруту. А во-вторых, реализация проекта канала требовала колоссальных финансовых и технических ресурсов, выделение которых становилось проблематичным для СССР по многим внутри- и внешнеэкономическим причинам.

Все это способствовало тому, что обе стороны не то чтобы спускали на тормозах стратегический проект, но предпочли не ускорять его реализацию. Во время переговоров Шахиншаха в Москве в октябре 1972-го и А.Н. Косыгина в Тегеране в марте 1973-го стороны снова вне коммюнике зафиксировали взаимную выгодность канала, рекомендовав уточнить ряд технических параметров. Но правовую и технологическую базу для будущего строительства все же расширяли: в ходе этих визитов в дополнение к упомянутым соглашениям 1963 года были подписаны «Программа экономического и научно-технического сотрудничества» на 15 лет и меморандум «О взаимном поощрении капитальных вложений».

Всего за 60–70-е годы в Иране с помощью СССР было построено свыше 60 промышленных, энергетических и транспортных объектов, в том числе один из крупнейших в регионе Исфаганский металлургический комбинат и примыкающая к Азербайджанской ССР почти 500-километровая магистраль Трансиранского газопровода.

Вашингтон, Лондон и Анкара настаивали на том, чтобы основной экспортный поток иранского голубого топлива перекачивался через Турцию, но Москва и Тегеран в 1972–1973 годах договорились о транзите иранского газа в европейское зарубежье в течение 20 лет через СССР. Эти поставки должны были начаться с 1976-го, но ухудшение внутриполитической обстановки и последующие известные события в Иране привели к «консервации» проекта.

Словом, магистраль Каспий – Персидский залив, чрезвычайно выгодная СССР и Ирану, наталкивалась на все более активное противодействие США и НАТО. Хотя, судя по упомянутым соглашениям и тенденциям в двусторонних отношениях, поэтапно готовилась правовая, экономическая и технологическая почва.

Время строить

Сегодня проект в перечне приоритетных для Тегерана, и, в отличие от шахского периода, в стране отнюдь не скрывают ни параметров канала, ни переговоров с другими странами по вопросам его сооружения. Как отмечают иранские эксперты и СМИ, канал Каспий – Персидский залив напрямую выводит в Индийский океан не только Россию, но и большинство других стран экс-СССР, а также Европы. Для потенциальных пользователей этот путь более чем вдвое короче традиционного водного маршрута через Турцию. Потому в доработке проекта участвуют не только иранские, но и иностранные специалисты. Ввести канал в эксплуатацию планируется в 2020-х.

Схожие оценки высказываются российским экспертным сообществом. Если говорить вкратце, судоходный канал Каспий – Персидский залив, целиком проходящий по территории Ирана, способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. Этот маршрут необходим стране не только как транспортный коридор, но и для обеспечения опресненной водой центральных засушливых районов. Правда, все это хоть и многообещающая, однако все же пока лишь перспектива.

Еще в 1996–1997 годах руководство Министерства дорог и транспорта Ирана, направляя делегации в Россию, сообщало о стремлении привлечь ее инвестиции или технологии к сооружению трансиранского водного пути. Наша сторона в принципе одобрила эти предложения, выступив за их всестороннюю проработку, особенно в сфере экологии – ввиду уникальности биосреды Каспия. Тогда же была достигнута договоренность об изучении иранскими специалистами российского опыта гидротехнического строительства. Направляемые Тегераном делегации из Ирана стали регулярно посещать Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской каналы. В 1998-м была создана совместная экспертная группа по изучению трансиранского водного проекта, а в следующем году правительство Исламской Республики официально одобрило доработанное ТЭО.

Общая протяженность судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного Ирана, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб, порядка 450 километров. Требуемые инвестиции для сооружения всей артерии оценивались иранской стороной в 2012–2013 годах минимум в 10 миллиардов, в том числе по соединительному трансиранскому участку (северо-запад – юго-запад) – в 5,5–6 миллиардов долларов. Полная окупаемость проекта наступит, по местным оценкам, на пятый год с момента ввода в строй. По тем же расчетам, канал обеспечит России и Ирану транзитные доходы – соответственно 1,2–1,4 и 1,4–1,7 миллиарда долларов, начиная с третьего-четвертого года эксплуатации.

В ходе совещаний в начале 2000-х российско-иранской комиссии по торговле и научно-техническому сотрудничеству представители Тегерана предложили нашей стране ряд вариантов оплаты ее технологического содействия сооружению канала, а также строительства в РФ грузовых («река-море») и вспомогательных судов, востребованных на водном пути.

Примечательна в этой связи недавняя публикация группы экспертов в «Дагестанской правде» (Махачкала): «…Наличие в республике заводов, специализированных на судостроении, является веским аргументом в пользу создания в Дагестане крупного промышленного кластера по производству судов, в том числе для трансиранского маршрута». Но проект образования такого кластера на базе Махачкалинского судоремонтного завода-верфи так и остался на бумаге. По данным главного инженера этого предприятия Михаила Халимбекова, чертежи, технологии, расчеты строительства современного высокотехнологичного производства были подготовлены известной судостроительной компанией Германии, однако дело так с места и не сдвинулось.

Отмечено также, что по мнению «многих ученых, в числе которых д.т.н., профессор Шихсаид Абдуллаев, на базе кооперации республиканских промышленных предприятий реально организовать конкурентное производство судов «река-море». Более того, использование разработок известного российского конструктора Гамида Халидова по созданию кораблей смешанного плавания нового поколения – «тримаранов» – как раз отвечает требованиям и условиям транзитных грузоперевозок по таким каналам, как трансиранский». Тем более что в мире наметился рост спроса на подобные суда.

Резонно предположить, что современные геополитические факторы, в числе которых спровоцированное Турцией серьезное обострение отношений с Россией, способствуют более тщательному изучению вариантов нашего содействия созданию столь важного водного пути.


©лексей Чичкин, кандидат экономических наук
Опубликовано в выпуске № 03-04 (618-619) за 3 февраля 2016 года

Отсюда видно, что в проекте заинтересованы также Казахстан, Азербайджан и Туркменистан, получающие выход к океану.
Фото: google.com


В обход Босфора
 
[^]
sellinger
2.02.2016 - 16:55
118
Статус: Offline


Младший Хуебабочкин редкий уёбок

Регистрация: 10.03.15
Сообщений: 30139
Янки нахрен желчью изойдут. Им это как серпом по яйцам.
 
[^]
z1305
2.02.2016 - 16:56
33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.04.11
Сообщений: 7184
Цитата (SESHOK @ 2.02.2016 - 16:53)
Проект, интересовавший Сталина и Брежнева, будет осуществлен


не будет (денег нет), а жаль
 
[^]
MadМакс
2.02.2016 - 16:58
192
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 26.11.15
Сообщений: 332
Я еще знаю один проект - "Пролив Сталина" из Тихого океана в Антлантический, очень широкий, очень-очень. От Мексики на юге и до Канады на Севере. idea.gif

Это сообщение отредактировал MadМакс - 2.02.2016 - 16:58
 
[^]
Sts15
2.02.2016 - 16:58
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 18.10.13
Сообщений: 401
Дорого!
 
[^]
rapiddog
2.02.2016 - 17:00
84
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 15.07.14
Сообщений: 60
Контроль России над проливами, т.е. выход в мировой океан через средиземное море самый страшный кошмар англосаксов, из кожи вон вылезут, но не дадут построить этот канал.
 
[^]
Andrey1967
2.02.2016 - 17:00
21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.05.11
Сообщений: 3364
На карте Крым не кошерный.
А вообще насчет пролива - как и нахуя?
 
[^]
Abkbvjy
2.02.2016 - 17:00
78
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 13.10.14
Сообщений: 434
Бля,да ройте уже быстрее!!!
 
[^]
Atheist123
2.02.2016 - 17:00
6
Статус: Offline


Жыдай

Регистрация: 17.05.09
Сообщений: 2730
Цитата
Отсюда видно, что в проекте заинтересованы также Казахстан, Азербайджан и Туркменистан, получающие выход к океану.

еще заинтересованы сауды. как нефть кончится, буудут заниматься пиратством, как сомалийцы в аденском ))))))
 
[^]
dreamtry
2.02.2016 - 17:01
57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.02.11
Сообщений: 4457
Осетру в Каспие пизда придет sad.gif Он там сохранился в основном потому что Каспий стал озером.

Это сообщение отредактировал dreamtry - 2.02.2016 - 17:03
 
[^]
vobljademort
2.02.2016 - 17:01
79
Статус: Offline


Да пох

Регистрация: 1.01.15
Сообщений: 2722
А если вдруг разосрёмся с Ираном, как сейчас с Турцией? Канал им в подарок останется?
 
[^]
CyberMe
2.02.2016 - 17:03
65
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.01.09
Сообщений: 5573
SESHOK
у меня не очень хорошиие новости, ты физическую карту Ирана видел? копать 800 км сквозь горы высотой около 2 км blink.gif - работёнка ещё та!
 
[^]
Imbaa
2.02.2016 - 17:03
41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.08.10
Сообщений: 5365
А если прокопать вот так, будет еще круче...

В обход Босфора
 
[^]
tazovodov
2.02.2016 - 17:03
25
Статус: Offline


Президент

Регистрация: 18.08.15
Сообщений: 838
О бля теперь на байдарке смогу в персидцкий залив плавать...
 
[^]
fin4
2.02.2016 - 17:04
5
Статус: Offline


линкор Нева

Регистрация: 11.01.13
Сообщений: 10100
к сожалению , нет - ни времени на рытьё канала , ни денег . в нынешних быстроменяющихся условиях. увы. sad.gif
 
[^]
Soundguard
2.02.2016 - 17:05
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.03.14
Сообщений: 4572
А где там Шелковый путь проходит?
 
[^]
ajagus
2.02.2016 - 17:07
99
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 5.12.10
Сообщений: 448
с турками уже гозопровод поклали, супердоходы от него поперли.В стране некуда баксы толкать, перерабатываются на туалетную бумагу. И тут персы (?) предложили куеву тучу лярдов вляпать в канал, типа будут Новые васюки, типа всегда найдется что перевезти, а не найдется, и хрен с ним. Как хрен на те пару тыс. км труб для газопровода и миллиардные штрафы за расторгнутые контракты!
 
[^]
ial13
2.02.2016 - 17:07
48
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 6.02.14
Сообщений: 11
Цитата (vobljademort @ 2.02.2016 - 17:01)
А если вдруг разосрёмся с Ираном, как сейчас с Турцией? Канал им в подарок останется?

Согласен. Не так давно нам втирали, что турки братья навек и всегда такими были.

 
[^]
scrite
2.02.2016 - 17:08
19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.11.14
Сообщений: 3290
Заодно и Каспий наполнить водой до уровня мирового океана.
Нехуй Волгу с Уралом зря расходовать. dont.gif

Это сообщение отредактировал scrite - 2.02.2016 - 17:19
 
[^]
Soundguard
2.02.2016 - 17:09
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.03.14
Сообщений: 4572
Надо азербайджанов , туркменов и казаханов подключать. А то потом поздно будет. Платить придётся за выход к морю.
 
[^]
Хитрожопик
2.02.2016 - 17:09
6
Статус: Offline


Наблюдатель за человеками

Регистрация: 18.12.14
Сообщений: 4063
Цитата (vobljademort @ 2.02.2016 - 17:01)
А если вдруг разосрёмся с Ираном, как сейчас с Турцией? Канал им в подарок останется?

Да уже почти. Как помогли санкции с них снять, так нахуй теперь посылаемы.
 
[^]
XIMERA123
2.02.2016 - 17:09
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.07.09
Сообщений: 3255
не будет этого канала, США весь свой годовой бюджет лучше Ирану подарит нежели его построят.
 
[^]
Limmon
2.02.2016 - 17:10
21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.03.10
Сообщений: 2291
Бред сумесшедшего. Какой нех пролив в текущих условиях? Тут как бы без порток не остаться, а они пролив через весь Иран строят. Вас свидомые из 404 покусали?
 
[^]
XIMERA123
2.02.2016 - 17:11
40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.07.09
Сообщений: 3255
Цитата
Тут как бы без порток не остаться, а они пролив через весь Иран строят. Вас свидомые из 404 покусали?

вообще то дать работу это одна из основ во время кризиса, почитай историю.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 64425
0 Пользователей:
Страницы: (12) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх