А вот мнение профессионального историка, медиевиста, реконструктора о "Викинге".
На АиФеСам Каинов - один из известнейших историков, занимающихся военной историей в России. Знаю лично, поэтому к его мнению прислушиваюсь внимательно. Дальше с источника.
Несомненно, присутствие исторических консультантов (доктора исторических наук Владимира Петрухина и доктора филологических наук Федора Успенского) сыграло огромную положительную роль в том, что и событийная канва фильма в целом соответствует древнерусским летописям, и общий визуальный ряд вызывает некоторое отторжение только у специалистов по материальной культуре средневековья. Благодаря консультантам не обойдена стороной в фильме и пресловутая норманнская теория. Русский князь и его дружина, с одной стороны, противопоставляются пришлым викингам, но в то же время, князь и дружина прекрасно понимают северную речь и общаются с викингами, в чем можно видеть намёк на разделяемую большинством ученых гипотезу о скандинавских корнях княжеской династии и части русской дружины.
Но отступления от летописной традиции в фильме все же присутствуют. По всей видимости, в угоду стройности сценарного замысла в фильме князь Олег Древлянский (Олег Святославич, брат Владимира, — ред.) погибает во рву Полоцка, а не во рву Овруча. Правой рукой Владимира становится варяг Свенельд (в реальности — воспитатель Святослава, отца Владимира), а не Добрыня (дядя Владимира) и т.д.
К сожалению, к «матчасти» фильма куда больше претензий. Общий антураж заставляет поверить, что ты в самой что ни на есть настоящей и очень древней Руси. Но не стоит забывать, что на дворе вторая половина Х века. Киев — столица Руси — вряд ли мог выглядеть столь архаично и быть столь грязным. Показанные в фильме укрепления Киева, состоящие из вертикально поставленных бревен, не находят подтверждения по археологическим данным. Они, напротив, демонстрируют укрепления конструктивно более сложные, состоящие из городен — деревянных срубов, наполненных землей.
Костюмы также смотрятся очень органично и антуражно. Но и здесь у людей, знакомых с древнерусским костюмом этого периода, возникает ощущение, что с примитивизацией перестарались. Основные действующие лица — князья и их приближенные, но мы почти не видим ни крашенных одежд и дорогих шелков и парчи, ни наборных поясов, ни женских княжеских головных уборов. Все это представлено в многочисленных археологических находках и доступно в публикациях и музейных собраниях.
Что особо вызывает отторжение, так это оружие и доспехи. Древнерусская воинская субкультура второй половины Х века прекрасно представлена многократно изданными археологическими находками. Достаточно было посмотреть работы крупнейшего отечественного оружиеведа Анатолия Николаевича Кирпичникова, чтобы получить исчерпывающее представление о разнообразии и многообразии древнерусского комплекса вооружения этого периода. А прекрасные графические реконструкции воинов Х века, выполненные Олегом Федоровым и основанные на реальной кропотливой работе с археологическими и изобразительными источниками — уже готовые рекомендации для костюмеров и оружейников.
Но вместо известных по археологии образцов защитного вооружения мы видим засилье кожаных доспехов с различными металлическими накладками, какие-то совершенно непонятные шлемы с личинами и без, кожаные наручи и поножи. Ничто из этого не имеет под собой какой-то исторической основы в материале Х века. Кольчуга, основной вид корпусного доспеха в раннем средневековье, мелькает всего несколько раз. Панцири, связанные из металлических пластин, также не замечены среди вооружения князей и дружинников. Прекрасные образцы шлемов, найденные в курганах Гнёздова и Чернигова, также по какой-то причине не вдохновили людей, разрабатывавших и изготавливавших реквизит для фильма.
От оружия тоже «кровь из глаз». Не совсем понятно, что послужило источником для подобных оружейных решений. Откуда эти гипертрофированные двуручные топоры, топоры-клевцы, огромные ножи? Мечи, хоть и похожи в целом на исторические образцы, но все-таки не соответствуют им. Ну и заявленный вес мечей в 2-3 кг превышает реальный почти в два раза.
Досталось и врагам русских дружин — печенегам. Мы видим хрестоматийный образ диких кочевников, замотанных в грязные тряпки и шкуры. По-моему, эти «печенеги» вполне могли бы сыграть и нукеров Чингисхана, а, если раздать винтовки, то и басмачей. Но народ, который торговал, воевал и получал богатые дары как от Руси, так и от Византийской Империи, не выглядел настолько убого. Об этом говорят многочисленные свидетельства как археологических, так и письменных источников.
Ну и совсем в недоумении оставляет название фильма — «Викинг». Фильм вне сомнения про Владимира. Применительно к нему это слово употребляется только однажды, когда обиженный волхв говорит, что Владимир чужой для горожан, «чужой как викинг». Может все дело в том, что происходит этот эпизод в Киеве и Владимира называют чужим для Киева...