Непридуманная история велосипедных войск

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
21.05.2024 - 19:39
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
35
38 фото via

Велосипед не только средство передвижения, но и страшное оружие в умелых руках. Точнее, ногах.

Трансваальский адвокат Даниэль Йохансон Стефанус «Дани» Терон, девятый по счету (из пятнадцати) ребенок Анны Хелены Маргареты и Виллема Ваутера Терон, видимо, обладал неплохой дикцией и отличной памятью на имена и дни рождения родных, но прославился в качестве старшего брата прадедушки Шарлиз Терон. И еще по одной причине.

Когда в 1899 году началась англо-бурская война, Дани обратился к властям с неожиданным предложением, вписавшим его в историю, — использовать вместо лошадей… велосипеды.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:40
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Совсем революционной эту идею назвать было нельзя: в Европе многие армии еще в 80-е годы XIX века посадили на велосипеды связных и проводили учения с педальными конями (велосипедистов даже причисляли к кавалерийским частям).

Правда, поначалу это были легендарные «пенни-фартинги», или «пауки», те самые, с колесами разного размера и неочевидным удобством.

Армия буров фактически состояла из фермеров («бур» и означает — «фермер» или «крестьянин»), и лошади брались из их хозяйств. Убитую в бою лошадь сложно заменить (буры, в отличие от британцев, не имели отлаженного механизма обеспечения армии), а кроме того, это серьезный ущерб благосостоянию самих фермеров.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:40
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Военные обычно консервативны, что уж говорить о военных фермерах. Поэтому Дани предложил организовать 75-километровую гонку кавалериста с велосипедистом. Выиграл велосипедист, и Терону дали возможность доказать эффективность идеи на практике. Он создал велосипедный корпус из ста восьми человек, занимавшийся связью и разведкой.

Позже Терон собрал Разведывательный корпус из восьмидесяти человек для партизанской войны в тылу британцев. Они организовывали диверсии, нападали на поезда, и всё верхом на велосипедах. Фактически они подали пример, и в армии буров многие обзавелись велосипедом. Впрочем, выиграть войну с Британией это не помогло. Но хоть не так обидно: лошади-то остались целы.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:40
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Британцы, может, и не любили буров, а за голову Терона вообще назначили награду, но идею использования велосипедов для армии очень даже поддержали и, разумеется, опробовали в Трансваале.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:40
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Австралийские части патрулировали на велосипедах железные дороги: у них были специальные насадки на колеса для упрощения передвижения по рельсам.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:40
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Обе стороны конфликта применяли и железнодорожные дрезины с велоприводом.

Кстати, слово «дрезина» еще в начале XIX века обозначало двухколесный велосипед, который приводился в движение просто отталкиванием ногами, но к концу века ассоциировалось только со средством передвижения по рельсам.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Англо-бурская война продемонстрировала перспективность велосипедов для военного применения, и изобретатели бросились патентовать и реализовывать самые безумные идеи, поскольку сложно было предположить, что окажется удачным и востребованным.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Велосипед считался заменой лошади, и, разумеется, предлагались аналоги тачанок — повозок с пулеметным расчетом. Ставился туда преимущественно пулемет модели Хайрема Максима.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Это мог быть трехколесный велосипед-тандем с экипажем из двух солдат, обеспечивавший стрельбу при развороте из двух пулеметов Максима (модель Викерса).

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Был еще и квадроцикл Симмса с бронированным щитом, позволявший стрелку в одиночку ехать и стрелять. (Кстати, на фото ниже изобретатель лично демонстрирует свое детище.) Проходимость модели и ее практичность были под большим вопросом, и в производство она не пошла, но, согласись, круто выглядит.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Однако основной упор заказчики ставили на разработку легкой, надежной и простой в использовании конструкции, которая ускорит пехоту, а не заменит конницу.

Еще в 1892 году французский офицер Анри Жерар разработал складной велосипед, который можно было нести в сложенном состоянии как ранец за спиной. За производство взялась компания «Пежо». К Первой мировой свой вариант складного велосипеда для военных был практически в каждой стране, но преимущественно это были вариации на тему конструкции Жерара.

Французы тогда задавали моду в военно-велосипедной промышленности. Численность их велосипедных подразделений к 1914 году, по некоторым данным, превышала 100 тысяч человек.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Британия в прямом и переносном смысле обкатала войска в колониальных конфликтах. К началу 1914 года количество британских военных велосипедистов составляло 14 тысяч, к концу войны — 20 тысяч. И это без Канады, Австралии, Новой Зеландии, то есть без колоний.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Американцы, вступая в войну в 1917 году, ввезли в Европу 26 407 велосипедов.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Немцы тоже не отставали. Численность их велосипедных подразделений была сопоставима с союзниками.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
В некоторых случаях велосипеды использовались немцами для производства электроэнергии.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:43
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
А что же в России?

В книгах про Гражданскую войну периодически упоминаются отряды самокатчиков, и человеку неподготовленному сложно понять, каково ездить на самокате — отталкиваться одной ногой и удерживать равновесие, стараясь при этом не потерять винтовку, папаху и шинель.

Все дело в том, что в Российской империи в обычном разговоре «велосипед», как правило, называли «велосипедом», но в официальной терминологии использовалось слово «самокат» и производные от него.

То есть велосипедисты и были теми загадочными самокатчиками.

В 1891 году был издан приказ о приобретении самокатов для военных нужд и создании особых самокатных команд.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:43
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
В Русско-японскую войну отряды жандармов и военных самокатчиков патрулировали железные дороги на прилегающих территориях. В том числе и на велодрезинах.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:43
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
В Первую мировую военные самокатчики хорошо показали себя в Брусиловском прорыве.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:43
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Для нужд армии в основном закупались французские велосипеды «Пежо».

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:43
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
В 1913 году российские чиновники предприняли попытку переориентировать снабжение армии на местных производителей — велосипедные фабрики «Дукс» в Москве, «Россия» в Риге и «Матадор» в Ревеле (современный Таллин).

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:44
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Договориться удалось с фабриками «Дукс» и «Россия». Но даже их общие мощности были невелики. В 1916 году на фабрике «Дукс» было начато производство собственной модели складного велосипеда «Дукс боевой».«Дуксом» произведено их было всего 682 штуки, а на эвакуированной в Харьков «России» — 3600. Капля в море.

В годы революции часть самокатчиков перешла на сторону большевиков. В Москве в октябре 1917 года они захватили и удерживали центр города. Это не то чтобы новость: многие перешли на сторону большевиков.

Но троих самокатчиков, погибших в бою с юнкерами, похоронили у Кремлевской стены, а московскую улицу Новоблагослове́нную в 1924 году переименовали в Самокатную.

Так что улица Самокатная на самом деле военно-велосипедная.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:44
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Военные самокатчики были, может, немногочисленной, но заметной частью советской армии и участвовали в парадах.

Парад в 1924 году

Это сообщение отредактировал SESHOK - 21.05.2024 - 19:44

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:45
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
Ко Второй мировой войне роль велосипеда в армии поменялась, но он все еще оставался важным элементом. Скажем, в 30-е годы велосипеды полюбили летчики, которым надо было добираться до самолета по взлетному полю.

Во Вторую мировую серьезно о себе заявили воздушные десантники (поначалу немецкие), и они тоже очень ценили складные модели велосипедов. Впрочем, связисты и простые пехотинцы не отказывались от возможности получить такой же.

В 1937 году при оккупации Китая в составе японской армии было порядка 50 тысяч солдат-велосипедистов.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:45
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
В германской армии, которая с одной стороны позиционировала себя как молниеносную, а с другой — старалась экономить на дефицитном топливе, велосипед оставался важным средством передвижения.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
SESHOK
21.05.2024 - 19:45
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 329625
А еще велосипедисты поздравляли Гитлера с пятидесятилетним юбилеем.

Непридуманная история велосипедных войск
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 2126
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх