10
Последний пассажирский рейс между СССР и фашистской Германией был выполнен 21 июня 1941 года. После Великой Отечественной войны Германия была разделена на две части – Восточную, ГДР и Западную, ФРГ. Транспортные связи с ГДР, находившейся под протекторатом СССР, были восстановлены довольно быстро. Возобновление же воздушных сообщений с Западной Германией растянулось почти на четверть века. Работа по открытию рейсов между ФРГ и СССР началась еще в середине пятидесятых годов после визита в Москву Федерального канцлера Конрада Аденауэра 8-14 сентября 1955 года.
В январе 1958 года было подписано соглашение о взаимном признании перевозочной документации, благодаря чему между двумя странами появилось чартерное сообщение. Заказными рейсами перевозились туристы из двух стран, делегации разных уровней, артисты, спортивные команды и их болельщики. О масштабах чартерного сообщения говорят цифры: только в течение 1970 года между СССР и ФРГ заказными авиарейсами было перевезено около 15 тысяч человек.
11 ноября 1971 года в Бонне представители правительств ФРГ и СССР подписали соглашение, которое положило начало регулярному сообщению между двумя государствами.
7 января 1972 г. в Москве в присутствии председателя Исполнительного комитета Моссовета В.Ф. Промыслова, делегация авиакомпании Lufthansa, и представители ЦУМВС и МГА СССР договорились об открытии прямой авиалинии, связывающей Франкфурт на Майне с Москвой. Согласно договоренности, Люфтганза и Аэрофлот на этом направлении могли выполнять по два рейса в неделю каждый.
И, наконец, в пятницу, 4 февраля 1972 года флагман советского Аэрофлота Ил-62 выполнил первый регулярный пассажирский рейс SU255/256 по маршруту Москва (Шереметьево) – Франкфурт на Майне. С тех пор на долгие годы рейсы Аэрофлота из Москвы в города ФРГ нумеровались в диапазоне SU251…260.
С первым рейсом Аэрофлота связана авиационная байка, в которой говорилось, что в день выполнения первого рейса экипаж Аэрофлота, попав в плотный трафик аэропорта Франкфурт, замешкался и несвоевременно реагировал на указания диспетчера. Раздраженный диспетчер, дескать, попенял экипажу на нерасторопность и спросил:
- Вы что никогда раньше не были во Франкфуртской воздушной зоне?
- Были, - ответил командир корабля, - в 1945 году. Только мы тогда не садились.
В 1972 году Аэрофлот выполнял два рейса во Франкфурт: прямой SU255/256 по пятницам, и с посадкой в берлинском аэропорту Шенефельд (ГДР) SU257/258 по вторникам.
Здесь стоит отметить тот факт, что воздушного сообщения между ФРГ и ГДР национальными авиакомпаниями в 1972 году не было. Поэтому смысл промежуточной посадки рейса 257/258 в Шенефельде – доставка пассажиров из Восточной Германии в Западную и обратно.
На следующий день, 5 февраля 1972 года в 13:00 CET первый Боинг 727-30 D-ABIB западногерманской авиакомпании «Lufthansa» оторвался от взлетно-посадочной полосы аэропорта Франкфурта на Майне и взял курс на московский аэропорт Шереметьево. На борту было 8 пассажиров первого класса и 95 пассажиров эконом-класса. С учетом разницы во времени и полетного времени 3 часа 15 минут, в Москву Боинг прибыл уже затемно.
Боинг 727-30 D-ABIB авиакомпании «Люфтганза» после выполнения первого пассажирского рейса из Франкфурта на Майне, 5 февраля 1972 года. Автор фото Альберт Пушкарев, источник tassphoto.com: