Итак, почему молодые люди выбирают эту нелегкую и довольно специфическую профессию моряка? Первое, и наиболее вероятное – это возможность заработать более-менее адекватные деньги. Хотя «адекватные деньги» – это, действительно, очень относительное понятие.
Для начала карьеры зарплата матроса второго класса около 1000$ в месяц и для многих покажется смешными деньгами. Зачем, спрашивается напрягаться и учиться, чтобы зарабатывать такую сумму неизвестно где, неизвестно в каком обществе и довольно продолжительное время на качающейся железяке вдали от дома. Ведь, чтобы обеспечить себе безбедную жизнь, не обязательно идти в море. Если раньше заработки моряков действительно сильно отличались от заработков тех, кто находится на суше, то в настоящее время открылось много возможностей для хорошего заработка и на берегу. Если человек неплохой специалист и любит свое дело – то он найдет себя и в экономике и в ветеринарии. И эту же сумму в несколько сотен баксов, а то и много больше он сможет зарабатывать на берегу каждый месяц. Так зачем же? Отсюда проистекает существенный, на мой взгляд, момент – это независимость.
Моряк такая интересная профессия, которая позволяет чувствовать себя независимым в финансовом плане и благодаря этому более свободней и уверенней во всевозможных житейских ситуациях. Моряк зарабатывает деньги честно. Он имеет четкую и самое главное строго определенную цель. Это улучшение своего профессионального уровня и как следствие, повышение в должности и в зарплате со всеми вытекающими радостями жизни. Да, в море карьерный рост может быть очень стремительным и стать капитаном или старшим механиком к 30 годам вполне реально. Это хороший стимул для развития. А с должностью вырастает в разы и зарплата. Отсюда и независимость. Когда моряк пришел с рейса – он заработал, пусть иногда и немного, но он никому не должен. Он сам себе хозяин. Многие мои знакомые и знакомые знакомых, которые никак не связаны с морем, сетуют, что для того чтобы заработать ту же тысячу на берегу в мелком бизнесе на фоне повальной деградации власть предержащих нужно ох как прогнуться. А моряк приехал с контракта и живет в свое удовольствие, смотрит на мир с оптимизмом, невзирая на растущие цены и отсутствие гречки в магазинах. Деньги закончились – не беда. Снова в рейс, работой обеспечен, а «железа на всех хватит». Главное чтобы здоровье не подвело.
Романтика. Это волшебное слово – романтика. Жюль Верн, «Дети капитана Гранта», «10000 лье под водой». Прекрасные книги, которые воспитывали в детях любовь к морю и приключениям, непреодолимое желание увидеть мир и узнать, как живут, например, потомки конкистадоров в Гондурасе и Гватемале. По мнению обывателей романтика – одна из основных причин, толкающая молодые парней бороздить просторы морей и океанов. Но мы то знаем, что романтика улетучивается как дым из трубки боцмана ровно через пару дней после плодотворного арбайтен на судне. И остается только море, море и куча небритых лиц.
Еще одна немаловажная деталь – это воспитание характера человека. Море закаляет дух. Морская стезя – трудный путь, но это одна из немногих профессий, которая действительно воспитывает в человеке стойкость к трудностям, умение ценить жизнь и человеческие отношения.
Все было бы прекрасно в профессии моряка, если бы не большие и даже очень большие минусы, о которых пойдет речь ниже.
Первый минус – это разлука с близкими. Наверное, это самое тяжелое, что приходится переживать морякам и их родственникам. Как говорится, разлука – самая лучшая проверка чувств. Некоторые ее выдерживают, некоторые – нет. Наверное, поэтому так много семьей моряков распадаются. Трудно и тем, кто ждет на берегу и тем, кто в море. Хотя со временем и повышением в должности появляются реальные возможности уйти на короткие, двухмесячные контракты.
Психологическая нагрузка. Сотню раз уже говорено, что судно – это плавучая тюрьма общего режима. Выйти некуда, сиди, работай и не жужжи. Тебе позвонят, когда с вещами на вылет. Во время рейса моряка окружают одни и те же люди, и большое значение имеют отношения, сложившиеся в коллективе. Если экипаж чудесный, повар просто золото, а капитан не истеричка то и работа в радость. А вот если нет психологической совместимости (частое явление) с некоторыми членами экипажа, с которым приходится работать в течение длительного времени, тут два варианта или не общаться с этими людьми (что сложно в замкнутом пространстве) либо изменить отношение к данной ситуации. Иначе работа на судне превратиться в постоянную нервотрепку. Да и отрыв от обычной береговой жизни, отсутствие простых житейских радостей и регулярной половой жизни накладывает неизгладимый отпечаток на психику тех, кто находится в море. К тому же работа на судне, в большинстве своем, это интенсивные физические нагрузки, а иногда и чрезмерные.
От постоянного нахождения в металлической коробке, стресса, работы сверхурочно, штормов и качки по полмесяца, когда уже ничего не хочется, а только поспать полчасика, от постоянных переводов часов, здоровье моряка изнашивается колоссально. А эти вечные головняки на судне в виде проверок, веттингов и аудитов, а общение с дотошными судовладельцами, считающих что экипаж пьет много сока или с суперинтендантами желающих сделать ремонт главному двигателю быстро и дешево, и в тоже время работу механика бесплатной и принудительной, а вода из опреснителя, от которой сыпятся зубы, а повара-сталевары, а начальники-самодуры… Минусы, минусы. Имя вам – легион. Задумайтесь, не легче ли податься в бухгалтеры.
И напоследок. Наверное, самое важное, о чем не стоит забывать: работа в море – это всегда риск. Риск приехать с работы без денег или того хуже – инвалидом, риск надолго зависнуть в пиратском плену или поиметь приступ аппендицита посередине Тихого океана, риск попасть в последний шторм или заболеть малярией. Вероятность мала, но она все же существует.
В профессии моряка много плюсов и минусов, но тем, кто твердо решил связать свою жизнь с морем, я дам дружеский совет. Поймите одну простую вещь – моряк ходит в море пока у него есть на это здоровье и силы и он востребован, иначе он сидит на берегу никому не нужный персонаж и остается ему лишь писать мемуары о своих прошлых подвигах.