Дабы не плодить темы
ссылки кликабельны
Микоян Артём Иванович - генеральный конструктор опытного
конструкторского бюро «МиГ», один из родоначальников советской
реактивной авиации, генерал-лейтенант инженерно-технической службы.
Родился 23 июля (5 августа) 1905 года в селении Санаин Тифлисской губернии (ныне - в черте города
Алаверди, область Лори, Армения). Армянин. Брат Анастаса Ивановича Микояна. В 1918 году переехал в город Тбилиси (Грузия). В 1923 году последовал новый переезд в город Ростов-на-Дону, где Артём Микоян поступает в ФЗУ при заводе «Красный Аксай», работал учеником токаря. В 1924 году в дни ленинского призыва (после смерти В.И. Ленина 21 января 1924 года) принят кандидатом в члены
РКП(б). Переходит на работу в главные мастерские имени Ленина железной дороги депо станции «Ростов-на-Дону». Член ВКП(б)/КПСС с июня 1925 года. В ноябре 1925 года переезжает в Москву, где работает токарем на заводе «Динамо». В 1927 году его направляют на партийную работу в Октябрьский трамвайный парк Москвы.
В Красной Армии с декабря 1928 года. В августе 1929 гола Политуправлением Московского военного округа Артём Микоян направлен в Иваново-Вознесенскую военную
школу имени М.В.Фрунзе, где он был избран секретарём комсомольской организации.
После увольнения в запас в 1930 году, работает в Москве на заводе «Компрессор», где вскоре его избирают секретарём партийного комитета завода.
Вновь в рядах Красной Армии с 1931 года. Направлен в счёт «парттысячи» на учёбу в Военно-воздушную
академию имени Н.Е. Жуковского. Здесь, совместно с группой однокурсников, слушатель академии Артём Микоян создаёт свой первый самолёт «Октябренок».
22 октября 1937 года решением государственной экзаменационной комиссии А.И. Микояну присвоено звание «инженер-механик ВВС». Его назначают на 1-й авиационный заводе имени Осоавиахима в Москве сначала военным представителем, а в 1938 году – начальником бюро по серийным истребителям в
Конструкторское бюро Н.Н. Поликарпова. С марта 1939 года Микоян – заместитель начальника конструкторского бюро (КБ)
завода № 1 имени Осоавиахима, а в декабре того же года он вместе с М.И.Гуревичем возглавил группу конструкторов, называвшуюся опытно-конструкторским отделом завода № 1 имени Осоавиахима.
В 1940 году под руководством Микояна (совместно с
М.И.Гуревичем) был создан самолёт-истребитель «МиГ-1», самый скоростной серийный истребитель того времени, предназначенный для действий на больших высотах, и его модификация - «МиГ-3». Знаменательным событием становится то, что «МиГ-1» впервые в СССР испытывается в новой натурной трубе Центрального аэродинамического института (ЦАГИ) – «Т-101».
5 апреля 1940 года осуществлён первый вылет самолёта «МиГ-1». Летом 1940 года осуществлена модификация «
МиГ-1» и превращение его в «
МиГ-3», а в конце того же года началось серийное производство детища Микояна и Гуревича – самолёта-истребителя «МиГ-3». В 1940 году Артём Микоян назначен главным конструктором завода № 1. В начале 1941 года А.И. Микоян направляется с группой советских авиационных конструкторов в командировка в гитлеровскую Германию для ознакомления с немецкой авиационной техникой и авиационной промышленностью.
В 1940-1941 годах самолёт «МиГ-3» строился большой серией и успешно применялся в боевых действиях в начальный период Великой Отечественной войны, хорошо зарекомендовав себя в системе противовоздушной обороны (ПВО) страны.
После начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года КБ Микояна и Гуревича эвакуируется из Москвы. В марте 1942 года А.И. Микоян назначается директором и главным конструктором опытного завода. А в апрель того же года происходит радостное событие - возвращение КБ из эвакуации.
В 1942-1944 годах идёт самоотверженная работа трудового коллектива над опытными истребителями «
И-211», «
И-220», «
И-222», «
И-224». В 1941-1943 годах создан ряд опытных истребителей: «МиГ-7», показавший максимальную скорость 690 км/ч, высотный самолёт «И-224», достигший потолка 14 тысяч метров. В марте 1945 года начались испытания самолёта-истребителя «
И-250» конструкции Микояна с комбинированной силовой установкой, состоящей из поршневого и воздушно-реактивного двигателей, а в Победном мае 1945 года состоялся первый вылет этой крылатой машины.
Артём Иванович Микоян является одним из пионеров реактивной авиации Союза Советских Социалистических Республик. После войны он разрабатывал скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолёты, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении советских ВВС. Среди них «
МиГ-9», «
МиГ-15», «
МиГ-17», достигавший скорости звука, «
МиГ-19» - первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель, «МиГ-21» с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за выдающиеся заслуги в деле создания новой авиационной техники Микояну Артёму Ивановичу присвоено звание
Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Тогда же, в 1956 году, было завершено создание самолёта-истребителя
«МиГ-19» («СМ-3») с катапультным безаэродромным взлётом, и создание опытных сверхзвуковых истребителей «
Е-2А» и «Е-5».
20 декабря 1956 года А.И. Микоян назначен генеральным конструктором КБ «МиГ».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающийся вклад в деле создания новой реактивной авиационной техники Микоян Артём Иванович награждён второй золотой
медалью «Серп и Молот».
Генерал-майор инженерно-технической службы (1946), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1957).
Действительный член Академии наук СССР (26.11.1968).
Последними самолётами, созданным под руководством А.И. Микояна, стали: истребитель «
МиГ-23», первый в СССР самолёт с изменяемой в полёте стреловидностью всего крыла, и истребитель-перехватчик «МиГ-25» со скоростью полёта, в три раза превышающей скорость звука.
На самолётах, разработанных под руководством Артёма Ивановича Микояна, установлено около шести десятков мировых рекордов. Он создал свою школу в самолётостроении, воспитал много высококвалифицированных конструкторов. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 3—8-го созывов (1950-1970 годы).
Жил в городе-герое Москве. Скончался 9 декабря 1970 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 1).
Генерал-полковник инженерно-технической службы (27.10.1967). Награждён шестью орденами Ленина (в том числе 31.12.1940, 1955, 1956, 1965), орденами
Октябрьской Революции,
Красного Знамени,
Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами
Красной звезды, медалями.
Лауреат Ленинской премии (1962). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953).
Бронзовый бюст установлен в селе Санаин (в черте города Алаверди). В Москве на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. Именем Микояна А.И. назван Московский машиностроительный завод. Самолёт "МиГ-17" с бортовым № 31 установлен на постаменте перед зданием главного корпуса Уфимского ордена Ленина авиационного института имени Серго Орджоникидзе, ныне - Уфимский государственный авиационный технический университет.
Это сообщение отредактировал klebstoff1 - 5.08.2014 - 13:43