Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Metall64
18.02.2014 - 15:34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
139
Довольно давно подбирался к гениальному фильму Шукшина, и вот в эти выходные наконец получилось спокойно посидеть и посмотреть внимательно, а затем и заскриншотить интересное. Пора и с вами поделиться найденным мной.
Речь идёт о картине "Печки-Лавочки" (1972) и о её железнодорожной составляющей. А она в ней огромна - из 95 минут фильма 53, то есть 56% содержания, сняты в вагоне. С 18-й по 71-ю минуту. Огромное количество интересных деталей, колоритные типажи пассажиров, одежда и тогдашние привычки. Многое уже сильно отличается от того, к чему привык современник 2010-х.
57 фотографий и комментарии автора

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
Фильм интересен ещё двумя уникальными особенностями:
А) Съёмки происходили перед наступлением т.н. "эры аммендорфов", то есть господства на просторах железных дорог СССР восточногерманских купейных вагонов, ставших в технической истории нашей страны наиболее приспособленными и почти эталонными для массовых дальних многосуточных сообщений, в сочетании с приемлемой ценой производства. Эта эра продлилась практически 30 лет (1974-2004), но о ней подробно как-нибудь позже. Для нашей же темы важно, что Шукшин поместил своих персонажей в наиболее современный купейный вагон отечественного производства как раз перед пришествием на просторы Отчизны "аммендорфов". Наши купейники продержались примерно до середины 80-х, и затем массово сошли со сцены, честно выработав ресурс. Так что нынешний зритель младше сорока "тот" вагон вряд ли помнит.

Б) Стиль Василия Шукшина - снимать как можно более честно и приближенно к реальности, поэтому он гораздо реже прибегал к рязановским или гайдаевским заменам в стиле "выдавать одно за другое для экономии сценического времени и бюджета". И именно поэтому перед нами там развернута обстановка и типажи именно "сибирского" поезда, а не "курортного" ("столица - курорт") - как делало подавляющее большинство его коллег, облегчая себе задачу. Этим фильм и ценен: в историю, к примеру, попал вокзал Бийска и вагон тамошнего сообщения, надписи и детали именно оттуда, из Сибири. Уверен, что и характеры своих типажей он подсмотрел, скорей всего, именно в тех краях. Я и сам многие характеры узнал, они были распространены в те времена.

Сразу предупрежу, что рассмотрю в своём разборе только ж/д часть фильма, и не буду выходить за её пределы. Деталей и зафиксированных моментов получилось очень много, поэтому пришлось частично сократить размах. Но даже и так вышло примерно 120 скриншотов, и я, скрепя сердце, поделил всё это на две части. Посмотрим и некоторые логические приёмы, которые использовал режиссёр.

Кое-что я не понял; некоторые детали не опознал - поэтому пишите в комментах то, чем сможете помочь и уточнить, что помните из деталей. Думаю, коллективно мы сможем раскрыть остатки загадок фильма. Мне важна конкретика в расшифровке канвы, поэтому бесполезные для темы срачеры и флудеры будут вычищаться - чтобы нормальные комменты с уточнениями или вопросами не терялись в общей массе.

1. Итак, начало железнодорожной части (0-17-18): наши герои выходят из ПАЗика и на заднем плане оказывается ж/д вокзал. По фрагменту можно безошибочно опознать вокзал Бийска - тупиковой станции на линии к ст. Алтайская, до которой отсюда 147 км. На Алтайской далее происходит развилка - на Барнаул и меридиональную линию южней Транссиба, на Новосибирск - Томск, на Кузбасс.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
По канве фильма получается, что билет Иван брал прямо на станции - те, что есть в наличии. То есть, перед отправлением, заранее они за билетом сюда не ездили, предварительной продажей не пользовались. Хотя, Бийск - конечная станция и тут заранее продаются билеты с местами, для 1971-72 гг. это действительно.

2. Касса изнутри. Справа хорошо виден стеллаж для картонных твёрдых билетов с фиксированными станциями и тарифом. Кассирша вынимала нужную станцию из полочки и очень быстро оформляла продажу, компостируя билет текущей датой. (Но на 0-18-41 появляется и бланковый бумажный билет, который оформлялся гораздо дольше и тариф вырезался ножницами)

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
3. Рядышком с кассовым окошком изнутри стоит объявление "Уважаемые пассажиры! Просим вас во время работы кассиру вопросов не задавать!". Объявление, скорей всего, реальное, а не реквизит для фильма.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
4. Вокзальный зал ожидания. Станция тупиковая, вокзал сравнительно небольшой. Тут же виден и вход в ресторан ст. Бийск, и автоматические камеры хранения у стенки. Лого на вывеске - Западно-Сибирской ж.д., оно и сейчас нарисовано на электровозах этой дороги, спустя 40 лет после выхода фильма. Окна на перрон широко открыты. Обратите также внимание на широкое распространение шляп у мужчин. А ведь это не столица и даже не облцентр! Мода такая была.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
5. Примета времени: все едят мороженое. Массово, от мала до велика. Недорогие вафельные стаканчики из честного молока или сливок - тогда не было нынешнего пищевого жульничества или жуткой химизации, посему и такая популярность. Максимум, что могло быть - частично подтаявшие стаканчики. И ещё, посмотрите, насколько цветастые были платья у женщин-пассажирок на вокзале, самых немыслимых пёстрых расцветок. Тоже примета времени.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
6. Наконец, приступаем ближе к железной дороге - режиссёр показывает нам издалека вагон (0-18-51). Тамошний, судя по коду ЗС на стенке. Все снималось честно, там. На кадре, тут уже спиной, колоритнейший типаж поджарого белобородого дедушки с чемоданом, он резво бежит к поезду. Но чуть раньше дедушка показан с лица, посмотрите. Он тоже в шляпе, по тогдашней моде.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
Действие переносится в вагон. Сперва Иван для пущей важности держит газету (по шрифту и заголовкам - вроде "Правда", но даты не разобрать), но потом вступает в беседу с соседом, явно командировочным. Тут Шукшин взял типаж классического советского интеллигента-зануды, наделил его всеми нужными атрибутами (шляпа, залысинки, очочки, назидательный тон, высокомерие, язвительность) и исключил индивидуальности - чтобы зритель не сомневался в образе. Этот типаж тут ещё и сутяга - такой был нередок в советское время. В наше время сутяга преобразовался в "юридически подкованного" и несколько видоизменился.

7. Сидят в купе, окно в проходе открыто. За Шукшиным видна лесенка на верхнюю полку.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
Раз они сели на конечной станции, то интеллигент-сутяга явно не местный. Возможно, снабженец одного из бийских заводов. Или может, барнаульский, а то и новосибирский работник - приезжавший "в глушь" решать вопросы с подчинёнными предприятиями. Вот ему и попалась "дярёвня". Любопытно, что диалог сразу принимает агрессивный и назидательный (со стороны "городского") характер. Обычно среди попутчиков в поезде это прямо сразу не происходит - нужно примерно полчаса-час на взаимное прощупывание; но здесь действие сжато.

Появляется проводник. Старый, наверное, всю жизнь проводничит. В руках - 4 комплекта белья, два он отдаёт Ивану и Нюре. Интеллигент своего комплекта почему-то не получает. Может, едет недалеко, к примеру, только до Барнаула?

8. "Постель будете брать?" - то есть, можно и не брать. Даже в купе. Сейчас так нельзя, постель входит в цену билета. В советское время - только отдельно.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
Иван не знает, что за постель нужны отдельные деньги; Нюра держит деньги в чулке - сутяга окончательно убеждается, что перед ним "деревенские лохи", не знающие внешних реалий, и можно безнаказанно покуражиться. Из разговора выясняется к тому же, что 40-45-летний мужик, явно не так плохо зарабатывающий и с весьма складной речью, едёт в дальнем поезде первый (!!!) раз в жизни. Просто подарок для сутяги-интеллигента!

9. Бельё в руках проводника составлено из отдельных элементов, выдаваемых пассажиру - тогда не было запаянных комплектов, до этого у нас почему-то додумались только в середине 90-х, когда "китайка" стала сверхмассовым фокусом.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
10. Пока идёт разговор с подколочками, по проходу пассажиры ходят за чаем. Девушка с пустыми стаканами идёт набирать.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
11. Другой пассажир несёт уже горячий чай. В подстаканнике, кольчугинском типовом. Стаканы тонкие, негранёные - такие часто бились.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
12. Разборка с Иваном, интеллигент наезжает. Проводник по всей форме, в пинжаке, фуражке и при знаках различия. Окно в проходе закрыто.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
13. Через несколько мгновений окно уже каким-то чудом открыто smile.gif
И интеллигент выражен в кадре хорошо. Определённо, Шукшин сотворил этот типаж с обобщением эталонного облика - таким мерзкий городской подкованный сутяга и должен выглядеть в глазах зрителя. "Профурсетка в штанах и шляпе!".

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
14. Сутяга убегает искать управу на принаглевшего деревенского простачка; по пути - другая проводница этого вагона. "Где старший проводник?". То есть, и в вагоне была иерархия - старший и обычный проводник. Окно широко открыто.
И да. Запомните интерьер вагона, без поперечных деревянных перекладин - двери гладкие. Ниже вы увидите, что некоторые более поздние сцены снимались в другом вагоне.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:44
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
15. За нашими героями - прочная сеточка для мелких вещей, с поперечиной для полотенца.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:44
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
16. Купе в объёме. Столик небольшой, на нём - тонкий стакан с 2-мя ободками. И - пепельница, штатно! Как смогли снять такой ракурс, прямо от стены - ведь камера занимала немалое место? Видимо, проделали дырку из соседнего купе.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:44
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
Наконец, сутягу переселяют в другое купе. Это было просто - так как на промежуточных станциях не было продаж на фиксированное место и проводник мог на перегонах варьировать свободными местами в вагоне, как хотел. Только перед большими станциями, типа Новосибирска или Омска, он отдавал сводку по местам начальнику поезда и тот радировал по рации для продаж за 1-2 часа на такой станции.

Приступаем к следующему акту.
На 24-й минуте на сцене появляется самый колоритный типаж - железнодорожный "гастролёр". Попросту, вор.

17. Гастролёр-Бурков стоит в вагоне со стороны нерабочего тамбура, около туалета. Видимо, зашёл с соседнего вагона, с добычей. Он свободно курит - оно было не запрещено тогда внутри вагона.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:45
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
18. Перегон неэлектрифицирован. Но за окном периодически и даже часто видны клубы белого дыма (0-23-32) - состав ведёт не тепловоз. Спутать невозможно. Какой-то явно паровозный перегон, видимо под П-36 или С(у). Иван подходит и прикуривает, оба дымят за милой беседой.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:45
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
Первичный диалог Ивана и гастролёра-Виктора (0-23-40 и далее) смоделирован Шукшиным мастерски: явно видно, что Василий Макарович был хорошо в теме, таких типажей. Точные, предельно конкретные вопросы одного и пространные рассуждения второго, желающего выговориться после стресса. И я таких помню. Первый - психолог, второй - жертва. Правда, сейчас не совсем жертва - так как Бурков с добычей, и ему просто нужно временное укрытие.

19. Первое знакомство с Нюрой. На Буркове - шикарный кожзамовский пиджак, писк тогдашней моды. И водолазочка (бадлон по-питерски). В общем, гастролёр прикинут "на пять".

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:46
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
20. Ещё вид бурковского пиджака из кожзама.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:46
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
20а. Проводник приносит чай. Кольчугинские стандартные подстаканники. На рельефе, скорей всего, или Спасская башня или спутник (тут не видно). Бурков курит.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:46
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
21. А тут - внимание! На кадре хорошо видно отличие советского вагона от аммендорфа: если у гдр-овцев пластик был гладким, то наш вагон практически всегда - с рифлёностью на покрытии. Заходишь внутрь, и в самом начале прохода по такому рифлению безошибочно видишь, что не аммендорф.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
22. Проводница разносит чай по вагону.

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Metall64
18.02.2014 - 15:47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 14167
23. Разговор в купе. Прямо внутри свободно курят, и на столике штатно стоит пепельница. По советским временам помню, что это зачастую доставало, пока не ограничили (примерно конец 80-х).

Печки-Лавочки: железнодорожный ракурс.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27993
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх