7. Еще совсем недавно власти громогласно объявляли о намерении создать между Саками и Евпаторией «Украинскую Анталию». (Да, кстати, я лично видел некоторые зарисовки и слышал красивые сказки по поводу того, что рядом с Евпаторией собираются построить второй Лас-Вегас).
«Думаю, что эту идею можно перечеркнуть, - комментирует сегодняшнюю ситуацию О.Родивилов. - Я уже не говорю о воздухе - при перевалке 140 миллионов тонн груза, даже если с каждого контейнера упадет по пылинке, представляете, что будет с атмосферой?! Кроме того, запланировано строительство нескольких новых железнодорожных веток - от Сак на Симферополь и Джанкой вагоны пойдут сплошным потоком».
Резко против строительства китайцами большого порта и зернохранилищ выступили крымские ученые-экологи. Любые дноуглубительные работы неизбежно приведут к окончательному размыву и исчезновению песчаных пляжей Каламитского залива и всего Западного Крыма. Здешние берега уже гибнут из-за добычи песка на озере Донузлав.
С открытым обращением к премьер-министру АРК Анатолию Могилеву выступили руководитель ассоциации «Экология и Мир», профессор Виктор Тарасенко и ряд его коллег.
«Ни инвестор, ни разработчик проекта не имеют опыта возведения крупных портовых объектов. Об отсутствии такого опыта свидетельствует выбор территории под строительство уникального по своим масштабам портового комплекса», - говорится в обращении.
Опасения экологов косвенным образом подтвердил сам премьер Могилев. «Компания, с которой идут переговоры о строительстве глубоководного порта, в настоящий момент занята строительством канала, параллельного Панамскому»,- рассказал он на декабрьском заседании Совмина автономии.
Инвестор строительства канала между Атлантикой и Тихим океаном - китайский телекоммуникационный магнат Ван Цзин. Опыта возведения портовых объектов г-н Цзин, действительно, не имеет. А «Панамский канал-2» пройдет через уникальное озеро Никарагуа - и мировая экологическая общественность убеждена в скорой гибели крупнейшего пресного водоема Латинской Америки.
Но и это не всё!
Совместно с планами строительства глубоководной гавани в Сакском районе китайцам отдают Камышовую бухту и рыбный порт Севастополя. В беседе с агентством «Новый Регион» политолог Андрей Никифоров пытается понять истинные резоны китайской стороны на нашей земле:
- Для того, чтобы поток грузов дотянуть в крымские порты из Китая, нужно не только проделать трансконтинентальный морской путь, но и протащить через «игольное ушко» Босфора и Дарданелл, а потом, сделав круг, довезти в Европу. Поэтому организация такой мощной перевалочной базы была бы разумнее на Средиземноморье. Кроме того, у соглашения есть и другие мотивы, которые вовсе не обязаны совпадать с декларируемыми целями. Проекты такого масштаба носят не только экономический характер».
В обмен на продовольствие Китайская национальная корпорация по зарубежному сотрудничеству обещает восстановить системы искусственной мелиорации на пахотных землях. Эти поля формально останутся госсобственностью, но будут использованы под выращивание кукурузы и пшеницы для нужд китайского народа.
Крымский вице-премьер Темиргалиев убеждает - мол, «китайские партнеры согласились с двумя нашими принципиальными условиями - земля в собственности государства Украина и местная рабочая сила». Крымчанам сулят новые рабочие места. Но кто реально займет эти места? На самом деле, даже при нынешних минимальных объемах аграрного производства работать на селе сегодня некому. Таврическим хлеборобам хватает сил засеять пшеничные поля. А на уборочную в порту Евпатории разгружаются турки - со своими комбайнами и комбайнерами.
Получив землю, китайцы сами ее заселят и обработают. Номинальная «собственность государства Украина» ни в коем случае не помешает посланцам Поднебесной навсегда сделать эту южную степь своей второй родиной. И у кого хватит сил отправить их домой?
Высосанная до остатка Таврида способна дать китайцам лишь треть от запланированного вывоза зерна. Остальное возьмут на трех миллионах гектаров в Днепропетровской, Херсонской и Кировоградской областях. Это десятая часть всех украинских угодий.
Минимальный срок аренды 50 лет. Далее до бесконечности. Так, соглашение на первые 100 тысяч гектар Днепропетровщины подписал Синьцзянский производственно-строительный корпус. Специально оговорено, что на арендованных участках будут трудиться китайские бригады. Общая численность работников корпуса составляет больше 2.5 млн. человек, а сформирован он Народно-освободительной армией Китая.
Похоже, те же самые «спецы по капельному орошению» собрались освоить Крым и зерновой мега-порт - только начало... Наверное, потому украинские власти отказались комментировать этот проект. На президентском портале о меморандуме нет никакой информации.
зы: у меня все. это пиздец Т_Т