Речь пойдет о некоторых особенностях в ремонте различных плавсредств в Норвегии.( совсем чуть-чуть)
Вот, например, этот небольшой рыбацкий кораблик..
Собственно говоря, я помню, что кораблем допустимо называть военное судно и парусное. Однако , в чужих языках народ не загоняется на эти грамматические превратности и все эти посудины называет одним словом – бот.
Обычно такие небольшие суденышки ремонтируют сами рыбаки или владельцы , которые ловят рыбу с помощью этих плавсредств. Это касается , как правило, несложных поломок и обслуживания. Но при возникновении каких-то сложных неисправностей, им приходится прибегать к помощи специализированных ремонтных предприятий( на котором потихоньку мантулю и я
)
Главный козырь такой конторы- возможность вытащить кораблик на берег. Ведь невозможно вытащить приводной вал гребного винта , если судно находится в воде. Если судно большого размера, то используется платформа на колесах , сползающая на рельсах в воду. По ней судно вытаскивают на сухой док. Если же кораблик небольшой, то используют подьемный автокран, который может поднять 20 тонн на высоту 80 метров, типа либхер..). Это обычно происходит быстро, (автокран приезжает быстрей, чем эвакуатор за автомобилем в городе.) Правда стоит это недешево- (только водиле- крановщику за час капает около 160 долларов зарплаты)… Однако- платит за все страховая.
С этим корабликом( что на картинке в начале), случилось нечто такое- каким-то образом он сполз с крутого берега ( вроде ненадежно его поставили ) Попав на мель, завалился на бок и был поглощен морской водой прямо на половину, то есть затонула вся его левая часть .
Вытащили его лишь на следующий день.
Этот кораблик сделан из клееной стеклофибры ( вроде толстого стеклотекстолита) Поэтому морская вода не сильно повредила корпус и части. Однако владельцы судна были не уверены в том, что мотор и коробка не набрали воды. Поэтому было принято решение- вытащить и то и другое. Мотор надумали менять давно, а вот коробку с гидротрансмиссией решили проверить на предмет коррозии внутри. А заодно поменять подшипники и сальники. Я не думаю, что все это было необходимо. Однако , в таких случаях за все платит страховая компания.
Главное, чтобы технический эксперт туда предоставил отчет о состоянии узлов. Поэтому решено было тупо все разобрать. А что менять - решает страховая.
(Страхуют свои суда практически все владельцы. Регулярно платят взносы и в случае крупной поломки получают деньги на ремонт. Кроме того, им оплачивают вынужденный простой , например , зарплату матросам.
Кстати, заметил, что многие некрупные судовладельцы иногда затевают какие –нибудь ремонтные проекты, требующие серьезных вливаний денег страховой. Убеждают страховую компанию в том, что , например, судну необходима реконструкция. При этом сами умудряются выкружить с этого ремонта себе , к примеру, стройматериалы для дома, краску и т. п. , подсовывая страховой потом счета на оплату).
Вообще кораблики иногда , случается, тонут прямо у берега. Это случается , когда происходит неисправность у постоянно действующей откачивающей помпы… Как правило, за этим следит датчик уровня. При достижении определенного уровня , включается насос( запитанный на постоянку) Но если что-то не сработало , то прибывающая вода затапливает судно . ( особенно, если есть неплотность в месте выхода вала привода винта.. а это случается часто). Приходят люди к пристани( особенно после праздников) - а из воды торчит только надводная часть . И начинается очень геморройный труд по замене всего…Морская вода портит все, кроме пластика и стекла
)
Итак, по моим наблюдениям, одно из самых трудных моментов в ремонте главных агрегатов на малых судах – это очень малые пространства для размещения двигателя и коробки. Создается впечатление, что некий конструктор не подозревал о вероятных ремонтах. Либо , подобно Хадже Насреддину , был уверен, что через 30 лет ,
либо эмир , либо ишак помрет либо корабль пустят в утиль, либо он просто тупо потонет где-нибудь очень далеко от берега. И тогда можно не волноваться, что кто-то упрекнет в плохом проектировании. В качестве примера, вспоминается один такой кораблик, у которого мотор и трансмиссия находилась в крохотном пространстве – в самом низу в передней части судна , прямо под каютами, туалетом и камбузом. Далее приводной вал проходил вдоль , в самом низу, через все судно и состоял из двух коротких валов. Вся общая длина приводного вала составляла метров 12 . Опорные подшипники и соединительные муфты были недоступны ни для ремонта , ни для контроля. Все это после сборки на заводе было наглухо заварено алюминиевым листом 8 мм с ребрами жесткости. Этот лист являлся дном большого резервуара для выловленной рыбы, которую хранят там некоторое время во время лова.
Через некоторое время, сварочные швы в низу потеряли герметичность и вся эта рыбная жижа проникла насквозь в полости ,где находились вал, подшипники и муфты. Со временем все это порядком протухло. Когда запустили откачивающий насос, то запах стол вокруг тошнотворный. Мутная серая гнилая жижа вытекала в море и только ветер немного помогал дышать.
От воды разрушились подшипники, от вибрации – разбило муфту и в итоге винт не вращался, хотя мотор работал. Требовался серьезный ремонт со вскрытием.
После откачки рыбного бульона ко мне на помощь прислали двух поляков с болгарками.( они норвежский и английский не знали, с некоторыми удавалось обьясниться на русском, поэтому решили, что наиболее эффективно будет , если я покажу им где и что вырезать )
Я нарисовал маркером длинный прямоугольник, вдоль алюминиевого днища резервуара- будущий проем , через который надо было доставать весь этот триппер с ржавыми валами и разрушенными подшипниками , пропитанными запахом тухлой рыбы.
Кто-то скажет- нахрен такая работа… Я ее специально не выбирал . Она выбрала меня . Оно конечно, но с одной стороны,надо подумать, вроде не в канализации копаешься.
Однако, предприятие является вроде судоремонтным. Однажды на ремонте был пассажирский скоростной катамаран, полностью из алюминия.. Там появилась трещина в септик-баке ( это то, куда все стекает с таулета ). Я то еще отсоединил от него пару фланцев и снял верхний люк. А вот сварщику пришлось лезть прямо внутрь этого бака и заваривать трещину изнутри.
Потому, что , опять же, никто не подозревал , что бак этот вдруг понадобится поменять…Вытащить его возможности не было.
Очень многие крупногабаритные узлы монтируются на судна при сборке. Потом все наглухо заваривается. Обратной дороги нет.
Это сообщение отредактировал vistador - 13.09.2012 - 01:03