07. Когда в 1997 году Украина и Россия делили флот, из предложенного украинское руководство выбрало именно Б-435, назвав ее «Запорожьем», а соответствующая область взяла шефство над лодкой.
И хотя с того времени субмарина ни разу не вышла в море, бывший командующий ВМС, а ныне вице-адмирал в отставке Владимир Бескоровайный считает, что и принять «Запорожье» в состав ВМС, и как можно быстрее ввести в строй - необходимо. «Лодку нужно вводить в боевой состав ВМС как можно быстрее, - говорит Бескоровайный. -
Хотя и существует утверждение, что U-01 уже устаревшая, могу сказать, что это единственная из трех субмарин, которые мы должны были получить в результате распределения, которая была в удовлетворительном техническом состоянии и требовала меньших затрат на ремонт. Остальные предложенные нам лодки не выдерживали никакой критики и могли послужить флоту только как первоклассный металлолом». По мнению господина Бескоровайного, «Запорожье» можно модернизировать с точки зрения электротехнического оборудования и установить более современные виды вооружения.
Восстановления и возвращения в строй ДЭПЛ «Запорожье» - инициатива бывшего министра обороны Юрия Еханурова. Предыдущий министр Анатолий Гриценко заявлял, что лодка не имеет перспектив в структуре ВМС, поэтому её надо списать и продать.
С «идеальной» точки зрения, теперешнего председателя Комитета ВР по нацбезопасности и обороне можно понять: лодки проекта 641, такие как «Запорожье», списаны и утилизированы в подавляющем большинстве стран, которые в свое время их имели: Россия лишилась своих 641-х до 2000 года, в 2003-м две своих лодки «демобилизировала» Польша.
Подводными лодками этого типа СССР в свое время снабжал своих союзников, поэтому они есть у Северной Кореи, Ливии и Кубы. Индия из своих четырех субмарин этого класса оставила две - для тренировок противолодочных кораблей.
Именно для тренировок, а также для того, чтобы поддерживать существование подводников «как вида» в украинских ВМС, нужно-таки поставить «Запорожье» «на ноги», говорят сторонники ремонта подводной лодки. Цена вопроса - около 2,4 миллиона долларов. Цену же продажи «Запорожья» в страны «третьего мира» назначают около 50 - 70 миллионов долларов.
Помимо цены, вопрос имеет еще и историю. Практически с 1997 года, когда при распределении Черноморского флота субмарина досталась Украине, она простояли на ремонте.
22 февраля 2003 года в Балаклаве «Запорожье» уже торжественно спускали на воду после окончания докового ремонта. До выхода в море осталась самая мелочь - установить новые аккумуляторные батареи вместо старых. Батареи решено покупать у греков, компании «Германос С.А.». Купили, отдали 3,5 миллиона долларов, и только тут выяснилось, что в иностранных батареях не подходят клеммы к советской субмарины, да и по габаритам они не очень подходят.
Поэтому «Запорожье» осталась стоять у причала 13-го судоремонтного завода в Севастополе еще шесть лет, а неподалеку - греческие батареи, накрытые навесом.
Май 2007.
Это сообщение отредактировал КонструкторСмерти - 22.03.2011 - 06:11