А вот малоизвестный, но интересный бой на периферии:
Итак 11 ноября 1942г, на юго-западе от Кокосовых островов встречаются два однотипных вспомогательных японских крейсера «Хококу Мару», «Айкоку Мару» и голландский танкер "Ондина" под охраной англиского тральщика "Бенгал".
Придется сделать нудное отступление от сюжета, для полноты картины, чтобы обрисовать силы сторон.
Во-первых не стоит обращать слишком большое внимание на громкое название крейсер. Ибо скромное прилагательное вспомогательный меняет значение очень сильно. Вспомогательный крейсер, это не боевой корабль, а вооруженный гражданский, и разница тут очень и очень значительна.
Итак водоизмещение (то бишь размеры) крейсеров составляло 10 тыс. тонн, скорость 21 узел, вооружение 8 - 140мм артустановок (5 в бортовом залпе). Мелочи в виде зениток и торпедных аппаратов (которыми удобно топить транспорты, что и было главной задачей этих крейсеров) учитывать не будем, сосредоточимся на главном.
Противники, британский тральщий водоизмещением 650 тонн, скорость 16 узлов, и одно 76-мм орудие (боекомплект 40 снарядов). Танкер (которого и охранял данный тральщик) имел водоизмещение 6,3 тыс тонн , скорсть 12 узлов и одно 102мм орудие (боекомплект 32 снаряда).
Кто кого охранял - неясно.
В общем соотношение сил примерно как у Меркурия с турками, по артиллерии едва ли не хуже.
И удрать тоже не получится (Меркурий тоже имел скорость ниже как своих товарищей, которые были с ним в дозоре (фрегат и бриг) и удрали от турков, так и собственно турков).
Командир тральщика приказывает танкеру действовать самостоятельно (подразумевая бегство), а сам чтобы выиграть время и отвлечь противника идет в атаку.
Все честь по чести, в меру профессионально, в меру героично...
И тут начинается комедия. Пусть несколько драматичная, но комедия...
Акт первый:
Капитан танкера здраво рассудив, что на 12 узлах далеко не убежишь, пришел на помощь своему защитнику. Причем имея более крупнокалиберное орудие и более устойчивую артиллерийскую платформу (с крупного корабля стрелять точно значительно проще, чем с небольшого), танкер добивается попадания уже третьим (!) выстрелом. Бенгал претендует на первое попадание только шестым (что тоже отличный результат, особенно для тральщика) выстрелом. Оба корабля сосредоточили огонь на ближайшем к ним «Хококу Мару».
Очередное попадание приходится ему в заряженный топредный аппарат. Офигительное головотяпство на незащищенном корабле в артиллерийском бою держать торпедный аппарат заряженным. Видимо добыча представлялась уж совсем беззащитной. Большой взрыв, пожар, утонул. Хотя и далеко не сразу. Однако пожар вышел из под контроля, командир приказал оставить корабль и огонь добрался до погребов боезапаса и...
"Бенгал" получив значительные повреждения и в результате маневров оказавшийся далеко от танкера вышел из боя. Однако второй японец начал гвоздить танкер. И добился при этом определенных успехов. Расстреляв последние 12 снарядов по приближающемуся японцу, капитан танкера приказал застопорить машину, спустить флаг и покинуть корабль. Через минуту он погиб от осколков очередного попавшего снаряда.
«Айкоку Мару» выпустил по танкеру 2 торпеды, которые сделали огромные пробоины и придали крен в 30 градусов. Торопливо обстрелял шлюпки с экипажем танкера и отправился спасать экипаж совего незадачливого собрата.
Конец первого акта.
Весьма достойный конец, надо сказать. Значительно уступая противнику в силах, союзники смогли причинить ему значительные потери.
В антракте:
Будь танкер груженым - затонул бы через несколько минут. А тут: ну накренился... но этим дело и ограничилось... Японцы, будучи старательными ребятами, после спасения экипажа второго крейсера вернулись и выпустили по бедному танкеру еще одну торпеду. Но промазали. Точнее торпеда прошла мимо из-за технической неисправности... Терпение японцев тоже имеет предел и они, решив что и танкер и команда как-нибудь и сами затонут со временем ушли восвояси...
Акт второй:
Первый помошник капитана танкера увидев что танке не тонет - предлагает вернуться. Однако его стремления (кроме одного австралийца) никто не разделяет, считая что танкер может затонуть в любой момент и тогда всем хана. Применив кнут и пряник первому помошнику удается набрать спасательную команду. В процессе спасательных работ, убедившись, что танкер пока не тонет, вернулись и остальные члены экипажа.
Машина не пострадала, пожары удалось потушить, а крен спрямили контрзатоплениями. К вечеру удалось раскочегарить топки и запустить машину. Через неделю танкер пришел во Фримантл совершив 1400-мильный переход. На день раньше к родным берегам пришел "Бенгал".
Такая вот нелепо-комедийная заварушка между практически гражданскими судами, закончившаяся весьма неожиданными результатами.
Это сообщение отредактировал Navigobear - 20.01.2011 - 21:53